Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;

Содержание

Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

    Семья группы риска – тип семьи, в  которой существует некоторое отклонение от норм не позволяющие ее определить как благополучную. Отклонения не стали  дезадаптирующим факторам, но осложняются другими отрицательными характеристиками. Не соответствие социальным  стандартам не осознается членами семьи как важная проблема способная нарушить жизнедеятельность такой семьи. Семьи группы риска занимают промежуточное положение между благополучными и не благополучными семьями.

      Семья группы риска – это неблагополучная семья, в которой существует 2 вида риска.

      Первый  вид риска связан с опасностью для общества. Такая семья представляет опасность для общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитание детей, чаще всего асоциальным. Второй вид риска связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развеваться нормально, так как в семье отсутствуют условия для нормального, психического и физического развития ребенка.

      Заслуживает особого внимания классификация методов, разработанная Р.В Овчаровай., в которой могут пользоваться специалисты, работающие с неблагополучной семьей, как в процессе диагностики, так и в процессе психолго – медика – социальной коррекции оказание помощи семье.

      Семья – это основанное на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями к друг другу10.

      Семьей  так же называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношениями между людьми, в рамках  которого осуществляется основная часть их повседневной жизни; сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья это сильнейший источник эмоциональных реакций в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку принятия рекреацию.

      Семья является сложным образованием   как социальный институт совокупностью норм санкций образцов поведения и в тоже время является объектом семейной демографической политики. В семье происходит регламентация отношений между супругами, родителями, детьми и родственниками.

   С точки зрения взаимоотношений ее членов семья рассматривается как  малая группа связанная взаимной моральной ответственностью и психологической  поддержкой. Все члены семьи знают  что хорошо, что плохо, какие поступки не одобряются в семье, а какими гордятся. Человек, живущий в семье часто не задумывается о своем личном выборе, многих решениях, так как они приняты на основе системы семейных правил.

      В семье складывается внутренняя система  оценок, которая позволяет человеку узнавать, создавать представление о себе: любимый или не желанный, добрый или злой, красивый или невзрачный, соответствует ли он социальным нормам и требованиям. Традиции, семейные нормы играет защитную роль, ограничивают пространство, личную ответственность человека семейными рамками, формируют самосознание по средствам предъявление образцов поведения. Таким образом, в семье естественно складываются необходимые условия нормального развития, которое невозможно создать искусственно вне семьи.

      Принимая  семью в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать: ее структуру окружения, функционирование, традиции.

      В семье находят отражения все  социальные проблемы характерны для  социального общества, поэтому в  ней в той или Инной мере применимы все виды технологии социальной работы.

      Семейные связи эмоциональны, иррациональные, и во многом бессознательно могут влиять на человека. В  случае если человек испытывает зависимость от родительской семьи у него появляются жизненные сценарии, формирующие его судьбу. Они как правила повторяют родительскую семью. Сценарий отличается тем, что он формируется  в раннем детстве родителей включает образ жизни, который приносит успех или не удачу, вызывает доверие и убежденность человека, создавая его индивидуальный мир.

      Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.

     Логично сделать  вывод:  причин  семейного  неблагополучия  может быть  несколько,  и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая – второстепенную.

Вывод по 1 главе:

     В ходе изучения теоретического материала, мы выделили, что представляет семья  в современном обществе, причины  ее неблагополучия, ее современное состояние.

     Нами  так же были выделены особенности  семей, ведущих аморальный образ  жизни. Так же отметили, какое значение для государства имеет семья, ее создание. Хотелось отметить то, что  семья – как главный институт жизни, в нашем гуманном обществе имея главную роль, семья, что касается ее создания и развития рассматриваться государством, должно в первую очередь, так как от воспитания, мировоззрения. Нашего народа будет зависеть наша обстановка в мире.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Социальная работа с семьями, ведущими аморальный образ жизни

2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни 

     Методы  социальной работы включают индивидуальное консультирование, клиническую социальную работу, групповую работу, социальную педагогику, восстановительную работу с семьями и терапию, а также работу оп обеспечению людям доступа к услугам и ресурсам в сообществе. Активность социального работника также связана с выполнением административных функций, организация сообществ и социальная и политическая активность с целью повлиять на социальную политику и экономическое развитие. Общая направленность социальной работы может быть общей, но приоритеты практической деятельности будут варьироваться в зависимости от страны и времени, под влиянием культурных, исторических и социо - экономических условий.

   Как показывают данные мониторинга одного из районов труднее всего устроить следующие критерии семейного неблагополучия: структурные дефекты семьи, дефекты  социально значимых качеств личности родителей, дефекты стабильности брака, дефекты материального – бытового характера.

     А  выбор форм  и  методов  воздействия  на семью  зависит от ведущей причины  семейного неблагополучия11.

     Работа  с неблагополучной семьей проводиться  по следующим этапам:

     1-й  этап. Установление контакта, налаживание  доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

     Средства:

     1) беседа, установление сроков следующей  встречи (приглашаются родители  в школу);

     2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.

     3) заполнение социального паспорта, карты психологической помощи, карты  психолого-медико-социальной помощи  ребёнку (приложение 1)

     4) в начале каждого учебного  года осуществляется точная диагностика личности и среды. Целями диагностики являются:

        Раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;

       Координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;

        Ознакомление семей с правовыми нормами.

     С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка - мама, папа - ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие с семью могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

     2-й  этап. Изучение семьи.

     1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

     2) Диагностика причин семейного  неблагополучия. Средства:

посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых  условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

     3) Использование методов психологической  диагностики (тесты, проективные  методики и т.д.).

     3-й  этап. Обработка результатов социально-педагогической  и психологической диагностики.  Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

     4-й  этап. Выбор форм и методов  работы в зависимости от ведущей  причины неблагополучия и путей  их реализации.

     -   Семья, где родители злоупотребляют  алкоголем

     - Конфликтная семья, требующая  коррекции внутрисемейных отношений

     - Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями.  В такой семье ребенок испытывает  недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи  и поддержке со стороны педагогов,  общественности, социума.

      - Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.

     -  Воспитание детей ближайшими  родственниками (бабушка, дедушка,  дядя, тётя). Приемлемы следующие  формы и методы работы: индивидуальные  беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

     5-й  этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание  динамики развития детско-родительских  отношений. Изучение психологического  микроклимата в семье.

     6-й  этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

     Методическая  работа:

     1. Изучение новинок методической  литературы по вопросам коррекционной  работы с неблагополучной семьёй.

     2. Выявление, изучение и распространение  наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.

     3. Подготовка программно-методического  обеспечения для осуществления  работы по сопровождению семьи:  памятки, рекомендации, выработка  алгоритмов деятельности. Также  в работе   с    неблагополучными   семьями   можно   использовать   такие   психолого-педагогические   методы   как: метод «поиска ресурсов»,   метод  «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на которые надо ориентировать родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

     Практический   опыт   психолого-педагогического   сопровождения   позволяет   утверждать,   что наиболее эффективными являются следующие мероприятия:

     - Диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно-правовой тематики, как для детей, подростков так и для членов их семей, открытые уроки для родителей, совместные мастерские;

     - Занятия в тренинговом режиме  для подростков, направленные на  формирование позитивных установок  на ЗОЖ, отработку навыков уверенного  поведения и умения противостоять давлению в обществе;

     - Родительские лектории по проблемам  воспитания детей и подростков;

     - Занятия по психологическому  просвещению педагогов;

     -Формирование  семейных ценностей: 

   - Творческие семейные выставки;

  -Работа совместных объединений детей и родителей;

Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями