Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;

Содержание

Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

-   Конфликтов  не бывает

5. Удовлетворены ли вы своим положением в семье?

-   Да

-   Нет

-   Не совсем

6. Если вы не удовлетворены своим положением, укажите причины:

-   Высокая требовательность, суровость

-   Низкие  материальные возможности, отсюда  полная экономическая зависимость

-   Равнодушие  со стороны родных

-   Пьянство, моральная распущенность

-   Отсутствие  внимания и чуткости

-   Недостаточный  уровень общей культуры

-   Непонимание

-   Отсутствие  общих интересов

-   Грубость  в обращении

-   Несправедливое  распределение домашних обязанностей

7. Каков среднемесячный доход в семье?

-   Не знаю

-   300 рублей (ниже - выше)

-   500-1000

-    1000 и  выше

-   Очень  высокий

8. Удовлетворены ни вы взаимоотношениями…?

а) С отцом:

- Удовлетворен

- Не удовлетворен

- Не совсем

б) С матерью:

- Удовлетворен

- Не удовлетворен

- Не совсем

в) С бабушкой:

-   Удовлетворен

-   Не удовлетворен

-   Не совсем

г) С братом (сестрой), если таковые имеются:

-   Удовлетворен

-   Не удовлетворен

-   Не совсем

9. Советуетесь ли вы с родителями?

с отцом, с матерью, с обоими:

-   при покупке вещей

-   при подготовке  уроков

-   при выборе  наряда, прически на вечер

-   при выборе  друзей

-   не советуюсь 

10. Считаете ли  вы религиозные обряды полезными?

- Да

- Нет

- Не знаю

11. Где вы живете?

- В собственном доме

- В приватизированной  квартире

- В муниципальной  квартире

- В однокомнатной  квартире

- В двухкомнатной  квартире

- В трех —  четырехкомнатной квартире

12. Какие качества характерны для вашей семьи?

- Взаимопонимание, сплоченность

- Взаимная требовательность

- Уважение друг  к другу

- Любовь

- Поддержка

- Равнодушие  друг к другу29

- _____________________ 

Приложение 4 

     Содержание  индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего.

Направление реабилитационной работы Содержание  реабилитационной работы Исполнители
     
    Социально-правовая помощь
определение социального  статуса несовершеннолетнего;

восстановление  документов;

оказание социально - правовой помощи;

формирование  положительной школьной мотивации  и

снижение уровня школьной дезадаптации у воспитанников

школьного возраста;

работа с семьей

Социальный  педагог,

Специалисты по

социальной работе

 
 
 
Медицинское оздоровление
консультации  врачей;

лечение;

профилактика  заболеваний;

закаливание;

ЛФК;

витаминизация;

развитие физических качеств;

привитие навыков  здорового образа жизни

Медицинская сестра,

воспитатели

Психологическая коррекция развитие познавательных психических процессов; формирование адекватной самооценки; коррекция тревожности; коррекция агрессивного поведения; стабилизация эмоциональной сферы; развитие коммуникативных навыков Педагог- психолог
Педагогическая  коррекция восстановление  нарушенных связей со школой, адаптация  в

школьной среде;

повышение уровня школьной мотивации;

снижение уровня школьной дезадаптации;

коррекция отклонений интеллектуального развития;

развитие навыков  конструктивного общения;

содействие в  получении трудовых умений и навыков;

общественно - полезный труд;

организация досуга (кружки, секции);

развитие индивидуальных творческих, спортивных, организаторских  способностей ребёнка

учитель-деф-

фектолог,

социальный

педагог,

инструктор по

труду,

музыкальный

руководитель,

воспитатели

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Современное состояние российской семьи, в условиях переходного общества, процессов  ее развития, трансформируется функцией такого явления как неблагополучная семья. В современных условиях развития общества проблемы социальной защищенности человека, семьи становятся наиболее актуальными и первоочередными. Население многих стран мира оказалось в крайней сложной ситуации ввиду (____) в экономике растущей в инфляции, острых  межнациональных конфликтов, локальных войн  и т.д. При этом резко сокращается рождаемость, возрастает смертность, что приводит к депопуляции населения. Ухудшается все параметры качества населения – его здоровья, образовательный и профессиональный потенциал, происходит культурно – духовная деградация, особенно среди молодежи, растет отклоняющее от нормы поведение – преступность, наркозависимость, алкоголизм, суицидное поведение и самоубийство, увеличивается бродяжничество, воровство и т.д. Хотелось бы отметить решение, серьезных социальных проблем в области народонаселения может осуществляться при наличии эффективно действующей системы оказания помощи и поддержке населения (детей, подростков (___), семей с детьми). До настоящего времени такого рода система не создана не в одной стране мира, хотя во многих странах мира приступили к ее созданию достаточно давно. Ранее действующие системы оказания помощи в наше время. Следует отметить то, что новые формы и методы оказания помощи и поддержке нуждающегося населения оказались наиболее перспективны в решении семейных проблем.

     В России в настоящее время происходят серьезные, социально – экономические изменения, влияющие на формирование личности. Во – первых усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующего главным образом на бедующее. Во – вторых происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно – содержательного и предметно- деятельного контекста формирования личности. Я считаю, что выбранная и написанная мною «Особенности социальной работы с неблагополучными семьями» в настоящее время очень актуальна и имеет серьезные последствия в дальнейшей жизни. Потому что именно в семье, индивид получает первый жизненный опыт, растет, развивается, формирует свои взгляды, строит отношения с окружающими. Отношения в семье влияют так же на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

     Уверенно  в том, что мало внимания и времени  уделяется семьям. Нас этому не учат в школе, у нас нет лекций, семинаров касающихся семьи, ее значение в жизни. Что нужно сделать, чему нужно научится элементарно, что  нужно знать, что бы создать хорошую семью.  В мире должны иметь высокую значимость, духовные ценности, культура, духовность, красота, любовь. Только во всем хорошее, человечество будет жить, строить планы, осуществлять мечты. Если каждый человек будет вносить позитивный вклад в свою жизнь. В итоге жизнь будет легче. Исходя из всего перечисленного, можно сделать выводы,  условия оказания помощи неблагополучной семьи является вовлечение родителей и детей в современную деятельность с любым центром и другими организациями для расширения воспитательного пространства.

     В итоге хочется отметить эффективность  работы с неблагополучными семьями, будет зависеть от реализации программы, которая включает три этапа: первый организационный анализ семей социального  неблагополучия, непосредственное планирование, соглашение планов, сведение их в единый комплексный план с учетам обстановки и рекомендацией, изучение потребностей и запросов детей, подростков и членов их семей. Второй: деятельностный, координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией. Третий итоговый: анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетам рекомендаций, выработанных в результате анализа. Хочется порекомендовать наиболее эффективные мероприятия. Диспуты, беседы, ролевые и правовые интерактивные игры, конкурсы нравственно – правовой тематики, как доля детей, подростков так и доля членов семей, открытые уроки для родителей, современные мастерские.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Гончарова  Т. Неблагополучные семьи и  работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6

2. Грибеннеков  И. В. Воспитательный климат  семьи.

3. Дивицына  Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными  детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2005

4. Методика  диагностики и профилактики психологического  неблагополучия в семье подростка  (Методическое пособие для специалистов  муниципальных служб) // Журавлева  Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М., 2003 г.

5. Теория  и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г.  Бочаровой. М.; Тула, 2000. Т. 1-2.

6. Третья  молодежная научно-практическая  конференция Республики Коми. Сыктывкар, 1999. 85с.

7.Харичкин Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства // Работник социальной службы. 2001. № 2. С.54-67.

8.Хижаева  Т.М. Роль социально-трудовой реабилитации  в социализации личности детей  и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Отечественный журнал социальной работы. 2003. № 3. С. 57.

9.Храмова  Т. А. Семейная воспитательная  группа : трудности и проблемы // Работник  социальной службы. 2002. № 2. С. 41-45.

10.Церкасевич  Л.  В.  Современные тенденции  социальной  политики  в странах Европейского союза. СПб., 2002.

11.Чорбинский  С. И. Социальная работа и  социальные программы в США.

М., 1992. 121с.

12.Ярославцева   Н.В.   Система  мер  по   оптимальному  жизнеустройству

детей // Работник социальной службы. 2003. № 2. С. 25-28.

  1. Басова Н.Ф «Основы социальной работы»., М 2007 г.
  2. Курбатов В.И «Социальная работа», М, 2007г.
  3. Холостова Е. И «Социальная работа с семьей», М 2008 г.
  4. Холостова Е. И «Социальная работа», М 2007 г.
  5. Морозова О.В «Педагогическая семья», Омск., 2000 г.
  6. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О. А. Карабанова. - М., 2004.
  7. Наумчик, В. Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент [Текст] / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников. - Мн., 2005.
  8. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / - М., 2004.  
  9. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М., 2004.  
  10. Социальная педагогика [Текст] / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М., 2000.  
  11. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / М. В. Шакурова. - М., 2002.
  12. Шелег, Л. А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности [Текст] / Л. А. Шелег // Тезисы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). В 3 ч. Ч. 3 / Под общ. ред. д-ра психол. наук В. К. Шабельникова и канд. психол. наук А.. Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с.
  13. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
  14. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
  15. Цит. по Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб.: Речь, 2005.

Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями