Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;

Содержание

Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Омский  государственный педагогический университет 

Факультет психологии и педагогики

Кафедра социальной работы 
 
 
 

Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Выпускная квалификационная работа специалиста  
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1 группы

Заочной формы обучения

Миллер  Елена Михайловна

Научный руководитель ВКР:

Чередова  Елена Александровна  
 
 

Допущена к  защите ВКР

«__» ___________2010 г.

Заведующий кафедрой СР

_________(И.А. Маврина) 
 

Омск 2010

Содержание

Введение 

Глава 1. Семьи в современном обществе

    1. Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
    2. Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни

Вывод по 1 главе.

Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий  аморальный образ жизни

2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни

2.2. Особенности  социальной работы с семьями,  ведущими аморальный образ жизни

Вывод по 2 главе.

Глава 3. Исследование особенностей работы с  неблагополучными семьями 

3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями

3.2. Связи  с другими организациями социально-реабилитационного  центра «Солнышко»

Приложение

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы связана с социальным состоянием современной семьи, в условиях переходного периода общества, процессов ее развития, «трансформацией», функцией российской семьи, такого явление как неблагополучная семья.

     В современных условиях развития общества проблемы социальной защищенности человека, семьи становятся наиболее актуальными и первоочередными. Население многих стран мира оказалось в крайней сложной ситуации ввиду кризисов в экономике растущей инфляции, острых межнациональных конфликтов, локальных войн и т.д. При этом резко сокращается рождаемость, возрастает смертность, что приводит к депопуляции населения. Ухудшаются все параметры качества населения – его здоровья, образовательный и профессиональный потенциал, происходит культурно-духовная деградация, особенно среди молодежи, растет девиантное (отклоняющиеся от нормы) поведения – преступность, нарко – токсикомания, алкоголизм, суицидальное поведение и самоубийства, увеличивается бродяжничество, воровство и т.д.

     Решение серьезных социальных проблем в  области народонаселения может  осуществляться лишь при наличии  эффективно действующей системы оказания помощи и поддержки населения (детей, подростков, молодежи, семей с детьми, престарелых, инвалидов и т.д.). До настоящего времени такого рода система  не создана не в одной стране мира, хотя во многих странах мира приступили к её созданию достаточно давно. Раннее действующие системы оказания помощи и поддержке нуждающегося населения оказались несостоятельными в настоящее время. Сложилось явно нетерпимое положение, когда старые формы и методы оказания помощи и поддержки нуждающегося население обнаружить свою несостоятельность, а новая система еще только создается, складывается, формируется. В России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.

     Во-первых, усиливается мировая тенденция  динамизма социальных процессов, которая  способствует становлению нового типа общества, ориентирующего главным образом  на будущее.

     Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности.

     Личность  – это сущность человека, самое  главное в нем то, что отличается человеческий вид от всех других биологических  видов. Человек становиться личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальных отношений. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

     Социализация - это процесс становления социального явления. Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучение и воспитание с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развевается и  умирает  в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от слова семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающим. Отношения в семье влияют также на то, как человек дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье человек воспитывается. 

     Объект  исследования является работа  с  неблагополучными семьями.

     Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.

     Цель  работы выявление особенности с  неблагополучными семьями.

Задачи:

     1) провести анализ современного  состояние неблагополучных семей;

     2) обобщить научную литературу  влияния неблагополучной семьи  на процесс социализации;

     3) изучить особенности среди неблагополучных семей.

     Гипотеза  исследования:

       Решение проблемы социализации  неблагополучной семьи возможна  при условии осуществления комплекса  мероприятий направленных на:

     1) раннее выявление и постановка  на учет неблагополучной семьи;

     2) определение причин неблагополучия  семьи;

     3) осуществление информационной помощи  неблагополучной семье.

     Для решение задач и подтверждение  гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме «социальная работа с неблагополучными семьями», опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»

     Структура выпускной квалификационной работы представлено введение, в котором рассматривается актуальность выбранной темы, выделяется объект и предмет исследования, ставятся цели и основные задачи исследования, выдвигается гипотеза.

     Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается  семья в современном обществе, современное состояние российской семьи, причины неблагополучия. Особенности семей ведущих аморальный образ жизни.

     Во  второй главе описывается социальная работа с семьями, ведущими аморальный образ жизни. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни. Формы и методы социальной работ семьями, ведущими аморальный образ жизни

     В третей главе описывается работа специалистов с неблагополучными семьями. Связи с другими организациями. Так же в работу входят: заключение, представленное выводами по теме исследования, список использованной литературы.

     Если  рассматривать семейные трудности по убывающей степени, то шкала имеет следующий вид: организация домашнего хозяйства; напряженные отношения с родственниками; дети и их воспитание; трудности коммуникаций; финансовые затруднения; злоупотребление алкоголем; разная направленность интересов по досугу; ревность; сексуальная дисгармония.

     Первое  из препятствий на пути к семейному  благополучию связано с возможным  рассогласованием существующих у мужа и жены моделей распределения  обязанностей. Для того чтобы это  им было понятно, в качестве иллюстраций воспользуемся предложенным Э. Тийт и В. Уколовой (хотя и несколько упрощенным) подразделением всех моделей на две основные: традиционные и модные.

     В традиционных ("асимметричных") семьях муж является основой материального  обеспечения и бесспорной ее главой. Именно он определяет статус семейного союза, устанавливает круг ее общения и принимает основные решения по всем важнейшим проблемам. За это муж освобождается от всех домашних обязанностей. Жена в традиционной модели либо совсем не зарабатывает, либо зарабатывает очень мало, отчего главным для нее является рачивое и образцовое ведение хозяйства, присмотр за детьми и их воспитание. При подобном распределении обязанностей именно на нее ложатся основные заботы по формированию и воссозданию семейного микроклимата. 
 
 
 

Глава 1. Семья в современном  обществе.

    1. Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
 

     В трансформирующемся российском обществе быстрыми темпами изменяется один из важнейших социальных институтов - семья. Причем происходящие изменения обостряют положение детей, которое характеризуется такими негативными явлениями как снижение общей численности, увеличение детского сиротства, одна из острейших граней которой - беспризорные и безнадзорные дети, дети, совершившие административные правонарушения и преступления. Кроме того, негативным моментом, влияющим на ухудшение жизни семей, формировании личности подрастающего поколения является отсутствие механизмов реализации законодательной базы, слабо развитая социальная инфраструктура и система социальной поддержки. Происходит это потому, что особенностью системы защиты прав детей является отсутствие четкого взаимодействия между различными структурами и службами в решении проблемы семейного неблагополучия и социального сиротства. Кроме того, преобладает ведомственный подход и отсутствует согласованный план действий, начиная от выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и вплоть до достижения положительного результата для ребенка, а именно возврат его в биологическую семью или устройство в фостерную семью1.

     В современном мире семья помимо традиционных, свойственных ей и в прошлом функций  стала выполнять функцию психологического убежища-места снятия напряжения и  создания эмоционально-психологического комфорта. Не случайно А. Моруа в своих "Письмах к незнакомке" советовал женщинам перевоспитывать своих мужей, "смягчая" воспитательные мероприятия похвалами так, как скульптор смягчает глину водой, прежде чем лепить новую статую. Возникновение в обители доверия и прибежища, каковой все более становится семья, конфликтов, и критики зачастую приводит к ее гибели, ибо "свято место пусто не бывает", и поиск несемейного психологического убежища может навсегда увести кого-либо из семьи.

     Как счастье семьи, так и ее неблагополучие могут определяться воздействием целого ряда факторов, в том числе и объективных2.

     Так, специалисты, занимающиеся проблемой  семейных разногласий, подразделяют все  относительно неблагополучные семьи  на три типа: конфликтные, кризисные  и проблемные. К конфликтным супружеским союзам они относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. К кризисным - такие, где противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Наконец, к проблемным супружеским союзам относят такие, перед которыми возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар стабильности брака: отсутствие жилья и средств, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, осуждение на длительный срок и т. п. Объективные обстоятельства жизнедеятельности семьи влияют на ее благополучие только через их субъективную оценку супругами, которая в свою очередь определяется социально-психологическим климатом и взаимной удовлетворенностью взаимоотношениями друг с другом, что, впрочем, давно констатировано в поговорке "С милым рай в шалаше, если милый по душе".

     В последние годы в России проблема роста числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, спровоцировала многочисленные проблемы в области детства. Данный аспект свидетельствует о том, что в стране наблюдается тенденция увеличения числа семей, находящихся в трудном положении, ослаблении морально-этических ценностей, изменении нравственных традиций семьи. Констатируя тяжелое положение семьи, показатели деятельности системы социальной защиты детства до сих пор считаются неудовлетворительными, поскольку на сегодняшний день всего учтено более 700 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них примерно 80% - так называемые «социальные сироты», оставшиеся без родительского попечения при живых родителях. По состоянию на 2007 год насчитывалось около 274, 8 тысяч семей, находящихся в социально - опасном положении, в которых проживало приблизительно 489, 5 тысячи детей. На фоне столь мрачного прогноза, необходимо фокусировать внимание на раннем выявлении неблагополучных семей и своевременно организовать комплексную профилактическую работу с неблагополучными семьями. Проведенные учеными социологические исследования дают основания считать, что 40% выпускников пополняют криминальную среду, 30% страдают алкогольной зависимостью, и 10% совершают суицид в течение первых трех лет самостоятельной жизни. Отметим, что сегодня полноценными членами общества становятся только 10-20% выпускников российских детских домов и интернатов. Большая часть возвращается в государственные учреждения, в частности в психиатрические лечебницы, в тюрьмы, позже - в дома престарелых. Это говорит о том, что в причинном комплексе детского неблагополучия одно из существенных мест занимает проблема семейного неблагополучия, определяемая распадом семей, уклонением родителей от воспитания детей, жестоким обращением с ними, в частности физическое, психологическое, сексуальное насилие и эксплуатация детей.

Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями