Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;

Содержание

Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

     3. Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам (разлад в семье, занятость родителей работой или общественной деятельностью). 

    1. Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
 

    Современная российская семья переживает разнообразные  социально – экономические потрясения, среди которых низкая материальная обеспеченность, безработица, межэтнические и политические конфликты, снижение духовных ценностей, либерализация половой морали. Растет число семей, не сумевших адаптироваться к условиям переходного периода, а со стороны государства наблюдается недостаточная эффективность социальных программ в отношении семьи. Эти и другие негативные явления нарушают нормальное функционирование семей, приводят к тому, что в современном социуме происходят сложные процессы деградации семейно – брачных отношений. Имеет место снижение престижа ценности семей, отсутствует потребность молодых семей иметь в браке детей, растет число разводов, увеличивается доля людей, сознательно выбравших одиночество в качестве приемлемого стиля жизни. В результате возникает социальное неблагополучие семей.

     Анализ  результатов мониторинга позволил выделить основные типы неблагополучных семей. Во - первых, это проблемные семьи, которые характеризуются в основном нарушением педагогической компетенции родителей. В основном это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем воспитания, то есть авторитарные, гипо - или гиперопекающие. Основным отличием кризисных семей выступает внешний или/внутренний кризис, который включает в себя взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и др. Иная картина наблюдается в асоциальной семье, в которой доминируют такие явления как алкоголизм родителей, пренебрежение нуждами детей. Отметим, что наряду с такими негативными моментами в семье, детско-родительские отношения полно не разорваны. В этом случае пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответствённость за обеспечение семьи, уход за младшими братьями и сестрами, продолжают учиться в школе. Проживание  детей в антисоциальных семьях, является крайней степенью семейной дисфункции, которая характеризуется несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении несовершеннолетних, противоправным антиобщественным поведением. Родители  в таких семья в большинстве случаев принуждают детей воровству, попрошайничеству проституции. Семья, полностью утратившая семейные ценности, не занимающаяся воспитанием и обучением детей и не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни входит в категорию аморальных семей. Подчеркнем, что во всех случаях присутствует угроза здоровью детей и особенно детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию. Все это заставляет искать пути, позволяющие создать условия, направленные на укрепление безопасности жизни ребенка, способы оказания помощи ему с целью обеспечения социальной ориентации и раскрытия личного потенциала. Мы полностью разделяем точку зрения А. Н. Елизарова, который утверждает, что чем глубже уровень семейного неблагополучия, тем сильнее ухудшается функционирование семьи, доминируют поведенческие нарушения детей, тем самым практика оказания по мощи таким семьям становится весьма проблематичной поведением.

    Не  выполнение семьей части своих функций  не всегда является признаком неблагополучия. Законодательных актов и постановлениях существует только одно определения  неблагополучной семьи. Эта семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержки. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

    Каждый  новый виток экономического кризиса, вырождающийся в росте цен нестабильности заработной платы, закрытие предприятий, безработица проводит к ухудшению положение в семье. В это же время усиливается психолого-педагогическая и социальная помощь неблагополучным детям из таких семей. Довольно часто родителей в семьях «группы риска» обвиняют в том что, они не могут дать своим детям любовь, уход и власть в них самодисциплину. Однако специалист должен видеть. Не только то, что не делают родители, но и то, куда они прикладывают свои усилия. Учиться активизировать свои способности. Становиться насущной потребностью для каждого члена семьи. Риск распада семьи слишком велик. Каждый из членов семьи должен делать все, что от него зависящее. Что бы сохранить семью, даже если это рискованно для самого исполнителя7.

     В современной литературе по социальной работе семьи группы риска определяются как семьи, где по объективным и ли субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения.

     Выделяются  два подхода к классификации семей групп риска. Первый социально-правовой. Семьи группы риска рассматриваются с точки зрения нарушения их прав и нахождения в неблагоприятных социальных условиях. Данная классификация представлена я правовых документах, справочной литературе по социальной защите. Работа с такими семьями строится в направлении защиты прав членов этих семей, обеспечения семье достойного образа жизни.

     Второй  подход к разработке классификации  семей группы риска психолого-педагогический. Он широко представлен такими авторами как А.И. Захаров, М.И. Буянов, И.В. Гребенников, Л.И. Маленкова, В.Я. Титаренко и др. В основе данной классификации лежат нарушения взаимоотношений в семье и особенности семейного воспитания, снижающие социализирующий потенциал семьи, формирующие у ее членов асоциальные нормы и ценности, деструктивные варианты поведения, противоречащие общечеловеческим и социальным нормам и ценностям.

Социальная  работа с такими семьями носит психолого - педагогический характер и строится в направлении коррекции взаимоотношений в семье, повышении воспитательного потенциала семьи, социального и духовного развития ее членов.

     Систематизируя  оба этих подхода можно предположить, что в семьи группы риска попадают:

     1. Семьи с низкой педагогической  культурой, деструктивной родительской позицией, но отношению к ребенку, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с ребенком и, как следствие, накопление дефектов воспитания, неспособность родителей передать имеющийся у них социокультурный опыт, психологическая напряженность в системе «родители - дети», дефекты в формировании личности ребенка и т.д.

     2.  Семьи, умышленно или неумышленно  допускающие безнадзорность детей, т.е. ослабление или отсутствие наблюдения за поведением и занятиями несовершеннолетних, что расширяет сферу «социального сиротства» .

     3.  Семьи с жестким обращением  с детьми, имеющим место по  различным причинам: из-за нервозности  и усталости родителей; проявлений деспотизма из-за невыполненных завышенных требований к детям, из-за отклонений в психике или как высшая степень проявления недовольства ребенком. Жестокое обращение с детьми является грубым нарушением прав ребенка и влечет за собой ряд социальных и психологических проблем его адаптации в окружающем мире.

     4. Семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью и, как особая категория среди них, разводящиеся семьи.

     5. Семьи с низким материальным обеспечением, находящихся за чертой бедности вследствие множества причин, что может породить различные последствия: лишение членов семьи необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей, эксплуатация детей в качестве добытчиков материальных благ, допущение, а иногда и стимулирование безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семью доход.

     6. Семьи, ведущие аморальный образ жизни, в частности, имеющие алкоголиков, наркоманов.8

     7. Семьи безработных, не имеющие возможность обеспечить себе достойный образ жизни, реализовать себя в профессиональной деятельности.

     8. Семьи, попавшие в экстремальную ситуацию, как - то: беженцы и вынужденные переселенцы, пережившие стихийное бедствие и т. д.

     9. Семьи, проживающие в неблагоприятных условиях: экологических, жилищно-бытовых санитарно - гигиенических, что является основой для ряда проблем психологического, медицинского и социального характера. Возникает необходимость работы с этими семьями по нормализации условий жизни и развития детей, проживающих в этих семьях. Прежде всего, эта работа ложится на плечи социального педагога,  призванного создавать благоприятные условия для социализации личности ребенка.

     В рамках социальной работы с семьями  группы риска существует несколько подходов оказания им помощи.

     1.  Социально-правовой. Основное назначение      защита прав семьи и ее членов, обеспечение социальных гарантий, т.е. системы мер, нормативных условий, установок, направленных на удовлетворение определенного набора потребностей, благ, и услуг для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования семьи. Основные проблемы в рамках данного подхода - совершенствование правовой социальной семейной политики и финансовая  поддержка  государственных  программ,  осуществляемых в ее рамках.

     2.  Медико-социальный. Основная цель - сохранение здоровья и жизни клиентов. Суть работы — создание благоприятных условий и реальный возможностей для поддержания и благополучия тех, кто находится в трудной жизненной ситуации;  координационная работа,  позволяющая  охватить  необеспеченных  и оказавшихся  вне общества лиц социально-медицинскими услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, решением   социально-бытовых, психологических, юридических проблем, возникающих как следствие болезни или нетрудоспособности. Структуры, реализующие данный подход в социальной работе - здравоохранение, отделы социальной защиты и помощи престарелым и инвалидам, а также специальные медико-социальные центры9.

     3. Психологический. Основная цель - создание благоприятных психологических условий для самодеятельности личность в процессе самопомощи и саморазвития, формирование социальных потребностей, интересов, мотивов, приемов общения. В работе с неблагополучными семьями практическая психология является основой при решении проблем семейных дисгармоний, конфликтных взаимоотношений, коррекции личностных проявлений членов семьи, таких как неадекватная самооценка, агрессивность, неуверенность и т.д., позволяет осуществлять лечение неврозов, алкоголизма, наркомании и т.д. Данные виды помощи осуществляются частично - структурами здравоохранения, частично - школьными психологическими службами, специальными психолого-педагогическими центрами, центрами психологической поддержки и реабилитации.

     4.   Педагогический. Особенность данного  подхода в том. что он имеет свой социальный и государственный институт реализации, представленный социальными педагогами. Интегративным представлением этой профессии, подготовленным к решению проблем в различных сферах социальной деятельности является семейный социальный педагог.

     Потребность именно в семейном социальном педагоге вполне закономерна, т.к. семья, дом, семейно-соседская общность рассматривается в качестве той сферы, где главным образом осуществляется социальная политика и социальная помощь.

     Работа  с семьями группы риска строится на принципах: гуманистичности, оптимистической  гипотезы, приоритета семьи и личности, государственной гарантии социальной помощи, профилактики проблем и формирования здорового образа жизни, индивидуализации и адресности социальной работы, системности в работе с семьей, формированием концепции самопомощи и самореализации, добровольности и автономности семьи в выборе путей социального развития, педагогического целеполагания и формирования социальных перспектив.

      Под семьей «группы риска» мы понимаем наличие в семье нарушение  взаимоотношений, затрудняющего нормальное психическое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и разные характеристики осложненного поведение членов семьи, которые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.

    Члены семей «группы риска», подобно  двух или трех летним детям, могут  воспринимать своих родителей одновременно и как (хороших, любящих и как (плохих)). Это проявление обостренных чувств заброшенности и униженности, явившихся результатам пережитых разлук, утрат из жестокого обращения. Подавление и отрицание травмы становиться основным мотивом для выживания и сохранения существующих связей в семье. Результатам, однако, часто становиться реальная угроза целостности личности ее существования. Члены семьи оказываться в положении, когда при отсутствии теплых привязанностей они, тем не менее, вынуждены нести ответственность за семью. Другого пути не знают. Отрицание ими проблемы продолжается, чтобы сохранить семью и ее хрупкие связи. В целом сегодня семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микро-социум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять на себя ответственность за воспитание своих детей, так как изменившихся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники для существования вопросами воспитание детей. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более не стабильными и деградируют, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями