Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;

Содержание

Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

     - возможность организации нерегламентированного и неформального общения в силу отсутствия отношений «учитель-ученик»;

     - возможность оказания комплексной помощи социально-педагогического, психологического, экономического и другого характера;

     - реализация комплексного подхода, обеспечивающего единство процесса коррекции (что является важнейшим условием эффективной психолого-педагогической деятельности);

     - взаимодействие со специалистами других учреждений, позволяющее предупредить дальнейшее развитие асоциальной направленности личности, успешно реабилитировать подростка;

     - направленность работы на защиту интересов подростков, создание условий для изменения отношения к ним в позитивную сторону, в том числе и со стороны родителей.

     ВРЕЗ: Создание длительных по времени групп  обусловлено и тем, что изменить поведение, поступки детей «группы риска», ставшие привычными, невозможно одноразовыми действиями, необходима длительная, кропотливая работа, которая не предполагает быстрых результатов

     На  базе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям действуют  клубы: «Ассоль», «Наш досуг», «Родительский всеобуч», «Атлант». Клуб для девочек «Ассоль» (12-15 лет). Работа клуба ведется с 2007 года. Цель: помощь и содействие в формировании знаний, умений, практических навыков по нравственному и половому просвещению девочек-подростков. Разработано положение, на основе которого осуществляются деятельность в данном направлении.

     Первичная диагностика показала, что 76% девочек, из состоящих на учете, недостаточно осведомлены в следующих вопросах:

     - гигиена девочки, девушки;

     - понимание красоты девушки, женщины;

     - последствия вредных привычек;

     - культура поведения;

     - нравственные аспекты жизни.

     Исходя  из этого, были подобраны определенные темы, продуманы практические занятия  для девочек:

     - «Ты взрослеешь»,

     - «Что нужно знать каждой девочке»,

     - «Общий гигиенический режим»,

     - «Твой внешний вид»,

     - «Беда, которую несут наркотики».

     Используются  различные формы работы - профилактические беседы, индивидуальные и групповые консультации, практические занятия и фильмы. Для более качественного и глубокого проведения мероприятий привлекаются специалисты Наркологического диспансера, Омского центра профориентации, Омского областного центра социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи, Детской Городской Больницы № 4 и Женской консультации г. Омска. Для проведения мероприятий привлекаются спонсоры, которые предоставляют наборы личной гигиены для девочек25.

     Социальным  работником отделения психолого-педагогической помощи семье и детям разработана программа «Нравственно-эстетическое воспитание детей по духовно-нравственному развитию личности детей и подростков «группы риска»». Реализуется эта программа через клуб «Наш досуг».

     Основные  направления деятельности по программе:

     - театральное (посещение театров: Омский Театр Юного Зрителя, Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин», Омский государственный музыкальный театр).

     - художественное (организованы экскурсии в музеи: Музейный комплекс Воинской славы Омичей, «Центр боевой славы воинов - интернационалистов», «Либеров-центр», «музей пожарной безопасности», «Омский городской Историко-краеведческий музей», «музей космонавтики», «Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля».

     - культурно - досуговое (проведение мероприятий в Центре).

     - экскурсии по историческим местам  города Омска и Омской области.

     Основные  направления работы выбраны по результатам диагностики, проводимой во время оздоровительных заездов, по интересам детей. В основе работы клуба лежит совместная деятельность детей и родителей. Во время совместных мероприятий раскрываются таланты детей, о которых родители даже не догадывались. Дети поют, танцуют, участвуют в инсценировках. Особенно интересно проходят семейные праздники, где участие принимает вся семья.

     Для повышения психолого-педагогической компетенции родителей, осознание причин неэффективного родительского отношения к детям организованна деятельность клуба для родителей «Родительский всеобуч». Цель: сформировать у родителей общий кругозор знаний по воспитательному «полю» вокруг ребенка.

     Работа  клуба ведется с 2006 года. Проведя  диагностику среди родителей, мы получили следующие результаты:

     - у родителей наблюдается низкий уровень педагогических знаний по воспитанию детей;

     - большой процент родителей не  трудоустроены;

     - наблюдается нарушение детско-родительских  отношений.

     На  заседаниях родительского клуба обсуждаются возможные проблемы в воспитании и отношениях с детьми, в ходе тренингов отрабатываются навыки руководящего воздействия на поведение детей и бесконфликтного общения с ними.

     Работа  клуба ведется по нескольким направлениям:

     - юридическая помощь включает в себя:

     1. консультации правового характера,

     2. практическую помощь в составлении заявлений

     3. сопровождение при обращении  в различные инстанции;

     - психологическая помощь - самая сложная и важная с точки зрения восстановления родительских функций;

     - социальная помощь.

     На  заседания привлекаются юристы, специалисты Наркологического диспансера, Омского центра профориентации, Омского областного центра социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи, службы занятости.

     Привлечение родителей стало возможным благодаря:

     - вовлечению детей в клубную  деятельность, которая способствует  созданию атмосферы доверительных отношений;

     - деятельность специалистов основана  на создании для ребенка ситуации  успеха, через позитивные изменения детей. Это позволяет легче выстраивать доверительные отношения с родителями и собрать всю семью для совместной деятельности.

     С 2009 года, с целью ранней профилактики семейного неблагополучия, разработано и внедряется новое направление в клубной деятельности - школа будущих отцов «Атлант». В настоящее время в общественном сознании распространился стереотип о слабости и неадекватности, современных отцов, отцовской некомпетентности. Можно смело констатировать:

     1) рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье;

     2) незначительность и бедность  отцовских контактов с детьми  по сравнению с материнскими;

     3) педагогическую некомпетентность, неумелость отцов;

     4) незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.

     Однако, из всех перечисленных выше элементов  стереотипной «модели ослабления отцовского начала» единственной безусловной и грустной реальностью является рост безотцовщины, связанный в первую очередь с динамикой разводов и увеличением числа одиноких матерей.

     Как часть личностной сферы отцовская  любовь является необходимым условием полноценного развития личности. Следовательно, существует необходимость активного обучения в формировании брачно-семейных представлений юношей. Цель работы клуба «Атлант» - формирование у юношей семейных ценностей, ответственного отношения к родительству.

     Занятия проводятся на базе Омского колледжа отраслевых технологий строительства и транспорта с участием студентов первого курса.

     В ходе занятий диагностируется уровень сформированности представлений о будущей семье у молодежи.

     В ходе дискуссии юноши обобщали проблемы формирования представлений о семейной жизни, с помощью полученной информации и при её обсуждении разобрались в преимуществах и недостатках различных видов семей, стилях родительского поведения, достоинствах и недостатках каждого. Психолог, Юдаева Е.А. обращает наше внимание на то, что у ребят принимающих участие в заседаниях клуба «Атлант», за период проведенных занятий началось формирование представления о высокой значимости отца в воспитании ребенка, ответственности отца за семью26.

     Социальная  работа как профессия призвана способствовать социальному развитию, решению проблем  области человеческих отношений  и поддержка и обеспечение свободы людям с целью улучшить качество. На основе теорий поведения человека и теорий социальных механизмов, социальная работа применяется, когда люди вступают во взаимодействие с их окружением. Важнейшими принципами в социальной работе принцип соблюдения прав человека и принципиальной справедливости.

     Социальная  работа во множестве своих проявлений направлена на многочисленные, комплексные  взаимодействия между людьми и их окружением. Основной, социальной работы является обеспечить для каждого  человека возможность максимально реализовать потенциал, сделать их жизнь более полной, и предотвратить нарушения. Социальная работа как профессия направлена на решение проблем и стимулирование перемен. Социальные работники как таковые - агенты перемен в обществе и в жизни отдельных людей, семей и обществ, в которых они работают. Социальная работа  взаимодополняющая совокупность ценностей, теории и практики.

     Методология социальной работы основана на си-совокупности опытных знаний, из исследований и  анализа практической работы, и включает в себя специфику знаний и культуры сообщества. Социальная работа, учитывая характер взаимодействий между людьми и их окружением, а также способность людей как влиять, так и попадать под множество разных влияний, в числе био-психосоциальных факторов. Социальная работа как профессия использует теории человеческого развития, поведения, и социальных систем для анализа сложных ситуаций и создавать условия для перемен на индивидуальном, институциональном и культурном уровнях.

     Социальная работа имеет дело с барьерами, неравенством и несправедливостью, которые существуют в обществе. Она направлена на устранение кризисных и чрезвычайных ситуаций, а также на решение повседневных личностных и социальных проблем. В социальной работе используется многообразие навыков, техник и программ, адресным субъектом которых являются люди и их окружение. Активность социального работника связана как с личностно-ориентированным индивидуальным психологическим взаимодействием, так и с вовлеченностью в социальную политику, процессы и развитие. Методы социальной работы включают индивидуальное консультирование, клиническую социальную работу, групповую работу, социальную педагогику, восстановительную работу с семьями и терапию, а также работу оп обеспечению людям доступа к услугам и ресурсам в сообществе. Активность социального работника также связана с выполнением административных функций, организация сообществ и социальная и политическая активность с целью повлиять на социальную политику и экономическое развитие. Общая направленность социальной работы может быть общей, но приоритеты практической деятельности будут варьироваться в зависимости от страны и времени, под влиянием культурных, исторических и социо-экономических условий.

     Это международное определение «социальной работы» как профессии заменило определение Международной Федерации социальных работников, принятое в 1982 г. Следует помнить, что социальная работа в 21 веке находиться в подвижности и развитии, поэтому ни одно определение не может считаться исчерпывающим. 

3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко» 

     Развитие дезадаптированного ребенка, восстановление у него основных социальных функции, психического, физического, и нравственного здоровья.

- Организация лечения и оздоровления детей, формирование навыков здорового образа жизни.

Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями