Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе уделяется проблеме исследования коммуникативной сферы личности. Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений в социуме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Коммуникативная сфера как научная категория ………………………………...…5
Социально – психологические особенности развития детей подросткового возраста…………………………………………………...…………………………….16
Коммуникативная сфера детей подросткового возраста ………………………...28
Выводы по первому разделу …………………………………………………………...38
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Проблемы развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста…………………………………………………………………………………40
Программа диагностики коммуникативной сферы детей подросткового возраста…………………………………………………………………….….48
Рекомендации социального педагога по развитию коммуникативной сферы
у детей подросткового возраста………………………………………………………..56
Выводы по второму разделу…………………………………………………..………..64
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…………72

Работа содержит 1 файл

Русина Анна курсовая 31-ЕСП.doc

— 893.00 Кб (Скачать)

Л. Б. Шнейдер говорит, что причины отклонений в коммуникативной сфере подростков чаще всего встречаются:

- причины, связанные с психическими и психофизическими расстройствами;

-  причины социального и психологического характера;

-  причины, связанные с возрастным кризисом.

Известна точка зрения о том, что отклонение у подростков вызваны не жесткими личностными конструктами, а особенностями, предполагающими к формированию тех или иных отклонений в поведении и общении. Также установлены личностью особенности подростков, в основных своих характеристиках – в уровне напряженности, повышенной экстровертированности, эмоциональной возбудимости, связанный с подростковым кризисом, - но отличаются своеобразием личностных черт [37, с. 16].

Л. А. Першина указывает, что эмоциональное общение со сверстниками оказывает огромное влияние на содержание развития подростка. Это значение обусловлено, прежде всего, функциями сообщества сверстников. Отмечают три основные функции: воспитательная, информационная, эмоционального контакта. Таким образом, сообщество сверстников выполняет для подростка воспитательную функцию, заключающуюся в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение. Вторая функция заключается в том, что сообщество сверстников является для подростка каналом получения специфической информации. Подросток не всегда готов обсуждать со взрослым интимные вопросы. Его может сдерживать смущение или неуверенность в понимании взрослого, а вот сверстник – такой же, как он сам, и заслуживает доверия. И третья функция – в сообществе сверстников реализуется эмоциональное единство, обусловленное общностью интересов, отношений, эмоционального реагирования на ситуации. Указанные функции делают общение со сверстниками притягательным и значимым. Третья функция обеспечивает единение друзей на основе общности переживаний. Обозначенные функции указывают на чрезвычайную важность общения со сверстниками для личностного формирования подростка. В обобщенном виде можно сказать, что в межличностном общении со сверстниками у подростка формируется социальное сознание, которое интериоризуется, становится самосознанием. Уровень самосознания подростка, с одной стороны, зависит от уровня и содержания общения со сверстниками, а с другой – отражается в отношениях к сверстникам [22, с. 165].

Л.Ф. Анн пишет, что желание подростков добиться признания со стороны сверстников приводит к тому, что подросток стремится соответствовать их требованиям, что в свою очередь, оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие и личную самооценку. Особенно на поведение и самооценку подростка начинают влиять нормы, стихийно складывающиес в группе сверстников. Как известно, в основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников. Также она выделяет «квазиодиночество»- чувство, которое переживают многие подростки. Оно носит, как правило, ситуативный характер и связанно с тем, что подросток чувствует себя непохожим на других. Это вызывает у него амбивалентные переживания, одновременно привлекает и отталкивает его. В этом смысле переживание себя как «изгоя», мысленное проигрывание к себе этой роли оказывается значимым для развития Я - концепции подростка [2, с. 21-22].

И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий говорят, что подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Границы этого периода достаточно неопределенны: одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, исходя из этого, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Подростковый возраст обычно протекает трудно и для ребенка и для близких ему взрослых, поэтому этот возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Также в этот период у подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей, эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности, преобразовывается коммуникативная сфера. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его значимости подросток остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, неврозу,[15, с. 280-283].

А.А. Бодалева отмечает, что коммуникативная сфера в формировании личности подростка играет значительную роль в этот период. Круг общения подростка намного расширяется. Оно начинает занимать в его жизни особое место, становится тем полем, на котором разыгрываются главные события его жизни, перестраивается вся сфера отношений к другим людям, к обществу, к самому себе. Словом, вся сложнейшая система человеческих взаимоотношений, в которую включен подросток, разворачивается перед ним как система его личной жизни, его личных взаимоотношений, чрезвычайно важных и значимых для него. Таким образом, общение с окружающими его людьми объективно и субъективно становится фактором первостепенной важности [3, с. 207].

Л.А. Першина указывает, что эмоциональная коммуникация со сверстниками оказывает огромное влияние на содержание развития подростка. Это значение обусловлено, прежде всего, функциями сообщества сверстников. Отмечают три основные функции: воспитательная, информационная, эмоционального контакта. Таким образом, сообщество сверстников выполняет для подростка воспитательную функцию, заключающуюся в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение. Вторая функция заключается в том, что сообщество сверстников является для подростка каналом получения специфической информации. Подросток не всегда готов обсуждать с взрослым интимные вопросы. Его может сдерживать смущение или неуверенность в понимании взрослого, а вот сверстник - такой же, как он сам, и заслуживает доверия. И третья функция - в сообществе сверстников реализуется эмоциональное единство, обусловленное общностью интересов, отношений, эмоционального реагирования на ситуации. Указанные функции делают общение со сверстниками притягательным и значимым. Третья функция обеспечивает единение друзей на основе  общности переживаний. Обозначенные функции указывают на чрезвычайную важность общения со сверстниками для личностного формирования подростка. В обобщенном виде можно сказать, что в межличностном общении со сверстниками у подростка формируется социальное сознание, которое интериоризуется, становится самосознанием. Уровень самосознания подростка, с одной стороны, зависит от уровня и содержания общения со сверстниками, а с другой - отражается в отношениях к сверстникам [22, с. 165].

Т.А. Шилова пишет, что неадекватные реакции, ребенка, вызывают ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет аффективные переживания ребенка. Реагируя неадекватным образом, ребенок как бы находит оправдание своим неуспехам, видя причину этого неуспеха не в себе, а в окружающих людях, обстоятельствах, в случайных событиях. При таком понимании неадекватной реакции ребенка, она выступает как реакция защитная, позволяющая ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себя, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний. Другими словами, неадекватная реакция позволяет ребенку не допустить в сознании наличия у себя слабости, неумения, несостоятельности. Приводя конкретные результаты исследований ученые отрицательных аффективных переживаний, приводящих к нарушениям в аффективно-волевой сфере у детей с отклонениями в поведении подростков [35, с. 36-37].

А.А. Бодалева говорит, что для подростка характерны две сферы общения: общение с взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами нравственности и этики. Не следует забывать о том, что в общении со взрослыми подросток всегда - даже при самых товарищеских отношениях - находится в положении младшего, в зависимой мере подчиненного, а в этом положении далеко не все нравственно-этические нормы могут быть усвоены на практике. И только в отношении с ровесниками он формально и по существу равноправен; объективно взаимоотношения подростков-сверстников содержат в себе возможность проигрывания различных ролей - ведущего и ведомого, командира и исполнителя, участника конфликта или его арбитра, друга-хранителя тайны и друга, доверяющего свою тайну [3, с. 207-217].

Т.А. Шилова указывает, что нервно-психические особенности подростков с явлениями психической неустойчивости. Неустойчивые личности описываются под разными названиями: безвольные, слабовольные, повышенно-внушаемые, с неустойчивым настроением, реактивно-лабильные. Подросток, взаимодействуя с окружающим миром, реализуя спонтанно или целенаправленно свою активность, вынужден соотносить свои поступки с людьми. Действия подростка, в свою очередь, порождают у него определенный эмоциональный отклик. Ребенок может испытывать большую или меньшую потребность во взаимодействии с окружающими, зависимость от них на разных этапах своей жизни. В процессе коммуникативной сфере возникают субъективные межличностные отношения, в психологии называют общением. Данное определение весьма приблизительно. Общение -слишком сложный феномен в жизни человека и человечества в целом. Как показали клинические исследования, основные нарушения их поведения были связаны с эмоционально-волевой, а применительно к социальной характеристике -моральной незрелостью: отсутствием чувств долга, ответственности, неспособностью тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины, повышенной внушаемостью к неправильным формам поведения окружающих [35, с. 37].

Л.А. Першина отмечает, что ведущей деятельностью подросткового возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием - чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязаний подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно является стержнем личности, так как выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Развитие взрослости проявляется:

- в поддерживании ее внешним проявлениям, в равнении на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, демонстрацию мускулистости и феноменальности;

- в понимании взрослого как образца в деятельности;

- в развитии взрослости в познавательной деятельности - проявляется доминирующая направленность познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки и людей становятся знания. Становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекают не всегда гладко. И чем больше подросток недоволен взаимоотношениями со взрослыми, тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него [22, с. 161-162].

А.А. Бодалева указывает, что для подростка отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи - это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди подростков он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, стремится воспитать для этого в себе нужные качества. Роль общения со сверстниками в жизни подростка очень велика. Но в то же время оно само - его формы и содержание, его характер и способы - по существу определяется теми отношениями, которые складываются у подростка со взрослыми. Подросток стремиться поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развитие подростка - всегда равнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чем-то уже более взрослым. Однако влияние сверстников, как бы оно ни было велико и субъективно значимо, не может умалить того значения, которое имеют для развития подростка непосредственные с ними дела и занятия, совместный с ними труд. Именно в совместной деятельности взрослый имеет реальные возможности направленного влияния на формирование личности подростка, на процесс его возбуждения. Поэтому чрезвычайно важно для него найти правильную позицию в отношениях с подростком. Родителей волнует вопрос о том, как строить отношения с подростком, как добиться авторитета у своего ребенка. Известно, что у подростка по сравнению с младшим школьником появляется в отношении к взрослому нечто новое. Подросток начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению и отношению взрослого, к его социальной позиции и гражданскому облику. И наряду с этим должна всегда быть выше уровня требований родительского авторитета. Характер требований подростка к отношению взрослого к нему противоречив. С одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, недоверия. С другой стороны, испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с новыми, трудными для него проблемами и задачами ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаться в этом [3, с. 117].

Т.А. Шилова уточняет, что характеристика детей подросткового возраста, у которых возникли отрицательные аффективные переживания, возникают соответствующие формы поведения: повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональная неустойчивость. Под отрицательными аффективными переживаниями понимаются такие переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Притязания ребенка, те цели, которые он во чтобы то ни стало хочет достиг- нуть, основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей. Эта самооценка стала для него привычной, в результате чего у ребенка возникла потребность сохранить как ее, так и основанный на ней уровень притязаний. Однако в тех случаях, когда это стремление фактически не может быть удовлетворено, возникает конфликт. Признать свою несостоятельность означает для подростка пойти вразрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить.Перечисленные выше формы аффективного поведения, по существу, являются неадекватной реакцией ребенка на неуспех. Так, если ребенок, в противоположность своим притязаниям, не смог выполнить задание, неправильно решил задачу, не получил того признания, на которое рассчитывал и так далее, то у него может возникнуть одна из форм аффективного поведения -повышенная обидчивость, которая в этих случаях возникает в результате неадекватной оценке ситуации. Он считает, что с ним поступили несправедливо (не поняли, либо неправильно оценили, либо несправедливо обошли), в то время как в действительности никакой несправедливости в отношении него совершено не было [35, с. 35 - 36].

Л.А. Регуш упоминает, что самопознание подростка активно осуществляется по самым различным областям собственной личности подростка: физической, личностной, познавательной, эмоциональной и так далее. В этот период продолжается развитие личности подростка , в процессе которого характерными тенденциями являются: обособление самооценки от оценок окружающих; самооценка выступает как регулятор поведения; неустойчивость самооценки. Подросток испытывает потребность в самопознании «Я», прибегая для этого не только к самонаблюдению, но активно экспериментируя над собой, проверяя свои возможности и которые влияют на коммуникативную сферу личности подрпостка. По мере самопознания и одновременно с ним происходит становление самоотношения - эмоционально-оценочного отношения к своей личности: самопринятия, самоуверенности, самообвинения, самоинтереса [25, с. 181].

Таким образом, сказано, что одними из проблем коммуникации являются: межличностное общение со сверстниками, самооценка, организаторские, коммуникативные склонности и тревожность. Их воздействие оказывает огромное влияние на содержание развития подростка.

Информация о работе Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста