Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе уделяется проблеме исследования коммуникативной сферы личности. Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений в социуме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Коммуникативная сфера как научная категория ………………………………...…5
Социально – психологические особенности развития детей подросткового возраста…………………………………………………...…………………………….16
Коммуникативная сфера детей подросткового возраста ………………………...28
Выводы по первому разделу …………………………………………………………...38
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Проблемы развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста…………………………………………………………………………………40
Программа диагностики коммуникативной сферы детей подросткового возраста…………………………………………………………………….….48
Рекомендации социального педагога по развитию коммуникативной сферы
у детей подросткового возраста………………………………………………………..56
Выводы по второму разделу…………………………………………………..………..64
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…………72

Работа содержит 1 файл

Русина Анна курсовая 31-ЕСП.doc

— 893.00 Кб (Скачать)

В. Г. Казанская высказывает, что поиск подростком своего места в обществе является одним из факторов влияния на коммуникативную сферу личности, которая связана с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни, то есть социализацией. Понимание себя самого, представление о своих знаниях и навыках, которые требуются в той или иной группе сверстников либо взрослых, принято называть «Я - концепцией». Психологи особо отмечают этот центральный фактор психологии подростка: это «становление нового уровня самосознания, изменение «Я - концепции», определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. В этот период ведущей является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить себя в системе «Я» и мое участие в жизни общества» [13, с. 42].

А. В. Петровский полагает, что на коммуникативную сферу личности подростков немало важное влияние оказывает самооценка. Самооценка - оценка подростком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения и общения среди детей подросткового возраста. Подросток, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение, существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот [23, с. 409].

В. Г. Казанская пишет, что для достижения нормального общения а также формирования коммуникативной сферы личности подростка с окружающими, подросток должен превзойти самого себя, преодолеть психологический барьер, доказав самому себе и окружающим возможность изменений. Но для того чтобы это сделать, он должен понять: что-то идет не так, как требуется и как хочет он сам. Психологический барьер - это своего рода беспокойство из-за того, что подросток не такой, как другие. Значит, в этом случае возникает эмоциональная реакция - недовольства, неудовлетворенности, негодования, расстройства настроения и пр. Чем сильнее эти чувства, тем вероятнее, что подросток страдает. Его страдания специфичны. Если он считает, что то, чего он хочет, значимо и ценно, но достичь этого не может, он протестует. Этот протест может быть выражен в форме раздражения, агрессии, явного недовольства. В ситуации, когда кто-то считает, что декларируемые ценности подростка незначимы и при этом сам оказывает сопротивление его желаниям, возникает «сломленность», затем - смирение и отчаяние. Однако возможны фрустрации и потрясение в случаях невероятного, неожиданного поступка со стороны значимого другого, которому подросток верил, и договоренности с которым считал незыблемыми [13, с. 45].

В.Н. Мясищева отмечает, что главное и определяющее подростков - это отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. В этом пункте субъективное отношение, отчетливо проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуально-психологическое становится социально-психологическим. Отношения подростка избирательны, прежде всего, в эмоционально-оценочном (положительном или отрицательном) смысле. Отношения ребенка представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессах деятельности. Избирательные отношения подростков многосторонни и сложны, но не разрозненны и не рядоположены, а составляют единую сформированную его опытом индивидуальную иерархическую историческую систему, внутренне связанную, хотя, может быть, и противоречивую. Так, потребность и идеал могут вступать в конфликт друг с другом, вместе с тем в идеале или в требованиях долга так же, как и в потребностях, заключено внутреннее побуждение к действию. Идеал первоначально как внешнее требование или правило в процессе развития становится внутренним требованием. Сознание, чувство и воля представляют то процессуальное триединство, которое выражается потенциально в отношении к каждому ребенку и проявляется в различных отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной (положительной или отрицательной) оценке, в той или иной степени действенной активности - влечения, желания, стремления или потребности. Отношение - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности. Психологи неоднократно отмечали, что у детей подросткового возраста могут преобладать органические, личные или сверхличные (общественные) цели, мотивы или потребности[19, с. 21-22].

В. Г. Казанская упоминает, что есть два пути развития подростка: бесконфликтное общение, бескризисное общение, гармоничное и кризисное общение, оно связано с трудностями взросления. Первый тип возможен тогда, когда взросление происходит быстро, без ломки прежних взглядов и перемены отношений с взрослыми и родителями. Второй отмечается в индустриальных обществах, когда есть расхождение в требованиях, предъявляемых к взрослым людям и детям. При этом возникает парадоксальная ситуация: ребенок усваивает то, что во взрослой жизни ему не пригодится, а то, что необходимо, не получает и, став взрослым, не знает, как жить во взрослом мире и как приобрести жизненные навыки. Значит, есть разные типы перехода ко взрослой жизни, когда ребенка не готовят к ней и он проявляет свою самостоятельность по своему разумению или с санкций взрослых. В этом случае его постепенно приобщают к взрослой жизни. Во втором случае подросток постепенно заменяет взрослых в посильной трудовой деятельности (не игрушечной - собрать мусор и полить цветы, а заботиться по настоящему о членах семьи: отводит и приводит сестренку из детского сада, каждый день ходит в магазин за молоком и хлебом и так далее). То есть речь идет не об эпизодической помощи, а о постоянных обязанностях [13, с. 20-22].

В. С. Мухина высказывает, что характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения или типа коммуникации. Чаще имитируется поведение и общение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку. Слабость и неудачливость, в какой- либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности. В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития [18, с. 363].

А. В. Петровский отмечает, что коммуникативная сфера личности подростка характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жестким, нетерпимым человеком, веселым или грустным, уверенным или робким уживчивым или неуживчивым. Одинаковые по смыслу критические замечания, обращенные к школьникам, одними педагогами делаются всегда в мягкой, вежливой, доброжелательной форме, а другими - грубо и бесцеремонно. У людей же с противоположными взглядами на жизнь, с различиями в интересах, в культурном уровне, с неодинаковыми моральными принципами эти укоренившиеся индивидуальные особенности, как правило, бывают еще более резко выраженными. Характер, общественные отношения и социальные группы. Характер обнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленность личности человека, черты характера и отношения личности, проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер, оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей. Характер подростка проявляется, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам и учебе, знакомым и малознакомым и так далее. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям [23, с. 451].

В.Г. Казанская указывает, что потребность реализовать себя в коммуникативной сфере со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Все то, что не нравится родителям в друзьях, вызывает бурный протест и негодование. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят [13, с. 31].

В. С. Мухина отмечает, что коммуникативная сфера подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения и перепада общения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений и общения ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся к стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома. Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что «он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя [18, с. 363].

Л.Ф. Анн подчеркивает, что с развитием групповой коммуникации связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности. От отверженности следует отличать низкую коммуникацию, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. Обычно у него есть один-два близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком, позволяющим различать эти явления. Дифференцировать их можно также по тому, как подросток осознает и переживает свое положение среди сверстников. При отверженности переживания могут быть негативными, если подросток адекватно осознает свое положение, либо неадекватными позитивными, выполняющими защитную функцию, если подросток оценивает свое положение как благополучное. При низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания [2, с. 21].

Таким образом, А. Адлер говорит, что одной из самых лучших мер, предотвращающих проблемы коммуникативной сферы, является культивирование дружбы. Детям следует быть хорошими друзьями и товарищами по отношению друг к другу. И это относится в равной мере, как к членам семьи, так и к другим людям. Семья должна быть тем союзом, в котором все доверяют друг другу. Ребенок должен оказывать доверие своим родителям и учителям. Действительно, в подростковый период только тот тип родителя и учителя может продолжать, находясь в этой роли, управлять ребенком, который до этого был ему товарищем и полным сочувствия человеком. Любой другой тип взрослого в этот период немедленно отторгается ребенком. Он перестанет доверять им и будет считать их совершенно посторонними людьми и даже, возможно, врагами [1, с. 55].

 

Выводы по первому разделу

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что коммуникативная сфера – это развитие контактов между людьми и аспект социального взаимодействия, а также «передача информации» от человека к человеку. Показано, что наличие у подростка коммуникативной сферы существенно влияет на личность, на ее развитие и становление.

Показано, что подростковый возраст – это переходный возраст, для которого характерны качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. В подростковом возрасте особое место занимает коммуникация как ведущий вид деятельности. Выделено, что общение со сверстниками у подростка начинает занимать первостепенное место. Сказано, что в процессе коммуникации ребенок проявляет себя, получает возможность для развития и реализации.

Сделаны выводы о том, что при изучении коммуникативной сферы детей подросткового возраста необходимо учитывать то, что этот возраст относится к так называемому критическому периоду и на него с одной стороны воздействуют причины связанные с психическим и психофизическим развитием, а с другой, причины связанные с социальным и психологическим характером окружения и непосредственно личности подростка.

Таким образом, коммуникативная сфера оказывает на детей подросткового возраста доминирующее влияние, что отражается на всех сферах жизнедеятельности подростка и влияет на его самореализацию, самоутверждение и социализацию.

 

РАЗДЕЛ 2.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ  У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

2.1 Проблемы развития коммуникативной сферы детей подросткового возраста

 

В психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме коммуникативной сферы детей подросткового возраста и факторам, влияющим на ее развитие. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми людьми, а также от индивидуальных особенностей самого подростка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений эмоционального общения со сверстниками, которое оказывает огромное влияние на содержание развития подростка; есть и более сложные - психофизиологические особенности подростка.

Информация о работе Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста