Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе уделяется проблеме исследования коммуникативной сферы личности. Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений в социуме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Коммуникативная сфера как научная категория ………………………………...…5
Социально – психологические особенности развития детей подросткового возраста…………………………………………………...…………………………….16
Коммуникативная сфера детей подросткового возраста ………………………...28
Выводы по первому разделу …………………………………………………………...38
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Проблемы развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста…………………………………………………………………………………40
Программа диагностики коммуникативной сферы детей подросткового возраста…………………………………………………………………….….48
Рекомендации социального педагога по развитию коммуникативной сферы
у детей подросткового возраста………………………………………………………..56
Выводы по второму разделу…………………………………………………..………..64
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…………72

Работа содержит 1 файл

Русина Анна курсовая 31-ЕСП.doc

— 893.00 Кб (Скачать)

Л. Д. Столяренко полагает, что процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в коммуникативной сфере всегда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. Однако в процесс коммуникации включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом.

Некоторые исследователи выделяют речевую коммуникацию и техническую, которая имеет некое соответствие с вышеописанными двумя подходами к коммуникации. Техническая представляет собой совокупность устройств, обеспечивающих прием и выдачу информации. Компонентами коммуникации являются: 1) отправитель сообщения; 2) передатчик сообщения; 3) канал связи; 4) приемник; 5) получатель сообщения. Речевая коммуникация включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и сообщение как продукт речи.

Канал связи здесь соответствует условиям протекания речевого действия, передатчик и приемник – свойствам речевых механизмов коммуникантов. В речевом общении принимается во внимание ситуация общения. Таким образом, выделяют пять основных компонентов в речевой коммуникации:

1) ситуация общения;

2) отправитель речи;

3) получатель речи;

4) условия протекания речевого действия;

5) речевое сообщение.

Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки [29, с. 424].

М. И. Еникеев отмечает, что в совместной психологии процесс возвращения или не возвращения образа партнеру называется эффектом подтверждения – не подтверждения. При не подтверждении человек как бы не существует для партнера, его чувства обесцениваются, он отвергаем. Подтверждение «Я» со стороны другого и постоянная потребность в нем делает общение существенно большим, чем коммуникация или взаимодействие. Общение - это не только слышимая, но и зримая деятельность, включающая в себя весь комплекс речевых и неречевых проявлений субъектов, их выразительное поведение. Общение - это многообразный процесс, который характеризуется высокой динамичностью [12, с. 300].

М. К. Тутушкина говорит, что общение выполняет три основные функции:

1- информационно-коммуникативную;

2 - регулятивно - коммуникативную;

3 - эмоционально - коммуникативную.

Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семантическая (смысловая сторона общения). Но эта передача, в конечном счете, влияет (в широком смысле управляет) на поведение человека, действия и поступки человека, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика общения в том, что это - средство взаимодействия психических миров людей друг с другом. Отсюда ясна роль общения в достижении психикой каждого человека максимума в своем развитии. Через общение мы впускаем в свой внутренний мир миры других людей. Вот почему уровень в овладении общением практически важен для правильного построения отношений.

Информационно-коммуникативная функция раскрывается также в процессах передачи и приема информации партнерами по общению. В реальных процессах общения между людьми информация не просто передается - принимается, но и формируется, что является очень важным моментом для творческого продуктивного общения. Это не только выравнивание различий в исходной информированности партнеров, но и стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их, выразить свое согласие или несогласие, прийти к определенным согласованным или новым результатам.

Вторая функция общения - регулятивно-управляющая - проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения. Благодаря общению человек получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей. Происходит взаимная «подстройка» действий. Через глубинные психологические механизмы общения, заражение, подражание, внушение и убеждение, можно оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.

Третья функция общения - эмоционально-коммуникативная - оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения людей может изменяться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность [31, с. 113].

М. И. Еникеев пишет, что одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в коммуникации и взаимодействии с другими людьми. Коммуникация (общение) - это установление и развитие контактов между людьми, порождаемые их потребностью в совместной деятельности. Оно включает в себя следующие аспекты:

- обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между коллективами;

- выработку совместной стратегии деятельности;

- восприятие и понимание людьми друг друга в процессе совместной деятельности [12, с. 297].

Р. С. Немов утверждает, что коммуникативная сфера личности имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида [20, с. 516-518].

М. И. Еникеев выделяет традиционно три класса функций общения:

1)      информационно - коммуникативные;

  1. регуляционно - коммуникативные;
  2. аффективно - коммуникативные.

Первый класс охватывает все те функции, которые определяют передачу и прием информации. Второй класс относится к регуляции общения, которую осуществляют люди по отношению друг к другу (мотивы, планы). Третий класс относится к эмоциональной сфере общения.

Классификация функций общения направлена на то, чтобы конкретизировать его основные результаты:

1) организации совместной деятельности;

2) познание людьми друг друга;

  1. формирование и развитие межличностных отношений.

Наряду с перечисленными функциями, общению так же присуща креативная - творческая функция. Развитию этой функции общения мешают различные запреты, попытки формировать общение, свести его к какой-либо стороне или принципу.

М. И. Еникеев представляет общение как сложную, многогранную, многоуровневую специфику деятельность проходящую в своем развитии определенные этапы, сопровождающиеся коммуникативными, социально - перцептивными, интерактивными результатами. Главным инструментом общения выступает личность человека, предъявленная в речевых и неречевых формах выражения отношения к партнеру, в способах обращения к нему, в приемах организации обратной связи и возвращения образов и представлений о ситуации общения партнеру. Общение есть условие жизнедеятельности человека и его главная социальная потребность. В общении происходит становление человека, проявление его сущности, его социально - психологических и психологических свойств и качеств [12, с. 298-302].

Р. С. Немов упоминает, что в общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного человека к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и так далее.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить человека на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. У человека количество целей общения увеличивается по сравнению с животными. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. У человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи ее от одного человека к другому [20, с. 512-513].

М. И. Еникеев пишет, что как субъектность личности и ее проявления в общении фиксируются в особенностях преобразовательной активности, которая соответствует уровню развития и своеобразию субъективных свойств и способностей, а также в содержании рефлексивного осознания своих личных отношений и взаимоотношений с миром. Исходя из такого понимания субъекта общения, критериями определения его типов должны выступать направленность, интенсивность, качество преобразовательной активности личности, проявляющийся в ее субъективных, личностных свойствах и одновременно обусловленные ими [12, с. 306].

М. К. Тутушкина выделяет, что коммуникативная сфера (общение) - особая самостоятельная форма активности субъекта, которая проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями в самом процессе общения. В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. Если бы люди были абсолютно тождественны по психическим качествам и свойствам, общение было бы не нужным, а если бы они были абсолютно различными, оно было бы невозможным. С точки зрения развития личности в процессе общения диалектически сочетаются две противоположные тенденции:

- Личность приобщается к жизни общества и социальной группы.

- Происходит обособление личности, формируется ее индивидуальное разнообразие. Личность стремится сохранить и раскрыть в процессе общения свою индивидуальность.

Коммуникативная сфера - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей как специальными средствами (речь, мимика и так далее), так и любыми проявлениями активности. Любое действие или предмет могут оказаться вовлеченными в процесс общения. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности человека, и оно же всегда вбирает в свою ткань особенности другого человека, времени, обстоятельств. Общение имеет свои функции, каналы, средства, виды и типы, фразы [31, с. 113].

М.И. Еникеев отмечает, что субъект коммуникативной сферы вносит объективные и субъективные изменения в общении и осуществляет качественно определенные изменения личности, соответствующих определенному уровню. Субъект коммуникативной сферы раскрывается через его направленность, установки, ценностные ориентации, то есть через систему отношений. Преобразовательная активность субъекта коммуникативной сферы направлена на физические, психологические, социально - психологические свойства личности, изменения которых осуществляются в диапазоне от полного физического и психического разрушения до созидания, сотворения (актуализации личностного роста). Преобразовательная активность личности, раскрывающаяся в системе ее отношений, должна рассматриваться с учетом такого параметра, как социально - приемлемое - антисоциальное общение, взаимодействие, поведение. Иными словами, субъект коммуникативной сферы и качество его преобразовательной активности должны рассматриваться сквозь призму социальной, культурно - психологической нормы [12, с. 307].

Таким образом, человеческим существам приходится приспосабливаться к своей окружающей среде, им необходима способность к общению друг с другом. И действительно, любое социальное взаимодействие предполагает коммуникацию. Коммуникация - это процесс, с помощью которого люди передают друг другу информацию, идеи, мнения и душевные состояния. Она включает в себя все те вербальные и невербальные процессы, с помощью которых человек посылает и принимает сообщения. Не имея способности общаться, человек оказался бы заперт в собственном частном мирке. Коммуникация позволяет нам установить «общность» друг с другом, объединяя «отправителя» и «получателя» сообщения. Это неотъемлемый механизм, с помощью которого люди добиваются социальных целей. Коммуникация помогает людям координировать сложную групповую деятельность и является выражением институциональной жизни.

Информация о работе Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста