Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе уделяется проблеме исследования коммуникативной сферы личности. Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений в социуме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Коммуникативная сфера как научная категория ………………………………...…5
Социально – психологические особенности развития детей подросткового возраста…………………………………………………...…………………………….16
Коммуникативная сфера детей подросткового возраста ………………………...28
Выводы по первому разделу …………………………………………………………...38
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Проблемы развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста…………………………………………………………………………………40
Программа диагностики коммуникативной сферы детей подросткового возраста…………………………………………………………………….….48
Рекомендации социального педагога по развитию коммуникативной сферы
у детей подросткового возраста………………………………………………………..56
Выводы по второму разделу…………………………………………………..………..64
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…………72

Работа содержит 1 файл

Русина Анна курсовая 31-ЕСП.doc

— 893.00 Кб (Скачать)

 

1.2 Социально - психологические особенности развития детей подросткового возраста

 

Подростковый возраст - стадия развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих подростков. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства».

Л.Ф. Анн упоминает, что начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появления в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Главной особенностью подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных. Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремления противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание их одобрения и оценок. Важный фактор психического развития в подростковом возрасте - это общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельностью этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников и нормам группы сверстников. Подростковый возраст - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов [2, с. 7-8].

А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева указывают, что подростковый возраст имеет большое значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический [7, с. 177].

М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова отмечают, что физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим оно также оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей физической силы, привлекательности, здоровья влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и другое, и наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в собственные силы, пессимизм. Вместе с тем половая зрелость не означает еще зрелости социальной. Для подростка характерна ярко выраженная потребность в самоутверждении.

Впервые осознавая свои достоинства и недостатки, он начинает активно, в соответствии со своими представлениями о собственных качествах, стремиться занять определенную позицию в классном коллективе. Поскольку подростки начинают впервые оценивать не только свои поступки, но и качества своей личности, наблюдается их значительная переоценка. Своеобразие данной фазы подросткового периода состоит в том, что формирующаяся личность ориентируется главным образом на волевые и физические свойства, выполняющие социальную функцию и выступающие в качестве критериев регуляции внутригрупповых отношений. Установление более тесных отношений со сверстниками проявляется в том, что образуются малые группы; их члены проводят вместе время, делятся впечатлениями, активно поддерживают и защищают друг друга. Также в подростковом возрасте происходит социальная переориентация личности, которая выражается в появлении «комплекса взрослости». Новый тип социальных контактов, затрагивая нравственную сферу отношений, начинает регулироваться более сложным набором личностных качеств. Наряду с волевыми сюда входят различного рода нравственные качества и оценки. Переход на новую ступень социального развития требует более высокого уровня самосознания, выделения и формирования именно тех свойств, которые обеспечивают складывающиеся взаимоотношения. Главное ее содержание - вовлечение во «взрослую» жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе [6, с. 171].

Д.Б. Эльконин пишет, что взрослость подростков в романтических отношениях со сверстниками другого пола выражается не столько в факте существования взаимных симпатий, сколько в форме, в которую выливаются эти отношения. Именно форма отношений усваивается подростками от взрослых. Это подтверждается тем, что они назначают друг другу свидания и развлекаются, как взрослые: ездят в парк и за город, устраивают вечеринки, танцуют дома и даже в общественных местах. Взрослость во внешнем облике и манере поведения - результат прямого подражания подростков взрослым и выражается в заботе о сходстве своего внешнего облика с обликом взрослых. Подростки следуют моде в одежде и прическе, усваивают «взрослую манеру» ходить и разговаривать, считая непременным атрибутом взрослости употребление вульгарных выражений и модных словечек, мальчики начинают курить. Многие наши мальчики стали в 5 классе уделять серьезное внимание прическе и костюму, у девочек появились модные детали туалета и даже украшения. Таким образом, можно выделить несколько видов разной по содержанию взрослости: в социально-моральной, в интеллектуальной деятельности и интересах, в романтических отношениях и характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения [38, с. 269].

М. В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова говорят, что важное изменение в социальной ситуации развития подростка связано с той ролью, которую выполняет в этот период коллектив учащихся. Они включаются в разные виды общественно полезной деятельности, что существенно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью [6, с. 173].

И.В. Дубровина указывает, что традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность отношения подростка к взрослым. Ярко выражены как стремления противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты, и поддержки, доверия к ним, важность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признания равенства его прав с правами взрослого человека. Подростковый период - это время бурного и плодотворного развития познавательных процессов, период характеризуется становление изберательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Так же в это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление опирающиеся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их и так далее. Сложность периода заключается в том, что в нем совершаются указанные изменения, причем не только то, как она организована взрослым, но и то, насколько она сформирована у самого подростка [10, с. 372- 373].

Д.Б. Эльконин отмечает, что подростки очень различаются по степени и содержанию объективной взрослости. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. На основе материалов исследования можно выделить несколько видов взрослости детей. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми - в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека. Взрослость может проявляться как в фактах особой дружбы и внутренней близости с родителями, так и в наличии эмансипации от взрослых, в развитии опосредствованного, даже рационалистического поведения с взрослыми. Элементы эмансипации от взрослых мы наблюдали у многих наших детей. Социально-моральная взрослость в отношении с взрослыми и товарищами выражается в наличии у подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии им поступков. Стремление отстоять свое мнение часто встречалось у наших испытуемых. Взрослость в интеллектуальной деятельности и интересах характеризуется наличием у подростков элементов самообразования, но она проявляется на разном содержании. Многие ребята отличались самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами. Они, по существу, занимались самообразование [38, с. 268].

Б.Л. Сосновский полагает, что-то особенное, впервые возникает в личности подростка, то главное, что отличает его внутреннюю позицию – это возникновение у него чувства собственной взрослости, стремление быть и считаться взрослым, желание показать свою «взрослость», потребность в том, чтобы его взрослость признавали окружающие. Чувство взрослости, представление о себе как «не о ребенке» - центральное новообразование этого периода. Однако подростку еще далеко до истинной взрослости: и физически, и психологически, и социально он еще не может быть полностью самостоятельным, действительно взрослым, и он сам ощущает, что его взрослость еще не совсем «подлинная», чувствует неуверенность в своей новой позиции, которую сам же отстаивает. Складывается своеобразная ситуация: несоответствие между осознанием себя взрослым и объективным положением зависимого от взрослых ребенка, невозможностью включиться во взрослую жизнь «на равных». Именно это противоречие, попытки его преодоления, попытки выстроить свои отношения с окружающими по-новому, согласно своему представлению о себе, и обусловливают своеобразную социальную ситуацию развития подростков [28, с. 464].

В.С. Мухина отмечает, что при всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу [18, с. 367].

Е.Л. Солдатова пишет, что в подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Для этого периода характерны:

- стремление приобщиться к миру взрослых;

- ориентация поведения на нормы и ценности «взрослого мира»;

- временное представление о себе (образ «Я» в настоящем, прошлом и будущем);

- подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь в обществах с высоким уровнем цивилизации. Основная особенность данного возраста - это резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития детей [27, с. 145].

И.В. Дубровина указывает, что основные особенности подросткового периода такие как, резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время; некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных и так далее. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки случаи интеллектуального и коммуникативного развития школьника. Существенно может опережаться или тормозиться развитие личностных особенностей: по интеллекту и коммуникативной деятельности, он уже подросток, а по особенностям личности - ребенок. Также распространены случаи, когда сильные потребности - в  самоутверждении, общении - не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии и подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит [10, с. 371].

О.В. Хухлаева упоминает, что основные поведенчиские проявления свойствены как нормативному кризисному периоду поиска себя, так и кризисному по варианту. В целевом случае они желательны, поскольку свидетельствуют о том что происходит определенная внутренняя работа, в других случаях - свидетельствуют о наличии тех или иных внутренних трудностей подростка, которые не позволили ему завершить кризис. В этом случае иногда необходима внешняя помощь со стороны родителей, педагогов, психологов. В случае трудности в решении проблемы близости, то есть вступления в эмоционально близкие дружеские отношения. Это может проявляться в самоизоляции, при этом общение даже с родными людьми ограничивается формальными отношениями. В подростковом возрасте меняется также отношение к запретам. Если младший школьник стремился им следовать, то теперь становится значимым именно их нарушение. Это также является следствием формирующегося чувства взрослости. По мнению подростков, следовать запрету или совету родителей - быть маленьким, а нарушать - быть взрослым [34, с. 14].

В.Г. Казанская пишет, что подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой - от детства к взрослости. У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, поразному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно - организаторской деятельности. Значит, есть разная взрослость: физически сложившийся, похожий на взрослого человек не всегда рассуждает и поступает по- взрослому. Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. В подростковом возрасте закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Поэтому он становится как бы стартом для раскрытия жизненных позиций и устремлений человека. В связи с этим вновь подчеркнем, что подросток - личность противоречивая. Если ломка старых интересов и поведения происходит достаточно быстро, то взрослость развивается скачками: сегодня он поступает по-взрослому, завтра - капризничает. Но такая ломка непонятна и тяжела для самого подростка: то, что нравилось раньше, вызывает бурный протест и отчаяние. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Все то, что не нравится родителям в друзьях, вызывает бурный протест и негодование. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят [13, с. 19-29].

Информация о работе Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста