Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе уделяется проблеме исследования коммуникативной сферы личности. Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений в социуме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Коммуникативная сфера как научная категория ………………………………...…5
Социально – психологические особенности развития детей подросткового возраста…………………………………………………...…………………………….16
Коммуникативная сфера детей подросткового возраста ………………………...28
Выводы по первому разделу …………………………………………………………...38
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Проблемы развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста…………………………………………………………………………………40
Программа диагностики коммуникативной сферы детей подросткового возраста…………………………………………………………………….….48
Рекомендации социального педагога по развитию коммуникативной сферы
у детей подросткового возраста………………………………………………………..56
Выводы по второму разделу…………………………………………………..………..64
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…………72

Работа содержит 1 файл

Русина Анна курсовая 31-ЕСП.doc

— 893.00 Кб (Скачать)

Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто подростком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто подростком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность подросткам ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой [11, с. 13].

А.Д.Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаев пологают, что прежде чем приступить к коррекционно-педагогической работе с группой подростков, необходимо определить:

во-первых, направленность группы, что хочет, к чему стремится большинство членов группы, каковы их главенствующие интересы, какие цели их объединяют, что вызывает разногласия;

во-вторых, структуру группового общения, взаимоотношения между членами группы, кто занимает лидирующее положение, кто отвержен и бесправен, кто верховодит;

в-третьих, деятельность группы: какой вид ведущей деятельности объединяет группу, по каким мотивам каждый член группы участвует в этой деятельности, кто добивается наибольших, а кто наименьших успехов, какие виды деятельности служат группе в качестве развлечения, какие - для выработки характера, какие - для реализации интересов;

в-четвертых, отношение группы с окружающим миром (замкнутость, кастовость, враждебность), отношение к школе, к другим группам сверстников, к классному коллективу.

Определив исходные данные группы, выяснив характер и содержание направленности группового общения несовершеннолетних, намечается логика и последовательность коррекционно-педагогической работы с группой:

-постановка перед группой подростков целей и задач, которые могли бы их увлечь и потребовать от каждого положительного поведения, активизации социально ценной деятельности;

- оздоровление атмосферы в группе путем переключения ее с асоциальной деятельности на общественно значимую;

- изменение направленности группы путем удовлетворения ее притязаний при определенных условиях и так далее. Вместе с тем предлагаются и конкретные пути преодоления отрицательной направленности групп при учете социальных условий: привлечение группы к интересному, увлекательному делу без разрушения установившихся дружеских связей;

При выборе организационных форм, путей и способов коррекционно-педагогического воздействия на групповое общение подростков необходимо исходить из целесообразности их применения в условиях эффективности в переориентации личности подростков.

Выбор организационных форм чаще всего зависит от традиций школы, социально-педагогических условий микрорайона, от пространственных и структурных особенностей внешкольного общения подростков, от конкретной обстановки школы.

Одной из таких организационных форм коррекционно-педагогической деятельности с подростками может быть создание зоны педагогического влияния школы. Это территория микрорайона, прилегающая к школе и являющаяся сферой особой заботы коллектива, сферой приложения сил детей и подростков, полем социальной и общественно полезной активности [7, с. 217].

А.В. Мудрик подчеркивает, что индивидуальная помощь подросткам, в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.

Во-первых, наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.

Во-вторых, наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.

В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, тоесть удовлетворяющей его позитивной Я - концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками, умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.

В-четвертых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать перед воспитанником ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осознать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.

В-пятых, использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от личностного подхода тем, что личностный подход имеет в виду априорное отношение к любому воспитуемому как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей [17, с. 86].

Таким образом отмечено, что при составлении рекомендаций на развитие коммуникативной сферы необходимо придерживаться таких целей как: перевод негативной ситуаци развития в позитивную форму, работа должна соотноситься с продолжительностью коррекционной работы, должна основываться на привлекательных и оптимистичных целях, вызывать желание у подростков их достигнуть, учитывать индивидуальные возможности детей. Подчеркивается, что при соблюдении ряда русловий коррекционная индивидуальная помощь подросткам может дать положительный эффект.

 

Выводы по второму разделу

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемы развития коммуникативной сферы детей подросткового возраста зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми людьми, а также от индивидуальных особенностей самого подростка. Также, эти проблемы могут быть связаны с нарушением взаимоотношений эмоционального общения со сверстниками, которое оказывает огромное влияние на содержание развития подростка; возможны и более сложные - психофизиологические особенности, влияющие на коммуникативную сферу подростка.

Выделено, что в системе предупреждения и преодоления проблем в коммуникативной сфере детей подросткового возраста, важную роль играет социальный педагог, который реализует переориентацию и коррекцию коммуникации несовершеннолетних, играющая довольно существенную роль в социализации личности подростка.

Таким образом, для успешной социализации и развития детей подросткового возраста и их коммуникативной сферы, необходимо проводить коррекционную работу, помогать в самопознании и саморазвитии, проводить психолого-педагогическую терапию и консультирование.

 

ВЫВОДЫ

Анализ литературных источников по психологии и педагогике показал, что коммуникативная сфера имеет огромное значение для развития детей подросткового возраста, так и для всей его жизнедеятельность в целом. Отмечено, что коммуникативная сфера происходит в процессе усвоения детьми общественного опыта, норм нравственности и формирования законопослушного поведения. Коммуникативная сфера – это так же установление и развитие контактов между людьми, порождаемые их потребностью в совместной деятельности.

Выделено, что подростковый возраст - это период, имеющий повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основой психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменения, попытки понять самого себя и свои возможности. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Ведущей деятельностью подросткового возраста является эмоциональное общение со сверстниками. Новообразованием является чувство взрослости. Социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников. Сказано, что в процессе общения ребенок проявляет себя, получает возможность для развития и реализации.

Отмечено, что коммуникативная сфера - это развитие контактов между людьми и аспект социального взаимодействия, а также определяется как «передача информации» от человека к человеку. Коммуникативная сфера оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности подростков. У подростка коммуникативная сфера пронизывает всю жизнь, накладывая отпечаток и на учение, и на общение, и на отношения со сверстниками. В подростковом возрасте коммуникативная сфера выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Также к развитию коммуникативной сферы можно отнести стихийные механизмы формирования личности. К ним можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизмы идентификации и освоения социальных ролей.

Показано, что исследование коммуникативной сферы детей подросткового возраста может быть диагностировано с помощью специальных методик для оценки наблюдаемого поведения подростков, тоесть. поведения в оценке окружающих , для самооценки, оценки близких людей, для описания личности подростка. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Методики предназначена для изучения направленности личности в коммуникативной сфере, понимаемой как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентации в сфере межличностного общения.

Отмечено, что для наиболее эффективной формы работы с коммуникативной сферой детей подросткового возраста, должны быть разработаны рекомендации, направленные на проблемы развития коммуникации, а также их преодоления. Определить в какой помощи нуждается ребенок, и как эту помощь предоставить. Осуществляемая помощь по-разному оценивается специалистами. Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков коммуникации, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Таким образом, на сегоднешний день факторы формирования коммуникативной сферы и ее влияние на развитие подростков отображается на всей жизнедеятельности личности и является актуальной.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Адлер.А.А.:Воспитание детей. Взаимодействие полов /. А.Адлер.-. Ростов -на-Дону, издательствово «Феникс», 1998. - 448 с.

2. Анн. Л.Ф.: Психологический тренинг с подростками.-/Л.Ф. Анн.- СПб.: Питер.2007.-271с.

3. Бодалева.А.А.: В мире подростка / Под редакцией. А.А. Бодалева.- М.,Медицина,1980.296с

4. А.А. Бодалева. Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. — 640 с.

5. Вотчин И.С. Общение и личность:[Учебно-методическое пособие].- Новосибирск, 2005. -  93 с.

6. Гамезо.М.В.: Возрастная и педагогическая психология: [ Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов]. Под редакцией. М.В.Гамезо., Е.А. Петровой, Л.М. Орловой - Москва: Педагогическое общество России, 2003.- 512 с.

7. Гонеев.А.Д.: Основы коррекционной педагогики: [Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений] / [А. Д. Гонеев, Н. И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под редакцией. В.А.Сластенина.]- Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

8. Гусева А.Н. «1С:Школьная Психодиагностика. Базовая версия» : Педагогическое общество России 2008г -259 с

9. Донцов. Д. А. Детская возрастная психология: [Учебное пособие для студентов] «Психология» /. [Д. А. Донцов, М. В. Донцова, Е. А. Поляков, Г. В. Сухова.]- Тула: Издательсьво Тула. 2011.- 203 с.

10. Дубровина.И.В.: Практическая психология образования: [Учебное пособие] ./ Под редакцией И.В.Дубровиной- СПб.: Питер, 2006.- 592 с.

11. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: [Учебное пособие для студентов. средних педагогических. учебных заведений] / [И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под редакцией И.В.Дубровиной]. – Москва: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. [Учебник для вузов.]- М. И. Еникеев.: Москва: Издательская группа НОРМА-ИНФРА . М, 1999. – 624с.

13. Казанская.В.Г.: «Подросток. Трудности взросления.»:\ В.Г.Казанская. Питер; Спб.; 2008.

14. Карабанова.О. А.: Возрастная психология. Конспект лекций. О. А Карабанова.: Москва. Издательство «Айрис-пресс» 2000.-238 с.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Учебное пособие для студентов высших учебных заведений]./ [Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.]- Москва.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

16. Леонтьев.А.А Психология общения - Москва.: Смысл, 1999. - 365с.

17. Мудрик А. В. Социальная педагогика: [Учебник для студентов педагогических вузов] / Под редакцией В.А. Сластенина. - 3-е издание. - Москва.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

18. Мухина. В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: [Учебник для вузов]- В.С. Мухина.- Москва: Издательский центр «Академия», 1999.- 456 с.

Информация о работе Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста