Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе уделяется проблеме исследования коммуникативной сферы личности. Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений в социуме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Коммуникативная сфера как научная категория ………………………………...…5
Социально – психологические особенности развития детей подросткового возраста…………………………………………………...…………………………….16
Коммуникативная сфера детей подросткового возраста ………………………...28
Выводы по первому разделу …………………………………………………………...38
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Проблемы развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста…………………………………………………………………………………40
Программа диагностики коммуникативной сферы детей подросткового возраста…………………………………………………………………….….48
Рекомендации социального педагога по развитию коммуникативной сферы
у детей подросткового возраста………………………………………………………..56
Выводы по второму разделу…………………………………………………..………..64
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…………72

Работа содержит 1 файл

Русина Анна курсовая 31-ЕСП.doc

— 893.00 Кб (Скачать)

19. Мясищева. В. Н.Психология отношений.: В. Н. Мясищева. Москва. ЛГУ, 1984. -153с.

20. Немов Р.С./Психология: [Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений]: 4-е издание - Москва.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.

21. Немов. Р.С. /Психология образования. [Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений] 2-е издание Москва.: «ПРОСВЯЩЕНИЕ» «ВЛАДОС» 1995.-452 с.

22. Першина.Л.А Возрастная психология: [Учебное пособие для вузов]. - Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2005.-256с.

23. Петровский.А.В. Введение в психологию / Под общей редакцией проф.

А.В. Петровского. - Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

24. Райгородский Д. Я. /Практическая психодиагностика. Методики и тесты. [Учебное пособие].-/ Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.

25. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006 — 320 с.

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: [Учебное пособие]: Рогов Е.И .Москва.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.

27. Солдатова. Е. Л., Г.Н.Лаврова. Психология развития и возросшая психология. Онтогенез и дизонтогенез / Солдатова. Е. Л., Г.Н.Лаврова. Серия «Высшее образование».- Ростов- на-Дону: Феникс, 2004.-384 с.

28. Сосновский. Б.А. Психология: [Учебник для педагогических вузов] / Под редакцией Б.А. Сосновского.- Москва.: Юрайт- Издат, 2005.- 660 с.

29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.

30. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. - Ростов- на Дону: Феникс, 2005. - 416 с.

31. Тутушкина М. К.: Практическая психология: Учебник /:[ М. К. Тутушкина ;

В.А. Артемьева С. А. Волков; О. Б. Годлиник; М. А. Гулина; Е. С. Ермак; И. М. Лущихина; Ю. И. Лобанова; В. П. Мальцев; Е. А. Соловьева; И. В. Троицкая. Под редакцией, доктора психологических наук, профессор., академии. БПА М. К. Тутушкиной] - 4-е издание. СПб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.

32. Фалунина Е.В.Основы профориентологии: Сборник психодиагностических методик / Е.В. Фалунина, Московский психолого-социальный институт, 2004.- 200 с.

33. Хилько .М. Е.: Возрастная психология. Конспект лекций. Под редакцией М. Е. Хилько., М. С.: Ткачева. Издательство «Юрайт», 2010г.-144 с.

34. Хухлаева.О.В. Психология подростка: [Учебное пособие для студентов высших учебных заведений].- Москва: Издательский центр «Академия», 2005.- 160 с.

35. Шилова.Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении.- Москва: Айрис- пресс, 2004.- 176 с.

36. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности:

[Учебник для студентов высших учебных заведений]-2-е издание.- Шевандрин Н.И. Москва.:Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2001.-512 с.

37. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- Москва: Академический проект, Трикста, 2005.-336 с.

38. Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды [электронный ресурс] www.pedlib.ru. [Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Инструкция: Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если  «да», то в специальной сетке предназначенной для регистрации ответов, перечеркните крестиком соответствующую порядковому номеру утверждения цифру или клеточку. Если «нет», то ничего делать не надо. Постарайтесь быть максимально внимательным и откровенным, чтобы избежать повторного тестирования.

Итак, какой Вы человек?

Текст теста

1. Умеете нравиться

2. Производите впечатление на окружающих

3. Умеете распоряжаться и приказывать

4. Умеете настоять на своём

5. Обладаете чувством достоинства

6. Независимый

7. Способен  сам позаботиться о себе

8. Можете проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Можете быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любите поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Покладистый

21. Благодарный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с другими

27. Доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Ободряющий других

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызывать восхищение

34. Пользуется у других уважением

35. Обладает талантом руководителя

36. Любите ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичен

40. Соперничающий

41. Стойкий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпите, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На Вас трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущаетесь

50. Неуверенный в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегаете к помощи других

54. Очень почитаете авторитеты

55. Охотно принимаете советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезны в обхождении

58. Дорожите мнением окружающих

59.Общительный и уживчивый

60. обросердечный

61. Добрый вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любите заботиться о других

64. Щедрый

65. Любит давать советы

66. Производите впечатление значительности

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думаете только о себе

72. Хитрый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Расчётливый

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлоблен

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помните обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любите подчиняться

87. Предоставляете другим принимать решения

88. Легко попадаете впросак

89. Легко поддаётесь влиянию друзей

90. Готовы довериться любому

91. Благорасположены ко всем без разбора

92. Всем симпатизируете

93. Прощаете всё

94. Переполнены чрезмерным сочувствием

95. Великодушны и терпимы к недостаткам

96. Стремитесь помочь каждому

97. Стремящийся к успеху

98. Ожидаете восхищение от каждого

99.Распоряжаетесь другими

100.  Деспотичный

101.  Относитесь к окружающим с чувством превосходства

102.  Тщеславный

103.  Эгоистичный

104.  Холодный, чёрствый

105.  Язвительный, насмешливый

106.  Злой, жестокий

107.  Часто гневлив

108.  Бесчувственный, равнодушный

109.  Злопамятный

110.  Проникнут духом противоречия

111.  Упрямый

112.  Недоверчивый, подозрительный

113.  Робкий

114.  Стыдливый

115.  Услужливый

116.  Мягкотелый

117.  Почти никому не возражает

118.  Навязчивый

119.  Любит, чтобы его опекали

120.  Чрезмерно доверчив

121.  Стремится снискать расположение каждого

122.  Со всеми соглашаетесь

123.  Всегда со всеми дружелюбен

124.  Всех любите

125.  Слишком снисходительны к окружающим

126.  Стараетесь утешить каждого

127.  Заботитесь о других в ущерб себе

128.  Портите людей чрезмерной добротой

 

       Бланк  регистрации ответов

Фио…………………Дата…………….Возраст……………Образование………….

 

Профессия………………..

 

1 2 3 4

5 6 7 8

9 10 11 12

13 14 15 16

17 18 19 20

21 22 23 24

25 26 27 28

29 30 31 32

33 34 35 36

37 38 39 40

41 42 43 44

45 46 47 48

49 50 51 52

53 54 55 56

57 58 59 60

61 62 63 64

65 66 67 68

69 70 71 72

73 74 75 76

77 78 79 80

81 82 83 84

85 86 87 88

89 90 91 92

93 94 95 96

97 98 99 100

101 102 103 104

105 106 107 108

109 110 111 112

113 114 115 116

117 118 119 120

121 122 123 124

125 126 127 128

               

I

II

III

IY

Y

YI

YII

YIII


 

Обработка результатов.

1. При согласии с утверждением  перечеркни цифру соответствующую номеру этого утверждения

2. Подсчитай количество положительных ответов и напиши это количество внизу в каждом октанте.

3. Высчитай векторы направленности межличностных отношений:

 доминирования  V  = I – Y + 0,7 (II + III – YI –IY)

 доброжелательности  Q  = YII – III  + 0,7 (YIII + YI – IY – II)

    Интерпретация данных в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степени – на абсолютные величины.

   Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны  гармоничным личностям.

   Показатели, превышающие восемь баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом.

   Уровень 14-16 баллов свидетельствует о трудностях социальной адаптации.

   Низкие показатели (0-3 балла) по всем октантам могут быть результатом скрытности и не откровенности.

   Если  не получилось ни одного октанта свыше четырёх баллов, то доверять  результатам не стоит, так как  испытуемый не захотел оценить  себя откровенно.

I – Властно-лидирующий

   3 - 4  баллов: стремление давать советы.  

   5 – 8 баллов: (умеренно выраженное свойство): уверен в себе; умеет быть хорошим советчиком, наставником, организатором; может быть хорошим  руководителем.

   9 - 12 баллов (высоко выражено): нетерпим к критике переоценивает собственные возможности.

  13 - 16 баллов: дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма.

II – Независимо-доминирующий.

   3 – 4 балла – уверенность, независимость.

   5  - 8  баллов: соревновательность, соперничество;

  9 -  12 баллов: обособленность в группе;

  13  -16 баллов: выраженное чувство собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе, самодовольство.

III – Прямолинейно-агрессивный.

  3 -  4 баллов: искренность, непосредственность.

  5  – 8 баллов: настойчивость в достижении цели.

  9 - 12 баллов: чрезмерное упорство, недружелюбие.

   13 – 16 баллов: несдержанность и вспыльчивость.

IY – Недоверчиво скептический

  3 -  4 балла: реалистическая база суждений.

  5 – 8 баллов: скептицизм, неконформность.

Информация о работе Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста