Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе уделяется проблеме исследования коммуникативной сферы личности. Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений в социуме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Коммуникативная сфера как научная категория ………………………………...…5
Социально – психологические особенности развития детей подросткового возраста…………………………………………………...…………………………….16
Коммуникативная сфера детей подросткового возраста ………………………...28
Выводы по первому разделу …………………………………………………………...38
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Проблемы развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста…………………………………………………………………………………40
Программа диагностики коммуникативной сферы детей подросткового возраста…………………………………………………………………….….48
Рекомендации социального педагога по развитию коммуникативной сферы
у детей подросткового возраста………………………………………………………..56
Выводы по второму разделу…………………………………………………..………..64
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…………72

Работа содержит 1 файл

Русина Анна курсовая 31-ЕСП.doc

— 893.00 Кб (Скачать)

 

2.2 Программа диагностики коммуникативной сферы детей подросткового возраста

 

Коммуникативная сфера поддается развитию, поэтому, как подтверждают исследователи, ранняя ее диагностика и создание условий для индивидуализации, помощь подросткам в развитии желания больше знать, понять и сделать будет практической реализацией развития коммуникативной сферы подростков.

Но диагностика коммуникативной сферы детей подросткового возраста была и останется одной из самых сложных психодиагностических проблем. Ее дальнейшая разработка на теоретическом и психометрическом уровнях, вероятно, принесет массу нововведений в образовательную практику. Но на данном этапе развития теоретических представлений и уровне разработанности психометрических процедур обойтись без сложной и относительно долговременной организационной структуры обследования невозможно.

Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для подростков и их коммуникативной сферы. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны )– поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Цель: на основе подобранных методик выявить уровень коммуникативной сферы детей подросткового возраста, спрогнозировать успешность учебной деятельности в школе.

 

 

 

Таблица

Диагностика коммуникативной сферы детей подросткового возраста.

Название методики

Критерии исследования

Литература

1.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Межличностные отношения, выявить особенности отношений Я-реального и Я-идеального в самооценке

И.С.Вотчин Общение и личность://Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2005. - 93 с.

[5, с. 42].

2.

Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

Общение, изучить индивидуально-психологические характеристики каждого, их коммуникабельность и коммуникативный контроль

Вотчин .И.С. Общение и личность://Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2005. - 93 с.

[5, с. 57].

3.

Визуальная шкала самооценки (модификация методики Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн)

Самооценка, определить свое состояние по избранным для

самооценки  шкалам с учетом ряда нюансов,  отражающих степень выраженности

того или  иного личностного свойства.

Гусева А.Н. «1С:Школьная Психодиагностика. Базовая версия» : Педагогическое общество России

2008 г. -259 с.

[8, с. 39].

4.

Оценка отношений подростка с классом

Взаимоотношение, исследование восприятия индивидом группы

Рогов .Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное. пособие: Москва.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.

[26, с. 203].

5.

Опросник школьной тревожности Филлипса

Тревожность, изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Гусева А.Н. «1С:Школьная Психодиагностика. Базовая версия» : Педагогическое общество России 2008г -259 с. [8, с. 83].

6.

Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей

Обнаружить коммуникативные способности, изучить склонность к организаторской деятельности, самокритичность, общительность.

А. А. Бодалева.- Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. - Москва: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 640 с.

[4, с. 345].

[32, с. 157].


 

Для достижения поставленной цели будут использоваться следующие методики:

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (смотреть приложение А)

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональ-ность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, тоесть. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и так далее.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профіль

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методика «Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)» (смотреть приложение Б)

Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет»

Предлагается несколько простых вопросов, на которые следует отвечать быстро, однозначно, а именно : «да», «нет», «иногда».

Оценка ответов; «да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Тест классифицирует испытуемых по семи категориям, к которым  относятся: явная некоммуникабельность – неприспособленность к работе в коллективе, что указывает на низкий уровень социализации; замкнутость  – неразговорчивость, предпочтительность одиночества; в известной степени общительность – в незнакомой обстановке чувствует себя вполне комфортно, но в спорах и диспутах участвует неохотно; нормальная коммуникабельность – любознательность, интерес к собеседнику, терпеливость в общении с другими, отстаивание своей точки зрения без вспыльчивости; весьма общителен (порой может быть сверх нормы) – любопытность, разговорчивость, любит высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих, охотно знакомится с новыми людьми; «рубаха-парень» – общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел, любит принимать участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы; коммуникабельность болезненного характера – говорлив, многословен, вмешивается в дела, к которым не имеет никакого отношения, берется судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентен, часто бывает причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

Методика «Визуальная шкала самооценки (модификация методики Т.Дембо и С.Я. Рубинштейн)» (смотреть приложение В)

Цель. В модифицированной методике Дембо-Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

Материал. Процедура проведения тестирования:

Испытуемому предлагается сделать следующее: Любой человек оценивает свои способности,  возможности,  характер и другие качества.  Развитие каждой стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие,  а верхняя - наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности; 

3) характер;

4) авторитет  у сверстников; 

5) умение многое  делать своими руками;

6) внешность; 

7) уверенность  в себе.

На каждой вертикальной линии горизонтальной чертой (-)  отметьте,  как вы оцениваете выраженность у себя  этого качества в данный момент времени. После этого,  крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, Вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя»

После инструктирования испытуемому выдается бланк, на котором  изображено семь линий (высота каждой линии - 100 мм) с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.  При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметнымичертами, середина - едва заметной точкой.

Обследование  может проводиться как фронтально -  с целым классом  (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу.  Перед началом самооценки следует убедиться,  правильно ли испытуемый понял инструкцию.  Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки,  ответить на вопросы.  Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции 10-12 мин.

 

Методика «Оценка отношений подростка с классом» (смотреть приложение Г)

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и так далее. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-

Информация о работе Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста