Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:19, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе уделяется проблеме исследования коммуникативной сферы личности. Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений в социуме.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Коммуникативная сфера как научная категория ………………………………...…5
Социально – психологические особенности развития детей подросткового возраста…………………………………………………...…………………………….16
Коммуникативная сфера детей подросткового возраста ………………………...28
Выводы по первому разделу …………………………………………………………...38
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Проблемы развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста…………………………………………………………………………………40
Программа диагностики коммуникативной сферы детей подросткового возраста…………………………………………………………………….….48
Рекомендации социального педагога по развитию коммуникативной сферы
у детей подросткового возраста………………………………………………………..56
Выводы по второму разделу…………………………………………………..………..64
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…………72
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта) ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
РУСИНА АННА АНТОЛЬЕВНА
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила студентка
группы 31 - ЕСП (специальность:
социальная педагогика,
специализация:
практическая психология)
Научный руководитель:
Чуносов М.А.,
кандидат психолог. наук,
доцент.
Рассмотрена на заседании кафедры педагогики и психологии
(Протокол № от« » 2012 г.)
Рекомендована к защите____________ М. Ю. Прокофьева
Евпатория, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Выводы по первому разделу …………………………………………………………
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
у детей подросткового
возраста……………………………………………………….
Выводы по второму разделу…………………………………………………..……
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе уделяется проблеме исследования коммуникативной сферы личности. Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений в социуме.
В процессе жизнедеятельности подросток со слаборазвитой коммуникативной сферой испытывает неуверенность в своих силах, тревожность, что препятствует достижению успеха, в какой-либо деятельности.
На сегодняшний день ученые подчеркивают важность изучения личностных коммуникативных характеристик, определяющих организацию межличностного пространства человека и его адаптацию в социальной среде. Поэтому исследования коммуникативной сферы личности становятся предметом пристального внимания в психологической науке, особенно в педагогической психологии.
Психологическая наука давно пытается ответить на вопросы связанные с проблемами развития коммуникативной сферы личности. Об этом свидетельствуют работы как зарубежных ученых, таких как К. Бюлер, Ж. Пиаже, 3 Фрейд и другие, так и отечественных, в частности Б.Г. Ананьева, А. Г. Асмолова М. А. Джерелиевская, В. И. Кабрин, В. П. Конецкая, М. С. Яницкий и другие.
Коммуникативную сферу подростков исследовали как зарубежные (Ф. Ариес, Э. Эриксон, Э. Шпрангер и другие), так и отечественные ученые, такие как Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, А.АБодалева, Л.С.Выготского, Б. Ф. Ломова, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. Е. Рыбникова и другие.
Несмотря на достаточное количество исследований данного вопроса, проблема изучения коммуникативной сферы у детей подросткового возраста остается как и раньше актуальной.
Все вышесказанное обуславливает выбор темы курсовой работы: «Особенности исследования коммуникативной сферы у детей подросткового возраста».
Цель курсовой работы - изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коммуникативной сферы личности, особенностей развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста, а также подобрать методики для выявления коммуникативной сферы подростков.
Объект курсовой работы — коммуникативная сфера личности
Предметом работы особенности коммуникативной сферы
исходя из этого, выдвигаются следующие задачи:
Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов к ним, общих выводов, приложений и списка использованной литературы. Курсовая работа размещена на 69 страницах (до списка литературы).
РАЗДЕЛ 1.
ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 «Коммуникативная сфера» как научная категория
Одним из характерных свойств подростков, как общественного существа, является потребность в коммуникативной сфере, общении и взаимодействии с другими людьми. Коммуникативная сфера это - ведущее условие социализации подростков.
Коммуникативная сфера – область действительности, в которой коммуникативное поведение подростков имеет относительно стандартизованные формы (общение со сверстниками, общение с родителями, общение в школе, общение с учителями, общение с друзьями и так далее.).
Именно в процессе коммуникации происходит усвоение детьми общественного опыта, норм нравственности и формирование законопослушного поведения. Коммуникативная сфера так же установление и развитие контактов между людьми, порождаемые их потребностью в совместной деятельности. Говоря о коммуникации, имеется в виду обмен между детьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками, то есть они утверждают, что в условиях такого общения информация не только передается, но формируется, уточняется, развивается.
М. И. Еникеев отмечает, что коммуникативная сфера является сложным явлением, которое может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, а так же как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг другу. Вместе с этим существует ряд характеристик, параметров, при отсутствии которых взаимодействие трудно отнести к общению. Прежде всего следует указать на то, что общение возникает там, где партнёры видят в другом себе подобного и себя равного, ядром этого общения является передача мыслей и переживаний, в качестве взаимодействия выступает взаимопонимание. В структуре общения имеются три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Коммуникация - обмен информацией, перцепция – восприятие и оценка партнеров друг другом, интеракция - взаимное влияние в процессе общения, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата. Выделяется четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации:
1) побуждение к действию;
2) уточнение ситуации действия;
3) само действие;
4) свертывание действия.
Основной единицей коммуникации является речевой акт [12, с. 297].
Л. Д. Столяренко уточняет, что коммуникативная сфера - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция); интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция); перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимопонимания). Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности [30, с. 3].
А.В.Петровский указывает, что взаимодействие общения человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и другие.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология. Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения [23, с. 280].
М. И. Еникеев полагает, что коммуникативная сфера рассматривается в связи, с какой- либо деятельностью человека. Но такой подход к общению не является единственным. Оно может осуществляться в ходе совместной деятельности, а может быть самостоятельным, специфическим видом деятельности - «чистое общение». Многогранные связи между общением и совместной деятельностью представлены в работах Г.М. Андреевой. Она отмечает зависимость развития различных характеристик общения от уровня развития и содержания совместной деятельности. В то же время ею подчеркивается, что влияние совместной деятельности на общение не безгранично. Со временем само общение, его коммуникативные, интерактивные, перцептивные процессы, начинают влиять на результаты совместной деятельности, выступать в роли «независимых» от предметной деятельности детерминант. Общение и деятельность являются двумя сторонами жизнедеятельности человека, они не сводимы одна к другой, автономны и влияют друг на друга [12, с. 298].
А. В. Петровский отмечает, что в отличие от взрослого, у подростка, как правило, отсутствует устойчивая самооценка. Поэтому он вынужден ориентироваться на предполагаемые оценки своих поступков со стороны различных авторитетных для него лиц: родителей, педагогов, сверстников, старших ребят и так далее. При изменениях этих внешних оценок он стремится сохранить самоуважение как достаточно прочную опору для поддержания удовлетворяющего его общения с другими людьми, добиваясь того, чтобы они воспринимали его таким, каким он хотел бы выступить в их глазах. Также в это время у подростка формируется межличностное отношение. Межличностное отношение - это взаимодействие подростков (людей), основанное на их взаимном интересе, оно может быть позитивно и негативно окрашенным. Межличностное отношения формируются на базе систем установок (ценностных ориентаций, ожиданий, стереотипов), через которые подростки воспринимают и оценивают друг. Опытные педагоги знают, как важно, налаживая успешное педагогическое общение с подростками, опираться на их самоуважение и с его помощью обеспечивать прочный психологический контакт [23, с. 295].
А. А. Леонтьев пишет, что деятельность общения, в психологическом отношении не противоположна, а в каких-то своих структурных особенностях даже аналогична деятельности познания. И суть деятельности, направлена на ориентировку в проблемной ситуации и на решение определенной задачи; только в одном случае эта задача носит познавательный характер, а в другом - коммуникативный. Что стоит за положением о «коммуникативном» характере задачи, стоящей перед субъектом в деятельности общения. По-видимому, специфику этой задачи можно охарактеризовать психологически с двух сторон: через мотивацию и через цель действий [16, с. 135].
М. И. Еникеев упоминает, что в современной отечественной психологии предлагаются различные критерии классификации отношений и взаимоотношений. Но наиболее объемной и соответствующей представлениям об общении является классификация взаимоотношений, разработанная В.Н.Панферовым. Им выделены взаимоотношения сотрудничества - соперничества, на основе предметно-практической деятельности; ролевые (ведучий - ведомный), коммуникативный (общительный - замкнутый); коллективистские (дружба - вражда); когнитивные (понимание-непонимание); аффективные (любовь - ненависть); правовые (ответственность - безответственность); моральные (добро - зло); нравственные (справедливость - несправедливость) [12, с. 299].
Существует несколько представлений «о том, какие этапы, фазы проходит общение прежде, чем получится тот или иной результат общения. Объединяет эти представления об этапах общения мысль, о том, что общение разворачивается во времени, что оно носит циклический характер, что каждый цикл общения завершается решением определенной коммуникативной задачи, что началом любого вида общения является ориентировочный этап, а заключает его - достижение определенных целей общения. Ориентировочный этап в ситуации общения осуществляется свернуто, бессознательно, и его результаты зависят от соотношения прошлого опыта и получаемой в данный момент информации. Субъект общения ориентируется на комплекс факторов ситуации и ранжирует их по степени важности. Поэтому один из элементов ситуации является доминантным для партнеров, а другие нет. На всех этапах общения не только формируется образ партнера, но и возвращается возникший образ каждым из них друг другу [12, с. 299].
Информация о работе Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста