Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.
Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР

1.1Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе
1.2. Психологическая характеристика дошкольников
с задержкой психического развития
1.3Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
1.4 Психолого-педагогические условия подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития

2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию
учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 158.10 Кб (Скачать)

Нарушения деятельности детей с ЗПР — существенный компонент в структуре дефекта, они тормозят обучение и развитие детей. Дети этой    категории имеют потенциальные возможности. Однако эти  возможности реализуются лишь,  в условиях, когда деятельность детей специально стимулируется или когда им оказывается    помощь   со   стороны взрослого.

Поэтому подготовка детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития к обучению в школе в  процессе коррекционно-развивающей  работе является одним из главных  условий успешного обучения данных дошкольников  в школе.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Андрющенко,Т.Ю. Кризис развития ребенка семи лет.: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога. [Текст]:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/             Т.ЮАндрющенко, П.А. Шашлова. – М.:Издательский цент «Академия», 2003.
  2. Бабкина,Н.В. Оценка психологической готовности детей. пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.[Текст]/ Н.В Бабкина. – М.: Айрис –пресс(Дошкольное воспитание и развитие), 2005.
  3. Бабкина Н.В.  Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении Н. Бабкина//Дошкольное воспитание. --  2006. -- №12. – с 48 -53.
  4. Божович,Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению[Текст]/ Л.И. Божович//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1976.
  5. Борякова,Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. .[Текст]/ Н. Борякова// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.   – 2002. –№1. – с 35 – 42.
  6. Венгер,Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. [Текст]/Л.А. Венгер,  А.Л. Венгер   –   М. : Знание, 1994
  7. Волкова,И.Н. Почитаем, поиграем. [Текст]/И.Н. Волкова, И.Н. Цыпина. М.: Школьноая пресса, 2004.
  8. Выготский,Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте[Текст]:хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского. М.: Владос, 1999.
  9. Власова,Т.А., О детях с отклонениями  в развитии[Текст]/ Т.А.Власова, М.С.Певзнер. М.: «Просвещение», 1973.
  10. Гуткина,Н.И. Психологическая готовность к школе[Текст]/ Н.И. Гуткина– М.,1993.
  11. Егорова,Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии[Текст]/Т.В. Егорова -М. : Изд-во УРАО, 1997.
  12. Ермолаева,М. В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста[Текст]/М. В. Ермолаева, Л. Г. Миланович. М.: Институт практической психологии, 1996.
  13. Жаренкова,Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции[Текст]/ Г.И. Жаренкова//Дефектология, 1986.
  14. Забрамная,С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. С.Д.Забрамная.М.: Педагогика-Пресс,1993.
  15. Запорожец,А.В. Избранные психологические труды.Т.1,2. [Текст]/ А.В. Запорожец. М.: Педагогика,1986.
  16. Иванов,Е.С. Проблема задержки психического развития и дефференцированный подход в учебном процессе.[Текст]/Е.С Иванов//Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 2000.
  17. Лебединская,К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст]/ Под ред. К.С Лебединской. – М. : Просвещение,1998.
  18. Леонтьев,А.Н. Проблемы в развитии психики[Текст]/ А.Н.Леонтьев.М.: Просвещение,1981.
  19. Лисина,М.И. Возрастные и индивидуальные  особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет[Текст]/ М.И. Лисина.М.: Педагогика, 2002.
  20. Лобанова,Е. Готовность к школе детей с ЗПР[Текст]/ Е. Лобанова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. №2. –с 47-54.
  21. Лубовский,В.И. Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании[Текст]:хрестоматия по курсу « Коррекционная педагогика и специальная психология/В.И.Лубовский, Л.В. Кузнецова– М. :Академия, 2005.
  22. Марковская,И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихическая диагностика[Текст]/ И.Ф Марковская. – М. : Просвещение,1993.
  23. Мухина,Т.П. Возрастная психология[Текст]:учеб. Для студентов пед. инс-тов/Под ред. Л.А.Венгера. – М. : Просвещение,1985.
  24. Никишина,В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР[Текст]: пособие для психологов и педагогов/ В.Б Никишина. – М. : Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  25. Переслени,Л. И. К  проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекция недостатков в психическом развитии младших школьников[Текст]/ Л. И. Переслени, Н. П.Слободяник, А. А. Шушковская // Дефектология. 1998. № 2. с. 10-17.
  26. Пиаже,Ж. Избранные психологические труды[Текст]/ Ж. Пиаже.

      М. ,1971.

  1. Положение детей в мире[Текст]/. – М. : 2001.
  2.   Смирнова,Е.О. Психология ребенка[Текст]:учебник для педагогических училищ и ВУЗов. / Е.О. Смирнова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2003.
  3. Слепович,Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития[Текст]/ Е.С. Слепович–.М. : Аквариум, 1990.
  4. Сухарева,Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста(избранные главы)., 1980.
  5. Урунтаева,Г.А. Практикум по дошкольной психологии[Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина; - 2-е изд., - М.Стереотип.: Издательский центр «Академия», 2000.
  6. Ульенкова,У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития[Текст]/ У.В. Ульенкова. М. : Педагогика, 1990.
  7. Фишман,М. Н. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития[Текст] /  М. Н Фишман, И. П.Лукашевич, Р. И. Мачинская // Дефектология. 1998. 
    № 1.с. 24-29.
  8. Шевченко,С.Г. диагностика и коррекция задержки психического развития у детей[Текст]/ под ред.  С.Г. Шевченко. М.:АРКТИ, 2001.
  9. Шибаева,Л.В. Программы психологической реабилитации школьников[Текст]/  Л.В. Шибаева. М.: Совершенство, 1996.
  10. Эльконин,Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах[Текст]/Д.Б. Эльконин.  М. :Воронеж. 1995.

 

 

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение 3.

Методика «Домик» (автор  Н.И. Гуткина)

Цель: изучение уровня сформированности пространственных представлений, произвольного внимания, развития сенсомоторной координации и тонкой моторики.

Материал: образец  (домик).

Порядок проведения. Ребенок  получает задание срисовать картинку, изобража-ющую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Образец ри¬суется на доске. Ребенок может обращаться к нему на протя¬жении всего времени выполнения задания. Время выполне¬ния задания не ограничивается.

Интерпретация. Критерии определения  уровня.

К 1-му уровню успешности относятся  дети, которые вы¬полняют задание практически без ошибок. Все детали рисун¬ка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка (горизонтально-вер¬тикальная) не смещена. Приступая к заданию, дети сосредо¬точены, внешне собраны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним.

Ко 2-му уровню успешности относятся  дети, допустившие 2-3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, не резко выраженная диспропорци¬ональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. При проверке результатов сво¬ей работы дети замечают ошибки и исправляют их.

У дошкольников, относимых  к 3-му уровню, грубо нару¬шены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых дета¬лей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. Количество ошибок возрастает до 4-5. Этим детям свойствен¬но отвлекаться во время выполнения задания. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них.

К 4-му уровню успешности относятся  дети, в рисунках которых отсутствуют  отдельные элементы. Детали рисунка  расположены отдельно друг от друга  или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка или его деталей  на 90—180°. Дети практически не пользуются образцом в процес¬се выполнения задания. Прямое указание на ошибку не при¬водит к ее исправлению

     Ошибочными  действиями при копировании образца  счи¬таются: отсутствие элемента (правая и левая части забора оцениваются отдельно); замена одного элемента другим; непра¬вильное изображение элемента; разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены; выход линий штриховки за контур; увеличение или уменьшение всего рисунка или от-дельных деталей более чем в два раза; изменение наклона ли¬ний более чем на 30°; неправильное пространственное распо¬ложение рисунка.

 

 

 

 

 

Рис 1.

 

 

                                                                                                         Приложение 4.                                                                                                                    

Методика «Графический узор» 

Цель: изучение внимания, умения действовать по прави¬лу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики.

Материал: образец  (графический  узор).

Порядок проведения. Ребенок  получает задание перерисовать на тетрадный  лист, в клетку имеющийся на образце  графический узор и самостоятельно продолжить его до конца стро¬ки

 Интерпретация. При  вы¬полнении задания оцениваются точность копирования образ¬ца и правильность последующего воспроизведения узора.

К 1-му уровню успешности относятся  дети, полностью справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошиб¬ки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, по¬стоянно сверяясь с образцом.

Ко 2-му уровню успешности относятся  дошкольники, ко¬торые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами ис¬правляют, сверяя свой результат с образцом.

К 3-му уровню относятся дети, которые точно срисовали образец  узора, но допустили ошибки при выполнении его про¬должения, что требует развитых навыков самоконтроля. Эти дети отличаются высокой моторной расторможенностью, бы¬стрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться на целенаправленной деятельности.

К 4-му уровню относятся дети, которые изначально не мо¬гут скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольно¬го внимания и слабой пространственной ориентировке.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение5.

Методика «Сравни картинки».

Цель: изучение уровня сформированности произвольности познавательных процес¬сов.

Материал: 2 картинки, содержащих 10 неявных различий.

Порядок проведения. Ребенок  должен найти как можно больше различий меж¬ду двумя похожими картинками.

Интерпретация. К 1-му уровню успешности относятся дети, самостоятель¬но нашедшие все 10 различий. Они целенаправленно сравни¬вают картинки, не отвлекаются, сами подсчитывают количе¬ство найденных различий.

Ко 2-му уровню относятся  дети, способные самостоятель¬но отыскать 5-7 отличий. Помощь психолога, направляющая их внимание на определенный фрагмент картинки, позволя¬ет отыскать все различия.

К 3-му уровню относятся дети, прекращающие целена¬правленный поиск после нахождения 3-4 различий. Для про¬должения работы им необходима помощь психолога, заклю¬чающаяся в активном направлении внимания ребенка на кон¬кретное различие.

К 4-му уровню успешности относятся  дети, которые после нахождения одного различия начинают перечислять все, что нарисовано на картинке. Выполнение задания этими детьми возможно только при активном включении взрослого  в совместный анализ рисунков и удержание  внимания ребенка на деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 6.

 

Методики «Исключение  лишнего»

Цель: выявление способности  к обобщению и абстрагирова¬нию, умения выделять существенные признаки.

Материал: набор карточек близких по значению.

Порядок проведения. Ребенку  предлагается ответить на следующие  вопросы:

— Что здесь лишнее?

— Почему? Назови отличительный признак.

-- Как, одним словом  можно охарактеризовать три оставшихся  предмета? Интерпретация. Дети, относимые  к 1-му уровню, справляются с  вербаль¬ным вариантом задания и способны сделать правильное обоб¬щение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.

Ко 2-му уровню относят детей, которые правильно выпол¬няют вербальный вариант задания, однако нуждаются при этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызы¬вает.

Для детей, относимых к 3-му уровню, необходимо неодно¬кратное повторение задания для поддержания внимания. Им требуется дополнительное разъяснение, зачастую на нагляд¬ном материале. Они с трудом припоминают названия некото¬рых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщаю¬щего слова.

К 4-му уровню относят детей, полностью не справивших¬ся с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ромашка  береза  колокольчик  василек

 

медведь  ежик  шапка  человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 8

 

 

Вопросы для экспериментальной  беседы

по выявлению «внутренней  позиции школьника»

 

1.    Ты хочешь  идти в школу? Почему?

2.    Ты хочешь  еще на год остаться в детском  саду (дома)?

3.    Какие занятия  тебе больше всего нравились  в детском саду? Почему?

4.    Ты любишь, когда  тебе читают книжки?

5.    Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали  книжку?

Информация о работе Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития