Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.
Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР
1.1Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе
1.2. Психологическая характеристика дошкольников
с задержкой психического развития
1.3Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
1.4 Психолого-педагогические условия подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития
2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию
учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты
Нарушения деятельности детей с ЗПР — существенный компонент в структуре дефекта, они тормозят обучение и развитие детей. Дети этой категории имеют потенциальные возможности. Однако эти возможности реализуются лишь, в условиях, когда деятельность детей специально стимулируется или когда им оказывается помощь со стороны взрослого.
Поэтому подготовка детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития к обучению в школе в процессе коррекционно-развивающей работе является одним из главных условий успешного обучения данных дошкольников в школе.
Список литературы
М. ,1971.
Приложение 3.
Методика «Домик» (автор Н.И. Гуткина)
Цель: изучение уровня сформированности пространственных представлений, произвольного внимания, развития сенсомоторной координации и тонкой моторики.
Материал: образец (домик).
Порядок проведения. Ребенок получает задание срисовать картинку, изобража-ющую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Образец ри¬суется на доске. Ребенок может обращаться к нему на протя¬жении всего времени выполнения задания. Время выполне¬ния задания не ограничивается.
Интерпретация. Критерии определения уровня.
К 1-му уровню успешности относятся дети, которые вы¬полняют задание практически без ошибок. Все детали рисун¬ка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка (горизонтально-вер¬тикальная) не смещена. Приступая к заданию, дети сосредо¬точены, внешне собраны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним.
Ко 2-му уровню успешности относятся дети, допустившие 2-3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, не резко выраженная диспропорци¬ональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. При проверке результатов сво¬ей работы дети замечают ошибки и исправляют их.
У дошкольников, относимых к 3-му уровню, грубо нару¬шены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых дета¬лей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. Количество ошибок возрастает до 4-5. Этим детям свойствен¬но отвлекаться во время выполнения задания. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них.
К 4-му уровню успешности относятся дети, в рисунках которых отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка или его деталей на 90—180°. Дети практически не пользуются образцом в процес¬се выполнения задания. Прямое указание на ошибку не при¬водит к ее исправлению
Ошибочными
действиями при копировании
Рис 1.
Методика «Графический узор»
Цель: изучение внимания, умения действовать по прави¬лу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики.
Материал: образец (графический узор).
Порядок проведения. Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный лист, в клетку имеющийся на образце графический узор и самостоятельно продолжить его до конца стро¬ки
Интерпретация. При вы¬полнении задания оцениваются точность копирования образ¬ца и правильность последующего воспроизведения узора.
К 1-му уровню успешности относятся дети, полностью справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошиб¬ки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, по¬стоянно сверяясь с образцом.
Ко 2-му уровню успешности относятся дошкольники, ко¬торые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами ис¬правляют, сверяя свой результат с образцом.
К 3-му уровню относятся дети,
которые точно срисовали
К 4-му уровню относятся дети, которые изначально не мо¬гут скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольно¬го внимания и слабой пространственной ориентировке.
Рис 2.
Рис. 3.
Приложение5.
Методика «Сравни картинки».
Цель: изучение уровня сформированности произвольности познавательных процес¬сов.
Материал: 2 картинки, содержащих 10 неявных различий.
Порядок проведения. Ребенок должен найти как можно больше различий меж¬ду двумя похожими картинками.
Интерпретация. К 1-му уровню успешности относятся дети, самостоятель¬но нашедшие все 10 различий. Они целенаправленно сравни¬вают картинки, не отвлекаются, сами подсчитывают количе¬ство найденных различий.
Ко 2-му уровню относятся дети, способные самостоятель¬но отыскать 5-7 отличий. Помощь психолога, направляющая их внимание на определенный фрагмент картинки, позволя¬ет отыскать все различия.
К 3-му уровню относятся дети, прекращающие целена¬правленный поиск после нахождения 3-4 различий. Для про¬должения работы им необходима помощь психолога, заклю¬чающаяся в активном направлении внимания ребенка на кон¬кретное различие.
К 4-му уровню успешности относятся дети, которые после нахождения одного различия начинают перечислять все, что нарисовано на картинке. Выполнение задания этими детьми возможно только при активном включении взрослого в совместный анализ рисунков и удержание внимания ребенка на деятельности.
Методики «Исключение лишнего»
Цель: выявление способности
к обобщению и абстрагирова¬
Материал: набор карточек близких по значению.
Порядок проведения. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
— Что здесь лишнее?
— Почему? Назови отличительный признак.
-- Как, одним словом
можно охарактеризовать три
Ко 2-му уровню относят детей, которые правильно выпол¬няют вербальный вариант задания, однако нуждаются при этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызы¬вает.
Для детей, относимых к 3-му уровню, необходимо неодно¬кратное повторение задания для поддержания внимания. Им требуется дополнительное разъяснение, зачастую на нагляд¬ном материале. Они с трудом припоминают названия некото¬рых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщаю¬щего слова.
К 4-му уровню относят детей, полностью не справивших¬ся с заданием.
ромашка береза колокольчик
медведь ежик шапка человек
Рис. 5.
Рис. 6.
Приложение 8
Вопросы для экспериментальной беседы
по выявлению «внутренней позиции школьника»
1. Ты хочешь идти в школу? Почему?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?