Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.
Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР
1.1Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе
1.2. Психологическая характеристика дошкольников
с задержкой психического развития
1.3Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
1.4 Психолого-педагогические условия подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития
2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию
учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты
Настя Г., Максим К., Дима Д. не удерживали цель задания, они понимали только то, что им нужно раскладывать фигурки, чтобы получилась елочка, а какая елочка, какую роль в этом раскладывании должен играть образец,— для них это было совершенно безразлично. Дети выкладывали «любую» елочку, работой своей всегда оставались довольны: «Все получилось», «Все сделал хорошо», «Красиво», «Елочка вышла» и т. п. Они были довольны уже тем, что получилась именно елочка (4 уровень).
Вывод. Дети с ЗПР не замечают допущенных им ошибок не только потому, что им трудно пооперационно соотнести результаты собственных действий с образцом из-за сниженного самоконтроля и самооценки, но прежде всего потому, что у них не сформированы необходимые перцептивные действия, в частности зрительное восприятие величины. Общий принцип композиции величин в предложенной модели дети с ЗПР улавливают, а следовать ему в собственных практических действиях оказываются не в состоянии. Самооценка неадекватная.
Блок 5.С целью диагностики сформированности учебной мотивации детям было предложено ответить на 11 вопросов (приложение 8).
Считается, что
у детей высокий уровень
Ко 2-му уровню готовности относят детей, также выражающих желание идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «в школе интересные переменки», «все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя: «учителем быть интересней», «задания не хочу выполнять, а хочу говорить» и т. п. Позиционный и игровой мотивы.
К 3-му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т. п. Внешний мотив.
К 4-му уровню готовности относят детей, активно не желающих идти в школу. В большинстве случаев они объясняют это нежелание «негативным» опытом знакомых школьников («в школе трудно», «родители ругают за плохие оценки» и т. д.). В игре в школу дети предпочитают роль учителя: « хочу быть главным».
Ответы детей отражены в таблицах 3, 4 (приложение 2).
Выделяют следующие мотивы учения:
Анализ ответов показывает, что дети с ЗПР представляли внешние мотивы учебной деятельности, т.е. побуждения со стороны взрослых; привлечение школьными атрибутами.
К 1 уровню
относиться дети
Ко 2 уровню можно отнести Настю К., Диму Д. из специализированной группы и детей с нормой развития Алину П., Дениса Г. эти дети характеризуются наличием у них позиционного мотива. Этих детей привлекают внешние атрибуты, школьные принадлежности, но значение школьного обучения не осознают.
3 уровень готовности
Итак, результат констатирующего
эксперимента показали, что лучше всего подготовленными
к школе оказались дети с нормальным развитием.
У них наблюдалась высокая познавательная
активность, были сформированы навыки
осознанной саморегуляции деятельности
и поведения, развита аналитико-синтетическая
деятельность. У детей с нормальным
развитием преобладают познавательный,
социальный, мотив получить отметку. У
детей с ЗПР имеют место внешние, позиционные
и игровые мотивы, что свидетельствует
о несформированности ВПШ.
Таким образом, у
детей с ЗПР наблюдается
Более низкий уровень
готовности к школьному обучению
показали Максим К. и Настя Г.
У них преобладают игровые
мотивы. Дети с трудом выполняли
задание самостоятельно, им необходимо
было активное участие взрослого. Дети
часто отвлекаются, быстро устают,
уходят от интеллектуальных усилий, отвлекаются
от сути задания и переходят к
обсуждению несущественных деталей. Средний
уровень готовность продемонстрировал
Дима Д., преобладают внешние мотивы.
Затруднялся долговременно
1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
Рис.1 Уровень сформированности произвольности и саморегуляции познавательной деятельности у детей 6 – 7 лет с ЗПР и нормальным развитием,%
Таким образом, учитывая результаты
констатирующего эксперимента (рис.
1), для преодоления, описанных
выше проявлений отставания и недостатков
развития, связанных с готовностью
к школе, была проведена коррекционно-
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию
учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты
Учитывая полученные результаты на формирующем этапе, было выделено несколько основных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР:
Для решения поставленных задач был составлен совместно с психологом ДОУ проект коррекционно-развивающей работы с детьми.
Направления коррекционно-развивающей работы. |
Задачи |
Формы и методы | |
1. |
Развитие познавательной мотивации. |
Развитие интереса к учебным заданиям, продуктивным видам деятельности; формирование положительного отношения к познавательной деятельности. |
Занятия, экскурсии, игры. |
2. |
Развитие учебно-значимых качеств. |
Развитие умения принимать учебную задачу, желания ее выполнять; планирование, контроль и оценка собственной деятельности. |
Занятия, игры, упражнения. |
3 |
Развитие внимания, самоконтроля саморегуляции деятельности. |
Развитие свойств внимания, ориентировки в задании; обучение самоконтролю, сравнению полученного результата с образцом; развитие способности к речевому опосредованию, выполнению задания по правилам. |
Занятия, игры, упражнения, продуктивные виды деятельности |
4. |
Развитие мыслительной деятельности. |
Стимулирование мыслительной
активности, развитие мыслительных операций,
способности к логическому |
Занятия, экскурсии, игры, упражнения. |
Развитие способности к речевому опосредованию осуществлялось в рамках работы по всем вышеуказанным направлениям. Важным условием является усложнение требований к речевому опосредованию, которое идёт в двух направлениях. Прежде всего — от обязательного проговаривания ребёнком плана действий, к самостоятельному вычленению и речевому оформлению правил, относящихся к способам деятельности; далее — от принятия и проговаривания общей цели к собственному планированию и оформлению в речи средств её выполнения и уже на этой основе — к собственному целеполаганию и планированию деятельности при соответствующем речевом оформлении. Второе направление этой работы — постепенное продвижение детей от развёрнутого речевого опосредования предстоящей деятельности к развёрнутому проговариванию действий шепотом и, наконец, к свёрнутому проговариванию «про себя». Формы и методы данного направления: упражнения, игры, занятия.
Учитывая, что дети отличаются пониженной обучаемостью вследствие задержанного психического развития, имеющие функциональные расстройства нервной системы, основное внимание было обращено на формирование у детей общей способности к обучению.
1. Для развития устойчивого
положительного эмоционального
отношения к познавательной
Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая — с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением).
Буратино и
Пьеро соревновались в
2. Для развития учебно-важных
качеств были подобраны
Учитывая большую импульсивность, неорганизованность детей, неустойчивость их внимания, мы учили их вслушиваться в задание. На начальном этапе работы задания намеренно упрощалось. Основная цель — научить детей выделять эти задания вниманием и запоминать их. Используются различные приемы: «Скажи громче, чем я», «Повтори мое задание своему соседу», «Скажем вместе дружно, что нам нужно делать», «Поправь товарища», «Повтори задание по частям» и др.
Специальные усилия прилагаются и к тому, чтобы ребенок научился вдумываться в задание, а также планировать его выполнение. В этих целях используются главным образом подгрупповые занятия, на которых одной из главных задач была – обучение детей действию планирования и самоконтролю. Нами было предложено задание «Рисование флажков». Ребенку предлагали рассмотреть образец задания — на двойном тетрадном листе с разлиновкой в клеточку нарисованы цветные флажки при соблюдении следующих правил: 1) ножка флажка занимает три клеточки, флажок — две; 2) расстояние между двумя соседними флажками — две клеточки; 3) расстояние между строчками — две клеточки; 4) флажки нарисованы при чередовании красного и зеленого цвета; 5) ножка у флажка коричневая.
Далее ему давали следующую инструкцию: «Смотри, на этом листочке нарисованы цветные флажки. У тебя такой же листок, вот цветные карандаши. Нарисуй на своем листочке точно такие же флажки, как здесь. Посмотри внимательно на мою работу и делай точно так же. Можешь смотреть на нее и во время рисования, я ее убирать не буду. Рисуй до тех пор, пока я не скажу: «Достаточно, положи карандаш». А теперь рисуй!».
По окончании работы задавали следующие вопросы: 1) Тебе нравится твоя работа? 2) Почему она тебе нравится (не нравится)? 3) У тебя все получилось так, как здесь нарисовано? 4) Почему ты так считаешь? 5) Расскажи, как надо было рисовать. После сигнала об окончании работы дети еще проверяли, сравнивали с образцом.
Упражнение «Круги».
Детям предлагалось нарисовать 7 кругов из них закрасить второй и пятый. Дети вслух повторяли инструкцию, рассказывали последовательность своих действий и после этого приступали к выполнению.
Упражнение «Узор».
Детям необходимо
было выложить геометрические фигуры
в определенной последовательности.
Например, «Сначала положи красный
квадрат, затем зеленый круг, желтый
треугольник». В последствии количество
называемых фигур увеличивалось.