Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.
Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР
1.1Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе
1.2. Психологическая характеристика дошкольников
с задержкой психического развития
1.3Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
1.4 Психолого-педагогические условия подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития
2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию
учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься вы¬полнить или бросаешь ее?
8. Тебе нравятся школьные принадлежности?
9. Если тебе
разрешат дома пользоваться
10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?
11. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?
Приложение 10.
Корректурные задания.
Цель: развития свойств внимания (концентрацию, переключаемость, объем), самоконтроля.
Порядок выполнения. Ребенку предлагается, и даются следующие указания:
а) «Расставь значки в фигурах так же, как показано на образце».
б) «Расставь значки только в треугольниках и квадратах».
В) «Поставь значки в кругах и подчеркни все квадраты».
Приложение 9.
Методика «Мозаика».
Цель: развитие зрительного анализа
и синтеза (развитие умения
объединять элементы в
Материал: набор карточек (3 вида), образец.
Порядок проведения. Детям предлагают из имеющегося набора карточек составить двухцветную картинку по образцу.
Инструкция: Сделай такую же картинку как у меня.
Рис. 7.
Приложение 12.
Методика «Узнавание фигуры».
Цель: развитие объема и устойчивости памяти.
Материал: карточки с фигурами (для запоминания и узнавания).
Порядок проведения. Детям предлагают карточку с фигурами для запоминания (рис. 8).
Инструкция: Внимательно рассмотри фигуры и запомни их.
После этого предлагается карточка для узнавания (рис. 9.).
Инструкция: Посмотри внимательно и попробуй найти фигуры, которые запомнил.
Рис. 8.
Приложение 11.
«Задачи-головоломки»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения действовать с образами.
Материал: набор счетных палочек.
Порядок проведения. Ребенку дается инструкция.
Задача 1. Составить два квадрата из 7 палочек, два равных треугольника из 5 палочек, четыре равных треугольника из 9 палочек.
Задача 2. Возьми 9 палочек и составь квадрат и четыре треугольника.
Ребенок должен представить фигуры и догадаться, как составлять.
Задача 3. Убери 2 палочки, чтобы остался один прямоугольник.
Задача 4. Составь домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки, чтобы получился флажок.
Задача 5. Переложи 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
Приложение 7.
Методика «Выкладывание елочки» (У.В. Ульенкова)
Цель: выявить умения ориентироваться на указания взрослого, принимать учебную задачу, осуществлять.
Материал: образец елочки, 2 набора фигур для составления елочки.
Порядок проведения. Ребенку показывается елочка, составленная из наклеенных на лист писчей бумаги трех треугольников зеленого цвета и раз-ной величины, «посаженных на ствол»— коричневый прямоуголь¬ник. Фигурки наклеены при соблюдении следующих правил, о ко¬торых ребенку специально не говорится: 1) каждой фигурке от¬ведено строго определенное место; 2) «ствол» - прямоугольник служит елочке основанием; 3) в направлении от ствола к верхушке треугольники наклеены в убывающей величине; 4) в направлении от верхушки к стволу — в нарастающей величине.
Ребенку говорится: «Рассмотри хорошенько, как составлена эта елочка, и составь на этом листе бумаги точно такую же елочку. Вот тебе фигурки и листок бумаги».
Составить елочку ребенок должен при обстоятельствах, не¬сколько затрудняющих его действия: ему намеренно предлагали два набора фигурок, каждый из которых был идентичен накле¬енному на лист, а сложить нужно было только одну елочку: «Вы¬бери из этих фигурок подходящие, такие, как здесь, и делай»,— говорили ему.
По окончании работы ребенку задавали следующие вопросы: 1) Тебе нравится твоя работа? 2) А почему она тебе нравится (не нравится)? 3) У тебя получилась точно такая же елочка? 4) По¬чему ты так считаешь? 5) Расскажи, как нужно делать такую елочку: какие нужно соблюдать правила при этом?
Интерпретация. К 1 уровню успешности относятся дети, которые уверенно оценивали результат своего труда, ибо им с самого начала были понятны принципы выполнения задании. Сличение полученного результата с заданным образцом они производили через посредство выделенных и осознанных ими правил
Дети, относимые ко 2 уровню,
спешили начать действия, руководствуясь
общей целью — сложить елочку.
Нужного результата не достигают, но
самостоятельно этого не осознают,
ибо по своей инициативе не производят
сравнения с образцом. Сравнивать
начинают лишь после побуждения взрослого.
Затем дети начинают устранять допущенные
ошибки, самостоятельно, и развернуто
формулируют правила
К 3-му уровню относятся дети,
действующие способами
На 4-му уровне дети принимали цель частично. Понимают только то, что им нужно раскладывать фигурки, чтобы получилась елочка, а какая елочка, какую роль в этом раскладывании должен играть образец, -- для них безразлично. Дети выкладывали «любую» елочку, работой своей оставались довольны: «Все получилось», «Все сделал хо¬рошо», «Красиво», «Елочка вышла» и т. п. Неадекватная оценка собственных действий.
Образец для выкладывания
Приложение
Усложненный вариант методики «Домик».