Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.
Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР

1.1Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе
1.2. Психологическая характеристика дошкольников
с задержкой психического развития
1.3Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
1.4 Психолого-педагогические условия подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития

2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию
учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 158.10 Кб (Скачать)

6.    Какие у тебя  любимые книжки?

7.    Работу, которая  у тебя не получается, ты стараешься  вы¬полнить или бросаешь ее?

8.    Тебе нравятся  школьные принадлежности?

9.    Если тебе  разрешат дома пользоваться школьными  при¬надлежностями, а в школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?

10.  Если сейчас ты  с ребятами будешь играть в  школу, то кем бы ты хотел  быть: учеником или учителем? Почему?

11.  В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10.

Корректурные задания.

Цель: развития свойств  внимания (концентрацию, переключаемость, объем), самоконтроля.

Порядок выполнения. Ребенку  предлагается, и даются следующие  указания:

а) «Расставь значки в  фигурах так же, как показано на образце».

б) «Расставь значки только в треугольниках и квадратах».

 

 

В) «Поставь значки в кругах и подчеркни все квадраты». 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9.

Методика «Мозаика».

            Цель: развитие зрительного анализа  и синтеза (развитие умения  объединять элементы в целостный  образ).

Материал: набор карточек (3 вида), образец.

Порядок проведения. Детям  предлагают из имеющегося набора карточек составить двухцветную картинку по образцу.

 Инструкция: Сделай такую  же картинку как у меня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.

 

Приложение 12.

Методика «Узнавание фигуры».

  Цель: развитие объема  и устойчивости памяти.

Материал: карточки с фигурами (для запоминания и узнавания).

Порядок проведения. Детям  предлагают карточку с фигурами для  запоминания (рис. 8).

 

 Инструкция: Внимательно  рассмотри фигуры и запомни  их.

 После этого предлагается  карточка для узнавания (рис. 9.).

 

Инструкция: Посмотри внимательно  и попробуй найти фигуры, которые  запомнил.

 

 

 

 

                     Рис. 8. 

        

 

                                                            Рис. 9

 

Приложение 11.

«Задачи-головоломки»

Цель: развитие наглядно-образного  мышления, умения действовать с образами.

Материал: набор счетных  палочек.

Порядок проведения. Ребенку  дается инструкция.

Задача  1. Составить два  квадрата из 7 палочек, два равных треугольника из 5 палочек, четыре равных треугольника из 9 палочек.

Задача 2. Возьми 9 палочек  и составь квадрат и четыре треугольника.

 

Ребенок должен представить  фигуры и догадаться, как составлять.

Задача  3. Убери 2 палочки, чтобы остался один прямоугольник.

 

Задача 4. Составь домик  из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки, чтобы получился флажок.

 

Задача 5. Переложи 1 палочку, чтобы домик был перевернут в  другую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7.

Методика «Выкладывание  елочки» (У.В. Ульенкова)

 

Цель: выявить умения ориентироваться  на указания взрослого, принимать учебную  задачу, осуществлять.

Материал: образец елочки, 2 набора фигур для составления  елочки.

Порядок проведения. Ребенку  показывается елочка, составленная из наклеенных на лист писчей бумаги трех треугольников зеленого цвета и  раз-ной величины, «посаженных на ствол»— коричневый прямоуголь¬ник. Фигурки наклеены при соблюдении следующих правил, о ко¬торых ребенку специально не говорится: 1) каждой фигурке от¬ведено строго определенное место; 2) «ствол» - прямоугольник служит елочке основанием; 3) в направлении от ствола к верхушке треугольники наклеены в убывающей величине; 4) в направлении от верхушки к стволу — в нарастающей величине.

Ребенку говорится: «Рассмотри хорошенько, как составлена эта елочка, и составь на этом листе бумаги точно такую же елочку. Вот тебе фигурки и листок бумаги».

Составить елочку ребенок  должен при обстоятельствах, не¬сколько затрудняющих его действия: ему намеренно предлагали два набора фигурок, каждый из которых был идентичен накле¬енному на лист, а сложить нужно было только одну елочку: «Вы¬бери из этих фигурок подходящие, такие, как здесь, и делай»,— говорили ему.

По окончании работы ребенку  задавали следующие вопросы: 1) Тебе нравится твоя работа? 2) А почему она  тебе нравится (не нравится)? 3) У тебя получилась точно такая же елочка? 4) По¬чему ты так считаешь? 5) Расскажи, как нужно делать такую елочку: какие нужно соблюдать правила при этом?

Интерпретация. К 1 уровню успешности относятся дети, которые уверенно оценивали результат своего труда, ибо им с самого начала были понятны  принципы выполнения задании. Сличение полученного результата с заданным образцом они производили через  посредство выделенных и осознанных ими правил

Дети, относимые ко 2 уровню, спешили начать действия, руководствуясь общей целью — сложить елочку. Нужного результата не достигают, но самостоятельно этого не осознают, ибо по своей инициативе не производят сравнения с образцом. Сравнивать начинают лишь после побуждения взрослого. Затем дети начинают устранять допущенные ошибки, самостоятельно, и развернуто формулируют правила выкладывания фигур.

К 3-му уровню относятся дети, действующие способами примеривания, прикладывания но, тем не менее, выкладывают с ошибками. Ошибок не замечают, осуществляют неадекватный самоанализ. Свои действия объяснить не могут.

На 4-му уровне дети принимали  цель частично. Понимают только то, что  им нужно раскладывать фигурки, чтобы  получилась елочка, а какая елочка, какую роль в этом раскладывании  должен играть образец, -- для них безразлично. Дети выкладывали «любую» елочку, работой своей оставались довольны: «Все получилось», «Все сделал хо¬рошо», «Красиво», «Елочка вышла» и т. п. Неадекватная оценка собственных действий.

 

Образец для выкладывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усложненный вариант методики «Домик».


Информация о работе Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития