Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.
Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР

1.1Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе
1.2. Психологическая характеристика дошкольников
с задержкой психического развития
1.3Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
1.4 Психолого-педагогические условия подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития

2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию
учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 158.10 Кб (Скачать)


                                   Белгородский педагогический колледж                       

 

 

 

 

 

 

 

«Особенности готовности к школьному обучению детей шести -  семи лет с задержкой психического развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2007г

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ  К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ  6 - 7 ЛЕТ С ЗПР

 

1.1Кризис 7 лет и проблема  психологической  готовности  детей к обучению в школе

1.2. Психологическая характеристика  дошкольников 

с задержкой психического развития

1.3Особенности психологической  готовности к обучению в школе  детей с задержкой психического  развития

1.4 Психолого-педагогические  условия подготовки к обучению  в школе детей с задержкой  психического развития

 

2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ  В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

 

2.1 Диагностика и оценка  готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического  развития

2.2 Коррекционно-развивающая  работа по формированию 

учебно-важных качеств  у  детей с ЗПР и ее результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 В последнее десятилетие  ХХ в. особо остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизическому состоянию либо занимают положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается  число детей с нарушением психического развития. Так за период с 1995 по 1999 г. По данным Госкомстата РФ, число детей с задержкой психического развития увеличилось на 20,2%.[27]

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. ЗПР  – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся  незрелостью отдельных психических  и психомоторных функций или  психики в целом, формирующийся  под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [5].

Проблема готовности к  школьному обучению является актуальной для психологической науки вообще, и специальной психологии в частности.

Переход на повсеместное обучение детей в массовых школах с 6 лет  ставит задачи, связанные  с диагностикой детей с ЗПР и оценкой психологической  готовности детей этой категории  к школе

Исследования У.В. Ульенковой   [32] показали, что дети 6-9 лет с ЗПР, обучающиеся в массовой школе не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация, они имеют низкую работоспособность, не достаточную саморегуляцию. У этих детей отстают в развитии все виды мышления, особенно вербально-логическое, встречаются существенные дефекты в развитии речи. К старшему дошкольному возрасту у детей  с ЗПР выявляются более низкая общая способность к обучению, несформированость  устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль, эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, значительно снижена интеллектуальная активность. Следовательно, со всей остротой встает проблема ранней коррекции ЗПР. Без квалифицированной педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к 6 годам, но и к 7 годам.

В исследованиях Т.А.Власовой, М.С.Певзнер [8], К.С.Лебединской [17], В.И. Лубовского [21] и других указано, что своевременное изучение и формирования общих умственных способностей к усвоению знаний ребенком, возможно лишь в связи и на основе изучения его как субъекта интеллектуальной (учебной) деятельности.

Исходя из выше изложенного, была определена тема выпускной квалификационной работы  «Особенности готовности к  школьному обучению детей шести -  семи лет с задержкой психического развития ».

Цель исследования: выявить  особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному  обучению.

Объект исследования: состояние  психологической готовности детей  с  ЗПР к обучению в школе.

Предмет: особенности и  условия формирования психологической  готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Задачи исследования:

  • Раскрыть сущность психологической готовности детей 6 – 7 лет с ЗПР к обучению в школе на основе изучения психолого-педагогической литературы.
  • Провести диагностику готовности к школе детей с ЗПР.
  • Оценить уровень готовности к школьному обучению детей с ЗПР.
  • Определить условия эффективной подготовки к школе дошкольников с ЗПР.

Гипотеза: подготовка детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в  школе будет проходить эффективно в процессе коррекционно-развивающей  работы,  при следующих условиях:

-     формирования  общей способности к обучению, развития умения учиться в    процессе всех видов деятельности;

- овладения структурными  компонентами интеллектуальной  деятельности;

-     развития способности  к речевому опосредованию, самоконтролю.

Методы  исследования:

-анализ психолого-педагогической  литературы;

-наблюдение;

-тестирование;

- педагогический эксперимент;

-беседа;

-анализ продуктов деятельности.

 База исследования  ДОУ №8 комбинированного вида (специализированная группа), ДОУ  №79 (подготовительная логопедическая  группа).                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ  ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР

 

1.1Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе

 

В отечественной  психологии вопросы, связанные с  проблемами переходного периода в развитии детей 6 — 7 лет, наиболее разработаны в трудах Л. С. Выготского. Тема кризиса развития ребенка отражена в работах Л.И. Божович, Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгера, М.Г.Елагиной, А.В.Запорожца, Т.А. Нежновой, К.Н.Поливановой, Е.Е.Сапоговой,             Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.

Т.Ю.Андрющенко [1], ссылаюсь на исследования Е.Е Сапоговой, определила хронологические рамки переходного — от дошкольного к младшему школьному возрасту — периода находятся, по данным в интервале от 5 лет 6 мес до 7 лет 6 мес и, по данным Д. Б. Эльконина [36] и др. в интервале от 6,0 до 7,0 лет.

 Объяснение сущности кризисных изменений детей 6 — 7 лет исследователи связывают с разными психологическими механизмами.

Л. С. Выготский [8] объясняет кризис 7 лет процессами, происходящими в сознании ребенка:

  1. потеря непосредственности – это недостаточная дифферинцированность внешней и внутренней жизни. Между желанием и действием «вклинивается» переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
  2. манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

 

 

  1. симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов  лежит обобщение переживаний. У  ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая  прямо и непосредственно не накладывается  на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни — чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни

Ссылаясь на исследования  Н.Поливанова, Н.И. Гуткина [10] отмечает, что все эти симптомы центрируется вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями. Дети как бы перестают слышать или отрицают ранее не обсуждаемые требования взрослых. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять позицию взрослого. В привычной ситуации дошкольник пытается нарушить выполняемые им ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли.

Однако отношение к  привычной ситуации становится возможным  только в том случае, если перед  ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на свою обыденную жизнь и оценивать  ее. Именно это и происходит в  период кризиса семи лет. Одновременно с  симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемости» возникает  позитивные новообразования этого  периода. Негативные проявления в поведении  ребенка в этом переходном периоде  являются лишь теневой, обратной стороной позитивных изменений личности, которые  и составляют основной психологический  смысл этого периода.

Прежде всего, ребенок  начинает понимать и осознавать собственные  переживания. Л.С. Выготский  [8] подчеркивал существенную разницу между переживанием тех или иных чувств и знанием, что я их переживаю. В 7 лет возникает осмысленная ориентировка собственных переживаний: ребенок открывает сам факт их существования. В кризис 7 лет первые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».

В этот период расширяется  не только сфера интересов, но и сфера  его социальных контактов. Он входит в новую общность людей и устанавливает  новые контакты с новым кругом взрослых. В сфере этих контактов  складывается «внеситуативное» общение, главной чертой которого является произвольность, подчиняемость правилам. Все более важным и сложным становится отношение со сверстниками. Характер общения со сверстниками к концу дошкольного возраста также преобразуется. Во-первых, в отношении детей усиливается субъективное начало. Во-вторых, общение детей опосредуется правилами, принятыми в детских сообществах.

Помимо поведенческих  характеристик симптоматику наступающего кризисного периода определяют изменения, происходящие в дошкольных видах деятельности. Так, П.И. Шашлова [1] указывает на изменение сюжета и содержания игровой деятельности. В традиции научной школы М. И.Лисиной [19] исследователи показывают изменения всей системы отношений детей к миру в этот период их развития.

Вхождение в новую, более  широкую социальную общность становится главным смыслом жизни семилетнего  ребенка. Чтобы заслужить признание, ребенок должен вести себя согласно правилам, формирующим обращенное к  нему ожидание. Он стремится стать  исполнителем той роли, которая предлагается ему новой  общностью и которую  он сам берет на себя.

В связи с этим особую содержательную наполняемость приобретает  для детей их будущее. Е.О. Смирнова [28] придерживается аналогичных взглядов с Т.В.Ермоловой и И.С. Колмогорцевой, которые исследовали временной аспект образа себя  у дошкольников и выявили, что в семилетнем возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе.

Л.И. Божович [4] считала, что все это дает возможность говорить о том, что одним из главных новообразований, которые возникают на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т.е. осуществлению общественно значимой деятельности.

Изменения взаимоотношений  со сверстниками  связаны с коллективным характером обучения, основанный на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становится  главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенка в классе.

 В связи с переходом  в школу также меняется и  отношение взрослых к ребенку.  Ему представляется большая, чем  дошкольнику самостоятельность:  он должен сам определять время,  следить за выполнением режима  дня, не забывать о своих  обязанностях, вовремя и качественно  делать домашнее задание.

 Кризис требует перехода  к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений.  Ребенок должен вступить в  отношения с обществом как  с совокупностью людей, осуществляющих  обязательную, общественно необходимую  и общественно полезную деятельность. Согласно взглядам Д. Б. Эльконина [36], там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст. Диагностика этого перехода — одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии.

Итак, к концу дошкольного  возраста мы имеем три линии развития:    1 — линия формирования произвольного  поведения, 2 — линия овладения  средствами и эталонами познавательной деятельности, 3 — линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению.К проблеме кризиса 7 лет непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Информация о работе Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития