Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.
Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР

1.1Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе
1.2. Психологическая характеристика дошкольников
с задержкой психического развития
1.3Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
1.4 Психолого-педагогические условия подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития

2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию
учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 158.10 Кб (Скачать)

По мнению Е.С. Слепович [29], учебные занятия по развитию элементарных математических представлений и  занятия по родному языку в  основном подчиняются той же логике формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, которая была описана выше. Однако каждый из этих видов учебных занятий характерен и свой специфический круг задач. На занятиях по развитию элементарных математических представлений на основе специально организованных практических действий в определённой последовательности дети обучаются абстрагированию  геометрической формы, величины, количественных отношений, а так же словесным  обозначениям этих абстракций. С этой целью широко используются дидактические, сюжетно-дидактические игры, загадки, стихотворения, привлекаются отрывки  из сказок, рассказов; на занятия к  детям приходят герои любимых  сказок, полюбившихся рассказов. Они  загадывают детям загадки, проводят игры, а в итоге помогают им овладеть трудными для них навыками и умениями: порядковым счётом в пределах первого  десятка, сравнением чисел, созданием  и решением сюжетных задач, усвоением  последовательности дней недели и так  далее.

Н.. Борякова [5] отмечала, что занятия по родному языку позволяют проводить систематическую работу с детьми по развитию их активного словаря, обогащению значений общеупотребительных слов, диалогического и контекстного речевого общения. На этих занятиях также широко используется дидактическая игра. Она способствует эффективному формированию многих учебных действий, в том числе и самоконтроля.

 

Готовность к  обучению в школе предполагает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, способности к принятию социальной позиции школьника, к произвольной регуляции познавательной деятельности и поведения, недостаточное развитие которой рассматривается в качестве одной из основных причин  трудностей, возникающих  в процессе школьного обучения.

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей воспитательной работы, направленной  на всестороннее развитие детей: умственное, физическое, нравственное, эстетическое. К началу систематического   обучения у детей с ЗПР наблюдается более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль, эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка. Они отличаются выраженными особенностями познавательной деятельности (внимание неустойчивое; работоспособность неравномерная; скорость выполнения перцептивных операций снижена; память ограничена по объему, отличается невысокой прочностью запоминания, неточностью воспроизведения), которые обусловлены несформированостью высших психических функций.

К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не развиваются  соответствующие возрасту предпосылки логического мышления: при обобщении они не выделяют существенных признаков, при сравнении опираются на случайные признаки, проявляют низкий уровень интеллектуальной активности. Снижены и речевые возможности: высказывания детей отличаются преимущественно малым объемом, в них присутствует много повторов, пауз, часто допускаются неточное употребление понятий, лексические замены, ограничен словарный запас, скуден запас знаний об окружающем. В эмоционально-волевой сфере отмечаются общая незрелость, недоразвитие сложных форм поведения; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям педагога.

Несформированность интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению у детей с ЗПР зачастую усугубляется ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.

И, как следствие, эти дети испытывают большие трудности в  обучении и адаптации к школе (СГ Шевченко).

Н.В. Бабкина [2] утверждает, что  наилучшие результаты коррекция  ЗПР может дать при условии  начала работы с детьми в максимально  ранние сроки. Опыт показывает, что  если 5-6 -летних детей с ЗПР готовить к школе в дошкольных учреждениях  в условиях коррекционно-развивающих  групп или коррекционно-диагностических  классов, то 80 % из них смогут нормально  обучаться в начальных классах  массовой общеобразовательной школы.

Естественно, что  задержка психического развития ведет к недоразвитию всех или отдельных перечисленных ранее факторов. Поэтому дети с ЗПР требуют особого к себе подхода, поисков приемов не столько воспитательно-образовательного, сколько коррекционно-воспитательного процесса.

     Практика обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы общеобразовательной школы при соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.

Особую важность в этой связи приобретает дифференцированный подход к определению условий  обучения этих детей. Грамотная оценка уровня психологической готовности ребенка к школе позволит специалистам рекомендовать оптимальные условия  его обучения (в традиционной или  системе коррекционно-развивающего обучения), а также разработать программу психологического сопровождения.  

 

2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ  К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

 

2.1 Диагностика  и оценка готовности к школе  детей 6 – 7 лет с задержкой  психического развития

 

Готовность к обучению в школе предполагает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, способности  к принятию социальной позиции школьника, к произвольной регуляции познавательной деятельности и поведения.

Работа по изучению готовности к школе детей с ЗПР проводилась  на базе ДОУ № 8 комбинированного вида, в котором имеется группа детей  с данным диагнозом. Среди старших  дошкольников 3 детей – выпускники ДОУ (Настя К. – 6,2; Настя Г. -  7; Дима   -  6,8 лет; Максим – 6,1). Эти  дети посещают группу в течение двух лет. Исследование проводилось также  с нормально развивающимися дошкольниками    логопедической группы МДОУ № 79(четверо  детей).

На первом констатирующем этапе была поставлена задача: выявить  готовность к школе детей с  ЗПР и нормально развивающихся  сверстников, сравнить результаты диагностики; определить уровень сформированности школьно значимых функций.

В основу диагностики готовности нами была положена, разработанная  Н.В.Бабкиной [2] методика диагностики готовности к обучению детей с ЗПР седьмого года жизни, которая включала 5 блоков:

1.Диагностика произвольного  внимания и регуляции деятельности  (методики «Домик» Н.И. Гуткиной,  «Графический узор», «Сравни картинки»).

2.Диагностика умственного  развития (методики «Исключение  лишнего»).

3.Диагностика общей осведомленности  и развития  речи (в свободной  беседе).

4.Диагностика  учебно-важных  качеств (методика «Выкладывание  елочки» У.В. Ульенкова)

5.Диагностика сформированности учебной мотивации (с использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной ).

Блок 1. Диагностика произвольности внимания и регуляции деятельности приводилась нами  с использованием методики  «Домик» (автор Н. И. Гуткина).

Ребенок получает задание срисовать картинку, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (приложение 3, рис.1). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Образец рисуется на доске. Ребенок может обращаться к нему на протяжении всего времени выполнения задания. Время выполнения задания не ограничивается.

Критерии определения  уровня.

К 1-му уровню успешности относятся дети, которые выполняют задание практически без ошибок. Все детали рисунка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка (горизонтально-вертикальная) не смещена. Приступая к заданию, дети сосредоточены, внешне собраны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним.

Ко 2-му уровню успешности относятся  дети, допустившие 2-3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, не резко выраженная диспропорциональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. При проверке результатов своей работы дети замечают ошибки и исправляют их.

У дошкольников, относимых к 3-му уровню, грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. Количество ошибок возрастает до 4-5. Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения задания. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них.

К 4-му уровню успешности относятся дети, в рисунках которых отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка или его деталей на 90—180°. Дети практически не пользуются образцом в процессе выполнения задания. Прямое указание на ошибку не приводит к ее исправлению

     Ошибочными  действиями при копировании образца  считаются: отсутствие элемента (правая и левая части забора оцениваются отдельно); замена одного элемента другим; неправильное изображение элемента; разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены; выход линий штриховки за контур; увеличение или уменьшение всего рисунка или отдельных деталей более чем в два раза; изменение наклона линий более чем на 30°; неправильное пространственное расположение рисунка.

Данные диагностики  представлены в таблице 1, 2.(приложении 1).

Дети с ЗПР  отличались от своих нормально развивающихся  сверстников более медленным  темпом деятельности, часто отвлекались  от задания. Настя К., выполнила задание  на 3 уровне, она заменяла одни элементы на другие,  в рисунке нарушены пропорции деталей. После указания на ошибки некоторые  исправляла. Несмотря на неточности в рисунке,  была удовлетворена  своей работой. Максим К. ,Дима Д. и  Настя Г. практически не пользовались образцом в процессе выполнения, пропускали детали, заменяли их на другие. В рисунках этих детей были грубо нарушены пропорции, меняли форму деталей, дорисовывали лишние элементы. В процессе выполнения часто теряли цель.  После указания на ошибки дети отказывались возвращаться к работе, что указывает на пониженную работоспособность(4 уровень).   Эти дети отличаются несформированностию навыков произвольного внимания и слабой пространственной ориентировкой.

Женя А. и Ира  К.  демонстрировали самый высокий  уровень выполнения. Дети внимательно  работали, не отвлекались, после окончания  работы сверили с образцом. Они  были удовлетворены своей работой. Денис Г. и Алина П. часто отвлекались, не внимательно слушали задание. Допустили по 2 – 3 ошибки, которые  при самостоятельной проверке не замечали, но при указании на них  дети с легкостью исправляли неточности. Выпускники обычной группы демонстрируют более высокий уровень выполнения задания, что говорит о сформированности навыков произвольного внимания и самоконтроля.

 С целью  диагностики внимания, умения действовать  по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики использовалась методики «Графический узор».

Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный  лист, в клетку имеющийся на образце графический узор и самостоятельно продолжить его до конца строки (приложении    4).

 При выполнении задания оцениваются точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.

К 1-му уровню успешности относятся дети, полностью справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошибки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.

Ко 2-му уровню успешности относятся дошкольники, которые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом.

К 3-му уровню относятся  дети, которые точно срисовали  образец узора, но допустили ошибки при выполнении его продолжения, что требует развитых навыков самоконтроля. Эти дети отличаются высокой моторной расторможенностью, быстрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться на целенаправленной деятельности.

К 4-му уровню относятся  дети, которые изначально не могут скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.   

Данные обследования представлены в таблице 1, 2 (приложении 1).

У детей с задержкой  психического развития слабо развита  мелкая моторика. Они практически  не пользовались образцом, отвлекались. Настя и Дима Д.  допустили по 4 – 5 ошибок (3 уровень). Пропускали элементы, клетки. В конце задания не сравнивали свою работу с образцом.  Настя  Г., Максим К. выполняли задание на 4 уровне. Дети самостоятельно не могли  выделить последовательность элементов, только после подсказок приступили к срисовыванию. Это свидетельствует  о низком уровне произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.

Информация о работе Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития