Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.
Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР

1.1Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе
1.2. Психологическая характеристика дошкольников
с задержкой психического развития
1.3Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
1.4 Психолого-педагогические условия подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития

2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию
учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 158.10 Кб (Скачать)
align:justify">Все дети старательно  выполняли задание. Пытались соблюдать  правила, контролировать себя, исправлять допущенные ошибки.

Словесный анализ работы помогал детям самим давать адекватную оценку собственной работе. 

   Первоначально мы  сами определяли последовательность действий, затем привлекает к этому детей: «Давайте подумаем, как мы будем делать (рисовать, считать и т. д.) — с чего начнем, что дальше будем делать, чем закончим». Поддерживает правильные предложения детей. Постепенно дети учились рассказывать вслух о последовательности предстоящих действий («Подумай и расскажи сначала себе, а потом расскажешь всем ребятам, если я тебя спрошу»). При необходимости для уточнения и правильного речевого оформления программы деятельности привлекались другие дети.

         Работа с детьми по формированию действий самоконтроля на этапе ориентировки в задании продолжается до тех пор, пока они не станут для них привычными, т. е. пока дети не научатся не только правильно их запоминать, понимать (спрашивать о непонятном), но и в любое время проверять себя, ориентируясь на алгоритм этого действия: что нужно сделать и какие правила надо помнить, чтобы выполнить задание правильно. Параллельно велась работа по формированию у детей умения ставить собственную цель и осуществлять самоконтроль. Самоконтроль – это важный компонент учебной деятельности и его формирование   для обучения, не менее важно, чем усвоение ЗУНов.

Для развития внимания использовались игры и упражнения, развивающие концентрацию, переключаемость, объем внимания. Коррекционные  задания являлись средством развития не только свойств внимания, но и  самоконтроля. Для этой работы детям предлагались задания корректурного типа (приложение 10). Детям предлагался бланк с геометрическими фигурами (4 вида), в котором 10 рядов по 10 фигур. Фигуры в рядах расположены произвольно. Использовались разные варианты работы с данными бланками.

а) «Расставь значки в  фигурах так же, как показано на образце».

б) «Расставь значки только в треугольниках и квадратах».

В) «Поставь значки в кругах и подчеркни все квадраты». 

Детям неоднократно повторялась  инструкция, что позволило сосредоточиться  детям, быть максимально внимательными. В начале задания дети отвлекались, часто смотрели на образец, с середины задания пытались работать по памяти. Наблюдались элементы  речевой  регуляции.

 Для развития навыков  сосредоточения и устойчивости  внимания, использовались упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей, составление простых узоров из карточек по образцу, «Наоборот», «Найди ошибку».

«Что изменилось».

 Ребенку показывается  картинка с изображением 4 - 5 знакомых  предметов, затем  ее убирают и демонстрируется другая, несколько отличающаяся от первой. Ребенку нужно назвать замеченные им отличия в картинках.

      3. Развитие  познавательной деятельности традиционно  включает в себя:

  • формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т. д.);
  • развитие памяти (расширение объема и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • развитие восприятия (пространственного, слухового), сенсомоторной координации и речи дошкольников;

       Для  развития мышления и мыслительных  процессов были подобраны упражнения  на развитие умения обобщать  и действовать с образами: «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность», задачи-головоломки из пособия С.Д. Забрамной [14] (приложение 11).Например: игра «Четвертый лишний» .

Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением знакомых предметов, и дается инструкция: «Посмотри, здесь 3 карточки можно объединить и  назвать одним словом, а одна не подходит к ним. Найди эту карточку, а остальные назови одним словом».

Для развития умения классифицировать детям предлагались карточек с изображением птиц, рыб, посуды и мебели (4 карточки в каждой группе). Давалась следующая инструкция: «Посмотри хорошенько на эти картинки и разложи их по группам. По окончанию работы ребенку необходимо было объяснить свои действия и ответы.

        Для  развития умения сравнивать, детям предлагали сравнить пять пар объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: 1) одуванчики и ромашки; 2) ели и березы; 3) кошки и собаки; 4) звери и люди; 5) животные и растения. Также использовались игры «Сходства и различия», «Исключения лишнего». С помощью побуждающих и подсказывающих вопросов детям с ЗПР удавалось выделить некоторые несущественные признаки — главным образом признаки различия («Они похожи цветом на растение. Больше ничем не похожи», «Я забыл, чем не похожи»).

Для развития умения действовать  с образами  использовались

Для развития свойств  внимания и памяти детям предлагались следующие  задания: «Что изменилось», «Найди ошибку», «Кто больше назовет», «Снежный ком», «Узнавание фигур» (приложение12).

«Что изменилось»

Ребенку давалась установка  внимательно посмотреть и запомнить  разложенные перед ним 5 (затем 10) картинок с изображением знакомых предметов  и назвать их. Затем ребенку  предлагали  закрыть глаза, картинки выкладывались в иной последовательности или одна убиралась.  После чего ребенок должен назвать все изменения. Дети называли одно изменения, в остальных  случаях затруднялись.

«Найдите ошибку».

У этой игры много вариантов  ребенок может отобрать предметы, одинаковые по форме, цвету, или найти  ошибку. Ребенку дается задание найти  фигуру, которую не туда положили. Выкладывается  несколько стопок карточек, подобранных  на основе определенных геометрических фигур, однако среди треугольников лежит квадрат, между ромбами — прямоугольник т. п. Затем  ребенок должен  сказать, почему он сделал такой выбор, и как нужно исправить задание. После чего выполняет задание.

 

После выполнения работы на формирующем этапе был проведен контрольный эксперимент. Для выявления  уровня развития внимания, мышления, саморегуляции использовались методики Домик», «Графический узор» и методика «Исключение лишнего» (приложение   ).

Детям с ЗПР повторно было предложено выполнить методику «Домик», причем вариант задания был несколько  усложнен. Результаты выполнения представлены на рис.

   

                        Констатирующий  этап                  Контрольный   этап

 

Рис. 2. Результаты выполнения методики «Домик»,%

На контрольном этапе  дети показали более высокий уровень  выполнения. Настя К. и Дима Д.  продемонстрировали 2 уровень. Дети отличались медленным темпом работы, отвлекались. Допустили по 2 – 3 ошибки. При самостоятельной  проверке находили не все ошибки. Максим К. и Настя Г. отличались повышенной двигательной активностью, отвлекались.  Количество ошибок сократилось, дети допустили  по  3 – 4 ошибки (одинаковый забор  с обеих сторон, неправильный угол штриховки и т.п.). Только после  прямого указания на ошибки дети исправляли их.

 Сравнительная диагностика  произвольности внимания, способности  следовать указаниям взрослого  проводилась при помощи методики  «Графический узор».  Усложненный  вариант методики «Графический  диктант». Результаты выполнения  задания показаны на рис.3.               

                         

                       Констатирующий  этап                  Контрольный   этап

Рис. 3. результаты выполнения методики «Графический диктант»,%

          На констатирующем этапе дети  показали 3 и 4 уровни .Настя К. улучшила свой результат, продемонстрировав 2 уровень. В процессе выполнения эффективными оказались повторение задания, подсказки. Настя Г, Дима Д, Максим К. выполняли задание на 3 уровне. Они отвлекались, пропускали детали, заменяли их, выходили за пределы клетки.

       Изучение  способности к обобщению и  абстрагированию, выделению существенных  признаков проводилась на вербальном  и предметном материалах (методика  «Исключение лишнего»).

      

                                      Констатирующий  этап                  Контрольный   этап

Рис. 4. Результаты выполнения методики «Исключение лишнего»,%

 

Дети в основном продемонстрировали 3 уровень. Настя К. старалась сосредоточиться, значительно лучше выполнила  задание на вербальном материале, меньше нуждалась в подсказках. Насте  Г., Диме Д., Максиму К. необходимо было неоднократное повторение задания  для поддержания внимания. С подсказками, дополнительными разъяснениями  выполняли задание на вербальном уровне.

Результаты проведенного исследования показали, что у детьми с ЗПР необходимо развивать произвольное внимание, способность к саморегуляции и самоконтроля; формировать мыслительные процессы; воспитывать интерес к умственной деятельности. 

Данные направления можно  рассматривать как условия формирования психологической готовности к школе, формирование учебно-важных качеств.

Результаты проведенного  экспериментального исследования, позволяют  говорить об эффективности коррекционно-развивающей  работы и специальных  дошкольных группах для детей с ЗПР. Успешное выполнение воспитанниками заданий, требующих концентрации внимания, умения следовать указанию взрослого, а также сформированность у них эмоционально-личностной сферы подтверждают необходимость обучать и воспитывать детей с ЗПР в особых условиях и иными методами, чем те, которые используются в массовых детских садах. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов показали, что у детей с задержкой психического развития несколько улучшились способы самоконтроля деятельности. Дети овладели некоторыми навыками речевого опосредования, контролем деятельности. Коррекционно-развивающие занятия становятся при этом не только средством подготовки к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, регуляции познавательной, деятельности и всестороннего развития личности.

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема помощи детям  с ЗПР приобрела в последние  годы актуальность. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих  в первый класс, свыше 60% относятся  к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно - психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их числа.

Полученная картина, хотя и неполно, но достаточно определенно отражает основное своеобразие психической деятельности детей данной категории — низкий уровень познавательной активности, вследствие чего эти дети в равных условиях овладевают гораздо меньшим объемом знаний и представлений об окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники. Но даже те знания, которые у них сформированы, имеют преимущественно пассивный характер, с трудом актуализируются, если для этого не применяются специальные стимулирующие меры.

 Результаты, полученные  в нашем исследовании,   показали  существенное различие между уровнями сформированности осознанной саморегуляции познавательной  деятельности  у дошкольников с ЗПР – воспитанников детского сада компенсирующего вида и их нормально развивающихся сверстников.

 Дети данной  категории отличаются тем, что  у них более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль. Недостаточно сформирована  интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению у детей с ЗПР усугубляется ослабленным общим физическим состоянием, что приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Снижены и речевые возможности детей: их высказывания отличаются преимущественно малым объемом, в них присутствует много повторов, пауз; часто допускаются неточное употребление житейских понятий, лексические замены; словарный запас детей ограничен, знания об окружающей действительности скудны. Слабо развита речевая регуляция, ее осознанность и контроль. В эмоционально-волевой сфере отмечаются общая незрелость и некоторое недоразвитие сложных форм поведения.

Неотъемлемой  частью коррекционного обучения детей  с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Исследованиями установлено, что дошкольники данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое, и т. д. Обнаружились недочеты и своеобразие в использовании детьми наглядного образца и словесных указаний, т. е. того основного арсенала средств обучения, которым учитель пользуется для объяснения учебного материала.

Информация о работе Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития