Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: агрессивность как проявления отклоняющегося поведения дошкольников.

Содержание

Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект изучения развития общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 8
1.1. Понятие «общение» и проблема его изучения 8
1.2. Генезис общения ребенка со взрослыми 13
1.3. Психологические особенности агрессивных дошкольников 19
1.4. Причины и способы контроля поведения агрессивного ребенка 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков общения с трудными дошкольниками 28
2.1. Диагностика уровня общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 28
2.2. Организация коррекционно-профилактических мероприятий по профилактике агрессивных проявлений дошкольников 5 - 6 лет 35
2.3. Анализ результатов проведения корекционно-профилактической программы 53
2.4. Психолого-педагогический анализ результатов опытно-экспериментального исследования 58
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Опытно.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

Заключение

 

     Повышенная  агрессивность детей является одной  из наиболее частых проблем в детском  коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако, у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивый ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

     Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.

    Для реализации цели мы провели теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей. Выявили и проанализировали основные формы проявления агрессивности в поведении у детей старшего дошкольного возраста. Разработали программу коррекции и профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста, а также исследовали эффективность коррекционно-профилактической работы.

     На  контрольном этапе эксперимента для выявления эффективности  диагностики и применения коррекционной программы мы проводили контрольную диагностику с применением тех же методик, что и на констатирующем этапе. Сравнивая показатели констатирующего и контрольного этапов,  мы увидели тенденцию снижения агрессивности детей экспериментальной группы. У них наметился прогресс в установлении контакта со сверстниками, в некоторых случаях стали искать мирный способ выхода своих эмоций.  Общий уровень агрессивного поведения по отношению к сверстникам и взрослым снизился. В ответ на замечания воспитателя дети перестали спорить. Во взаимоотношениях со сверстниками более часто идут на компромиссы.

     Таким образом,  исследование показало, что эффективность диагностики агрессивности у дошкольников может быть повышена путем ее проведения в процессе значимой для детского возраста деятельности, в частности, соревновательной игры, формирование положительных установок в общении со сверстниками должна способствовать снижению агрессивных проявлений в поведении дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. – СПб.: Питер, 2006.:176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
  2. Богомолов В. Автор-составитель Тестирование детей Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.352
  3. Барднер, Г. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей/ Барднер Г., Ромазин И., Чередникова Т.. -СПб.- 2000.-187 с.
  4. Выготский,  Л.С. Вопросы детской психологии./ Л.С, Выготский – СПб: Союз. 1997.-280 с.
  5. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста - М.,1996
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов Издательство: "Логос", 2002, с 384
  7. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от о до 9 лет - М.. 1998
  8. Калинина Р. Тренингразвития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. И перераб. – Спб.: Издательство «Речь», 2002. – 160 с.
  9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. 180 с.
  10. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста./Е.Е. Кравцова // Вопросы психологии.- 1996.- № 6.-с.37-41
  11. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. // Хрестоматия для возрастной и психологической психологии. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - Стр. 5-7.
  12. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни//Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. В.В. Давыдова. М., 1978.
  13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. / М.И. Лисина - М.: Просвещение,1986.-184 с.
  14. Лисина М.И.. «Формирование личности ребенка в общении.»/М.И. Лисина : Питер; СПб.; 2009 ISBN 978–5–388–00493–2
  15. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002. – 136 с: ил.
  16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов./ В.С. Мухина – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. 456 с.
  17. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. / А.В, Мудрик – М.: Педагогика,1984. – 112с.
  18. Немов Р.С. Психология Кн.1 изд./ Р.С. Немов - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1997. 688 с.
  19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед учеб заведений: В 3 кн. Кн.2 Психология образования. / Р.С. Немов – 3 – е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 608 с.
  20. Подласый И.П. Педагогика: Новый учебный курс: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн/ И.П. Подласый .–М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003.–Кн.1.
  21. Реан А.Л. Агрессия и агрессивность личности // «Психологический журнал», 1996, №5, с. 3-1
  22. Ситребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Владос, 2008. – 245 с.
  23. Сластенин В.А. ,ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  24. Смирнова Е.О.  Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с. — (Учебник для вузов)
  25. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  26. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 416 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  27. Смирнова Е.О. «Особенности общения с дошкольниками/ Е.О. Смирнова  – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
  28. Столяренко Л.Д. Основы психологии./ Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Дону, 2001.- 415с.
  29. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. / Г.А. Урунтаева. - М.: Владос, 2001. – 324 с
  30. Хузеева Г.Р.  Смирнова Е.О.   Вопросы психологии, 1996, № 3, с. 5-14.
  31. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психологическое здоровье. // Вопросы психологии.- 1999.- № 2.- с.22-30
  32. Широкова Г. А. Практикум детского психолога/ Е.Г, Жадько, Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 248 с.
  33. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б. Эльконин. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. – 326 с.
  34. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций /А.Н. Фролова.- Ростов н/Д: Феникс,2009. – 251,с.
  35. Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. Библиотека психологии и психотерапии. Выпуск 67. М Класс. 1999г. 259с.

Приложение А

Протокол 

диагностики агрессивности детей с использованием методики «Кактус»

Ира Н.

На рисунке  крупный кактус в центре листа  с отростками. Главный кактус с  цветком. Кактус растет из земли. Иголок немного (6).

Интерпретация: стремление к лидерству. Однако для него важна в жизни опора, признание в семье. Присутствие иголок говорит об умении защитить себя.

 Оля  И.

На рисунке  кактус расположен в горшке. Рисунок  дополнен солнцем. Рядом расположены  еще 2 комнатных растения. Линии плавные, с достаточным нажимом. Иголки присутствуют, но их немного (4).

Интерпретация: стремление к семейной общности. Экстравертность.

Сережа  Т.

На рисунке  кактус на подоконнике в горшке. Кактус смещен вправо от центра. Рядом  стоит еще один цветок. У кактуса  есть иголки, но они небольшие, среднего размера. Их немного.

Интерпретация: стремление к домашней защите. Не стремится быть в центре внимания. Наличие небольшого количества иголок – умение защититься в конфликтной ситуации, но отсутствие агрессии.

Таня  У.

Маленький кактус внизу листа. Рядом расположено  еще несколько таких же (2). Очень мало иголок на главном кактусе (3). На маленьких кактусах иголки отсутствуют. Линии со слабым нажимом. Плавные.

Интерпретация: стремление к семейной общности. Однако стремление уйти от пристального внимания.

Данил С.

Крупный кактус немного смещен вниз. В горшке. Есть иголки, небольшого размера. На кактусе нарисован цветок. Кактус занимает половину листа.

Интерпретация: чувство принадлежности к семье, семейной защите, уверенность в себе и стремление занимать достойное положение среди сверстников.

Андрей  И.

Кактус  маленького размера, смещен к влево  к углу. Очень мало деталей и  иголок. Растет один в земле. Земля  заштрихована сильно.

Интерпретация: неуверенность в себе, чувство одиночества и незащищенности. Из-за этого присутствие тревожности.

Петя  К.

Крупный кактус в центре листа. Очень много  иголок (21). На кактусе есть зигзагообразные  линии. Кактус нарисован в горшке. Горшок с заостренными углами.

Интерпретация: стремление быть в центре внимания, повышенная агрессивность. Интровертность.

Инна В.

Кактус  среднего размера с цветами. Линии  мягкие, уверенные, плавные.

Интерпретация: оптимизм, уверенность в себе и своих силах.

Нуржан  Н.

Семья кактусов. У самого большого кактуса  – цветок. Рядом трава. Линии мягкие, плавные. Рисунок дополнен облаками, солнцем, деревом.

Интерпретация: оптимизм, позитивный эмоциональный настрой. Чувство и стремление принадлежности к семейной общности.

Дима  Р.

Кактус  цветущий, но длинные толстые иголки «оторванные» от цветка. Линии с  сильным нажимом. Иголки расположены  близко друг к другу.

Интерпретация: стремление быть в центре внимания. Импульсивность. Повышенная агрессивность – наличие острых и частых иголок.

Юля Н.

Маленький кактус в горшке. Полностью заштрихован. Линии угловатые, отрывистые. Рядом  с кактусом есть два очень маленьких отростка.

Интерпретация: неуверенность в себе, чувство незащищенности, но стремление к семейной общности, стремление занять место в своей семье. Из-за неуверенности возникающее беспокойство.

Таня  Б.

Кактус  среднего размера, заштрихован. Внутри кактуса нарисованы отрывистые линии похожие на иголки. Кактус на листе один. Большое количество отрывистых лини и иголок.

Интерпретация: тревожность, стремление быть лидером среди сверстников. Проявление агрессивности – иголки и отрывистые линии.

Коля О.

Кактус  необычной формы занимает весь лист. Много отростков. Рядом еще маленькие  кактусы. Иголки присутствуют на каждом кактусе, но их 3 – 4. Небольшого размера.

Интерпретация: уверенность в себе. Чувство общности с семьей. Оптимизм.

Руслан  Х.

Кактус  в центре листа, небольшого размера. Линии отрывистые. Иголки небольшие (8 шт). У кактуса есть отростки.

Интерпретация: наличие импульсивности, важное значение для ребенка имеет принадлежность к семейной общности.

Дима  Т.

Кактус  в горшке на столе. Отсутствие иголок на кактусе. Горшок заштрихован. Кактус одинокий, расположен в нижней части листа. Есть иголки, небольшие. Слабый нажим карандаша.

Интерпретация: тревожность, неуверенность в себе.

Репсиме М.

Семья кактусов. 3 кактуса примерно одинакового  размера. Линии плавные. Рисунок дополнен травой, солнцем, облаками. У кактусов есть небольшие иголки.

Интерпретация: стремление принадлежности к семейной общности. Оптимизм. Возможно проявление проявлении агрессии, в норме.

Приложение  Б

Протокол 

диагностики с использованием анкетирования воспитателя

№ п/п Ф.И. ребенка Количество  баллов Уровень агрессивности
1. Игра Н. 3 Низкий
Оля И. 2 Низкий
Данил С. 4 Низкий
Петя К. 18 Высокий
Инна В. 2 Низкий
Нуржан Н. 14 Высокий
Дима Р. 16 Высокий
Коля О. 6 Средний
Руслан Х. 5 Средний
Репсиме М. 8 Средний
Таня Б. 15 Высокий
Сережа Т. 8 Средний
Дима Т. 1 Низкий
Юля Н, 0 Низкий
Таня У. 2 Низкий
Андрей И. 0 Низкий

Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет