Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: агрессивность как проявления отклоняющегося поведения дошкольников.

Содержание

Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект изучения развития общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 8
1.1. Понятие «общение» и проблема его изучения 8
1.2. Генезис общения ребенка со взрослыми 13
1.3. Психологические особенности агрессивных дошкольников 19
1.4. Причины и способы контроля поведения агрессивного ребенка 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков общения с трудными дошкольниками 28
2.1. Диагностика уровня общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 28
2.2. Организация коррекционно-профилактических мероприятий по профилактике агрессивных проявлений дошкольников 5 - 6 лет 35
2.3. Анализ результатов проведения корекционно-профилактической программы 53
2.4. Психолого-педагогический анализ результатов опытно-экспериментального исследования 58
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Опытно.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

4. Театрализованная игра “Сказка о рыбаке и рыбке”. Взрослый пересказывает краткое содержание сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомим ика).

5. Подвижная  игра “Поймай рыбку” - Для этой игры нужны "рыбки" (предметы с ручками) и удочка. Удочку можно смастерить самим - к палке привязать веревку с крючком. Длина веревки должна соответствовать росту ребенка, чтобы ему было удобно "ловить рыбку" с пола.  
Разложить на полу небольшие предметы, у которых есть ручки. Например, небольшие кастрюльки, лейки, погремушки, пластмассовые кружки и так далее. Теперь можно предложить ребенку стать "рыбаком": "Смотри, какие странные рыбки к нам заплыли. Давай их поймаем, и у нас снова будет порядок". В эту игру можно играть с детьми начиная с 4-х лет. Игра развивает ловкость и координацию движений.

6. Подвижная  игра “Золотая рыбка” (под медленную  музыку с морскими звуками  все дети танцуют).

7. “Петушок”  завершает игру.

Занятие 4.“ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ”

     Коррекционные задачи: развитие вербальных форм проявления эмоций (интонации); актуализация семейных переживаний: конфликт, перемирие, родительская ласка

1. “Петушок”  называет тему занятия, предлагает  поиграть (введение в игру)

2. Игра  “Летает - не летает” (объединение  участников).

3. Этюды:  “Воробей-сын”, “Хвастливый воробей”, “Задиристый воробей" (мимика, пантомимика, интонация)

Этюды : “Воробей-папа”, “Сердитый воробей”. “Добрый воробей” (мимика, пантомимика, интонация)

Этюды : “Воробьиха-мама”. “Грустная воробьиха”. “Ласковая воробьиха” (мимика, пантомимика, интонация)

4. Театрализованная игра “Воробьиные шалости”. Взрослый рассказывает сказку. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонация).

5. Игра  “Воробьиные драки”(раскрегющение,  реализация агрессивных потребностей).

6. Игра-сказка  “Дождь в лесу” (расслабление)

7.Петушок  завершает игру.

Занятие 5. “ТРИ ПОРОСЕНКА”

Коррекционные задачи: актуализация эмоций; коррекции  страхов (метод беседы, арттерапия); развитие творчества.

1. “Петушок”  называет тему занятия, вспоминает  сказку “Три поросенка” (введение  в игру)

2. Игра  “Займи свой домик” Дети разбиваются на пары, берутся за руки — это домики. Группа детей — птички, их больше, чем домиков. Птички летают. «Закапал дождик», птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, а потом меняются с детьми-«домиками».

3. Этюды:  “Поросенок”, “Испуганный поросенок”. “Веселый поросенок” (мимика, пантомимика,  интонация )

Этюды: “Волк”, “Веселый волк”, “Испуганный  волк” (мимика, пантомимика, интонация)

4. Театрализованная  игра “Три поросенка”. Взрослый  рассказывает последнюю часть сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонация)

5. Беседа  “Кто кого или чего боится?”

6. Рисование  на тему “Кого или чего я  боюсь?”. После рисования дается  задание - наказать свой страх. 

7. Придумывание детьми смешного продолжения сказки

8.“Петушок”  завершает игру.

Занятие 6. “ПЧЕЛКА”

Коррекционные задачи: разрядка агрессивных импульсов; коррекция страха темноты; релаксация

1. “Петушок”  называет тему занятия (введение  в игру)

2. Игра  “Съедобное-несъедобное” дети стоят в одну линейку, ведущий бросает по очереди каждому мяч, называя существительные. Если слово по смыслу можно отнести к съедобным - мяч надо поймать, а если нет - ловить нельзя…

3. Этюд  “Веселая пчелка” 

4. Подвижная  игра с вербальной активностью “Пчелкины песни”

5. Подвижная  игра “Пчелкины шалости” 

6. Театрализованная  игра “Пчелка в темноте” (снятие  страха темноты, страха замкнутого  пространства)

7. Игра  “Летает - не летает” Игра проходит за столом. Все играющие кладут на стол пальцы так, чтобы все их видели, водящий называет всевозможных птиц, насекомых, зверей, цветы и самые разные предметы. При назывании летающего предмета все игроки должны поднять пальцы вверх. Если же назван нелетающий предмет, соответственно, пальцы поднимать уже не следует.

8. Этюд  на расслабление “Пчелка спит”  ( используется музыка с природными  звуками) 9.“Петушок” завершает  игру.

III. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ 

Занятие 7. “Мир НАОБОРОТ”

Коррекционные задачи: объединение детей в совместных играх; раскрепощение (разрядка агрессивных импульсов)

1. “Петушок”  называет тему занятия (введение  в игру)

2. Игра  “Съедобное- несъедобное” (объединение)  дети стоят в одну линейку, ведущий бросает по очереди каждому мяч, называя существительные. Если слово по смыслу можно отнести к съедобным - мяч надо поймать, а если нет - ловить нельзя…

3. Театрализованная  игра “Мир наоборот” 

4. Подвижная  игра “Жужа” (разрядка агрессивных  импульсов)

5. Игра  “Иголочка и ниточка” Играют семь и более человек. Ход игры. Выбирают водящего — «иголочку». К нему присоединяются 3—4 человека — «ниточка». Остальные размещаются произвольно. «Иголочка» и игроки, составляющие «ниточку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — водящий. Под музыку «иголочка» бежит между предметами и другими игроками, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь, не размыкая рук. Пробегая мимо стоящего игрока, последний в «ниточке» может взять его за руку и увести за собой. Те, кто расцепил руки, платят фанты, а в конце игры выполняют задания. Игра идет до 5— 10 фантов, в зависимости от количества участников.

   6. Игра “Да” и “Нет” не говори  игрокам необходимо отвечать ведущему на вопросы, избегая определенных ответов.

   Сама  считалочка:

   1. Черно-бело не бери,

   «Да»  и «нет» не говори!

7. Соревновательная  игра “Волшебные картинки” (складывание  разрезных картинок)

8. Релаксационный  комплекс “Гусли-самогуды” 

9.“Петушок”  завершает игру.

Занятие 8. “ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК”

Коррекционные задачи: формирование навыков общения; актуализация потребности в игре; развитие эмпатии.

1. “Петушок”  называет тему занятия (введение  в игру )

2. Игра  “Летает- не летает” (объединение)  Игра проходит за столом. Все играющие кладут на стол пальцы так, чтобы все их видели, водящий называет всевозможных птиц, насекомых, зверей, цветы и самые разные предметы. При назывании летающего предмета все игроки должны поднять пальцы вверх. Если же назван нелетающий предмет, соответственно, пальцы поднимать уже не следует.

3. Игра  “Колечко” (объединение, развитие  воли)

4. Соревновательная  игра “Найди свой цветок”  (развитие зрительной внимания, памяти)

5. Развлекательная  игра “Узнай кто это?” 

6.“Петушок”  завершает игру, награждает детей  памятными медалями.

     Занятия проводились 2 раза в неделю по 20 минут.   Занятия проводились на группе детей  из 8 человек, в состав группы входили  дети экспериментальной группы.

     Проводя коррекционно-профилактическую работу с детьми мы отмечали состояние детей  экспериментальной группы. В начале проведения занятий отмечалась настороженность и повышенная агрессивность детей. Дети проявляли конфликтность, вступали в споры со сверстниками и педагогом. С целью снятия напряженности и конфликтности в программу были включены игровые задания на раскрепощение и объединение в группу. Так как для дошкольников очень важную роль играет игрушка, то для создания благоприятной атмосферы занятия были построены на участии главного героя «Петушка» (любимая детская игрушка в группе). Для раскрепощения детей они включались в ролевые игры на взаимодействие с этой игрушкой.

     Анализируя  проведение занятий-знакомств мы отметили более комфортное поведение детей, они стали свободнее чувствовать себя в коллективе. Поэтому, дальнейшие занятия были построены таким образом, чтобы дать возможность в процессе игры выплеснуть свои агрессивные проявления, но не в виде физической агрессии, а с помощью имитационных игр «Воробьиные драки», где дошкольники в роли воробьев должны были сымитировать драку птиц. Этот прием очень положительно повлиял на детей. Они смогли переключиться с драки на игру. Дальнейшее включение дошкольников в профилактическую программу проходило в процессе знакомства со способами расслабления. Для создания благоприятного фона на занятиях использовалось музыкальное сопровождение и звуки природы.

     Так как основной проблемой детей  экспериментальной группы является неумение контролировать агрессивные  проявления и наличие агрессивных  эмоций, то в процессе занятий включались упражнения направленные на выплеск данных эмоций не только в процессе игры, но и в процессе творческой деятельности – в виде рисования. Если первоначально в рисунках детей экспериментальной группы прослеживалось большое количество угловатых и отрывистых линий, а также наличие тревожных красок, штриховки, то по окончанию программы цветовая гамма рисунков изменилась. В работах появились изображения солнца, появились яркие цвета.

     Анализ деятельности детей экспериментальной группы в процессе коррекционно-профилактической программы мы отметили положительные изменения в поведении, стремления прислушаться к взрослому и своим друзьям. Усилились навыки  самоконтроля.

     .Таким  образом, занятия с детьми позволили  создать оптимальные условия  для развития дошкольника: вызвали  чувство психологической защищённости для удовлетворения потребности ребёнка в эмоциональном контакте, создали ощущение значимости для других людей. А совместная работа с родителями позволила закрепить полученные навыки. На контрольном этапе эксперимента  нами изучались результаты проведенной коррекционной программы, отслеживались изменения произошедшие у детей экспериментальной группы.

     Результаты  проведенной коррекционно-профилактической программы нашли отражение в  дальнейшее диагностике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  результатов проведения корекционно-профилактической программы
 

     Цель: выявление агрессивного поведения  дошкольников 4 – 5 лет экспериментальной  группы в процессе общения на контрольном  этапе эксперимента .

     Использовались  методики:

  1. Методика «Кактус» (Е.М.Панфиловой)

ЦЕЛЬ  – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии.

МАТЕРИАЛ  – бумага (формат А4), карандаш.

ИНСТРУКЦИЯ  – «На листе бумаги нарисуй  кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо.

Обработка результатов и интерпретация. При  обработке результатов принимаются  во внимание данные, соответствующие  всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш.

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое  количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу  иголки отражают высокую степень  агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет