Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: агрессивность как проявления отклоняющегося поведения дошкольников.

Содержание

Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект изучения развития общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 8
1.1. Понятие «общение» и проблема его изучения 8
1.2. Генезис общения ребенка со взрослыми 13
1.3. Психологические особенности агрессивных дошкольников 19
1.4. Причины и способы контроля поведения агрессивного ребенка 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков общения с трудными дошкольниками 28
2.1. Диагностика уровня общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 28
2.2. Организация коррекционно-профилактических мероприятий по профилактике агрессивных проявлений дошкольников 5 - 6 лет 35
2.3. Анализ результатов проведения корекционно-профилактической программы 53
2.4. Психолого-педагогический анализ результатов опытно-экспериментального исследования 58
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Опытно.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

   Наблюдение  за детьми в процессе игры показало, что у 10 детей (Ира Н., Оля И., Данил С., Инна В., Нуржан Н., Коля О., Руслан Х., Репсиме М., Сережа Т., Дима Т.)  проявление агрессивных черт в поведении находится в норме. Они проявляют ситаутивные вспышки негативных эмоций при неудаче или проигрыше, но эти вспышки носят моментальных характер и не несут деструктивной агрессии, при поражении они не старались выместить неудачу на других, не винили кого-то постороннего в проигрыше, не нарушали правил. При замечании воспитателя на слишком бурное проявление эмоций реагировали спокойно, не спорили. В поведении со сверстниками выражение негативных эмоций ограничивалось громкими высказываниями. Проявление агрессивности этих детей находится на среднем уровне в пределах нормы.

   Юля Н., Таня У., Андрей И., их поведение отличалось более спокойной реакцией на происходящее. Они не включались в активное обсуждение. Во время окончания игры и поражении своей команды эмоции не проявляли, а если проявляли, то в виде высказываний. Не кричали, держались спокойно и тихо.

   В поведении Пети К., Димы Р., Тани Б. нашло отражение предыдущих диагностик. Уровень их агрессивных проявлений в момент окончания был наиболее высок. Они очень активно переживали поражение, стараясь все же выиграть нарушали правила, а при замечании взрослых или просто игнорировали их, либо спорили и пытались Доказать свою правоту. Петя после окончании игры постарался выместить свою обиду на сопернике пнув его ногой. Таня и Дима громко высказались обвинив в проигрыше Колю и Инну.

   Таким образом, по результатам наблюдения мы отметили высокий уровень агрессивности у троих детей - Пети К., Димы Р., Тани Б.

   Результаты  наблюдения за проявлением агрессивного поведения дошкольников представлены в таблице 3.

   Таблица 3

№ п/п Уровень агрессивности Кол-во детей %
Высокий уровень 3 18,75
Средний уровень 10 62,50
Низкий уровень 3 18,75
 

Сравнивая результаты трех диагностик мы выявили  экспериментальную группу детей  с высоким уровнем проявления агрессивности, это Петя К., Дима Р., Таня Б. Для данной группы детей необходимо проведение коррекционно-профилактической работы для преодоления трудностей в общении у агрессивного ребенка путем развития его коммуникативных способностей. Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника. 
 
 
 
 

    1. Организация коррекционно-профилактических мероприятий по профилактике агрессивных проявлений дошкольников 5 - 6 лет
 

     При составлении коррекционно-профилактической программы основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а также – внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение (Лисина М.И., 1986), мы применили следующий комплекс методов коррекции агрессивного поведения: игротерапию (рисуночную терапию, музыкотерапию, драматизацию сказки), арттерапию, методы речевого воздействия, метод статусной психотерапии и т.д.

     Коррекционная часть программы сочетает в себе как симптоматическую (работа в группе детского сада), так и каузальную (работа с родителями) формы коррекционной работы. Работа проводилась в нескольких направлениях.

  • работа с родителями агрессивных детей,
  • работа с воспитателем
  • работа с самими детьми.

   Центральной задачей коррекционно-профилактической работы являлось обеспечение переноса позитивного опыта, полученного ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации.

     Наша  работа была направлена, прежде всего, на оптимизацию социальной ситуации развития ребенка, а именно оптимизацию общения ребенка с близким взрослым и значимыми сверстниками.

     Профилактическая  работа с родителями агрессивных детей.

     Проведение  профилактической программы с родителями организовывалось два раза в неделю.

     На  подготовительном этапе важным моментом при проведении программы явилось осознание родителями проблемы агрессивности у их детей. Для этого совместно с психологом проведена беседа и дан анализ рисунков детей по методике «Кактус». В ходе анализа были выяснены особенности каждого ребенка, а также причины проявления агрессивности. Беседа выявила то, что родители не придают большого значения агрессивным проявлениям своих детей, списывая их поведение на обыкновенное детское упрямство и возрастные особенности.

     Следующим этапом программы стало акцентирование внимание родителей на агрессивных проявлениях их детей как основной проблеме общения. На основе этого строилась дальнейшая коррекционная программа. В соответствии с планом коррекционной программы для родителей была дана основная информация об агрессивности, формах ее проявления и возможных методах коррекции. Однако работа не ограничивалась просто сообщением информации. Проведение треннинговых упражнений и игр способствовало закреплению информации и выработке основных приемов действий, которые будут способствовать снятию агрессивных проявлений в поведении ребенка.

     Общение с родителями показало, что основным средством борьбы с проявлением  агрессивного поведения они считают  строгие требования и наказания. Поэтому важной задачей было научить родителей правильно общаться с их детьми, чтобы в дальнейшем не усиливать возникающие конфликты и снизить проявление агрессии ребенка. Для этого с родителями агрессивных детей проводились занятия, состоящие из нескольких направлений. Программа профилактических занятий со взрослыми состояла из 10 занятий.

1. "Что  такое агрессивность?"

     На  данном занятии проводилась игра «Клубочек» на сплочение группы родителей, а также эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;

     Сообщалась  информация " Что такое агрессивность?", где родители могли получить общее преставление об агрессивности детей, о причинах ее возникновения;

     Правильное, более точное представление об агрессивном ребенке родители получали при выполнении практического задания «Портрет агрессивного ребенка» - в группе в процессе обсуждения, по типичным признакам детей родители составляли портрет;

     Настроить на преодоление различных тормозящих ситуаций и преград, осознание своих трудностей в общении с агрессивными детьми анализ их реальной значимости – помогли треннинговые задания;.

2. "Я  - причина агрессии"

     На  данном занятии проводилась игра «Клубочек» на сплочение группы родителей, а также эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;

     Узнать о причинах и последствиях провокационных действий, вызывающих агрессивное поведение дошкольника родители смогли при прослушивании информации на тему «Как провоцируется агрессивное поведение» 

     Понимание того, что при зажимании детей и их неполноценном развитии идет провокация агрессивного поведения со стороны детей при выполнении практического задания «Руки»;

     Понимание того, что изначально ставит ребенка в слишком жесткие рамки, вызывая тем самым агрессию – проведение тренинга – «Ребенку можно – ребенку нельзя».

3. "Пойми  его чувства"

     В начале занятия проводилась игра «Мы похожи» на сплочение группы родителей, а также эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;

     Формирование умения понимать чувства детей; узнать о приемах выражения агрессивности с помощью невербальных форм общения родители смогли при прослушивании информации на тему «Так что же чувствует ребенок?»

     Понаблюдать за проявлением невербальных форм общения при выраженном давлении на оппонента  родители смогли при проведении тренинга «Нападающий - защищающийся»:

Цель: Дать возможность глубже почувствовать собственную позицию в конфликте; актуализировать психологическое переживание конфликта.

Инструкция: Всем участникам необходимо разбиться на пары. Один партнер играет роль «нападающего», другой – «защищающегося».

Оба по команде начинают играть свои роли, у первого она заключается  в следующем – он должен силой  тянуть за руки партнера и приказным  тоном командовать: «Пойдем!». Второй же должен оказывать сопротивление («Не пойду!»).

И так  в течение 2-3 минут, потом они меняются ролями.

     Через собственные ощущения понять чем были вызваны агрессивные выплески со стороны ребенка.

4. "Развиваем  сотрудничество с  агрессивными детьми"

"Мы  похожи?" - Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства; рассмотреть методы эффективной работы и взаимодействия педагога с агрессивным ребенком; в краткой и доступной форме изложить в виде памятки основные правила работы с агрессивными детьми.

5. "Навыки  эффективного общения"

     На  данном занятии проводилась игра «Что в тебе изменилось?» на сплочение группы родителей, а также эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;

     Сообщалась  информация " "Как мы общаемся с детьми?", где родители могли получить общее преставление об агрессивности детей, о причинах ее возникновения;

     Сформировать и развить навыки эффективного общения для преодоления трудностей при взаимодействии с агрессивным ребенком, развить умение приятные оппоненту слова, независимо от его эмоционального состояния при выполнении практического задания «Комплименты»

     Выработать оптимальную модель поведения для более результативного взаимодействия и быстрого достижения своей цели. - "Уговори другого"

6. "Учимся  выражать любовь  и уважение"

Основные  цели: сплочение группы, эмоциональное  и мышечное расслабление, создание атмосферы единства; развивать умение с помощью различных форм проявлять  позитивное отношение к детям  с повышенной агрессией; проанализировать свои чувства и ощущения при различных прикосновениях рук неизвестного человека; развитие навыков межличностного взаимодействия и вербального общения, расширение репертуара средств воздействия.

План  занятий:

1) "Здравствуйте"

2) "Влияние  жестов и прикосновений на позитивное отношение оппонента" (лекция)

3) "Прикосновение  рук"

4) "Козлятушки-ребятушки"

7. "Успокойся  сам - успокой ребенка"

Основные  цели: сплочение группы, эмоциональное  и мышечное расслабление, создание атмосферы единства; ознакомиться с  наиболее эффективными приемами релаксации и аутотренинга; успокоится, настроится на доброжелательное отношение к ребенку, вызывающему негатив у педагога; упражнение помогает членам группы изменить структуру своего языка.

План  занятий:

1) "Здравствуйте"

2) "Приемы расслабления и аутотренинга" (лекция)

3) "Растворение  обиды" – Инструкция: сядьте где-нибудь в тишине, расслабьтесь. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на сцену человека, которого вам надо простить (человека, которого вы больше всего на свете ненавидите). Этот человек может быть живым или мертвым, и ваша ненависть может быть, как в прожитом, так и в настоящем. Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении на несколько минут, а потом пусть он исчезнет. Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливой и улыбающейся. И знайте, что во Вселенной достаточно добра для всех нас.

Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет