Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:13, курсовая работа
Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: агрессивность как проявления отклоняющегося поведения дошкольников.
Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект изучения развития общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 8
1.1. Понятие «общение» и проблема его изучения 8
1.2. Генезис общения ребенка со взрослыми 13
1.3. Психологические особенности агрессивных дошкольников 19
1.4. Причины и способы контроля поведения агрессивного ребенка 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков общения с трудными дошкольниками 28
2.1. Диагностика уровня общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 28
2.2. Организация коррекционно-профилактических мероприятий по профилактике агрессивных проявлений дошкольников 5 - 6 лет 35
2.3. Анализ результатов проведения корекционно-профилактической программы 53
2.4. Психолого-педагогический анализ результатов опытно-экспериментального исследования 58
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения 66
Таким
образом, развитие общения – смена качественно–своеобразных
целостных образований, представляющих
собою определенный генетический уровень
коммуникативной деятельности и называемых
формами общения. Каждая форма общения
характеризуется по ряду параметров, из
которых главными являются дата возникновения,
содержание коммуникативной потребности,
ведущие мотивы, основные операции и место
общения в системе общей жизнедеятельности
ребенка. В первые 7 лет жизни выделяют
4 формы общения: ситуативно–личностную,
ситуативно–деловую,
внеситуативно–познавательную
и внеситуативно–личностную.
Повышенная
агрессивность детей является одной
из наиболее острых проблем, не только
для педагогов и психологов, но
и для нашего общества в целом.
Нарастающая волна детской
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.[22]
В
последние годы научный интерес
к проблемам детской
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками (Р.Бэрон и Д.Ричардсон). Однако, остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей, поскольку в каждом исследовании изучается какая- либо одна характеристика. [20] На основе анализа были выделены три группы детей, которые различаются:
по
внешним поведенческим
по
своим психологическим
по своему социальному статусу в группе сверстников.
Остановимся на описании этих типов.
В первую группу вошли дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивные акты мимолётны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать и ним. Их агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников – их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. По словам сверстников, такие дети «Всё ломают», «Всегда мешают», «Никого не слушают». Данные психологического обследования показывают, что такие дети значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим: низким уровнем интеллекта – как общего, так и социального; неразвитой произвольностью; низким уровнем игровой деятельности. [3]
Они игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако, их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Все эти данные позволяют предположить, что в данном случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребёнка. Его обострённая потребность во внимании и в признании сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности и в качестве средства самоутверждения и самовыражения они используют агрессивные действия. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребёнка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. [14]
Вторую группу составили дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнёров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на положение «звёзд». Среди всех форм агрессивного поведения, у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. По результатам обследования, эти дети обладают следующими особенностями: высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального); хорошо развитой произвольностью; хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру; достаточно высоким уровнем развития ролевой игры; высоким социальным статусом в группе сверстников.
Дети
этой группы хорошо знают и на словах
принимают нормы и правила
поведения, но постоянно нарушают их.
Нарушая правила, они оправдывают себя
и обвиняют своих товарищей, стремясь
избежать негативной оценки взрослого:
«Он первый начал», «Он сам лезет, я не
виноват». Положительная оценка взрослого
несомненно важна для них. В то же время
они как бы не замечают собственной агрессивности;
их способ действия представляется им
привычным, нормальным и единственно возможным
средством достижения своей цели. Например,
выталкивая с площадки товарища, мальчик
заявляет: «А что же мне делать, я тоже
хочу играть, а он мне мешает». Данный вид
агрессивности детей можно назвать нормативно-инструмантальным.[
В
третью группу входят дети, для которых
нанесение вреда другому
По результатам психологического обследования эти дети имеют: средние показатели интеллекта; произвольность в целом соответствует возрастным нормам; низкий социальный статус в группе сверстников – их боятся и избегают.
Этот
вид детской агрессивности
Таким
образом, в основе детской агрессивности
может лежать различная мотивационная
направленность: в первом случае - спонтанная
демонстрация себя, во втором – достижение
своих практических целей, в третьем –
подавление и унижение другого. Однако,
несмотря на эти очевидные различия, всех
агрессивных детей объединяет одно общее
свойство – невнимание к другим детям,
неспособность видеть и понимать другого.
Причины
появления агрессии у детей могут
быть самыми разными. Возникновению
агрессивных качеств
Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
На
становление агрессивного поведения
большое влияние оказывает
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.
Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
скандалы в семье;
применение физической силы во время семейных ссор (драки);
грубое, жестокое обращение с ребенком;
привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;
просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;
одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: “А ты тоже его ударь”, “И ты сломай”, “А ты что, отнять не можешь?!”
Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера? Как организовать воспитание и обучение таких детей? Известный психиатр Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них – позитивные, два – негативные и один – нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т. д.).[31]
Первые впечатления ребенка о мире рождаются из его ощущений. Это замечательно, хотя и пугает, если задуматься о важности эмоционального состояния ребенка, ведь это определяет его видение мира, то, как он воспринимает родителей, дом, самого себя.
Модификация поведения – нейтральный способ контроля – предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна применяться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.
Чувство любви к ребенку в нашем сердце может быть весьма сильным. Но этого недостаточно. Видит ли ребенок по нашему поведению, что мы любим его? Свою любовь к ребенку мы раскрываем своим поведением, тем, что мы говорим и что делаем. Но то, что мы делаем, значит больше. На ребенка гораздо большее впечатление производят наши действия, чем слова.[4]