Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: агрессивность как проявления отклоняющегося поведения дошкольников.

Содержание

Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект изучения развития общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 8
1.1. Понятие «общение» и проблема его изучения 8
1.2. Генезис общения ребенка со взрослыми 13
1.3. Психологические особенности агрессивных дошкольников 19
1.4. Причины и способы контроля поведения агрессивного ребенка 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков общения с трудными дошкольниками 28
2.1. Диагностика уровня общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 28
2.2. Организация коррекционно-профилактических мероприятий по профилактике агрессивных проявлений дошкольников 5 - 6 лет 35
2.3. Анализ результатов проведения корекционно-профилактической программы 53
2.4. Психолого-педагогический анализ результатов опытно-экспериментального исследования 58
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Опытно.doc

— 328.00 Кб (Скачать)
 

Опытно-экспериментальное  изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

       Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства - любовь, признание, понимание - рождаются близостью и связанностью с другими. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

     Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая  наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение - это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.

     Любой акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимика, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий может свидетельствовать, что данный акт есть общение.

     Многие  трудности в воспитании детей  связаны как раз с тем, что  содержание общения ребенка и  взрослого не совпадает: взрослый говорит  об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т.е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

     Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития

     Актуальность  исследования в том, что повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако, у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивый ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

     Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В .И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин), результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Э. Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).

     В связи с актуальностью темой  нашего исследования является «Опытно-экспериментальное  изучение развития общения с трудными детьми на примере агрессивности 5 - 6 лет».

     Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.

     Объект  исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

     Предмет исследования: агрессивность как проявления отклоняющегося поведения дошкольников.

     В качестве рабочей гипотезы нами принято  утверждение, что эффективность диагностики агрессивности у дошкольников может быть повышена путем ее проведения в процессе значимой для детского возраста деятельности, в частности, соревновательной игры, формирование положительных установок в общении со сверстниками должна способствовать снижению агрессивных проявлений в поведении дошкольников.

     Задачи  исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей.
  2. Выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивности в поведении у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать программу коррекции и профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста.
  4. Исследовать эффективность коррекционно-профилактической работы.

Методы  исследования:

     Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме);

     Экспериментальные методы (включенное, не включенное, прямое и косвенное наблюдение);

     Опрос (тестирование, анкетирование, беседа с детьми и взрослыми);

     База  исследования: – МДОУ №64 г. Орска. Дети старшей группы 16 человек.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

     Во  введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.

     В первой главе «Теоретический аспект изучения развития общения с трудными дошкольниками 5 – 6 лет на примере агрессивности» раскрыто  понятие общения и проблема его изучения, генезис развития общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми, а также даны психологические особенности агрессивных дошкольников и причины и способы коррекции.

     Во  второй главе «Опытно-экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков общения с трудными дошкольниками» описана практическая часть исследования по изучению общения импульсивного ребенка со сверстниками.

     В заключение изложены основные выводы по исследованию, намечены направления  и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

     В приложении дано содержание коррекционных занятий по развитию общения дошкольников со взрослыми.

     Общий объем курсовой работы составляет  61 страницы машинописного текста. Список литературы включает   35   наименования. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический  аспект изучения развития общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности

    1. Понятие «общение» и проблема его изучения
 

     Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом  изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев,  Г. М. Андреева), детской и возрастной психологии (B. C. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина  называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой. Одни исследователи (Балл Г. А., Брановицкий В. Н., Довгялло A. M.) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл» (Б. Ф. Ломов ). Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьев  сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 г. было предложено 96 определений понятия общения. Лисина М.И. рассматривает общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.[12]

     Помимо  взаимной направленности действий людей  при общении наиболее важной характеристикой его служит для час то, что каждый его участник активен, то есть выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а также в том, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. 

     Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает  самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.[3]

     Предложить  определение общения – важное дело, но им нельзя ограничиться; дальше требуется дать его понимание. Рассматривая общение как психологическую категорию, синонимом которого является термин коммуникативная деятельность Лисина М.И. выделяет структурные компоненты, которые выглядят  следующим образом.

     Предмет общения  – это другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.[24]

     Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение.

     Действие  общения  – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия.

     Задачи  общения  – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.

     Средства  общения  – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

     Продукты  общения  – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

     Анализ  понятия общения и раскрытие  его понимания позволяют подойти  нам к определению его функций  и значения. Существуют разные возможности  выделения основных функций общения  в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко вывести две такие функции общения:

1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);

2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие. с целью налаживания отношений).

     Из предложенного понимания предмета коммуникативной деятельности, ее мотива и продуктов естественно следует, что общение выполняет также третью важную функцию – познание людьми друг друга.

Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет