Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: агрессивность как проявления отклоняющегося поведения дошкольников.

Содержание

Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект изучения развития общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 8
1.1. Понятие «общение» и проблема его изучения 8
1.2. Генезис общения ребенка со взрослыми 13
1.3. Психологические особенности агрессивных дошкольников 19
1.4. Причины и способы контроля поведения агрессивного ребенка 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков общения с трудными дошкольниками 28
2.1. Диагностика уровня общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 28
2.2. Организация коррекционно-профилактических мероприятий по профилактике агрессивных проявлений дошкольников 5 - 6 лет 35
2.3. Анализ результатов проведения корекционно-профилактической программы 53
2.4. Психолого-педагогический анализ результатов опытно-экспериментального исследования 58
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Опытно.doc

— 328.00 Кб (Скачать)
justify">Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный  рисунок, в центре листа 

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок  внизу листа 

Демонстративность, открытость - наличие выступающих  отростков, необычность форм

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм - использование ярких цветов, изображение  «радостных» кактусов

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые  линии 

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Интровертированность - изображен только один кактус

Стремление  к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса 

Стремление  к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус

     Изучая рисунок Пети К. мы увидели, что его кактус располагается в центре листа. Линии четкие с нажимом. На кактусе присутствуют иголки, но они в сравнении с прошлым рисунком стали более короткие и их количество уменьшилось (15). Сами линии рисунка кактуса более мягкие, острые изогнутые иглы отсутствуют. Рядом с кактусом Петя нарисовал еще один маленький кактус. Анализ показал, что уровень агрессивности снизился, так как изменился характер линий и уменьшилось количество острых иголок на рисунке. Линии стали более плавные. Зигзагооразные линии внутри кактуса уже отсутствует, что говорит о более комфортном психологическом состоянии, об открытости ребенка и что он стремится измениться к лучшему.

     На  рисунке Димы Р. Мы увидели отсутствие штриховок внутри кактуса, что говорит о снижении уровня тревожности. Кактус нарисован один в центре, что характеризует стремление Димы к лидерству, но общий характер линий изменился. Они стали более мягкие, нажим на карандаш также изменился, стал мягче. Количество иголок по сравнению с первым рисунком сильно уменьшилось. Если на первом рисунке их было около 20, то на последнем – 6 и они имеют небольшой размер и не выбиваются из общего изображения рисунка.

     Таня  нарисовала свой кактус в горшке с цветком, что говорит о стремлении ребенка к домашней защите. Иголки присутствуют, но общее количество в сравнении с первым рисунком уменьшилось. Иголки стали короче и реже располагаться. В сравнении с первым рисунком по характеру изображений иголок и расстоянию между ними можно сказать о снижении агрессивности девочки. На последнем рисунке Таня нарисовала дополнительные элементы – облака.

     Делая общий вывод и сравнивая результаты констатирующего эксперимента мы можем  сказать о снижении уровня агрессивности у данных детей. Однако нельзя сказать что она полностью пропала, так как острые элементы на рисунках все еще присутствуют, однако общая тревожность детей не наблюдается. После профилактических занятий они чувствуют себя более комфортно и раскрепощенно

     Для более точного выявления агрессивности  детей нами использовалось тестирование родителей.

  1. Анкетирование воспитателя “Уровень агрессивности ребенка”

Воспитателю предлагалось ответить на утверждения.

Каждый  положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.

1. Временами  кажется, что в него вселился  злой дух. 

2. Он  не может промолчать, когда чем-то  недоволен. 

3. Когда  кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда  ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает  игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда  он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он  не прочь подразнить животных.

8. Переспорить  его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда  у него вспыхивает желание  сделать что-то плохое, шокирующее  окружающих.

11. В  ответ на обычные распоряжения  стремится сделать все наоборот.

12. Часто  не по возрасту ворчлив. 

13. Воспринимает  себя как самостоятельного и  решительного.

14. Любит  быть первым, командовать, подчинять  себе других.

15. Неудачи  вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко  ссорится, вступает в драку. 

17. Старается  общаться с младшими и физически  более слабыми. 

18. У  него нередки приступы мрачной  раздражительности. 

19. Не  считается со сверстниками, не  уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит  лучше всех.

Показатели:

Высокая агрессивность — 13—20 баллов.

Средняя агрессивность —6—12 баллов.

Низкая  агрессивность —1—5 баллов.

     Анализируя  ответы воспитателя в отношении  экспериментальной группы детей  можно сказать, что поведение Димы и Тани после проведения коррекционно-прифилактической программы изменилось. Они стали более доброжелательны. При неудачах не показывают свое раздражение, решение конфликтных ситуаций проходит у них более мирно, не вступают в драку, при замечаниях воспитателя не спорят, стараются исправиться.

     Поведение Пети тоже изменилось, однако у него все еще нередки приступы мрачной  раздражительности. Из 20 показателей  анкеты, по мнению воспитателя, у него присутствуют все еще 13, что говорит о критическом уровне агрессивности. Однако сравнивая показатели констатирующего эксперимента мы можем сказать что уровень агрессивности снизился.

     Таким образом, по мнению воспитателя проявление агрессивности детей экспериментальной  группы стали реже, что говорит о правильной диагностике и правильности выбора коррекционных занятий.

  1. Наблюдение за детьми в ходе соревновательной игры

   Для наиболее полной картины нами проводилось  наблюдение за детьми в процессе соревновательной игры.

   С помощью схемы наблюдения за поведением ребенка в ходе соревновательной игры было проанализировано поведение каждого ребенка.

ЦЕЛЬ  – выявление наличия агрессии детей в процессе игры.

МАТЕРИАЛ  – мягкая игрушка, кубики.

   Игра - эстафета. Дети должны были по команде  переносить игрушку из одного конца комнаты в другую. За процессом игры и поведением детей в игре велось наблюдение.

   Отслеживались параметры: контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми, отказ выполнять  правила, винит других в своих  ошибках, сердится и отказывается сделать что-либо, завистливость, мстительность, чувствительность, реакция на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

   В поведении Пети К., Димы Р., Тани Б. нашло  отражение предыдущих диагностик. Уровень  их агрессивных проявлений в игре по сравнению с констатирующим экспериментом снизился. К моменту завершения игры Дети оказались в разных командах. Петя и Таня – в команде выигравших, а Дима – в команде проигравших. Реакция Пети и Тани была различной. Таня явно переживала проигрыш команды, но проявление переживаний выразилось лишь в эмоциональных высказываниях по отношению к менее активным участникам команды. Петя переживая проигрыш, однако, не удержался от резких высказываний в адрес виновных, по его мнению, детей. Но если на констатирующем эксперименте он позволил себе физическое проявление агрессии в виде пинка ногой, то на контрольном этапе проявление агрессивности ограничилось лишь словесными высказываниями.

   Таким образом, сравнивая показатели констатирующего  и контрольного этапов, можем увидеть тенденцию снижения агрессивности детей экспериментальной группы. У них наметился прогресс в установлении контакта со сверстниками, в некоторых случаях стали искать мирный способ выхода своих эмоций.  Общий уровень агрессивного поведения по отношению к сверстникам и взрослым снизился. В ответ на замечания воспитателя дети перестали спорить. Во взаимоотношениях со сверстниками более часто идут на компромиссы.

    1. Психолого-педагогический анализ результатов опытно-экспериментального исследования
 

     Для реализации поставленной цели опытно-экспериментального исследования нами была проведена диагностика  группы детей, которая выявила ребят  с повышенным уровнем агрессивности. Для диагностики нами применялись  методики – методика «Кактус», анкетирование воспитателя, наблюдения за детьми в процессе соревновательной игры.

     Используя рисуночную методику «Кактус» мы выявляли состояние эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии. Анкетирование воспитателя подтвердило результаты применения методики «Кактус». Т.е. общее поведение детей в группе отражается в их психологическом состоянии при изображении рисунка.

     Результаты  констатирующего этапа позволили  выявить группу детей, уровень агрессивного поведения которых имеет более  высокие показатели. Сравнивая результаты трех диагностик мы выявили экспериментальную группу детей с высоким уровнем проявления агрессивности, это Петя К., Дима Р., Таня Б.

     При составлении коррекционно-профилактической программы основываясь на том, что  базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а также – внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение (Лисина М.И., 1986), мы применили следующий комплекс методов коррекции агрессивного поведения: игротерапию (рисуночную терапию, музыкотерапию, драматизацию сказки), арттерапию, методы речевого воздействия, метод статусной психотерапии и т.д.

     Коррекционная часть программы сочетает в себе как симптоматическую (работа в группе детского сада), так и каузальную (работа с родителями) формы коррекционной работы. Работа проводилась в нескольких направлениях.

  • работа с родителями агрессивных детей,
  • работа с воспитателем
  • работа с самими детьми.

   Центральной задачей коррекционно-профилактической работы являлось обеспечение переноса позитивного опыта, полученного ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации.

     Подводя итог коррекционно-профилактической части  программы по работе с родителями был проведен обобщенный анализ действий во время проявления детской агрессии. Родители самостоятельно вывели постулаты поведения с агрессивными детьми. Проводя завершающую диагностику результатов коррекционной программы родители агрессивных детей обратили внимание на то, что занятия помогли им лучше понять своего ребенка. Эти результаты отражаются в процессе общения их с детьми. Стало меньше возникать конфликтных ситуаций, а при их возникновении родители уже стараются не наказывать детей, а находить выход путем беседы или переключением внимания с объекта агрессии. Мы увидели эффективность проводимой коррекционной части программы с родителями.

     На  контрольном этапе эксперимента для выявления эффективности  диагностики и применения коррекционной  программы мы проводили контрольную диагностику с применением тех же методик. Сравнивая показатели констатирующего и контрольного этапов, можем увидеть тенденцию снижения агрессивности детей экспериментальной группы. В поведении Пети К., Димы Р., Тани Б. нашло отражение предыдущих диагностик. Уровень их агрессивных проявлений в игре по сравнению с констатирующим экспериментом снизился. К моменту завершения игры Дети оказались в разных командах. Петя и Таня – в команде выигравших, а Дима – в команде проигравших. Реакция Пети и Тани была различной. Таня явно переживала проигрыш команды, но проявление переживаний выразилось лишь в эмоциональных высказываниях по отношению к менее активным участникам команды. Петя переживая проигрыш, однако, не удержался от резких высказываний в адрес виновных, по его мнению, детей. Но если на констатирующем эксперименте он позволил себе физическое проявление агрессии в виде пинка ногой, то на контрольном этапе проявление агрессивности ограничилось лишь словесными высказываниями.

   Таким образом, мы пришли к выводу, что диагностики агрессивности у дошкольников может быть повышена путем ее проведения в процессе значимой для детского возраста деятельности, в частности, соревновательной игры, формирование положительных установок в общении со сверстниками должна способствовать снижению агрессивных проявлений в поведении дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет