Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: агрессивность как проявления отклоняющегося поведения дошкольников.

Содержание

Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект изучения развития общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 8
1.1. Понятие «общение» и проблема его изучения 8
1.2. Генезис общения ребенка со взрослыми 13
1.3. Психологические особенности агрессивных дошкольников 19
1.4. Причины и способы контроля поведения агрессивного ребенка 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков общения с трудными дошкольниками 28
2.1. Диагностика уровня общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 28
2.2. Организация коррекционно-профилактических мероприятий по профилактике агрессивных проявлений дошкольников 5 - 6 лет 35
2.3. Анализ результатов проведения корекционно-профилактической программы 53
2.4. Психолого-педагогический анализ результатов опытно-экспериментального исследования 58
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Опытно.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

     Частые  наказания и приказы относятся  к негативным способам контролирования  поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Пассивная агрессия - это скрытая форма агрессии, цель которой – вывести из себя, расстроить родителей или близких людей. Причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо выполнять задания, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой причины. Главное – вывести родителей из равновесия.

     Таким образом, причинами агрессивного поведения ребенка могут быть различные факторы - скандалы в семье, применение физической силы во время семейных ссор (драки), грубое, жестокое обращение с ребенком, привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил, просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах, одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта. Однако снизить агрессивность ребенка является более сложной проблемой. Для этого могут служить просьбы и мягкое физическое манипулирование, которые являются наиболее мягкими в снятии агрессии. 
 
 
 

Глава 2. Опытно-экспериментальное  изучение развития коммуникативных  навыков общения  с трудными дошкольниками

    1. Диагностика уровня общения с  трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности
 

     Цель: выявление агрессивного поведения  дошкольников 5 - 6 лет в процессе общения.

     Использовались  методики:

  1. Методика «Кактус» (Е.М.Панфиловой)

ЦЕЛЬ  – выявление состояния эмоциональной  сферы ребенка, выявление наличия агрессии.

МАТЕРИАЛ  – бумага (формат А4), карандаш.

ИНСТРУКЦИЯ  – «На листе бумаги нарисуй  кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку  дается столько времени, сколько  ему необходимо.

Обработка результатов и интерпретация. При  обработке результатов принимаются  во внимание данные, соответствующие  всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Данные заносились в протокол (Приложение А)

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое  количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу  иголки отражают высокую степень  агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим 

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок  внизу листа 

Демонстративность, открытость - наличие выступающих  отростков, необычность форм

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм - использование ярких цветов, изображение  «радостных» кактусов

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые  линии 

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Интровертированность - изображен только один кактус

Стремление  к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса 

Стремление  к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус

     Анализ  рисунков детей показал, что у 9 детей (Ира Н., Оля И., Данил С., Инна В., Нуржан Н., Коля О., Руслан Х., Репсиме  М., Сережа Т.) – уровень агрессивности  находится в норме. На рисунках присутствуют дополнительные детали в виде цветков, других домашних растений или на рисунке располагаются несколько кактусов. На рисунках Оли И., Репсиме М. присутствуют солнце и облака. Кактусы на рисунках этих детей имеют средний размер, а также иголки, но иголки среднего размера и не несут в себе угрожающей агрессии. Иголки не являются главной частью кактуса. У Репсиме М,, Коли О., Нуржана Н., Оли И. присутствуют еще несколько кактусов небольшого размера, что говорит об открытости и важности принадлежности к семье.

     У Димы Т., Юли Н., Тани У, и Андрея И. кактусы небольшого размера, смещены вниз или к углам. Особой отличительной чертой этих рисунков является отсутствие иголок или очень малое их количество – 1 -3. Это свидетельствует о неуверенности в себе, зависимости. У Юли линии  отрывистые, что говорит об импульсивности ребенка. У Андрея земля в которой растет кактус заштрихована очень сильно, можно сказать о наличии тревожности у ребенка.

     Кактусы Пети К., Димы Р., Таня Б. отличаются присутствием иголок. У Пети их очень много(21), к тому же кактус расположен в горшке с острыми углами. Горшок заштрихован очень ярко. У Тани Б. иголки нарисованы с большим нажимом и располагаются очень близко друг к другу. Линии на рисунке отрывистые и яркие. Дима заштриховал кактус полностью и добавил яркие и длинные иголки. Кактус располагается в центре листа.

     Таким образом, анализ рисунков показал, что  у трех детей (Петя К., Дима Р., Таня Б.) присутствует высокий уровень агрессивности. Другая группа детей - Дима Т., Юля Н., Таня У, и Андрей И. – наоборот отличаются неуверенностью в себе, зависимостью от других. Это спокойные внешне дети.

     Представим  результаты диагностики в таблице 1.

   Таблица 1

№ п/п Уровень агрессивности Кол-во детей %
Высокий уровень 3 18,75
Средний уровень 9 56,25
Низкий уровень 4 25,00
 

     Для более точного выявления агрессивности  детей нами использовалось тестирование родителей.

  1. Анкетирование воспитателя “Уровень агрессивности ребенка”

Воспитателю предлагалось ответить на утверждения.

Каждый  положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл. Данные заносились в протокол (приложение Б)

1. Временами  кажется, что в него вселился  злой дух. 

2. Он  не может промолчать, когда чем-то  недоволен. 

3. Когда  кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда  ему без всякой причины хочется  выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает  игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда  он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он  не прочь подразнить животных.

8. Переспорить  его трудно.

9. Очень  сердится, когда ему кажется, что  кто-то над ним подшучивает. 

10. Иногда  у него вспыхивает желание  сделать что-то плохое, шокирующее  окружающих.

11. В  ответ на обычные распоряжения  стремится сделать все наоборот.

12. Часто  не по возрасту ворчлив. 

13. Воспринимает  себя как самостоятельного и  решительного.

14. Любит  быть первым, командовать, подчинять  себе других.

15. Неудачи  вызывают у него сильное раздражение,  желание найти виноватых. 

16. Легко  ссорится, вступает в драку.

17. Старается  общаться с младшими и физически  более слабыми. 

18. У  него нередки приступы мрачной  раздражительности. 

19. Не  считается со сверстниками, не  уступает, не делится. 

20. Уверен, что любое задание выполнит  лучше всех.

Показатели:

Высокая агрессивность — 13—20 баллов.

Средняя агрессивность —6—12 баллов.

Низкая  агрессивность —1—5 баллов.

     Анкетирование показало, что Петя К., Дима Р., Таня Б. по мнению воспитателя проявляют 13 из 20 признаков. Эти дети отличаются тем, что любят командовать, в ответ на причиненное им зло стараются отплатить тем же, их легко вовлечь в конфликт, иногда приходя в группу, бывают раздражительны, спорят.

     У Юли Н., Димы Т. – уровень агрессивности  очень низок. Эти дети не проявляют  агрессивных проявлений по отношению к сверстникам и взрослым. Внешне спокойны. Они не ссорятся и стараются уйти от конфликта. Очень тихие, не вызывающие нареканий со стороны воспитателя.

     Поведение остальных детей может быть приравнено к норме. Проявления агрессивности  у них ситуативны и характеризуются содержанием конкретной ситуации. Если агрессия и проявляется, то она кратковременна. По разрешению конфликта дети опять возвращаются в спокойное состояние.

     Представим  результаты диагностики в таблице 2.

   Таблица 2

№ п/п Уровень агрессивности Кол-во детей %
Высокий уровень 3 18,75
Средний уровень 11 68,75
Низкий уровень 2 12,50
 
  1. Наблюдение  за детьми в ходе соревновательной игры

   Для наиболее полной картины нами проводилось  наблюдение за детьми в процессе соревновательной игры.

   С помощью схемы наблюдения за поведением ребенка в ходе соревновательной игры было проанализировано поведение  каждого ребенка.

Было  отмечено, что в ходе игры по мере приближения ее к концу большинство  детей слабо контролируют свое поведение: возрастает число агрессивных реакций, направленных на других детей (они чаще толкаются, активнее борются за победу, при этом нарушая правила, причиняя ущерб окружающим сверстникам). Как известно, в отечественной психологии детская агрессивность изучается в основном в связи с разрешением конфликтов, поскольку эта форма поведения считается проявлением у нормального ребенка какого-то неблагополучия в его социальной жизни. Ситуация соревновательной игры моделирует повседневные конфликты, о чем свидетельствует факт соответствия результатов наблюдения за ребенком в ходе игры и оценок воспитателей.

ЦЕЛЬ  – выявление наличия агрессии детей в процессе игры.

МАТЕРИАЛ  – мягкая игрушка, кубики.

   Игра - эстафета. Дети должны были по команде  переносить игрушку из одного конца  комнаты в другую. За процессом игры и поведением детей в игре велось наблюдение.

   Отслеживались параметры: контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми, отказ выполнять  правила, винит других в своих  ошибках, сердится и отказывается сделать  что-либо, завистливость, мстительность, чувствительность, реакция на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Данные наблюдений заносились в протокол (Приложение В)

Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет