Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: агрессивность как проявления отклоняющегося поведения дошкольников.

Содержание

Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект изучения развития общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 8
1.1. Понятие «общение» и проблема его изучения 8
1.2. Генезис общения ребенка со взрослыми 13
1.3. Психологические особенности агрессивных дошкольников 19
1.4. Причины и способы контроля поведения агрессивного ребенка 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков общения с трудными дошкольниками 28
2.1. Диагностика уровня общения с трудными дошкольниками 5 - 6 лет на примере агрессивности 28
2.2. Организация коррекционно-профилактических мероприятий по профилактике агрессивных проявлений дошкольников 5 - 6 лет 35
2.3. Анализ результатов проведения корекционно-профилактической программы 53
2.4. Психолого-педагогический анализ результатов опытно-экспериментального исследования 58
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения 66

Работа содержит 1 файл

Опытно.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

4) "Сила  языка"

8. "Уступи  другому"

Основные  цели: сплочение группы, эмоциональное  и мышечное расслабление, создание атмосферы единства; глубокое понимание агрессивного ребенка; предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения.

План  занятий:

1) "Клубочек"

2) "Развиваем  терпимость к агрессивным детям" (лекция)

3) "Карамбия" (игра) –

Задачи: предоставить участникам возможность  понять и почувствовать, каковы причины  и следствия неэффективного межличностного общения; помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное взаимодействие невозможно без усвоения норм и правил межличностных взаимоотношений, без овладения наукой и искусством общения.

Материал: письменные инструкции.

Процедура проведения:

1. Из  числа участников выбрать 3 членов  группы - «посланников». Они должны  отличаться друг от друга по внешним значимым признакам:

  • Брюнет – блондин.
  • Длинные волосы – короткая стрижка.
  • Очень молодой – умудренный опытом.

«Посланники»  удаляются в другую комнату. Там  они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для группы (время на подготовку - 20 минут). Каждый «посланник» готовит свой перечень вопросов самостоятельно, ни при каких обстоятельствах не общаясь друг с другом.

Инструкция  для посланников

Ваша  страна планирует установить дипломатические  связи со страной Карамбией. Для этого нужно узнать, что это за страна, каковы особенности ее культуры, а также каковы личностные особенности ее жителей.

Правительство вашей страны наделило вас почетной миссией: вам предстоит отправиться  в качестве посланника в Карамбию. Этот визит будет первым контактом представителя вашей страны с потенциальными партнерами по содружеству.

Ваши  задачи:

  1. Узнать  как можно больше о стране, ее жителях, культуре, традициях, природных  особенностях и ресурсах (задать не менее 10 вопросов с целью получения  информации от жителей, но вопросы задавать только такие, на которые можно ответить «да» или «нет».
  2. Написать отчет своему правительству об особенностях людей этой страны, с которыми вам предстоит в будущем тесное сотрудничество.

Вы можете закончить визит, как только убедитесь, что собрали достаточное количество информации.

Если  есть вопросы – задайте их сейчас, то есть до начала игры.

Не возвращайтесь  в зал, пока вас не пригласят. Запрещено  разговаривать друг с другом до окончания  игры.

2. Пока  «посланники» работают, всей остальной группе участников дается установка: «Мы – карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:

  • мы можем говорить только с человеком, похожим на меня (цветом волос, возрастом, длиной волос);
  • в нашем словаре только два слова – «да» и «нет»;
  • наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто нас спрашивает, или нет.

Если  человек улыбается, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет».

3. Следует  убедиться, что все поняли и  усвоили правила игры.

4. «Посланники»  приглашаются по одному так,  чтобы другие «посланники» не  знали, какие вопросы задают  его коллеги.

5. После  опроса каждый из «посланников» уходит писать свой отчет о культуре Карамбии, особенностях карамбийцев.

6. Затем  каждый из «посланников» зачитывает  отчет о своих впечатлениях  от взаимодействия с жителями  Карамбии.

Обсуждение  и анализ.

9. "Развиваем  навыки коммуникации"

Основные  цели: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства; развиваем навыки коммуникации; рассмотреть необходимость умения договариваться при различных формах взаимодействия; закрепление привычки видеть в людях красивое, доброе и умное. Наше внимание чаще сосредоточено на нас, а тут оно ориентируется на окружающих - и на лучшее в них.

План  занятий:

1) "Мы  похожи? "

2) " Учимся  общаться достойно " (лекция)

3) " Один  стул "

4) "Восторженный  комплиментщик "

10. "Подведем  итоги"

Основные цели: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства; объединить полученную теоретическую информацию, вывести основные постулаты, для использования их в дальнейшем взаимодействии с агрессивными детьми;  продемонстрировать, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие. Проанализировать смену эмоций и чувств при различных подходах к возникшей проблеме.

План  занятий:

1) "Что  в тебе изменилось?"

2) "Как  работать с агрессивным ребенком?" (лекция)

3) " Конфликт  или взаимодействие?"

4) "Скажи  громче"

     Таким образом, содержание треннинговых занятий  с родителями построены таким  образом, что бы первоначально расширить  представления о развитии агрессивного поведения детей, индивидуальных особенностей ребёнка, повысить социально-культурный уровень знаний. Следующим этапом стало повышение родительской самооценки, формирование умений общения с агрессивными проявлениями детей, навыков взаимодействия. Самым главным моментом в работе с родителями стало - формирование доверительных отношений между ребёнком и взрослым, умение взаимодействовать с близким человеком, чувствовать ответственность за другого, передавать и принимать на себя роль лидера. Создание условий для развития личностной зрелости родителя. Изменения его позиции в реальном общении с ребёнком в психологически безопасной ситуации.

     В результате треннинговых занятий удалось  изменить отношение родителей к  проблемам их детей, обратить внимание на саму проблему и определить возможные пути решения.

     Коррекционно-профилактическая программа работы с детьми проходит в форме коррекционных занятий, которые разделены на три блока, что обеспечивает постепенное решение поставленных задач:

• первый блок - контактный. Обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решение проблемы. Используются развлекательные игры, предметные и подвижные игры.

• второй блок  — коррекционно-направленный + обучающий. Осуществляет коррекцию негативных личностных черт и обучение социально желаемым формам общения. Помимо этого добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют дополнять, изменять  запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка. Используется игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность.

• третий блок - развлекательный + обучающий + контрольный. Обеспечивает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей. Используются игровые  и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить  конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения.

1. Контактные занятия 

Занятие 1. “МУЗЫКАНТЫ” 

Коррекционные задачи: раскрепощение участников;объединение  их в группу

1. “Петушок”  зовет всех играть (кукла драматизации “петушок” поет веселую песню-приглашение):

Всех  ребят зову

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку

Очень я играть люблю.

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку

Будем вместе мы играть,

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку

Будем сказки сочинять.

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку

(можно  использовать аудиозапись)

2. Знакомство  с участниками игры с помощью  кукол драматизации ( петушок. заяц, лисичка, белочка, ежик). Дети рассказывают  куклам и участникам игры о  любимых игрушках, занятиях, лакомствах.

3.Игра  “Съедобное-несъедобное” (объединение участников)

4. Предметная  игра с музыкальными инструментами:  металлофоном, гармошкой, детским  пианино, бубном.

5. Игра  в оркестр 

6. Танцы  с куклами, хоровод 

7. “Петушок”  расстается с друзьями ( медленно  поет песню-прощание):

Вот закончилась  игра, Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку Расставаться нам пора, Ку-ка-ре-ку. ку-ка-ре-ку Буду встречи с вами ждать. Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку Буду всех вас вспоминать, ку-ка-ре-ку. ку-ка-ре-ку (можно использовать аудиозапись)

Занятие 2. “ТРАНСПОРТ” 

Коррекционные задачи: раскрепощение участников; объединение их в группу

1. “Петушок”  называет тему занятия, предлагает  игрушки автомобили (введение в  игру)

2. Предметная  игра с автомобилями 

3. Беседа  о любимых машинах (дома, в детском  саду и т.д.)

4. Совместная  игра “Дорога”. Роли распределяются по желанию детей - одни управляют машинами, другие участвуют в игре, исполняя роль светофора, шлагбаума, моста, здания, дерева и т.п.

5. Подвижная  игра “Воробушки и автомобили”  -  Дети - "воробушки" сидят в гнездышках (на стульчиках). Воспитатель или кто - то из детей - "автомобиль". Когда на площадке тихо, автомобиля нет, все воробушки разбегаются по площадке, поскакивая на двух ногах. На слово воспитателя "автомобиль" или неожиданный сигнал автомобиля все воробушки возвращаются на свои места. Воспитатель выделяет птичек, которые первыми прилетели в гнездышка. Чтобы дать детям немного отдохнуть, воспитатель, изображая автомобиль, дважды проезжает из конца в конец по площадке и встает с боку. Дети снова выбегают на середину площадки, и игра повторяется. 
6. Подвижная игра “Паровозик» - Ребята разделяются на две команды. В каждой из них игроки должны выбрать «машиниста» «паровозика», остальные становятся «вагонами». «Машинисты» встают впереди, а («вагончики») участники, выстраиваются за ними в цепочку, взяв друг друга за талию. По сигналу ведущего «паровозики» должны двинуться в путь, причем «машинисту» надо выбрать такую скорость, чтобы одновременно и преодолеть все препятствия, не потеряв ни одного «вагончика», И перегнать соперничающий с ним «состав».

Побеждает «машинист», сумевший успешнее провести свой «паровозик» по сложной дистанции. Он впоследствии и становится ведущим. Продолжительность игры и число  игроков не ограничиваются.

7. “Петушок”  завершает игру.

2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ  ЗАНЯТИЯ 

Занятие 3. “ЗОЛОТАЯ РЫБКА”

Коррекционные задачи: развитие мимики, пантомимики  у детей; развитие адекватных форм проявления эмоций

1. “Петушок”  называет тему занятия, вспоминает  “Сказку о рыбаке и рыбке” (введение в игру)

2. Игра  “Кто позвал?” ( закрепление знания имен участников)

3. Этюды  : “Старуха”, “Сердитая старуха”. “Грустная старуха” (мимика, пантомимика).

Этюды : “Старик”. “Грустный старик”. “Радостный старик”. “Удивленный старик”. “Испуганный  старик” (мимика, пантомимика).

Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения с трудными дошкольниками на примере агрессивности детей 5-6 лет