Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

       изобразительной деятельности путем организации обследования объектов в целях формирования пригодных для изображения представлений в рисовании и лепке по словесному заданию и собственному замыслу,

       конструирования по образцу (наглядно-действенное мышление), по представлению, замыслу, условиям (наглядно-образное мышление), при ориентировке по простейшей схеме-плану с использованием символических средств,

       работы по развитию элементарных математических представлений (при решении простых арифметических задач, ориентировке в пространстве и времени),

       ознакомления с окружающим миром: у детей формируют представления о себе, окружающих людях, растительном и животном мире, о деятельности людей в природе (на основе экологических принципов воспитания),

       работы по развитию речи и коммуникативного поведения, в ходе ознакомления с художественной литературой с использованием знаков и символов,

       занятий по остальным разделам программы и в повседневной жизни, в ходе подготовки к праздничным утренникам, проведения досугов,

       комплексных занятий, где используются сразу вербальный, графический и образно-двигательный знак для выражения одного содержания.

3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию внимания и памяти.

Развитие внимания является одной из важнейших предпосылок для успешного усвоения ребенком доступного для него объема на­выков, умений, представлений и знаний. На начальном периоде обучения имеющееся у проблемного ребенка непроизвольное внимание привлекается к новому яркому предмету, движению, звуку. Далее под непосредственным руководством взрослого ребенок на­чинается сосредотачиваться на предмете более длительное время и с большей продуктивностью — так формируются элементы произв­ольного внимания. При этом степень произвольности в деятельн­ости детей носит сугубо индивидуальный характер, который учи­тывается при организации коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Внимание и запоминание являются одним из основных усло­вий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Поэтому наряду с развитием эмо­ционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с са­мого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания.

Игры на развитие зрительного внимания:

игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы дети могли просле­дить за движением. Здесь можно использовать кукольный театр, показать детям, как мышка прячется от кошки, собака ищет маль­чика и т.п. Вечером можно использовать «теневой театр». Когда дети научатся следить за передвижением, которое происходит у них на глазах, можно перейти к перемещению предметов, скры­тых от глаз ребенка. Проводится игра «Ку-ку»: кукла появляется сначала над ширмой, потом справа от нее, снова над ширмой, снова справа от нее, проделывая за экраном один и тот же путь. Дети, наблюдая за ней должны ожидать ее появления то наверху, то справа. Однако это не всегда происходит у детей с нарушени­ями интеллекта. Они не могут представить себе путь куклы за экраном, поэтому переводят взгляд с одного места на другое толь­ко после того, как появится игрушка. Чтобы побудить детей к прослеживанию, на втором-третьем занятии нужно попросить детей показать, где появится кукла сейчас. После того как дети покажут, кукла появляется и подтверждает (или опровергает) их предположение. Затем педагог показывает детям, как движется кукла за экраном. Для этого дети заходят за экран. Потом они возвращаются на свои места, и игра повторяется. 1    Зрительное внимание активизируется и в играх, где дети долж­ны запоминать местонахождение игрушек.

Постепенно, на втором году обучения увеличивается количе­ство предметов, с которыми действует ребенок. В занятия вклю­чаются игры с запоминанием места, где спрятан предмет. Сна­чала на ограниченном пространстве, а затем в пределах группо­вой комнаты. Вначале воспитатель прячет большую, яркую игрушку вместе с детьми. Он обходит с ними комнату и говорит: «Вот подоконник, сюда класть не надо; вот дверь, около двери стоит шкаф, он высокий, а вот буфет, кладем сюда». Таким обра­зом, он побуждает детей осматривать все пространство комнаты. Вначале предметы кладутся на уровне глаз детей, со временем — ниже или выше. Сначала предметы прячутся на глазах у детей, а затем, когда они этого не видят (отворачиваются или закрывают глаза).

К концу второго года обучения у детей должно быть уже сфор­мировано произвольное внимание. Но работа над его развитием и совершенствованием не прекращается, она лишь меняет свои формы и сливается с другими видами занятий и упражнений.

Развитие внимания теснейшим образом переплетается в за­нятиях с развитием запоминания, формированием произволь­ной памяти. Когда умственно отсталый ребенок приходит в до­школьное учреждение, произвольное запоминание оказывается у него несформированным — он не может сознательно, по своей воле запоминать предложенный ему программный материал. Это не значит, что ребенок ничего не запоминает, — он непроиз­вольно запоминает то, что случайно произвело на него впечатле­ние. Произвольное запоминание нужно у него формировать.

Игры на развитие памяти

На первом году обучения предлагаются игры «Найди свою игрушку», «Что изме­нилось», «Чего не хватает». В игре «Найди свою игрушку» детям раздают разные игрушки — кукол, машины, мишек, заек и т.п. У всех детей при этом игрушки должны быть разные. Когда дети немного поиграют с игрушками, игрушки собирают в коробку, а им предлагают пройтись по группе. После «прогулки» каждый ребенок должен найти свою игрушку среди других. В дальней­шем эту игру можно усложнить — раздать детям игрушки одного/ назначения, но разные по величине или по цвету (например машины разной величины, кукол в платьях разного цвета).

Другое направление в развитии запоминания — запоминание местонахождения предметов, сначала на ограниченном простран­стве, а затем в пределах групповой комнаты. Примером игры на запоминание местонахождения предмета на ограниченном про­странстве может служить игра «Шкафчик», где в шкафчик, скле­енный из маленьких коробков, на глазах у ребенка прячется ма­ленькая игрушка или предмет (пуговица, мозаика, бусинка). По­том «шкафчик» закрывается ширмой на 10 секунд. Когда ширма убирается, ребенок должен вспомнить, в какой именно «ящи­чек» спрятали игрушку. Сначала в «шкафчике» должно быть 3, а затем 5—7 «ящичков». В дальнейшем количество «ящичков» и время закрывания их за ширмой увеличивается.

Позднее, когда дети овладеют выбором по образцу, это будет способствовать развитию произвольного запоминания. Например, игра «Лото с отсрочкой»: перед ребенком кладут 2 картинки — машину и мячик. У педагога тоже две картинки, точно такие же, как у ребенка. Педагог просит ребенка посмотреть на картинки, а затем закрывает лежащие перед ним картинки листом картона. Свои картинки он переворачивает тыльной стороной вверх. Од­ну из них он показывает ребенку, затем снова переворачивает и отсчитывает 10 секунд, а затем снимает картон с картинок, ле­жащих перед ребенком, и просит показать картинку, которую он предъявлял. Свою картинку он переворачивает лишь после отве­та ребенка и сравнивает их. Ошибка должна быть выделена не словами, а путем сравнения изображений. Только после этого езультат закрепляется в слове: «Верно, я показала машину» или Неверно, я показала машину, а ты взял мячик. Надо взять машину».

В дальнейшем игра «Лото с отсрочкой» усложняется в не­скольких направлениях: во-первых, увеличивается количество кар­тинок (до 12 к концу обучения в детском саду), во-вторых, вме­сто предметных картинок используются цветные карточки, гео­метрические формы и т.п., в-третьих, увеличивается время от­срочки (до 20 секунд). Другой вариант игры «Лото с отсрочкой» проводится с использованием речи. Вместо того чтобы показать ребенку соответствующую картинку-образец, взрослый ее назы­вает, а затем отсчитывает время. Например, перед ребенком ле­жат изображения мишки, куклы, тарелки, ложки, мальчика, де­вочки. Педагог закрывает его карточку картоном и говорит: «Маль­чик», отсчитывает 10 секунд, снимает картон и просит показать нужную картинку. Эта же игра проводится с изображением раз­ных действий, которые педагог сначала называет изолированно («Бежит», «Прыгает», «Спит»), а потом во фразе («Мальчик бе­жит», «Девочка бежит», «Девочка спит» и т.п.). Этот вид игры на запоминание проводится начиная с третьего года обучения.

Таким образом, к концу обучения в детском саду дети должны владеть произ­вольным вниманием и запоминанием.

4. Формирование мыслительной деятельности в процессе коррекционно-педагогической работы.

Содержание работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности и познавательной актив­ности, на укрепление взаимосвязи между основными компонента­ми мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Формирование мышления рассматривается как единый диалектический процесс, где каждый из видов мышления является необходимой составляющей, компонентом общего мыслительного процесса.

На занятиях по формированию мышления выделяются следующие направления:

•                создание у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления;

•                формирование целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;

•                формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями;

•                формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов  заместителей;

•                формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способах ее выполнения;

•                формирование метода проб как основного метода решения проблемно-практических задач и обобщение этого опыта в вербальном плане;

•                формирование у детей наглядно-образного мышления;

• формирование у детей умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно;

•              обучение детей решению элементарных логических задач.

Таким образом, занятия по формированию мышления проводятся по следующим направлениям: формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления.

5. Ознакомление с окружающим.

В этом разделе основная задача — сформировать у детей целостное восприятие и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях  организма, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме, прививая ребенку первые понятия начального опыта об общечеловеческих ценностях.

Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей формируются представления о предметном мире, созданном руками человека. Ознакомление с окружающим может также обогатить чувственный опыт ребенка — научить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущениями, восприятием, возникающими на их основе представлениями. Таким образом мы создаем чувственную основу и понимание значения слова и подготавливаем к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений. В процессе ознакомления с природой у детей формируются образы-представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим направлениям: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы. Каждое из этих направлений знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, характерных для данной области действительности. Ознакомление с окружающим будет обеспечивать существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда детям будут даваться не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.

6. Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушение интеллекта

Содержание этого подраздела программы имеет  важное значение как вклад в систему знаний ребенка, так и как средство развития познавательных процессов — восприятия и мышления. В основе развития математических представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми только тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества)..

Основной задачей данного раздела является обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.

Кроме того, в раздел математических представлений включена работа по формированию временных представлений, ориентировки во времени, с тем, чтобы дети начинали осознавать значимость структурирования собственной деятельности, а также овладели первоначальными навыками контроля и соотнесения темпа своей деятельности с временными понятиями.

7. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи у детей с нарушение интеллекта.

Овладение родным языком как средством и способом специфически человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте ребенок способен к усвоению речи. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5—6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

На начальном этапе обучения коррекционная работа направлена на создание предпосылок к развитию речи: формирование интереса к окружающему, развитие предметной деятельности, слухового внимания и восприятия, совершенствование фонематического слуха и активизацию артикуляционного аппарата.

Развитие речи у детей происходит в процессе всех видов детской деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи.

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"