Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)
xt-align:justify">•                 упражнения, направленные на формирование правильной осанки;

упражнения для развития равновесия.

Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, сти­мулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми. Подвижные игры создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умения согласо­вывать свои движения с движениями других играющих детей. Дети учатся находить свое место в колонне, в кругу, действовать по сигналу, быстро перемещаться по залу или на игровой плошадке. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, активной со­вместной деятельностиВ процессе подвижных игр создаются условия для развития психичес­ких процессов и личностных качеств воспитанников, у детей формируются умения адекватно действовать в коллективе сверстников.

Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе (при активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе уси­ливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается посту­пление кислорода в кровь, что благотворно влияет на общее состояние здоровья).

Плавание оказывает стимулирующее воздействие на растущий орга­низм ребенка (физические свойства водной среды, в частности плотность воды, оказывают специфическое влияние на функции кровообращения, дыхания, кожные рецепторы). Плавание закаливает организм, тренирует вестибулярный аппарат. Занятия в воде необходимо сочетать с общераз-вивающими упражнениями и подвижными играми на суше.

 

5.                   Формы работы по физическому воспитанию  у. о. дошкольников.

Коррекционная направленность должна пронизывать всю ра­боту по физическому воспитанию детей с нарушениями интел­лекта, в том числе и при осуществлении общих задач.

Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.

В режиме дня выделены специальные мероприятия, направ­ленные на физическое воспитание детей: режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и гигиенические процедуры. Выполнение всех перечисленных мероприятий обязательно для любого дошкольного учрежде­ния. Однако в специальном дошкольном учреждении оно при­обретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или отмена закаливающих мероприя­тий и другие — влечет за собой снижение умственной работо­способности детей, нарушение коррекционно-воспитательной работы в целом.

В «Программе воспитания и обучения умственно отсталых де­тей дошкольного возраста» (1991) предусмотрены специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся 3 раза в неделю во всех возрастных группах. Большое место в развитии основных и ритмических движений отводится также на занятиях по музыкальному воспитанию.

В коррекции физического развития детей с нарушениями ин­теллекта важную роль играет создание режима двигательной ак­тивности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, по­движных игр на прогулках в утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех замятиях у учителя-дефектолога и воспитателя.

Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по физическому воспитанию и долж­ны отбираться в соответствии с уровнем физического развития детей данной группы.

Подвижные виды деятельности, которые проводятся на заня­тиях у учителя-дефектолога и воспитателя, должны быть направ­лены на усвоение программного материала данного занятия.

Наряду с развитием общих движений большое место в кор-рекционной работе учитель-дефектолог отводит развитию и со-вершенствоанию ручной моторики. Особое внимание уделяется развитию согласованности действий обеих рук, развитию хвата­тельных движений, ребенок учиться хватать и удерживать раз­личные предметы: крупные — двумя руками, Мелкие — одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внима­ние развитию и совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в даль­нейшем театрализованные игры для рук.

Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.

В занятия включаются физические упражнения, направлен­ные на развитие всех основных движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плече­вого пояса и ног, координацию движений, формированию пра­вильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию дви­жений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.

Специфика работы с детьми с нарушениями интеллекта со­стоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдель­ного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная работа по кор­рекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и кор­рекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нор­мализации двигательной активности.

На начальных этапах обучения целесообразно проводить с деть­ми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформи­рованы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные иг­ры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошколь­ном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с прави­лами, но с элементами соревнования, так как многие дети начи­нают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрица­тельное эмоциональное отношение к подвижным играм.

3.                                              Методы работы по физическому воспитанию с у. о. детьми

При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.

Известно, что при поступлении в специальное дошкольное учреждение многие дети с нарушениями интеллекта совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инс­трукций. Поэтому на первых годах обучения основными метода­ми являются наглядные и практические. В начале обучения де­тей надо учить действовать по подражанию действиям взросло­го. Весь первый год подражание остается основным методом обу­чения. В дальнейшем подражание используется в сочетании с образцом и словесной инструкцией. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи. При системати­ческой работе дети успешно усваивают значение слов и фраз, которыми воспитатель повседневно называет предметы, с кото­рыми они действуют сами.

Большую роль в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражне­ний, которые должны благоприятно влиять на состояние здо­ровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и сни­жение простудных заболеваний.

Как известно, физическое развитие ребенка в целом и его моторное развитие в частности тесно связано с состоянием всей нервно-психической деятельности. Поэтому здесь очень важно начать коррекционную работу как можно раньше, не упустить возраст, когда нервная система является наиболее пластичной.

Опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта показыва­ет, что при достаточно раннем начале и правильном системати­ческом проведении физического воспитания с включением сис­темы коррекционно-восстановительных мероприятий можно до­биться существенного продвижения. К старшему дошкольному возрасту у детей, не имеющих дополнительных двигательных на­рушений (остаточные явления ДЦП, миопии и др.), можно сфор­мировать основные движения, в значительной мере выправить осанку, походку, сформировать координацию движений, научить ориентироваться в знакомом пространстве, укрепить их сомати­чески и приблизить их физическое развитие к средней возраст­ной норме.

Таким образом, При правильной постановке обучения физическое воспи­тание способствует также развитию личностных качеств детей с нарушениями интеллекта произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: раз­витию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к свер­стникам.


Тема 3.9. Содержание  коррекционно-педагогической работы по эстетическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта

План:

1. музыкальное воспитание и ритмика;

2. изобразительное искусство;

3. ознакомление с художественной литературой;

Умственно отсталый ребенок нуждается в эстети­ческом воспитании. Более того, под влиянием организующей и направля­ющей поддержки взрослого он способен чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусст­вом ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекци-онно-развивающего обучения. Позитивная обстановка и образность выра­зительных средств на занятиях эстетического цикла позволяют создавать условия для регуляции детского поведения и общения, способствуют на­коплению у детей собственного опыта успехов и достижений.

1. Музыкальное воспитание имеет разностороннюю коррекционную направленность. С детьми проводятся музыкально-ритмичес­кие занятия, имеющие целью развитие сенсорных процессов и формирование адекватных реакций на звучание музыки.

В процессе музыкально-ритмических занятий происходит раз­витие слухового внимания и слухового восприятия, развитие го­лоса, динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве.

У детей воспитывается положительное эмоциональное отноше­ние и интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления, развивающие эмоциональную сферу, средствами музыки воспиты­вается эстетическое отношение к окружающему, к родной природе.

Занятия по музыкальному воспитанию осуществляются по следу­ющим направлениям: слушание музыки, пение, танцы, музы­кально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения.

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю специалистом — музыкальным руководителем. Продолжительность занятия зависит от ко­личества детей в группе и их возраста, а также от уровня подготовленности к восприятию музыки: от 20 до 40 мин. Музыкальное воспитание не ис­черпывается только развитием и обучением ребенка на музыкальных за­нятиях. Музыка должна сопровождать жизнь ребенка в различные режим­ные моменты, на других занятиях, на прогулках, перед сном. Родителям важно знать о музыкальных произведениях, рекомендуемых ребенку для домашнего прослушивания. Таким образом, в коррекционно-развивающий процесс включаются все взрослые, окружающие малыша: родители, вос­питатели, педагог-дефектолог, музыкальный руководитель.

Основными методами и приемами работы с детьми на му­зыкальных занятиях являются:

•     наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);

•    зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрыва­ющих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений) совместные действия ребенка со взрослым;

•    подражание действиям взрослого;

•    жестовая инструкция;

•    собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

При проведении музыкальных занятий необходимо соблюдать ряд у с ловий:

•    регулярность проведения занятий;

•    простоту и доступность для восприятия детьми музыкального матери­ала (по форме и содержанию);

•    выразительность предлагаемых детям музыкальных произведений, их яркость и жанровую определенность;

•    сочетание в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов деятельности детей;

•    повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах занятий;

•    использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов ко­стюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.);

•    активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, педагогов-дефектологов, родителей) в проведении музыкальных занятий, праздни­ков, досуга

2. Изобразительное искусство включено в раздел «Эстетическое воспитание» с целью ознакомления детей с произведениями изоб­разительного искусства, развития элементов воображения и твор­чества. На занятиях, проводимых воспитателем, у детей развива­ются элементы личностного отношения как к воспринимаемому произведению искусства, так и к создаваемому им самим изобра­жению. Занятия по данному разделу программы проводятся в под­готовительной группе детского сада.

Важным средством для воспитания эстетического отношения детей к окружающему миру является изобразительная деятельность (лепка, рисо­вание, аппликация). Педагог создает условия для проявления у детей эмо­ционального отклика на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки, интересные картины, ил­люстрации к произведениям детской художественной литературы. Эмоци­ональное восприятие народной игрушки хорошо сочетается с чтением по­тешек, пением народных песен, рассказыванием сказок и исполнением народных танцев. Обыгрывание того или иного персонажа создает условия для эмоционального восприятия ребенком содержания художественного произведения.

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"