Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

Но и развитие подражания у умственно отсталых детей про­исходит с опозданием. Очень многие дети на первом году обуче­ния не могут действовать не только по образцу, но и по подра­жанию. В этих случаях необходимо пользоваться жестовой инст­рукцией. Например, при постройке дома ребенок не действует по подражанию. Педагог указывает пальцем на куб и говорит: «Возьми». Потом показывает: «Поставь сюда». Затем указывает пальцем на «крышу», говорит: «Возьми» и показывает указатель­ным жестом путь перемещения «крыши», говоря: «Поставь сю­да». Ребенок, проследив за указательным жестом взрослого, ста­вит «крышу» на куб и получает дом.

Если ребенок не действует и по жестовой инструкции, следу­ет использовать совместные действия, т.е. взять руку ребенка в свою и совместно с ним выполнить нужное действие. Отношения между всеми способами передачи ребенку обще­ственного опыта должны быть чрезвычайно подвижными, посто­янно сменять друг друга. Не следует задерживать ребенка на под­ражании там, где он может действовать по образцу; на образце — там, где он может действовать самостоятельно; на задании, не тре­бующем включения речи, если он может ею пользоваться. В то же время, там, где ребенок не может выполнить задание по словесной инструкции, нужно перейти к действиям по образцу или, при не­обходимости, по подражанию. В случае, когда ребенок не может действовать по подражанию, следует применить жестовую инст­рукцию или совместные действия. При этом нужно всегда помнить, что разные задания дети выполняют по-разному. Это зависит от сложности самого задания и от степени знакомства ребенка с дан­ной деятельностью, от близости задания к его личному опыту.

Таким образом, наглядные и практические методы должны обязательно сочетаться с речью — словесной инструкцией, сло­весным объяснением задания, словесным описанием, но речь должна включаться постепенно.


Норы развития ребенка от рождения до 3 лет

2 мес - фиксация взора и прослеживание глазами - от 18 до 25,5 см - зона видения. У новорожденных прослеживается скачкообразное движение зрачков. Отсутствует конвергенция (сведение к носу). Контрастные цвета различает (больший интерес к черно-белой, а не цветной картинке)
2 мес - начинает приподнимать голову и держать ее.
3-4 мес гуление у девочек, у мальчиков может быть чуть позднее.

4,5 мес - присаживание (тянут за руки - и он садится). Лежа на животе держит голову.
5 мес - сидит с поддержкой за поясницу.
5,5-6 мес - перекатывается с живота на спину
6 мес - перекладывает игрушку из руки в руку.
7 мес - лежит на спине задирает ноги рассматривает тело.
7,5-8 мес - сидит без поддержки, ласточка на животе
8,5 мес - перекат с живота на спину и наоборот
9 мес - сидит без опоры, поворачивает голову в сторону и назад, хлопание в ладоши
9,5 мес - ползание на животе
10 мес лепет - это произнесение мягких звуков - мя, ля...

10 мес - появляются жевательные движения мягкой пищи, начинает вставать на четвереньки и протягивать руки к игрушке, начинает вставать на ноги
11 мес - из положения на четвереньках - садится на попу
12 мес - пинцетный захват (двумя пальцами
12 мес - 1 год 1 мес - ползание на четвереньках. Главное - диагональное ползание. Попытка вставать.
1 год 1 мес - боком переступают, делают переставные шаги. Могут стоять без опоры и самостоятельно ходить
1 год 2 мес - повтор за взрослым серии слогов, односложных слов.

1 год 2 мес - присаживаются на корточки, встают и идут дальше. Реагирует на мокрые штаны
1 год 3 мес - длительная ходьба
1 год 4 мес - могут поставить кубик на кубик
1 год 6 мес - эхолалическая речь в этом возрасте и до 4 лет - норма 1 год 6 мес - залезать на возвышение
1 год 9 мес - протолкнуть формочку в отверстие
1 год 10 мес - просится в туалет

2 года - хождение по лестнице, можно сажать на обычный стул. Могут нанизывать бусы.

2,0-2,1 год - элементарное предложение из 2-х слов

2 года 6 мес - одевает носки, штаны, обувь.

2,5 - 3 года - определяется ведущая рук

2,6 лет у девочек - фразовая речь с аграмматизмами

2,8-2,9 лет у мальчиков фразовая речь из 4-5 слов

3 года повторит четверостишие.

3 года - режет ножницами, осваивает трехколесный велосипед, перешагивает через препятствия, может стоять на одной ноге.


Анализ программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Екжановой, Е.А. Стребелевой Е.А.)

Программа по своей структуре состоит из пояснительной за­писки и 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физи­ческое воспитание и физическое развитие», «Познавательное раз­витие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

 

I. Раздел «Здоровье»

В данном разделе рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. Оп­ределены задачи формирования предпосылок и конкретных спо­собов здорового образа жизни ребенка, перечисляются возмож­ные воспитательные и образовательные мероприятия, направлен­ные на овладение детьми приемами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания внимательного отношения к своему здоровью.

П. Раздел «Социальное развитие»

Программа данного раздела охватывает следующие блоки пси­холого-педагогической работы с детьми:

формирование у ребенка с ограниченными возможностями здо­ровья представлений о самом себе, воспитание элементарных на­выков для выстраивания адекватной системы положительных лич­ностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (кон­центр «Я сам»);

формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверст­никами и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);

формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка пер­воначальных основ экологического мироощущения, нравственно­го отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).

Основополагающим содержанием в данном разделе является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе сотрудничества ребенка со взрослым лежит эмоциональ­ный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход непосредственного вос­приятия в познавательный интерес становится у ребенка основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудни­чества с другими людьми.

Таким образом, социальное развитие проблемного ребенка под­готавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемле­мого поведения в различных жизненных ситуациях.

III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие» Физическое воспитание и физическое развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребен­ка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной мото­рики и развитие зрительно-двигательной координации.

Физическое развитие предполагается всей организацией жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацией предмет­ной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режи­ме дня ребенка должны быть предусмотрены занятия по физичес­кому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы в ходе их решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, полза­ние, метание), а также общеразвивающие упражнения, направ­ленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, ко­ординацию движений, формирование правильной осанки, разви­тие равновесия.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

Данный раздел имеет несколько подразделов, рассмотрим их.

1.              Развитие внимания

Развитие внимания является одной из важнейших предпосылок для успешного усвоения ребенком доступного для него объема на­выков, умений, представлений и знаний. На начальном периоде обучения имеющееся у проблемного ребенка непроизвольное вни­мание привлекается к новому яркому предмету, движению, звуку. Далее под непосредственным руководством взрослого ребенок на­учается сосредотачиваться на предмете более длительное время и с большей продуктивностью — так формируются элементы произ­вольного внимания. При этом степень произвольности в деятель­ности детей носит сугубо индивидуальный характер, который учи­тывается при организации коррекционно-развивающей работы с ребенком.

2.              Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зри­
тельно-двигательной координации

Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики прово­дится на специальных занятиях. На начальном этапе обучения боль­шое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формиро­ванию хватания, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и развитию согласо­ванности обеих рук. В ходе проведения занятий у детей отрабатыва­ются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук. Эти и подобные им движения выполняются вначале по подражанию действиям взрослого, а затем в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для станов­ления типичных видов детской деятельности, является предпосыл­кой для становления устной и письменной речи, а также способ­ствует повышению познавательной активности детей.

3.              Сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельност
Сенсорное воспитание направлено на формирование у детей перцептивных действий, таких, как действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также обеспечение освоения сис­тем сенсорных эталонов. Другой важной задачей сенсорного вос­питания является своевременное и правильное соединение сен­сорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отно­шений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от раз­личения предметов, их свойств, отношений к их восприятию цель­ного образа предмета, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.

Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зри­тельного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

4.              Развитие различных видов памяти

Развитию различных видов памяти также уделяется внимание на всех занятиях с ребенком. У проблемного ребенка, как и у его нормально развивающегося сверстника, наблюдается предпочти­тельное развитие тех или иных видов памяти и разная степень их включенности в ту или иную деятельность. Педагогу и родителю необходимо быть внимательным наблюдателем, чтобы увидеть пре­обладающие виды памяти и с учетом этого включать в деятель­ность ребенка те задания, которые сначала строятся на ведущем виде памяти, а затем развивают и другие ее виды.

Работа по развитию памяти позволяет сформировать и закре­пить у ребенка достаточно адекватные образы восприятия предме­тов окружающей действительности. Именно эти полимодальные образы восприятия затем становятся основой для формирования обобщенных и более гибких представлений о предметах и явлени­ях окружающего мира.

5. Формирование мыслительной деятельности

Содержание работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности и познавательной актив­ности, на укрепление взаимосвязи между основными компонента­ми мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Формирование мышления рассматривается как единый диалек­тический процесс, где каждый из видов мышления является необходимой составляющей, компонентом общего мыслительного про­цесса.

На занятиях по формированию мышления выделяются следую­щие направления:

•                     создание у детей предпосылок к развитию наглядно-действен­ного мышления;

•                     формирование целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;

•              формирование обобщенного представления о вспомогатель-
I  ных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство

детей с проблемными практическими ситуациями;

•                      формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов — заместителей;

•                      формирование способов ориентировки в условиях проблем­ной практической задачи и способах ее выполнения;

•                      формирование метода проб как основного метода решения проблемно-практических задач и обобщение этого опыта в вербальном плане;

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"