Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

На специальных занятиях по развитию речи систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Кроме того, решаются специфические крррекционные задачи: формируются основные функции речи — фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая  и коммуникативная, а также осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.

В процессе развития речевой деятельности ребенка с отклонениями в развитии большое внимание должно быть уделено индивидуальным занятиям, которые обычно направлены на формирование связной речи, грамматического строя речи и коррекцию  звукопроизношения.

8. Подготовка к обучению грамоте

Данный вид занятий проводится в подготовительной к школе группе и в семье на седьмом году жизни ребенка. У детей формируют элементарные представления о звуко-буквенном анализе, с ними проводятся занятия по подготовке руки к письму. Эти занятия способствуют развитию у детей интереса к знаково-символической деятельности, формируют умение ориентироваться и работать на листе бумаги. В ходе занятий по подготовке к грамоте дети переходят на новый уровень общения — элементарно-деловой — при контактах со взрослым и с коллективом сверстников.

Задачи обучения и воспитания

                   Формировать у детей интерес к процессу обучения грамоте. Расширять словарный запас детей.

                   Познакомить детей с понятиями «предложение», «слово», «слог», «звук».

                   Познакомить детей со звукобуквенным анализом слова. Учить детей делить слова на слоги.

                   Учить детей соотносить звук со зрительным образом буквы. Продолжать развивать у детей   фонематический слух.

                   Таким образом, к концу четвертого года обучения Дети должны научиться:

                   составлять предложения из двух и более слов (длинные и корот­кие предложения) по действиям детей с игрушками и сюжетным кар­тинкам;

                   определять количество слов в предложении и место слов в пред­ложении;

                   делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове;

                   определять первый звук (а, у, и, о, м, ш, р, к, с) в слогах и словах;

                   соотносить звуки (а, у, и, о, м, ш, р, с, к) с буквой.

Таким образом, коррекционно-воспитательная работа по умственному вос­питанию детей с нарушениями интеллекта направлена на раз­витие внимания и запоминания, формирование восприятия мышления и речи, а также воспитание определенных качеств личности. Эта работа осуществляется в дошкольном учрежде­нии — в повседневной жизни, при ознакомлении с окружаю­щим, в процессе формирования всех видов детской деятель­ности и на специальных занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, по обу­чению игре (особую роль при этом выполняют дидактические игры), изобразительной деятельности, навыкам самообслужи­вания.

 


Содержание  коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта

              План:

1. Значение физического воспитания в развитии у. о. дошкольников.

2. Общие и специфические задачи по физическому воспитанию у. о. дошкольников.

3. Условия реализации физического воспитания у. о. дошкольников

4. Направления коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию.

5. Формы работы по физическому воспитанию  у. о. дошкольников.

6. Методы работы по физическому воспитанию с у. о. детьми

1.                   Значение физического воспитания в развитии у. о. дошкольников.

Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и мор­фологическую дифференцировку всех органов и тканей, их струк­турную перестройку.

На разных этапах дошкольного детства процессы роста и раз­вития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменя­ются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каж­дая система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает положитель­ное влияние на развитие высшей нервной деятельности, мотор­ной сферы, костно-мышечной, сердечно- сосудистой, других фи­зиологических систем; совершенствование функций дыхания спо­собствует развитию сердечно-сосудистой системы, и наоборот.

Формирование движений, моторики ребенка — один из важ­нейших компонентов его физического развития. Чувство радо­сти, ощущение самостоятельности остаются главными источни­ками мотивации физической активности детей.

В программе подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных дей­ствий, навыков умений, но и сопряженного с ним развития дви­гательных качеств и способностей. Они соотнесены с опреде­ленными возрастными этапами, сензитивными периодами, а так­же ведущими видами деятельности.

В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллек­та, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых ле­жит диффузное поражение коры головного мозга. Эти откло­нения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недо­развитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локо-моции, основных движений, мелкой моторики, осанки, коор­динации элементарных двигательных актов, в нарушениях рав­новесия и др. У детей с органическим поражением централь­ной нервной системы нарушена нервная регуляция мышеч­ной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их це­ленаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта воз­никают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выра­женности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей от­клонения в физическом развитии проявляются при выполне­нии заданий, требующих включения целенаправленных дви­гательных актов.

У большинства же детей, поступающих в специальные до­школьные учреждения, отклонения в физическом развитии ока­зываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномер­ный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазо­бедренном суставе.

При беге у дошкольников с нарушениями интеллекта также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опу­скаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласо­ванны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей от­мечаются боковые раскачивания корпуса.

Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не мо­гут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге.

Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в ме­тании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом разви­тии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс по­казателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интел­лектом.

2.                   Общие и специфические задачи по физическому воспитанию у. о. дошкольников.

Физическое воспитание и физическое развитие детей с нару­шениями интеллекта должно быть направлено на решение задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компен­сацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.

Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение раз­вития гармоничного его телосложения, правильная осанка; за­крепление потребности в разных видах двигательной деятель­ности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма.

Специфические задачи: создание специальных условий, стиму­лирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление сис­темы коррекционно-восстановительных мероприятий, направлен­ных на развитие и совершенствование основных движений, фи­зических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.

3.                   Условия реализации физического воспитания у. о. дошкольников.

Задачи физического и моторно-двигательного развития решаются в следующих условиях:

1.                На специальных занятиях по физическому воспитанию, во время оздоровительных мероприяий, утренней гимнастики.

2.                В процессе музыкальных занятий (музыкально-дидактических, имитационных игр, игр с воображаемыми объектами, музыкально-ритмических движений и пр.).

3.                В играх и упражнениях по сенсомоторному развитию.

4.                В ходе специальных игр и упражнений, направленных на восприятие и воспроизведение основных и выразительных движений, естественных жестов, мимики.

5.                В подвижных играх, в подвижных играх смузыкальным сопровождением.

6.                На всех занятиях, если требуется правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характера персонажей, эмоциональных состояний и пр.

7.                В процессе формирования трудовых и изобразительных навыков.

8.                В процессе индивидуальной коррекционной работы.

4.                   Направления коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию.

1.                 Метание.

2.                 Построение.

3.                 Ходьба.

4.                 Бег.

5.                 Прыжки.

6.                 Ползание, лазанье, перелезание.

7.                 Общеразвивающие упражнения: ф  упражнения без предметов;

                 упражнения с предметами;

                 упражнения, направленные на формирование правильной осанки;

                 упражнения для развития равновесия.

8.                 Подвижные игры.

9.                 Плавание.

Метание — один из первых видов двигательной активности ребенка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. Даже глубоко умственно отсталый ребенок может схва­тывать предметы, удерживать их непродолжительное время и бросать, выполняя движение от плеча, поэтому в программе данный вид занятий стоит на первом месте. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Все это имеет особое значение для коррекции отклонений в познава­тельной сфере детей с нарушением интеллекта.

Построение направлено на организацию деятельности детей в процес­се физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрос­лого и подчинять свое поведение требованиям инструкции взрослого. На­ряду с этим умственно отсталый ребенок учится адекватно вести себя, ориентироваться в ситуации и участвовать в совместных действиях со свер­стниками.

Ходьба направлена на развитие основных движений ребенка, форми­рование умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, со­вершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо-двигательной и зрительно-двигательной координации. В процессе ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребенка.

Бег способствует совершенствованию основных движений ребенка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми дей­ствиями корпуса, формирует легкость и изящество при быстром переме­щении ребенка. Совместный бег в группе детей закрепляет навыки коллективных действий, способствует появлению эмоционального отклика на них и предпосылок коммуникативной деятельности.

Правильная организация бега детей позволяет формировать у них адекватные формы поведения в коллективе сверстников и желание уча­ствовать в совместной деятельности.

Прыжки направлены на развитие основных движений ребенка, трени­ровку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки следует вводить постепенно и очень осторожно, поскольку они создают большую нагрузку на неокрепший организм ребенка. Детей начинают учить прыжкам со спрыгивания, с поддержкой взрослого. Прыжки подго­тавливают тело малыша к выполнению заданий на равновесие, которые очень сложны для умственно отсталого дошкольника. Для совершенство­вания навыков в прыжках ребенок должен проявить волевые качества своей личности, сосредоточиться и собраться с силами. Кроме того, в процессе выполнения прыжков у детей начинают закладываться основы саморегуля­ции и самоорганизации своей деятельности.

Ползание, лазанье, перелезание направлены на развитие и совер­шенствование двигательных навыков, укрепление мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Данное направление работы представ­ляет высокую коррекционную значимость как для физического, так и для психического развития ребенка. В связи с тем что многие умственно отста­лые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физиче­ского воспитания — восполнить этот пробел.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата. Физические упражнения обеспечивают активную деятельность внутренних органов и систем, укреп­ляют мышечную систему в целом. В общеразвивающих упражнениях вы­деляют следующие группы  движений:

•                 упражнения без предметов;

•                 упражнения с предметами;

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"