Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)
="text-align:justify">. формирование у детей наглядно-образного мышления;

•                      формирование у детей умений выполнять предметную клас­сификацию по образцу, слову и самостоятельно;

•                      обучение детей решению элементарных логических задач.

Таким образом, занятия по формированию мышления проводят­ся по следующим направлениям: формирование наглядно-действен­ного, наглядно-образного и элементов логического мышления.

6. Ознакомление с окружающим

В этом разделе основная задача — сформировать у детей целос­тное восприятие и представления о различных предметах и явле­ниях окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях организ­ма, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в со­циуме, прививая ребенку первые понятия начального опыта об общечеловеческих ценностях.

Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей фор­мируются представления о предметном мире, созданном руками человека. Ознакомление с окружающим может также обогатить чув­ственный опыт ребенка — научить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупы­вать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связа­но с развитием чувственного познания — ощущениями, восприя­тием, возникающими на их основе представлениями. Таким обра­зом мы создаем чувственную основу и понимание значения слова,

и подготавливаем к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений. В процессе ознакомления с природой у де­тей формируются образы-представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека. Детей учат видеть и понимать реальные при­чинные зависимости. При этом большое внимание уделяется эко­логическому воспитанию детей.

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по сле­дующим направлениям: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным челове­ком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы. Каждое из этих направлений знакомит детей с опреде­ленным типом свойств, связей и отношений, характерных для дан­ной области действительности. Ознакомление с окружающим бу­дет обеспечивать существенные сдвиги в умственном развитии де­тей лишь в том случае, когда детям будут даваться не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная систе­ма знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.

7. Формирование элементарных математических представлений Содержание этого подраздела программы имеет важное значе­ние как вклад в систему знаний ребенка, так и как средство разви­тия познавательных процессов — восприятия и мышления. В основе развития математических представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми толь­ко тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества). Сравнение — один из важнейших мыслительных процессов — лежит в основе сопоставле­ния предметов по форме, величине, пространственному располо­жению и количеству. Величина, форма, пространственное располо­жение предметов и их частей являются внешними хорошо воспри­нимаемыми признаками. Количество же более абстрактный и в этом смысле совсем особый признак. На протяжении дошкольного воз­раста дети с ограниченными возможностями здоровья должны теи нять, что количество — признак, который не связан ни с формой, ни с величиной, ни с цветом предметов, ни с их функциональным назначением или расположением в пространстве. Количество долж­но приобрести для детей свое, особое значение.

Основной задачей данного раздела является обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.

Кроме того, в раздел математических представлений включена работа по формированию временных представлений, ориентировки во времени, с тем, чтобы дети начинали осознавать значимость структурирования собственной деятельности, а также овладели первоначальными навыками контроля и соотнесения темпа своей деятельности с временными понятиями.

8.              Развитие основных компонентов речевой деятельности
На начальном этапе обучения коррекционная работа направле­на на создание предпосылок к развитию речи: формирование ин­тереса к окружающему, развитие предметной деятельности, слу­хового внимания и восприятия, совершенствование фонематичес­кого слуха и активизацию артикуляционного аппарата.

Развитие речи у детей происходит в процессе всех видов детс­кой деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи. На специальных занятиях по развитию речи систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процес­се других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи — фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная, а также осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.

В процессе развития речевой деятельности ребенка с отклоне­ниями в развитии большое внимание должно быть уделено инди­видуальным занятиям, которые обычно направлены на формиро­вание связной речи, грамматического строя речи и коррекцию звукопроизношения.

9.              Подготовка к обучению грамоте

Данный вид занятий проводится в подготовительной к школе группе и в семье на седьмом году жизни ребенка. У детей форми­руют элементарные представления о звукобуквенном анализе, с ними проводятся занятия по подготовке руки к письму. Эти заня­тия способствуют развитию у детей интереса к знаково-символической деятельности, формируют умение ориентироваться и ра­ботать на листе бумаги. В ходе занятий по подготовке к грамоте дети переходят на новый уровень общения — элементарно-дело­вой — при контактах со взрослым и с коллективом сверстников,

V. Раздел «Формирование деятельности»

В данном разделе рассматриваются следующие направления:

•             формирование предметной деятельности;

•             становление игровой деятельности;

•             формирование продуктивных видов детской деятельности (ри­сование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);

•             формирование элементов трудовой деятельности.

Предметная деятельность является базисным видом деятельнос­ти, на основе которой формируются все остальные вышеперечис­ленные виды детской деятельности. В ходе ее становления у ребенка развиваются ориентировочные реакции типа: «Что это?» и «Что с этим можно делать?». Отвечая на эти вопросы, ребенок усваивает способы действия с предметами, орудиями, овладевая их функцио­нальным назначением. В ходе развития предметных действий у ре­бенка формируются соотносящие и орудийные действия, происхо­дит становление ориентировочно-познавательной деятельности и предпосылок к развитию речи. Кроме того, в ходе выполнения пред­метных действий у ребенка улучшаются физиологические возмож­ности рук, согласованность и плавность их действий, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Формирование игровой деятельности пред­полагает развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игро­вым действиям и воспитание умения играть со сверстниками. По­степенно от предметно-игровых действий переходят к обучению детей сюжетной игре, воспитывают умение принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно принятой роли, учитывая при этом ролевую позицию партнера. Сюжетно-ролевая игра создает основу для развития функции замещения, необходимой для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.

Формирование игровой деятельности у ребенка с ограничен­ными возможностями здоровья происходит в условиях проведения специально организованных родителем или педагогом занятий, и лишь затем полученные навыки переносятся в свободную деятель­ность детей.

Продуктивные виды деятельности играют большую роль в вос­питании и обучении ребенка дошкольного возраста. Они стимулируют познавательную активность ребенка и вместе с тем в процес­се этой деятельности воспитываются его личностные качества, происходит коррекция его поведения.

Становление изобразительной деятельности и конструирования начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в их процессе и результате. На начальных эта­пах обучение направлено на формирование способов обследова­ния предметов, развитие зрительно-двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дети учатся анализировать предметы, их свойства и качества, а затем передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации, конструкций.

Изобразительная деятельность и конструирование связаны с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружа­ющим, обучению игре. На занятиях по изобразительной и конст­руктивной деятельности проводится специальная работа по рече­вому развитию детей, что в свою очередь способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.

Основной формой обучения изобразительной деятельности и конструированию являются фронтальные и индивидуальные заня­тия, на которых ведущая роль принадлежит воспитателю.

Большой коррекционной эффективности в процессе обучения можно достичь при проведении занятий с использованием сме­шанных техник изображения предметов и явлений реального мира. Сочетание рисования красками с обрывной аппликацией, исполь­зование разнообразной клеевой техники, создание коллажей и другие виды работы создают условия для возникновения и реали­зации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко вы­раженные индивидуальные проявления.

Занятия ручным трудом, особенно работа с природными мате­риалами (глина, песок, вода, объекты живой природы — листья, ветки, семена, ракушки, шишки, желуди и др.), развивает поли­модальные ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно-образующую сфе­ру. Большую роль при этом играет участие родителей, которые во время прогулок с детьми могут собирать, рассматривать и анали­зировать собранные образцы. Работа с бумагой, с тканью различ­ной фактуры, нитками, веревками создает предпосылки для осво­ения элементов трудовой деятельности.

Занимаясь предметной деятельностью, ребенок овладевает эле­ментами трудовой деятельности, что побуждает его к овладению новым уровнем предметных и орудийных действий.

В процессе воспитания в специальных дошкольных учреждениях детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывают уважение к труду взрослых. Практическая же деятельность детей состоит в освоении навыков самообслуживания, ручно­го труда, хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

VI. Раздел «Эстетическое развитие»

В данном разделе рассматриваются следующие виды эстетичес­кого воспитания:

•               музыкальное воспитание и ритмика;

•               изобразительное искусство;

•               ознакомление с художественной литературой;

•               театрализованная деятельность.

Музыкальное воспитание имеет разностороннюю коррекцион-ную направленность. С детьми проводятся музыкально-ритмичес­кие занятия, имеющие целью развитие сенсорных процессов и формирование адекватных реакций на звучание музыки.

В процессе музыкально-ритмических занятий происходит раз­витие слухового внимания и слухового восприятия, развитие го­лоса, динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве.

У детей воспитывается положительное эмоциональное отноше­ние и интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления, развивающие эмоциональную сферу, средствами музыки воспиты­вается эстетическое отношение к окружающему, к родной природе.

Занятия по музыкальному воспитанию осуществляются по следу­ющим направлениям: слушание музыки, пение, танцы, музы­кально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения.

Изобразительное искусство включено в раздел «Эстетическое воспитание» с целью ознакомления детей с произведениями изоб­разительного искусства, развития элементов воображения и твор­чества. На занятиях, проводимых воспитателем, у детей развива­ются элементы личностного отношения как к воспринимаемому произведению искусства, так и к создаваемому им самим изобра­жению. Занятия по данному разделу программы проводятся в под­готовительной группе детского сада.

В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учат­ся различать литературные жанры, эмоционально откликаться на поступки любимых литературных персонажей, сопереживать им. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоро­вья, предполагает большое количество разнообразных практичес­ких действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подер­жать, погладить), так и с материалом (сюжетом) произведения (драматизация, обыгрывание прочитанного на фланелеграфе, с помощью настольного театра, использование театра теней и ку­кольного театра).


Тема 3.5. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта

Способы усвоения общественного опыта весьма разнообраз­ны, сюда можно отнести:

- совместные действия взрослого и ре­бенка;

-  употребление жестов, особенно указательного («жестовая инструкция»),

- подражание действиям взрослого;

- действия по об­разцу и речевой инструкции;

-  поисковые способы ориентировки.

 

Дети, поступающие в специальный детский сад, как правило, не владеют способами усвоения общественного опыта. Они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подража­нию, ни по образцу. Они практически не могут выполнять по подражанию действия с предметами. При этом они либо не по­нимают задачи, либо не имеют возможности опираться на свой­ства предметов. Так, например, для них оказывается не доступ­ной даже попарная постановка кубиков друг на друга по подра­жанию действиям взрослого: обычно они громоздят их в башню, повторяя привычные действия. Даже к концу дошкольного воз­раста 25% необученных детей так и не овладевают элементар­ным подражанием.

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"