Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

Для обогащения содержания изобразительной деятельности педагог организует наблюдение за окружающей природой в разное время года, обращая внимание детей на ее красоту, вызывая эмоциональный отклик и желание ее передать, пользуясь доступными изобразительными средства­ми. Дети сначала под руководством взрослого, а затем сами выбирают фон и размер листа бумаги, ту цветовую гамму, которая им нравится.

В работе с детьми эффективны сотворчество, использование игровых приемов. Внесение игрушек, персонажей, беседы с детьми от лица того или иного персонажа рождают у них живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку на занятии. Дети проявляют большой инте­рес к созданию коллективных композиций, при этом главное — научить детей согласовывать действия друг друга, находить свое место в общей работе.

Изобразительная деятельность дает возможность ребенку создать рисунок или аппликацию на основе собственного замысла, реализуя в них свои потенциальные возможности и реальные умения оперировать конк­ретными графическими образами и действиями; использовать цвета, не­стандартные формы, оригинальное сочетание материалов, не подражая другим работам.

Для умственно отсталого ребенка создание и проявление собственного замысла оказываются трудной задачей, особенно без специального обуче­ния. Поэтому работа по эстетическому воспитанию должна проводиться в процессе становления всех видов изобразительной деятельности — лепки, аппликации, рисования. В результате целенаправленного обучения на чет­вертом году пребывания в специализированном учреждении дети могут научиться создавать изображения сначала с использованием элементов замысла, а в последующем и по собственному замыслу.

Центральной линией эстетического воспитания становится знакомство детей с нарушением интеллекта с произведениями изобразительного искусства, формирование умений видеть прекрасное в предметах окружаю­щей природы, жизни и быта людей. Особую роль в становлении эстети­ческого воспитания у детей играет развитие их художественного восприя­тия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. В беседе педагог обращает внимание детей на эмоциональное содержание картины, на собственное настроение, которое вызывает та или иная иллюстрация. Важно вести детей от позиции «нравится — не нравится» к обоснованной позиции: почему нравится, что привлекает внимание, какие чувства вызывают изоб­ражение и его персонажи.

Практическое воплощение идей эстетического воспитания дошкольни­ков данной категории связано с художественно-декоративной деятельнос­тью по благоустройству предметно-окружающей среды. Дошкольники дол­жны принимать посильное участие в благоустройстве территории детского сада, украшении группы, сборе минералов и сухостоев, создании компози­ций из цветов и природного материала.

Закрепить представления детей о роли и месте изобразительного ис­кусства в жизни человека можно в ходе регулярных посещений музеев изобразительного искусства, выставок, при посещении архитектурных памятников и заповедников.

Педагог должен знать, что ребенок с отклонениями в умственном раз­витии способен порой очень тонко почувствовать красоту природы, отре­агировать неожиданным образом на понравившийся ему предмет декора­тивно-прикладного искусства, оценить роль центрального персонажа кар­тины, радоваться скульптурным композициям, получать удовольствие от посещения музеев, театров и выставок.

Вся целостная система эстетического воспитания способствует лично­стному развитию ребенка-дошкольника, усвоению норм правильного, адек­ватного поведения в общественных местах и последующей социализации ребенка в обществе.

Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта в первые три года пребывания ребенка в специализированном дошкольном учреж­дении пронизывает всю жизнь детей в группе, реализуясь через различ­ные методы работы педагогов и виды детской деятельности. На четвертом году обучения выделяются специальные занятия, которые решают конкрет­ные задачи эстетического воспитания.

3. В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учат­ся различать литературные жанры, эмоционально откликаться на поступки любимых литературных персонажей, сопереживать им. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоро­вья, предполагает большое количество разнообразных практичес­ких действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подер­жать, погладить), так и с материалом (сюжетом) произведения (драматизация, обыгрывание прочитанного на фланелеграфе, с помощью настольного театра, использование театра теней и ку­кольного театра).

Художественная литература благодаря своей образности, выразитель­ности и эмоциональности позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей, вызывает в нем интерес к взаимоотношениям героев, побуждает к установлению при­чинно-следственных связей, учит видеть связь чувств и действий персона­жей с образами природы.

Базируясь на тесной связи с игровой деятельностью ребенка-дошколь­ника, художественная литература позволяет ему осмыслить игровую ситу­ацию, наполнить ее действием и художественными образами, способствует появлению замысла. Такая игра насыщает слово конкретным содержани­ем, этим самым обогащает словарный запас ребенка, развивает его па­мять, стимулирует развитие связной речи.

Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обуче­нии рассказыванию, которое начинается с пересказа коротких литератур­ных произведений с простым сюжетом. Первоначально взрослые воспитывают у детей эмоциональное отноше­ние к речи и рассказываемому сюжету, что является одним из факторов успешного речевого развития. Это можно делать на фольклорном матери­але, богатом своей ритмичностью и музыкальностью, повторами и аллите­рациями. Фольклорный материал хорош для детей тем, что он ярко и эмоционально окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию. Перед педагогом стоит задача — формировать положи­тельное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию.

С первых дней пребывания ребенка в детском саду проводится работа над простым текстом параллельно с фольклорным материалом. Педагог учит детей сосредоточивать внимание на рассказываемом тексте, воспиты­вает умение соблюдать на занятии тишину, не мешать друг другу, дослу­шивать рассказ до конца. Первые тексты или стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными по содержанию, с малоразвернутым сюжетом, в котором число действующих лиц ограничено. При работе над текстом педагог раскрывает детям смысл совершаемых персонажами дей­ствий и поступков, вызывает правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу. Педагог показывает детям, как надо поступать правильно, постепенно воспитывая у них положительные нрав­ственные представления и черты характера, одновременно уча детей пра­вильно выражать свои мысли и оформлять высказывания.

Работа над художественным текстом строится в опреде­ленной последовательности:

•    рассказывание текста детям;

•    обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра;

•    повторное рассказывание текста с использованием фланелеграфа или художественных иллюстраций;

•    пересказ текста детьми по вопросам педагога;

•    пересказ текста детьми с опорой на игрушки или иллюстрации;

•    пересказ текста детьми без опоры на внешние стимулы;

•    беседа педагога по тексту и закрепление в сознании детей (на основе произведенных выводов) нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками слушания и рассказывания, тексты усложняются. К концу первого года обучения детям предлагаются сказки, короткие истории и рассказы.

Одним из направлений работы с умственно отсталыми дошкольниками является составление и рассказывание коротких историй, связанных с яркими, запоминающимися событиями, происходящими в ближайшем ок­ружении детей, в жизни семьи и группы. Составление и обсуждение таких историй способствуют пониманию детьми причинно-следственных связей в жизненных ситуациях, насыщают содержание текста реальными собы­тиями, сплачивают детский коллектив.

В работе над текстами широко используются приемы драматизации и игры-драматизации. Именно эти приемы играют огромную роль в усвое­нии детьми текста. Особое влияние оказывает та игра-драматизация, в

которой участвуют сами дети. В такой игре ребенок связывает слово с действием, образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу. В процессе речевого общения в игре-драматизации дети овладевают особенностями родного языка, его звучанием, словесными формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спра­шивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи, формируются коммуникативные и языко­вые способности.

В целях развития памяти и речи детей программа предполагает обяза­тельное разучивание наизусть стихов, потешек, поговорок и загадок, по­скольку с умственно отсталыми детьми в отличие от нормально развива­ющихся детей над этим надо специально работать.

Занятие на разучивание стихов и потешек наизусть стро­ится по следующему плану:

•     чтение художественного произведения педагогом;

•     работа над пониманием текста;

•     повторение текста детьми одновременно с педагогом;

•     повторение текста ребенком с подсказками педагога (в ситуации визу­ально-тактильного контакта между ними);

•     повторение текста ребенком самостоятельно.

Произведение необходимо разучивать целиком, дробление по строчкам мешает целостному восприятию текста, пониманию его смысла. Первые стихотворные строчки должны быть простыми и образными («Са-са-са, вот летит оса», «Ши-ши-ши, вот какие малыши»), содержать эмоциональ­ную окраску, быть понятными по содержанию, быть связанными с запоми­нающимся событием в жизни ребенка. Чтобы повторение не было скуч­ным, в занятие вносятся игровые элементы — рассказывание стихотворе­ния для куклы, мишки, другого воспитателя.

В процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы большую роль играет иллюстрация как основное опорное сред­ство, позволяющее ребенку следить за развитием действия и понимать текст. Необходимо использовать высокохудожественные, нестереотипные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и тех­никах.

Работа над восприятием художественного текста должна проводиться с детьми на протяжении всех лет их пребывания в группе специализиро­ванного дошкольного учреждения, охватывать как организованные, так и свободные формы деятельности, согласовываться с чтением ребенку в семье.

Таким обра­зом, эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка, формированию у него способов взаимодействия и видов дея­тельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном ок­ружении Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность


Тема 3.10. Содержание  коррекционно-педагогической работы по формированию различных видов деятельности детей с нарушениями интеллекта

 

План:

1.                   Характеристика деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

2.                   Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности.

3.                   Формирование игровой деятельности умственно отсталых детей.

4.                   Формирование продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей.

 

1.                   характеристика деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Развитие психики зависит от ведущей деятельности. Веду­щая деятельность это та деятельность, в которой формируются и перестраиваются психические процессы; от которой зависят пси­хологические изменения личности; в которой возникают и внутри которой дифференцируются новые ее виды. Каждая стадия в детском развитии характеризуется своим типом ведущей дея­тельности. В младенчестве ею является общение, в раннем воз­расте — орудийно-предметная деятельность, в дошкольном — сюжетно-ролевая игра.

Предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и тру­довая деятельность детей с нарушениями интеллекта так же, как и у нормально развивающихся дошкольников, ложится в основу развития психических процессов и формирования личности ре­бенка.

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклоне­ниями на всех этапах развития. У них не возникает своевремен­но ни один из видов деятельности, присущих данному возрасту, не формируется та ведущая деятельность, которая призвана стать опорой всего психического развития в данном возрастном пери­оде. Следовательно, она не может служить средством коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными воз­можностями. Поэтому одной из существенных задач коррекционно-воспитательной работы становится формирование предпо­сылок к развитию деятельности и целенаправленное обучение всем ее видам. При этом необходимо учитывать этапы развития всех видов деятельности у нормального ребенка.

Предпосылками к развитию всей деятельности ребенка явля­ется появление определенных потребностей, мотивов, интере­сов: чтобы ребенок начал действовать с предметами, у него дол­жна возникнуть необходимость, потребность в их употреблении, в овладении способами действий с ними.

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"