Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:36, курс лекций
1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.
В первой серии
экспериментов, проведенных на студенческих
группах одного техникума в период
экзаменационной сессии (Агеев, 1983),
в качестве конкретных показателей
адекватности межгруппового восприятия
выступали: 1) прогнозирование групповой
победы в ситуации межгруппового
соревнования; 2) объяснение причин победы
или поражения своей и чужой
групп в этом соревновании; 3) представление
о потенциальных успехах своей
и чужой групп в различных
сферах деятельности, не связанных
непосредственно с
Результаты этой
серии экспериментов в целом
подтвердили выдвинутые гипотезы: экспериментальные
ситуации по сравнению с контрольной
показали, что в условиях межгруппового
соревнования наблюдалось: а) значительно
большее количество выступлений
и реплик в поддержку членов своей
группы; б) значительно большее количество
попыток регуляции выбора выступающих
(стимулирование выступлений тех
членов группы, которые увеличивают
ее шансы на победу, и, напротив, стимулирование
наиболее слабых выступлений представителей
другой группы); в) давление на экзаменатора
(на его выбор выступающих). Кроме
того, в экспериментальных ситуациях,
т.е. в условиях межгруппового соревнования,
гораздо чаще по сравнению с контрольной
ситуацией употреблялись
32. Общественное мнение и массовое настроение
Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и в невербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом.
В своем развитии общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно.
Способы (методы) формирования общественного мнения – внушение, убеждение, подражание.
Средства (каналы) его формирования – СМИ, устная пропаганда и политическая агитация, межличностное общение.
Этапы формирования: зарождение индивидуальных мнений; обмен мнениями; кристаллизация общей точки зрения из множества мнений; и ее объективация – переход от теоретического к практическому состоянию.
Сформированное общественное
мнение имеет интегративный характер.
Это не сумма индивидуальных мнений,
а выражение коллективного
Общественное мнение, существующее в течение длительного периода, закрепляется в обычаях, нормах, традициях.
Интенсивность общественного мнения указывает на характер напряженности, возникшей вокруг обсуждаемого вопроса, степень внимания членов общества к данной проблеме, выражает силу их убежденности в своей правоте, в значимости высказываемых суждений.
Функции общественного мнения: регулирование и предписывание определенного поведения; выражение и отражение оценки событий и фактов.
Формы проявления: оценка, жалобы; советы, пожелания, одобрения; недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест.
Раскрытие природы и сущности общественного мнения показывает путь к познанию его структуры, которая включает в себя ряд различных, зачастую противоречивых элементов, имеющих рациональный, эмоциональный и волевой характер.
Массовое настроение – это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживания. Настроения и мнения тесно взаимосвязаны. Настроениям присущ особый динамизм, который выражается, во-первых, в способности переходить от одного состояния к другому: от бессознательного к отчетливо осознанному, от глубоко скрытого к открытому, а также перерастать в антиобщественные действия; во-вторых, в подверженности колебаниям и изменениям коренным образом в самый незначительный срок, почти мгновенно.
Итак, мнения и настроения
как социально-психологические
33 вопрос. Эффекты
межгруппового восприятия и
Межгрупповая дифференциация заключается в различной оценке ингруппы и аутгруппы, в результате которой члены этих групп оцениваются как мало похожие и заслуживающие различного вознаграждения. Межгрупповая дифференциация приводит к таким поведенческим последствиям: осознание членами группы своего единства, увеличение их сопротивления воздействиям аутгруппы и отказ общаться с их представителями.
Эффект группового фаворитизма – тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы.
Эффект групповой враждебности
– тенденция негативного
Объяснения эффектов:
-из теории соц.идентичности:
позитивная оценка ингруппы за
счет негативной оценки
-из теории самокатегоризации: эффект - способ подчеркнуть подобие членов ингруппы и их отличие от членов аутгруппы.
Факторы:
1. особенности ситуации межгруппового восприятия
* страх члена группы перед санкциями со стороны других членов групп
*важность параметров сравнения групп (ингрупповой фав больше, если сравнение идет по важным параметрам; аутгр дискр больше, если параметры неважны)
*количество параметров сравнения
2. характеристики участвующих групп
*тип группы (проявление
феномена характерно для групп,
*размер и статус ингруппы и аутгруппы (сильнее, если примерно равный и размер, и статус)
3. характеристики субъекта восприятия
*степень идентификации с группой
*осознание зависимости
от ингруппы/аутгруппы: в
Эффект гомогенности аутгруппы заключается в оценке членов ингруппы как похожих, но отличающихся друг от друга больше, чем члены аутгруппы. Проявляется только на когнитивном уровне. Последствия: оценка отдельных членов аутгруппы на основе оценки аутгруппы в целом; увеличение аутгрупповой дискриминации, а также более интенсивное использование стереотипов.
Объяснения эффекта:
когнитивное (человек лучше знаком с членами своей группы и поэтому лучше видит различия между ними; при оценке членов своей группы человек использует межличностное сравнение, а при оценке аутгруппы – межгрупповое);
Факторы:
1.особенности субъекта восприятия
*степень идентификации с ингруппой (чем больше, тем сильнее эффект гомогенности аутгруппы)
*страх перед взаимодействием (чем больше, тем сильнее эффект гомогенности аутгруппы)
2.характеристики участвующих групп
*эффект ингрупповой
*эффект ингрупповой
*стадия развития группы (эффект появляется в решающие моменты развития групп)
3.особенности ситуации межгруппового восприятия
*тип сравнения (
*позитивность параметров
межгруппового сравнения (
*интенсивность контакта (чем интенсивнее контакт, тем меньше эффект)
*эффект проявляется чаще
у членов низкостатусной
*определенность границ группы (необходимость видеть свою группу гомогенной возрастает при отсутствии у этой группы четких границ)
Эффект «черной овцы» заключается в том, что выполняющий нормы член ингруппы воспринимается более позитивно, чем выполняющий те же нормы член аутгруппы; а невыполняющий нормы член ингруппы – более негативно, чем невыполняющий нормы член аутгруппы. Т.о., члены ингруппы воспринимаются более поляризовано. Под нормами имеются в виду нормы, специфичные для ингруппы, не являющиеся общими для ин- и аутгруппы.
Факторы, влияющие на выраженность эффекта:
*настроение (эффект больше
при условии плохого
*степень групповой
*важность критериев сравнения (эффект сильнее тогда, когда критерии важны)
*оценка гетерогенности группы (если группа гетерогенна, эффект проявляется сильнее)
34. Межгрупповой конфликт
Межгрупповой конфликт — это конфликт, в котором в качестве субъектов выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы.
Межгрупповые конфликты могут возникать в организациях как между структурными подразделениями, так и между группами сотрудников одного подразделения.
Наиболее глубоко межгрупповые
конфликты исследованы в конфли
М. Шериф и другие американские психологи придерживаются ситуативного объяснения причин и природы межгрупповых конфликтов. М.Шериф, в частности, считал, что объективный конфликт интересов, при котором только одна из соперничающих групп в состоянии стать победительницей за счет другой, неизбежно приводит к проявлению межгрупповой враждебности.
Сторонники когнитивистской интерпретации Г. Тэджарш, Дж. Тэрнер и С. Уорчел считают, что межгрупповые конфликты могут возникать и без объективного противостояния интересов, причем детерминируются они социальной категоризацией членов группы и связанного с ней социального сравнения с другой группой. По их мнению, межгрупповая враждебность может быть детерминирована когнитивным диссонансом или групповым пониманием «общей судьбы» и ее влияния на групповое поведение и межгрупповые взаимодействия.
Типология межгрупповых конфликтов
Соперничество – такой вид межгруппового взаимодействия, в котором социальные группы – коллективы предприятий, учреждений, спортивные команды и т.п. – состязаясь друг с другом, добиваясь одной цели, стремятся в чем-то превзойти соперника.
Столкновение – такой вид межгруппового взаимодействия, при котором соперничающие группы стремятся (или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый, а иногда и гибельный, друг другу
Доминация (господство) – такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна группа имеет существенное преимущество в самом важном, в силу чего господствует над другой в экономическом, политическом, языковом и т.д. отношении.
Уклонение – такой вид взаимодействия между группами, в процессе которого одна из них или обе стремятся отстраниться, отойти, отодвинуться от другой, чтобы избежать столкновения, удара, нападения и т.п.
Избегание – такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна из конфликтующих групп стремится отделиться, удалиться от другой, избежать встречи с ней, сулящей за собой неприятные, нежелательные последствия.
Аккомодация – такой вид межгруппового взаимодействия, в процессе осуществления которого одна группа стремится приспособиться к давлению более сильной социальной группы.
Ассимиляция – специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п.
Подавление – вид межгруппового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы.
Переговоры – специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которой соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулирования конфликта путем взаимных уступок друг другу.