Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:36, курс лекций

Описание работы

1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.

Работа содержит 1 файл

пс-гия малых групп.docx

— 111.86 Кб (Скачать)

 

В первой серии  экспериментов, проведенных на студенческих группах одного техникума в период экзаменационной сессии (Агеев, 1983), в качестве конкретных показателей  адекватности межгруппового восприятия выступали: 1) прогнозирование групповой  победы в ситуации межгруппового  соревнования; 2) объяснение причин победы или поражения своей и чужой  групп в этом соревновании; 3) представление  о потенциальных успехах своей  и чужой групп в различных  сферах деятельности, не связанных  непосредственно с экспериментальной  ситуацией. Мерой адекватности служила  степень предпочтения по указанным  параметрам, которая демонстрируется  по отношению к своей группе. Эксперимент  заключался в следующем: две группы студентов должны были одновременно сдавать зачет по одному и тому же предмету одному и тому же преподавателю. В двух экспериментальных группах  студентам сообщалось, что та группа, которая продемонстрирует в процессе семинарского занятия хорошие знания, получит "автоматический" зачет, члены же другой группы останутся  и будут сдавать зачет обычным  путем (каждый будет отвечать индивидуально). Им объяснялось также, что общая  групповая оценка будет складываться в ходе семинарского занятия из оценок индивидуальных выступлений, каждое из которых получит определенную сумму  баллов. Однако в ходе эксперимента сумма баллов оставалась для испытуемых неизвестной; экспериментатор лишь называл лидирующую группу. Причем в первой ситуации экспериментатор  умышленно называл лидирующей все  время одну и ту же группу, а во второй ситуации – обе группы попеременно. В третьей группе (выступавшей  в качестве контрольной) студентам  сообщалось, что автоматический зачет  получит не та или иная группа в  целом, а лишь часть наиболее успешно  выступивших на семинаре студентов  независимо от их групповой принадлежности.

Результаты этой серии экспериментов в целом  подтвердили выдвинутые гипотезы: экспериментальные  ситуации по сравнению с контрольной  показали, что в условиях межгруппового  соревнования наблюдалось: а) значительно  большее количество выступлений  и реплик в поддержку членов своей  группы; б) значительно большее количество попыток регуляции выбора выступающих (стимулирование выступлений тех  членов группы, которые увеличивают  ее шансы на победу, и, напротив, стимулирование наиболее слабых выступлений представителей другой группы); в) давление на экзаменатора (на его выбор выступающих). Кроме  того, в экспериментальных ситуациях, т.е. в условиях межгруппового соревнования, гораздо чаще по сравнению с контрольной  ситуацией употреблялись местоимения "мы" и "они", что само по себе является показателем идентификации  с группой.

 

32. Общественное  мнение и массовое настроение

Общественное  мнение – специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и в невербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом.

В своем развитии общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно.

Способы (методы) формирования общественного мнения – внушение, убеждение, подражание.

Средства (каналы) его формирования – СМИ, устная пропаганда и политическая агитация, межличностное общение.

Этапы формирования: зарождение индивидуальных мнений; обмен мнениями; кристаллизация общей точки зрения из множества мнений; и ее объективация – переход от теоретического к практическому состоянию.

Сформированное общественное мнение имеет интегративный характер. Это не сумма индивидуальных мнений, а выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми.

Общественное мнение, существующее в течение длительного периода, закрепляется в обычаях, нормах, традициях.

Интенсивность общественного  мнения указывает на характер напряженности, возникшей вокруг обсуждаемого вопроса, степень внимания членов общества к данной проблеме, выражает силу их убежденности в своей правоте, в значимости высказываемых суждений.

Функции общественного  мнения: регулирование и предписывание определенного поведения; выражение и отражение оценки событий и фактов.

Формы проявления: оценка, жалобы; советы, пожелания, одобрения; недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест.

Раскрытие природы и сущности общественного мнения показывает путь к познанию его структуры, которая включает в себя ряд различных, зачастую противоречивых элементов, имеющих рациональный, эмоциональный и волевой характер.

Массовое настроение – это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживания. Настроения и мнения тесно взаимосвязаны. Настроениям присущ особый динамизм, который выражается, во-первых, в способности переходить от одного состояния к другому: от бессознательного к отчетливо осознанному, от глубоко скрытого к открытому, а также перерастать в антиобщественные действия; во-вторых, в подверженности колебаниям и изменениям коренным образом в самый незначительный срок, почти мгновенно.

Итак, мнения и настроения как социально-психологические явления  играют большую роль в поведении  общностей. Они являются регуляторами их поведения.

 

33 вопрос. Эффекты  межгруппового восприятия и поведения.

Межгрупповая  дифференциация заключается в различной оценке ингруппы и аутгруппы, в результате которой члены этих групп оцениваются как мало похожие и заслуживающие различного вознаграждения. Межгрупповая дифференциация приводит к таким поведенческим последствиям: осознание членами группы своего единства, увеличение их сопротивления воздействиям аутгруппы и отказ общаться с их представителями.

Эффект группового фаворитизма  – тенденция каким-либо образом  благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы.

Эффект групповой враждебности – тенденция негативного отношения  к другим, обесценивания достоинств чужой группы.

Объяснения  эффектов:

-из теории соц.идентичности: позитивная оценка ингруппы за  счет негативной оценки аутгруппы  - поддержка собственной самооценки;

-из теории самокатегоризации:  эффект - способ подчеркнуть подобие  членов ингруппы и их отличие  от членов аутгруппы.

Факторы:

1. особенности ситуации  межгруппового восприятия

* страх члена группы  перед санкциями со стороны  других членов групп

*важность параметров  сравнения групп (ингрупповой  фав больше, если сравнение идет  по важным параметрам; аутгр дискр  больше, если параметры неважны)

*количество параметров  сравнения

2. характеристики участвующих  групп

*тип группы (проявление  феномена характерно для групп,  состоящих из людей с коллективисткой  сравнительной ориентацией)

*размер и статус ингруппы  и аутгруппы (сильнее, если  примерно равный и размер, и  статус)

3. характеристики субъекта  восприятия

*степень идентификации  с группой 

*осознание зависимости  от ингруппы/аутгруппы: в зависимости  от того, от какой группы человек  зависит, то у него и развивается  либо ин-, либо аутгрупповой фаворитизм

 

Эффект гомогенности аутгруппы заключается в оценке членов ингруппы как похожих, но отличающихся друг от друга больше, чем члены аутгруппы. Проявляется только на когнитивном уровне. Последствия: оценка отдельных членов аутгруппы на основе оценки аутгруппы в целом; увеличение аутгрупповой дискриминации, а также более интенсивное использование стереотипов.

Объяснения  эффекта:

когнитивное (человек лучше  знаком с членами своей группы и поэтому лучше видит различия между ними; при оценке членов своей  группы человек использует межличностное  сравнение, а при оценке аутгруппы  – межгрупповое);

Факторы:

1.особенности субъекта  восприятия

*степень идентификации  с ингруппой (чем больше, тем  сильнее эффект гомогенности  аутгруппы)

*страх перед взаимодействием  (чем больше, тем сильнее эффект  гомогенности аутгруппы)

2.характеристики участвующих  групп

*эффект ингрупповой гомогенности  чаще демонстрируется членами  численного меньшинства.

*эффект ингрупповой гомогенности  демонстрируется членами низкостатусной  группы эффект.

*стадия развития группы (эффект появляется в решающие  моменты развития групп)

3.особенности ситуации  межгруппового восприятия

*тип сравнения (внутригрупповые  различия лучше видны при внутригрупповом  сравнении, чем при межгрупповом)

*позитивность параметров  межгруппового сравнения (эффект  возникает при проведении сравнения  по негативным для ингруппы  и позитивным для аутгруппы  основаниям)

*интенсивность контакта (чем интенсивнее контакт, тем  меньше эффект)

*эффект проявляется чаще  у членов низкостатусной группы  с высокой степенью идентификации  с группой при условии возможности  изменения этого статуса)

*определенность границ  группы (необходимость видеть свою  группу гомогенной возрастает  при отсутствии у этой группы  четких границ)

 

Эффект «черной  овцы» заключается в том, что выполняющий нормы член ингруппы воспринимается более позитивно, чем выполняющий те же нормы член аутгруппы; а невыполняющий нормы член ингруппы – более негативно, чем невыполняющий нормы член аутгруппы. Т.о., члены ингруппы воспринимаются более поляризовано. Под нормами имеются в виду нормы, специфичные для ингруппы, не являющиеся общими для ин- и аутгруппы.

Факторы, влияющие на выраженность эффекта:

*настроение (эффект больше  при условии плохого настроения)

*степень групповой идентификации  (эффект проявляется у сильно  идентифицирующихся с группой  людей)

*важность критериев сравнения  (эффект сильнее тогда, когда  критерии важны)

*оценка гетерогенности  группы (если группа гетерогенна,  эффект проявляется сильнее)

 

34. Межгрупповой  конфликт

Межгрупповой  конфликт — это конфликт, в котором в качестве субъектов выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы.

Межгрупповые конфликты  могут возникать в организациях как между структурными подразделениями, так и между группами сотрудников одного подразделения.

Наиболее глубоко межгрупповые конфликты исследованы в конфликтологических теориях К. Маркса, Р. Дарендорфа и Л. Козера. Согласно этой теории, конфликты между различными социальными группами (классами) детерминированы неравенством людей в обладании средствами производства и, следовательно, несправедливостью распределения материальных и духовных благ между большими социальными группами, которые называются классами.

М. Шериф и другие американские психологи придерживаются ситуативного объяснения причин и природы межгрупповых конфликтов. М.Шериф, в частности, считал, что объективный конфликт интересов, при котором только  одна из соперничающих групп в состоянии стать победительницей за счет другой, неизбежно приводит к проявлению межгрупповой враждебности. 

Сторонники когнитивистской интерпретации Г. Тэджарш, Дж. Тэрнер и С. Уорчел считают, что межгрупповые конфликты могут возникать и без объективного противостояния интересов, причем детерминируются они социальной категоризацией членов группы и связанного с ней социального сравнения с другой группой. По их мнению, межгрупповая враждебность может быть детерминирована когнитивным диссонансом  или групповым пониманием «общей судьбы» и ее влияния на групповое поведение и межгрупповые взаимодействия.

Типология межгрупповых конфликтов

Соперничество – такой вид межгруппового взаимодействия, в котором социальные группы – коллективы предприятий, учреждений, спортивные команды и т.п. – состязаясь друг с другом, добиваясь одной цели, стремятся в чем-то превзойти соперника.

Столкновение – такой вид межгруппового взаимодействия, при котором соперничающие группы стремятся (или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый, а иногда и гибельный, друг другу

Доминация (господство) – такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна группа имеет существенное преимущество в самом важном, в силу чего господствует над другой в экономическом, политическом, языковом и т.д. отношении.

Уклонение – такой вид взаимодействия между группами, в процессе которого одна из них или обе стремятся отстраниться, отойти, отодвинуться от другой, чтобы избежать столкновения, удара, нападения и т.п.

Избегание – такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна из конфликтующих групп стремится отделиться, удалиться от другой, избежать встречи с ней, сулящей за собой неприятные, нежелательные последствия.

Аккомодация – такой вид межгруппового взаимодействия, в процессе осуществления которого одна группа стремится приспособиться к давлению более сильной социальной группы.

Ассимиляция – специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п.

Подавление – вид межгруппового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы.

Переговоры – специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которой соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулирования конфликта путем взаимных уступок друг другу.

Информация о работе Лекции по "Психологии"