Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:36, курс лекций
1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.
Также рассматр-т Модель Толкмена
и Дженсона: 1. ст-я возникновения; 2.
самоутверждения (конфликт); 3. нормообразования;
4. исполнительная. 5. прерывания.
Вывод: Изменения
в выделенных сферах протекают взаимосвязано,
а противоречия между ними могут рассматр.
как механизмы гр. развития.
8. Экологические
аспекты группового
Любая группа включена в
определённую физ. среду обитания, пребывание
в которой описывается в
1) Территориальность – это занятие личностью или группой определённого физ. простр-ва и контроль над ним и находящимися в нём объектами.
Выделяют индивидуальную и групповую Т.
Отличительные четы групповой Т.: *установление группой террит-х прав и защита занимаемого простр-ва от вторжения; *контроль над значительно большей территорией.
Т. позволяет группе решить ряд задач: +защитить ценные групповые ресурсы, +добиться ощущения обособленности от др. групп, +более эффективно контролировать социальные взаимодействия, +усилить сплочённость, выразить свою социальную идентичность, +способствовать предотвращению межгрупповых конфликтов, обеспечивая безопасность отдельных членов.
Классификация занимаемых группой пространств (Лаймен и Скотт):
-Публичная территория – пр-во, доступное для всех стремящихся в него попасть людей.
-Домашняя тер. – пр-во, дающее свободу поведения в сочетании с чувством контроля
и интимности.
-Тер. взаимодействия – пр-во, в котором могут происходить собрания, мероприятия и т.д.
-Телесная тер. –
2) Личное пространство - область непосредственного окружения личности, активно ею охраняемая, вторжение в которую вызывает состояние дискомфорта.
Границы ЛП строго не фиксированы и могут меняться в зависимости от психологич. и соц. отношений субъекта с др. людьми.
Нежелательное близкое присутствие другого: *увеличивает кол-во таких жестов, как поглаживание волос и потирание рук (напряжение и беспокойство), *усиливает стремление выйти из ситуации нежелательного соседства, *способно стимулировать агрессивное поведение.
3) Пространственные расположения членов группы.
Выбор субъектами местоположения в группе часто носит культурно детерминированный характер: лица, воспринимающие себя как высокостатусных, стремятся, чтобы их положение соответствовало этому представлению (присяжные заседатели с высоким соц статусом во время заседаний занимают место во главе стола).
Эксперименты Соммера. Равный статус партнёров. При решении кооперативных задач испытуемые располагаются с одной стороны стола рядом друг с другом (бок о бок), а при решении конкурентных задач, испытуемые предпочитают садиться по обе стороны стола (лицом к лицу).
ПРЧГ влияет на развитие внутригруппового взаимодействия. Например, сидя за круглым, квадратным или прямоугольным столом, члены дискуссионной гр. чаще обмениваются инфо с сидящими напротив них, нежели с соседями.
Соммер: -эффективность дискуссионной группы будет выше, если размещать участников за небольшими круглыми столами.
-Люди, размещаясь в пространстве, как правило, тяготеют к тем, кто вызывает у них симпатию и с кем они хотят общаться, и наоборот.
-Выбор членом гр. положения
в пространстве часто
-Группа не просто
Таким образом, нельзя анализировать гр. и процессы, происходящие в ней, без учёта экологического аспекта, не принимая во внимание условия, в которых она находится.
9. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППОВОМ ПРОЦЕССЕ
Личностные характеристики членов группы, М. Шоу разбил на три класса переменных: *биографические характеристики:
-хронологический возраст: Чаще всего он соотносится в группе с моделями межличностного взаимодействия, руководством (иногда лидерством), конформностью. С возрастом наблюдается тенденция ограничивать межличностные контакты, увеличивая вместе с тем сложность моделей взаимодействия.
-пол. Половая идентификация
человека тесно связана с
Наряду с возрастом
и полом на позицию личности в
группе весьма сильно влияют факторы,
дающие представление о социальном
«портрете» личности: образование, социально-экономический
статус, мобильность. Причем их влияние
без преувеличения можно
*способности: интеллект (понимая под ним некую общую способность), умения, знания(специф-ие особ-ти). Лица с более высоким уровнем интеллекта имеют тенденцию быть более активными и независимыми в группах, нежели их менее интеллектуальные партнеры. Наиболее эффективны руководители не с чрезмерно высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие промежуточные по степени выраженности его оценки. Влияния специфических способностей на групповой процесс, носит вполне определенный позитивный характер, отражаясь, например, в росте эффективности групповых решений.
*черты личности:
-межличностная ориентация
- известными являются так
-социальная сензитивность
- способность личности к
-стремление к власти-
-надежность-ответственность, уверенность в себе, самоуважение.
-эмоциональная устойчивость:
вкл в себя тревожность и
личностное приспособление (способность
личности устанавливать
В последнее время появился новый подход к их категоризации — пятифакторная модель личностных черт, или так называемая «Большая Пятерка».К настоящему времени получены данные о влиянии отдельных факторов этой модели на разные стороны человеческого поведения
10. Социальное
влияние, социальная
О социальном влиянии говорилось
еще во времена античности. Первые
определения влияния были сфокусированными
на искусстве построения речи и ораторскому
мастерству. В Древней Греции изучение
влияния было связано с риторикой.
Аристотель выделял в качестве основных
условий эффективного воздействия
доверие к источнику
Социальное влияние в широком понимании,
как асимметричные отношения между людьми,
когда один человек получает возможность
применять действие относительно другой,
а в узком смысле - как изменение знаний,
установок или эмоций человека, который
может быть вызвана действиями других
людей. Он различает такие виды социально-психологического
воздействия;
- Принуждение (возможное наказание за
отказ подчиниться);
- Награждение (вознаграждение за согласие
подчиниться);
- Легитимное (обусловленное законом);
- Информационное и экспертное (обусловленное
убеждением в компетенции источника социального
влияния);
- Референтное (обусловленное идентификацией
объекта социального воздействия с субъектом)
Следовательно, проблемы социального
влияния - это проблемы изменений, которые
происходят в психике человека в результате
воздействия на нее со стороны других
людей, а также того, как именно происходят
эти изменения, какие механизмы здесь
работают. Социальная
фасилитация - эффект, при котором человек
более успешно выполняет поставленные
задачи в присутствии других людей, чем
в одиночку. Эффект обычно наблюдается
при деятельности, связанной с хорошо
усвоенными реакциями или привычными
действиями. При выполнении сложных задач
присутствие других особей может оказывать
обратный эффект, который в социальной
психологии получил название социальной
ингибиции.
Эффект социальной фасилитации был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером, а когда участвуют в коллективных заездах. Триплетт провел один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент, в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке. Дальнейшие эксперименты показали, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычеркивание из текста определенных букв.
В 1930-х годах были получены
экспериментальные
Позднее было выявлено, что в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с легкими лабиринтами и труднее — со сложными, а хорошие игроки в бильярд показывают еще более высокие результаты по количеству попаданий в лузу, тогда как плохие начинают играть еще хуже.
11. Межличностные отношения в групповом процессе
Межличностные отношения в групповом процессе рассматриваются преимущественно через
диадные отношения, либо выходящие за рамки диады, но ещё не дающие представления о целостном
групповом процессе.
Анализ МО
можно рассматривать через
1. Аспект межличностного восприятия.
Подразумевает анализ МО с
точки зрения восприятия человека человеком
(перцепция). Перцептивный акт рассматривается
как первичный структурный
Образ человека, складывающийся в восприятии, сопоставляется со множеством образов памяти, на основании чего делается вывод об этом человеке.
Эмпирические исследования (диссертационное исследование Т.С. Мироновой) позволили выделить несколько факторов (детерминант), обуславливающих межличностное восприятие:
- эффективность совместной
деятельности является
- уровень развития и форма организации совместной деятельности,
- переменные группового
и личностного характера (
образ «Я» - рассогласование я-реального и я-идеального).
Межличностное восприятие ЧГ (членов группы) может также оказывать влияние на эффективность деятельности.
Перцептивный акт является лишь компонентом межличностных отношений, а также одним из важнейших факторов их развития. Последнее проявляется в различных феноменах, в частности, в феномене личностной совместимости.
С возрастом наблюдается
тенденция ограничивать межличностные
контакты, увеличивая вместе с этим
сложность моделей
2. Феномен межличностной совместимости (МС).
МС рассматривается
М. Шоу предложил классификацию, в которой выделяет 2 типа МС:
1) потребностная совместимость:
в основе лежит сходство в
потребностных характеристиках
партнёров, либо
2) поведенческая совместимость:
предполагается, что определённые
личностные свойства партнёров
по взаимодействию
В рамках потребностной совместимости можно выделить теорию интерперсональных отноше-
ний У.Шутца (1958), которая утверждает, что межличностное поведение обусловлено индивидуальными ориентациями людей.
Согласно этой теории, каждый строит свои отношения с другими, используя типичные для него мо-
дели межличностной ориентации. В основе этих моделей лежат три фундаментальные интерперсональные потребности:
- включённость (стремление
устанавливать и сохранять
- контроль (диапазон от желания доминировать, влиять на других, до желания быть
контролируемым),
- любовь (желание быть
нравящимся и любимым и
никающих между людьми).
Различные сочетания этих потребностей имеют своим следствием три типа совместимости:
• Взаимообменную – относится к взаимному проявлению любви, контроля и включённости;
• Инициаторную – основывается на принципе комплементарности (дополнительности): в этом случае
один из диады выступает субъектом инициативы, а другой – объектом;
• Реципрокную – характеризуется степенью, в которой проявление каждым субъектом контроля,
включённости или любви отвечает желаниям других людей относительно соответствующей потреб-