Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:36, курс лекций

Описание работы

1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.

Работа содержит 1 файл

пс-гия малых групп.docx

— 111.86 Кб (Скачать)

Также рассматр-т Модель Толкмена и Дженсона: 1. ст-я возникновения; 2. самоутверждения (конфликт); 3. нормообразования; 4. исполнительная. 5. прерывания. 
Вывод: Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязано, а противоречия между ними могут рассматр. как механизмы гр. развития.

 

8. Экологические  аспекты группового функционирования 

Любая группа включена в  определённую физ. среду обитания, пребывание в которой описывается в терминах: территориальность, личное пространство, пространственное расположение членов гр.

1) Территориальность – это занятие личностью или группой определённого физ. простр-ва и контроль над ним и находящимися в нём объектами.

Выделяют индивидуальную и групповую Т.

Отличительные четы групповой Т.: *установление группой террит-х прав и защита занимаемого простр-ва от вторжения; *контроль над значительно большей территорией.

Т. позволяет  группе решить ряд задач: +защитить ценные групповые ресурсы, +добиться ощущения обособленности от др. групп, +более эффективно контролировать социальные взаимодействия, +усилить сплочённость, выразить свою социальную идентичность, +способствовать предотвращению межгрупповых конфликтов, обеспечивая безопасность отдельных членов.

Классификация занимаемых группой пространств (Лаймен и Скотт):

-Публичная территория  – пр-во, доступное для всех  стремящихся в него попасть  людей.

-Домашняя тер. – пр-во, дающее свободу поведения в  сочетании с чувством контроля

и интимности.

-Тер. взаимодействия –  пр-во, в котором могут происходить  собрания, мероприятия и т.д.

-Телесная тер. – анатомическое  пространство и его непосредственное  окружение.

2) Личное пространство  - область непосредственного окружения личности, активно ею охраняемая, вторжение в которую вызывает состояние дискомфорта.

Границы ЛП строго не фиксированы  и могут меняться в зависимости  от психологич. и соц. отношений субъекта с др. людьми.

Нежелательное близкое присутствие другого: *увеличивает кол-во таких жестов, как поглаживание волос и потирание рук (напряжение и беспокойство), *усиливает стремление выйти из ситуации нежелательного соседства, *способно стимулировать агрессивное поведение.

3) Пространственные расположения членов группы.

Выбор субъектами местоположения в группе часто носит культурно  детерминированный характер: лица, воспринимающие себя как высокостатусных, стремятся, чтобы их положение соответствовало  этому представлению (присяжные  заседатели с высоким соц статусом  во время заседаний занимают место  во главе стола).

Эксперименты  Соммера. Равный статус партнёров. При решении кооперативных задач испытуемые располагаются с одной стороны стола рядом друг с другом (бок о бок), а при решении конкурентных задач, испытуемые предпочитают садиться по обе стороны стола (лицом к лицу).

ПРЧГ влияет на развитие внутригруппового взаимодействия. Например, сидя за круглым, квадратным или прямоугольным  столом, члены дискуссионной гр. чаще обмениваются инфо с сидящими напротив них, нежели с соседями.

Соммер: -эффективность дискуссионной группы будет выше, если размещать участников за небольшими круглыми столами.

-Люди, размещаясь в пространстве, как правило, тяготеют к тем,  кто вызывает у них симпатию  и с кем они хотят общаться, и наоборот.

-Выбор членом гр. положения  в пространстве часто обусловлен  его статусом (лидер садится во  главе стола, а сидящий во  главе стола воспринимается как  лидер).

-Группа не просто располагается  в каком-то пространстве, она обживается, адаптируется, активно действует,  вступает в межгрупповые отношения.  И это как-то на процесс её  функционирования.

Таким образом, нельзя анализировать гр. и процессы, происходящие в ней, без учёта экологического аспекта, не принимая во внимание условия, в которых она находится.

 

9. ЛИЧНОСТЬ В  ГРУППОВОМ ПРОЦЕССЕ

Личностные характеристики членов группы, М. Шоу разбил  на три  класса переменных: *биографические характеристики:

-хронологический возраст: Чаще всего он соотносится в группе с моделями межличностного взаимодействия, руководством (иногда лидерством), конформностью. С возрастом наблюдается тенденция ограничивать межличностные контакты, увеличивая вместе с тем сложность моделей взаимодействия.

-пол. Половая идентификация  человека тесно связана с усвоением  и реализацией им ролевых стандартов  поведения (имеются в виду мужская  и женская роли), принятых в  обществе, культивируемых, в частности,  в ближайшей микросреде личности, каковой является семья.

Наряду с возрастом  и полом на позицию личности в  группе весьма сильно влияют факторы, дающие представление о социальном «портрете» личности: образование, социально-экономический  статус, мобильность. Причем их влияние  без преувеличения можно считать  решающим.

*способности: интеллект (понимая под ним некую общую способность), умения, знания(специф-ие особ-ти). Лица с более высоким уровнем интеллекта имеют тенденцию быть более активными и независимыми в группах, нежели их менее интеллектуальные партнеры. Наиболее эффективны руководители не с чрезмерно высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие промежуточные по степени выраженности его оценки. Влияния специфических способностей на групповой процесс, носит вполне определенный позитивный характер, отражаясь, например, в росте эффективности групповых решений.

*черты личности:

-межличностная ориентация - известными являются так называемая  оценка руководителем наименее  предпочитаемого сотрудника и  авторитарность. Оценка наименее  предпочитаемого сотрудника (сокращенно  — НПС) — личностный компонент  «вероятностной модели эффективности  руководства»

-социальная сензитивность  - способность личности к отражению  состояний других людей и включает  среди прочих такие ее черты,  как эмпатия, социальное понимание,  социабельность

-стремление к власти-соотносится  с поведением членов группы, направленным  на достижение престижных внутригрупповых  позиций. Одна из наиболее значительных  переменных этого класса —  доминантность

-надежность-ответственность,  уверенность в себе, самоуважение.

-эмоциональная устойчивость: вкл в себя тревожность и  личностное приспособление (способность  личности устанавливать гармонические  отношения с окружающей средой).

В последнее время появился новый подход к их категоризации  — пятифакторная модель личностных черт, или так называемая «Большая Пятерка».К настоящему времени получены данные о влиянии отдельных факторов этой модели на разные стороны человеческого  поведения

 

10. Социальное  влияние, социальная фасилитация

О социальном влиянии говорилось еще во времена античности. Первые определения влияния были сфокусированными на искусстве построения речи и ораторскому  мастерству. В Древней Греции изучение влияния было связано с риторикой. Аристотель выделял в качестве основных условий эффективного воздействия  доверие к источнику воздействия, апелляции к эмоциям и логику обоснования. Он также отмечал, что  результативность воздействия возрастает, если он строится на общем почве  субъекта и объекта воздействия, что предполагает знание аудитории  и ее представителей. Цицерон выделял  пять элементов убеждающего воздействия: создание очевидности аргументов, их организация, художественная стилизация, содействие их запоминанию, их искусное проговаривания. 
Социальное влияние в широком понимании, как асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность применять действие относительно другой, а в узком смысле - как изменение знаний, установок или эмоций человека, который может быть вызвана действиями других людей. Он различает такие виды социально-психологического воздействия; 
- Принуждение (возможное наказание за отказ подчиниться); 
- Награждение (вознаграждение за согласие подчиниться); 
- Легитимное (обусловленное законом); 
- Информационное и экспертное (обусловленное убеждением в компетенции источника социального влияния); 
- Референтное (обусловленное идентификацией объекта социального воздействия с субъектом) 
Следовательно, проблемы социального влияния - это проблемы изменений, которые происходят в психике человека в результате воздействия на нее со стороны других людей, а также того, как именно происходят эти изменения, какие механизмы здесь работают. Социальная фасилитация - эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции.

Эффект социальной фасилитации  был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок  спортсмены демонстрируют более  высокие результаты не тогда, когда  соревнуются с секундомером, а  когда участвуют в коллективных заездах. Триплетт провел один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент, в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке. Дальнейшие эксперименты  показали, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычеркивание из текста определенных букв.

В 1930-х годах были получены экспериментальные подтверждения  того, что в некоторых случаях  присутствие других людей мешает выполнению задач. Этот обратный эффект получил название социальной ингибиции. Так, при действиях, не доведенных до автоматизма присутствие других людей снижало скорость их выполнения. Иначе говоря, социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность.

Позднее было выявлено, что  в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с легкими  лабиринтами и труднее — со сложными, а хорошие игроки в бильярд  показывают еще более высокие  результаты по количеству попаданий  в лузу, тогда как плохие начинают играть еще хуже.

 

11. Межличностные  отношения в групповом процессе

 

Межличностные отношения  в групповом процессе рассматриваются  преимущественно через

диадные отношения, либо выходящие  за рамки диады, но ещё не дающие представления о целостном

групповом процессе.

Анализ МО можно рассматривать через призму трёх аспектов.

1. Аспект межличностного  восприятия.

Подразумевает анализ МО с  точки зрения восприятия человека человеком (перцепция). Перцептивный акт рассматривается  как первичный структурный компонент  МО.

Образ человека, складывающийся в восприятии, сопоставляется со множеством образов памяти, на основании чего делается вывод об этом человеке.

Эмпирические  исследования (диссертационное исследование Т.С. Мироновой) позволили выделить несколько факторов (детерминант), обуславливающих  межличностное восприятие:

- эффективность совместной  деятельности является основным  детерминирующим фактором,

- уровень развития и  форма организации совместной  деятельности,

- переменные группового  и личностного характера (самовосприятие, недостаточно интегрированный

образ «Я» - рассогласование  я-реального и я-идеального).

Межличностное восприятие ЧГ (членов группы) может также оказывать  влияние на эффективность деятельности.

Перцептивный акт является лишь компонентом межличностных  отношений, а также одним из важнейших  факторов их развития. Последнее проявляется  в различных феноменах, в частности, в феномене личностной совместимости.

С возрастом наблюдается  тенденция ограничивать межличностные  контакты, увеличивая вместе с этим сложность моделей взаимодействия (меняем количество на качество).

2. Феномен межличностной  совместимости (МС).

МС рассматривается преимущественно  как «диадный» феномен и предполагает наличие момента обоюдного удовлетворения членами диады потребностей и  поведенческих проявлений друг друга.

М. Шоу предложил  классификацию, в которой выделяет 2 типа МС:

1) потребностная совместимость:  в основе лежит сходство в  потребностных характеристиках  партнёров, либо комплементарность  (взаимное соответствие) этих характеристик,  либо какие-то более сложные,  комбинированные их сочетания.

2) поведенческая совместимость:  предполагается, что определённые  личностные свойства партнёров  по взаимодействию детерминируют  типичные поведенческие модели, способные продуцировать либо  совместимость, либо несовместимость  между ними.

В рамках потребностной совместимости  можно выделить теорию интерперсональных отноше-

ний У.Шутца (1958), которая утверждает, что межличностное поведение обусловлено индивидуальными ориентациями людей.

Согласно этой теории, каждый строит свои отношения с другими, используя типичные для него мо-

дели межличностной ориентации. В основе этих моделей лежат три фундаментальные интерперсональные потребности:

- включённость (стремление  устанавливать и сохранять благоприятные  отношения с людьми),

- контроль (диапазон от  желания доминировать, влиять на  других, до желания быть

контролируемым),

- любовь (желание быть  нравящимся и любимым и отражается  в тёплых эмоциональных связях, воз-

никающих между людьми).

Различные сочетания этих потребностей имеют своим следствием три типа совместимости:

• Взаимообменную – относится  к взаимному проявлению любви, контроля и включённости;

• Инициаторную – основывается на принципе комплементарности (дополнительности): в этом случае

один из диады выступает  субъектом инициативы, а другой –  объектом;

• Реципрокную – характеризуется  степенью, в которой проявление каждым субъектом контроля,

включённости или любви  отвечает желаниям других людей относительно соответствующей потреб-

Информация о работе Лекции по "Психологии"