Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:36, курс лекций
1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.
В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения.
Сдвиг риска — феномен социальной психологии, который объясняется тем, что мера ответственности за ошибочное решение распределяется между всеми членами группы и из–за этого снижается.
На качество решения влияет такой фактор как «групповой дух» (И. Джанис) – высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. Было выявлено, что наиболее значимыми факторами формирования «группового духа» являются: очень высокая сплоченность группы, ярко выраженное наличие «мы-чувства», изоляция группы от альтернативного источника информации и высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы. Большая роль феномена «группового духа представляет собой ограничение возможностей участников решения посмотреть на проблему объективно; группа становится жертвой своего единодушия.
Групповая дискуссия приводит к своеобразному явлению внутри групповой структуры, которое получило название поляризация группы. Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. Более «средние» мнения как бы отмирают, напротив, более крайние отчетливо распределяются между двумя полюсами.
В результате многочисленных экспериментальных исследований установлено, что, как правило, групповая дискуссия укрепляет то мнение, которое и до нее было мнением большинства.
Навык ведения групповой дискуссии – обязательное условие успешного руководства группой со стороны руководителя, потому тренинг в этой его форме особенно целесообразен для руководителей.
19. Групповая сплоченность.
Сплоченность групповая
— один из процессов групповой
динамики, характеризующий степень
приверженности к группе ее членов.
В качестве конкретных показателей
групповой сплоченности, как правило,
рассматриваются: 1) уровень взаимной
симпатии в межличностных отношениях
— чем большее количество членов
группы нравятся друг другу, тем выше
ее сплоченность; 2) степень привлекательности
(полезности) группы для ее членов —
чем больше число тех людей, кто
удовлетворен своим пребыванием
в группе, то есть тех, для кого субъективная
ценность приобретаемых благодаря
группе преимуществ превосходит
значимость затрачиваемых усилий, тем
выше сила ее притяжения, а следовательно,
и сплоченность. Согласно представлениям
родоначальников концепции
20. Общая хар-ка больших соц группы(БСГ).
БСГ-колличественно неограниченная
соц общность, имеющая устойчивые ценности,
нормы поведения и соц-регулятивные механизмы.Отличия больш соц
гр от малых:1.Соц обусловленность
всех процессов в БСГ.2.В БСГ более
развит эффект стереотипизации.,3.Очевидная включенность
БСГ. в историч процесс.4.Наличие специфического
языка общения.5.Большая значимость
ценностей для индивида.Проблемы исследования.-Проблема
внутр структуры БСГ.1) Андреева:в структуре2
компонента:-динамические элементы(те,
что постоянно меняются),-статистические(
21. Психология социальных классов
Пси-я любого класса включает в себя такие элементы, как потребности, интересы, чувства, настроения, взгляды, убеждения, ценности, традиции и т.д. Обычно при этом разл-ся лишь их содержание, соотношение и направленность.
Пси-я одного класса отл-ся от пси-и др. по тому, какие из общественно-пси-х явлений в ней доминируют и каково их содержание в данный исторический момент, поскольку в процессе развития класса его пси-я может меняться. В классовой пси-и находят свое отражение и национально-пси-ие особенности людей, придающие ей опред. национальную специфику.
У представителей соц. групп, отн-ся к разным классам, мб значительное сходство ряда пси-х черт. Это объяс-ся тем, что внутренняя разнородность основных классов и средних слоев связана с сущ-ем соц. групп, различ-ся по основным признакам своего классового положения, но сходных по хар-ру трудовой дея-ти, формам ее организации и другим хар-кам.
Классовое положение чел-ка влияет на все стороны его общественного бытия и, следовательно, на его сознание, отражающее это бытие, его пси-ию. Это влияние осущ. посредством двух тесно связанных м\у собой мех-ов: во-первых, через личный жизненный опыт чел-ка, зависящий от соц.-экон-их условий жизни класса, к которому этот чел-к принадлежит; во-вторых, через личное общение, большая часть кот. проходит в вполне определенной соц. среде с четко выраженными классовыми особенностями. Эта соц. среда окружает индивида уже с первых шагов формирования его сознания. Факт принадлежности людей к классу отнюдь не означает прямой и однозначной соц. обусловленности их псих-ой жизни. Соц. среда, отражаемая сознанием, включает в себя не только условия жизни данного класса, но и всю совокупность объективных условий общественной жизни, хар-их данную общественно-экономическую формацию. Как следствие, пси-я рабочего определяется не только фактом принадлежности к рабочему классу, но и тем, в условиях какого общества он живет. Кроме того, воплощая особенности каждой формации и условия жизни каждого класса внутри нее, пси-я носит конкретно-исторический характер: на нее накладывает отпечаток уровень экономического, социального и культурного развития общества.
Классовая пси-я не аморфна. Она может претерпевать опред. изменения под влиянием исторически измен-ся условий жизни ее представителей, под воздействием соотношения классовых сил, изменения соц. базы, из кот. пополняется класс. Она может детерминироваться нац. традициями и привычками, пси-ей др. классов. Очень рельефно это прослеживается в периоды больших соц. потрясений.
Каждый чел-к индивидуален
и влияние положения класса на
его сознание преломляется через
опыт, особенности его хар-ра и
темперамента. Однако в индив. своеобразии
любого чел-ка в той или иной мере
проявляются общеклассовые
Ликвидация классовых конфликтов, классовых противоречий путем революционного уничтожения одного из классов, как показал социалистический опыт, не приводит к полной гармонии отношений м\у оставшимися соц. группами.
Соц. условия жизни класса
не создают всей совокупности псих-х
черт индивида, но они подавляют
одни черты, стимулируют развитие других
и тем самым формируют типичные
для данного класса черты личности.
Поэтому в общности пси-х черт,
типичных для представителей данного
класса, и выражается реальность классовой
пси-и. Последняя не является суммой
пси-х признаков и свойств
22. Психология этнических групп
Этнические группы относятся к большим социальным группам. Наиболее распространенная и изученная форма – нации. Родоначальником исследований а области этнических групп является В. Вундт («Психология народов»). Он предлагал в качестве метода исследования изучение мифов, обычаев, языка.
Наиболее разработанным является вопрос о психическом облике этнической группы, в структуре которого различают следующие стороны:
1) психический склад (национальный, или этнический характер, темперамент, традиции, обычаи);
2) эмоциональная сфера (национальные, или этнические чувства).
Национальный характер проявляется, когда выступают не отдельные люди, а группы.
Национальный характер проявляется через различную деятельность, поэтому его можно исследовать через изучение продуктов деятельности, анализируя народное творчество и язык. Посредством языка происходит передача черт национального характера в процессе социализации.
Вопрос о выделении
национального темперамента и способностей
является спорным. Сторонники выделения
этнического темперамента говорят
о выявлении специфических
Выделение национальных способностей не оправдано, так как при равных культурных возможностях для реализации своего потенциала средние достижения членов каждой этнической группы примерно одинаковы.
По мнению Г. М. Андреевой, эмоциональная сфера включает этническую идентичность и этническое самосознание, которые определяют осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этого факта, т. е. восприятие и переживание культурных отличий своей группы от других.
Наличие таких качеств приводит к формированию этнических стереотипов, которые возникают вследствие ограниченности межэтнического общения. Если стереотип переходит в предубеждение, возникает этноцентризм – предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. При этом отношение к другим группам не обязательно носит характер враждебности, считает Т. Г. Стефаненко.
По мнению И. С. Кона, различия между этническими группами являются относительными и выступают как производные от определенных исторических условий, закрепленных в поколениях.
23.Психология толпы
Толпа - изначально неорганизованное,
или потерявшее организованность скопление
людей, не имеющее общей осознанной
цели, или утратившее ее, и, как правило,
находящееся в состоянии
1) По управляемости:
*стихийная .
*Ведомая (формирует лидер).
Организованная ( Г. Лебон, структура)
2)По характеру поведения людей: а)* пассивная (любопытство); * акт-ая (эмоц-ый заряд); б)
*Окказиональная (на основе любопытства)
*Конвенциональная (интереса к массовому развлечению)
*Экспрессивная (интерес + эмоц. отношение)
*Экстатическая (состоянием общего экстаза на основе заражения, секта)
*Действующая: агрессивная Т; паническая Т; стяжательская Т (обладание ценностью, место в автобусе); повстанческая Т (возмущения действиями властей).
3) По длительности: долговременный х-р (экон, пол., соц. фактор); ситуативный х-р
Соц-психологические
Осн. мех-мы формирования и разв-я ее специфических кач-в — циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение) и слухи.
Этапы форм-ния:
1. Образование ядра (причина,
зачинщик)
2. Процесс кружения.
3. Нового общего объекта внимания.
4. Активизация индивидов через возбуждение.
Методы исследования: опрос, документы (газета).
МП – коллективное поведение
массы без любой очевидной
прямой или межличностной коммуникации
или взаимного влияния
Причем между
членами массы почти нет
МП (соц. пс-ии) = стихийное поведение. Анализ идет по направлениям:
1) детальное рассмотрение
конкретных практических
2) специальное рассмотрение основных, наиболее демонстративных форм проявления стихийного поведения: стихийная массовая паника; стихийная массовая агрессия.
Признаки стихийного МП: иррациональность; большое кол-во людей; одновременность; слабая структура.
25. МАССЫ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
Массы как носители массового сознания определяются с социологической точки Б.А. Грушиным как «ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)».