Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:36, курс лекций

Описание работы

1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.

Работа содержит 1 файл

пс-гия малых групп.docx

— 111.86 Кб (Скачать)

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на:

-большие и малые;

-устойчивые (постоянно функционирующие)  и неустойчивые (импульсные);

-сгруппированные и несгруппированные,  упорядоченные или неупорядоченные в пространстве;

-контактные и неконтактные (дисперсные);

-спонтанные, стихийно возникающие,  и специально организуемые;

-социально однородные  и неоднородные.

Однако это — теоретическое  разделение.

Конкретные наблюдения и  эмпирические исследования позволяют прийти к трем основным конкретным разновидностям «массы», встречающимся на практике. Во-первых, это толпа. Как писал Х.Ортега-и-Гассет: «Толпа — понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы».

Во-вторых, это так называемая «собранная публика» — от зрителей в театре до участников политических митингов: «скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом... сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики. ...под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дискуссия в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции».

Наконец, в-третьих, это «несобранная публика», к которой относится  часть электоральных масс, возникающих  под влиянием политической рекламы  или, что почти одно и тоже, масс поклонников кумиров современной музыки.

Все остальные виды масс носят еще более сложный и менее конкретный, скорее виртуальный, чем реальный характер.

О тотально-массовом, в рамках всего общества массовом сознании можно  говорить, лишь подразумевая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще захватывающее практически всех членов общества и приводящее их в том или ином измерении сознания к некоему «общему знаменателю». Пример такого рода демонстрирует проведенный в свое время К. Марксом анализ массовизации производительных сил, а вместе с этим и производственных отношений, и всей психики людей в ходе массовой промышленной революции.

Среди качеств массы в  качестве важнейших рассматриваются следующие. Во-первых, это статистичность— то есть, аморфность массы, ее несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов. Во-вторых, ее стохастичная, вероятностная природа, то есть открытость, размытость границ, неопределенность состава массы в количественном и качественном отношении. В-третьих ситуативность, временность ее существования. Наконец, в-четвертых, выраженная гетерогенность, разнородность состава массы.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые той или иной возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой.

Массовое сознание отличает, во-первых, обще-социальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность той или иной достаточно массовой общностью. В этом смысле, массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. Хотя массовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для зарождения и функционирования массового сознания как такового совершенно не обязательна совместная деятельность членов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления группового сознания.

Содержание массового  сознания может быть определено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты возникновения тех или иных значительных масс людей в рамках как отдельного общества, так и человеческой истории в целом.

 

26 Стихийные группы:психология  публики 

Стихийные группы-кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Члены:представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Организованность: может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно.Осознание цели: не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.

Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В закрытых помещениях публика называется аудиторией(например, лекционный зал). Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Действуют законы массы; достаточно какого-то инцидента, чтобы публика стала неуправляемой (страсти болельщиков на футболе и их последствия).

Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости.

Виды публики:

1.Собранная публика

Менее стихийный характер=> к собранной публике относятся  люди, испытывающие не только сходные  эмоциональные переживания, но и  просто интересующиеся одним и тем  же предметом. Это порождает определенный рациональный компонент, смягчающий влияние  чистых эмоций. Помимо общих эмоций, собранная публика отличается сходством  установок, ориентации и готовностью  к определенному типу действия.Однако часто психологические механизмы  поведения собранной публики  внешне могут приближать ее к толпе.

2. Несобранная  публика

Отсутствие контактной близости. Это скорее виртуальная, чем реальная общность, например, аудитория одних  и тех же средств массовой информации. Однако виртуальный характер собранной  публики может превращаться в  совершенно реальный, когда возникает  ситуация выбора, например, в ходе политических избирательных кампаний. Тогда ранее  только виртуальная близость порождает  реальное социально-политическое поведение.

27. механизмы общения:  заражение, подражание, внушение.

Фрейд считал, что за всеми  этими разными названиями стоит  «магическое слово «внушение». Г. Тард - «подражание». Г. Лебон говорил  о заражении и взаимном внушении отдельных лиц.

Таким образом, сложились  две основные линии объяснения механизмов того, как масса становится массой. Первая линия, идущая от Ш. Сигеле, Г. Лебоном опиралась на понятие «заражение». Вторая линия У. Макдауголла, 3. Фрейдом, на первое место ставила понятие «внушение». 
Заражение как механизм психологии массы

Самым простым было образное объяснение, по аналогии с заражением какими-то болезнями, например гриппом. Есть и другая, психологическая аналогия. Аналогично объяснялось распространение эмоциональных состояний в массе.

Г. Лебон в толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и  притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интересов общего. Макдауголл, заражение действует достаточно просто и вполне эффективно.

Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Заражение может обладать различной степенью произвольности.

Б. Ф. Поршнев считал заражение  важным, но далеко не первичным феноменом  в данном процессе. Базовая формула:

заражение = внушение + подражание.

Это означает, что наблюдаемое  со стороны заражение складывается из внешнего воздействия (внушение) заражающего  и внутренней реакции (подражание) заражающегося. 
 
Подражание как следствие заражения

Если один субъект (индивид, масса) заражает, то другой субъект (индивид) заражается и в результате начинает подражать тому, кто его заражал. Таким образом, заражение и подражание соотносятся как активная причина и пассивное следствие.

  1. простая имитация наблюдается в экстремальных ситуациях, когда сознание «отключается» либо по причине дефицита времени для осмысления ситуации и для принятия собственного решения.
  2. обыденное подражание часто наблюдается как результат действия повышенной «экономичности» сознания в бытовых, повседневных ситуациях.
  3. «уважительное» подражание достаточно очевидно в ситуациях повышенной значимости того, кому подражают.
  4. принижающее себя подражание является следствием ощущения недостаточности собственного опыта или неуверенности в своих силах в тех или иных ситуациях, в ситуации заниженной самооценки.
  5. расчетливое (хотя и необязательно осознанное) подражание вполне может быть связано с совпадением потребностей, интересов и целей подражающего с аналогичными характеристиками тех, кому он подражает.

 
Внушение  как следствие заражения

Внушение осуществляется почти только через посредство речи, т. е. его механизмом является слово. Внушение специфично только для человека.

Внушение - различные способы  вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям.

Путем внушения могут  быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения... В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации... Эффект внушения может возникать как следствие эмоционального заражения.

Успешность внушения связана с внушаемостью, как и  успешность заражения связана с готовностью к подражанию. «главный фактор — это авторитет внушающего в глазах внушаемого. Он складывается из двух сторон: уверенности внушающего в успехе своего воздействия и готовности внушаемого поддаться воздействию, т. е. его доверию и отсутствию каких-либо настораживающих "но"», самое главное — готовность внушаемого поддаться воздействию; «в конечном счете внушать людям можно только то, что в общем соответствует направлению их потребностей и интересов, их убеждений и воли...».

 

Внушение как  механизм психологии массы

Вторая линия формула:

внушение = заражение + подражание.

 
Заражение как  следствие внушения

Г. Лебона, заражаемость как свойство индивида в массе является лишь следствием его внушаемости. 3. Фрейд был убежден, что в массе индивид «не сознает своих действий. Как у человека под гипнозом, так и у него известные способности могут быть изъяты, а другие доведены до степени величайшей интенсивности. Под влиянием внушения он в непреодолимом порыве приступит к выполнению определенных действий. И это неистовство у него еще непреодолимее, чем у загипнотизированного, ибо равное для всех индивидов внушение возрастает в силу взаимодействия». Судя по всему, Фрейд считал, что Лебон «действительно признает состояние индивида в массе состоянием гипнотическим, а не только его с таковым сравнивает».

Б. Ф. Поршнев: «Эффект внушения зависит от авторитетности внушающего в данной среде, следовательно, от олицетворения в нем организованности, сплоченности коллектива».  
Подражание как следствие внушения

Для Поршнева роль гипнотической фигуры исполняло  нечто, названное им «авторитетом»  и связываемое с авторитарностью  как способом управления людьми. «Авторитет»  у Поршнева сплачивает массу, обеспечивает ее монолитное единство за счет использования определенных психологических механизмов. Фрейд же все время подчеркивал роль совершенно конкретных «гипнотизеров».

Частный случай внушения —  убеждение.

Убеждение, по мнению Поршнева, является словесно-логическим вариантом внушения — дополнительным, как бы вспомогательным механизмом формирования психологической массы, причем подходящим далеко не для всякой массы. Он полагал, что для современной ему общественной жизни более характерен отказ индивида поддаваться непроизвольному заражению, возникающему в результате внушения.

Развитый человек  нуждается в убеждении, а автоматическое заражение действует на него ослабленно или вовсе не действует. Однако когда это соответствует его убеждению, он может весьма охотно поддаваться заражающему действию данной человеческой среды.

Таким образом, попытки  выделения в качестве главного механизма  психологии масс какого-то одного феномена, заражения или внушения, подчинив ему остальные, представив их как  его следствия, нельзя считать абсолютно  достаточными. При этих двух подходах неоправданно принижается, а иногда и вообще игнорируется феномен подражания. Хотя многие из приведенных выше примеров контекстуально, иногда даже вне зависимости от желания авторов показывают, что именно подражание играет основную роль в формировании и функционировании массы. 
 
^Подражание как механизм психологии массы

Если заражение, внушение и убеждение носят в основном внешний характер, приходят к индивиду извне, то подражание относится к  внутреннему измерению его психики.

Подражание - воспроизведение индивидами, группами и массами воспринимаемого ими поведение других индивидов, групп и масс; следование какому-либо примеру, образцу. Эти два определения уже включают в себя и заражение, и внушение как обратные стороны этого феномена. Получается, что понятие «подражание» в содержательном плане включает их в себя.

Тард, подражание имеет три  основные формы. 1. подражание другому  человеку. 2. это подражание современным (мода) или привычным (традиции) образцам. 3. это подражание самому себе (привычка). Тард объяснял через феномен подражания практически все: язык, право, традиции и многие другие социальные явления.

Информация о работе Лекции по "Психологии"