Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:36, курс лекций

Описание работы

1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.

Работа содержит 1 файл

пс-гия малых групп.docx

— 111.86 Кб (Скачать)

Он полагал  также, что взаимодействие и единство индивидов есть важнейшая характеристика социальной группы.

  • Б. В. Беляев. -  необходимость изучения коллектива в тесной связи с социально-экономическими условиями жизни общества. Показав, что обладание средствами решения групповой задачи делает члена группы более властным, инициативным, настойчивым, т.е. усиливает его влияние в группе.  
  • А. С. Залужный - в его работах большое внимание уделено проблеме вожачества(лидерства). Им предложена типология вожаков (ситуативные и постоянные), проанализирована основная функция вожачества (организация и сплочение коллектива), вьщелены важнейшие качества вожаков (активность, опытность, высокий уровень умственного развития), описан один из механизмов вьщвижения вожака (благодаря обладанию значимыми в среде сверстников умениями), показана зависимость характера вожачества от уровня развития группы.
  • Д. Б. Эльконин - коллектив как социальная группа. Признаки: целевое единство, организованность, взаимопомощь, взаимозависимость и взаимоответственность.
  • Л. С. Выготский, писавший, что «в свободных детских коллективах... личность глубоко отсталого ребенка действительно находит живой источник развития и в процессе коллективной деятельности и сотрудничества поднимается на все более высокую ступень».
  • А. С. Макаренко!!! (30-40годы) -принцип деятельности (в практике А. С. Макаренко именно специально заданная общественно полезная, становящаяся затем и личностно значимой, совместная деятельность являлась фундаментом строительства коллектива, а последний рассматривался как субъект деятельности, управления, воспитания);

- принцип системности – кол. рассматривался как «социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость...»;

- принцип развития — «путь от диктаторского требования организатора до требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива», выделены стадии его развития, намечены перспективные линии жизни коллектива).

Богато представлена в  работах А. С. Макаренко феноменология  социальной группы:

Организация, структура и  управление, включая руководство; нормативная  регуляция поведения (в частности, посредством дисциплины и режима); сплоченность; мотивация (поощрения  и наказания); эмоциональные и  деловые («ответственная зависимость») отношения; 

С конца 50-х годов социально-психологические исследования в стране возобновились в статусе самостоятельных. Тем самым открылась новая глава в истории отечественной групповой психологии.

Первый этап (60-е годы). Шло активное ознакомление с зарубежным опытом изучения малых групп. Складываются социально-психологические центры, (вначале в Ленинграде, а затем в Москве, Курске, Минске и т.д)- проблематика малых групп и коллективов, функционирующих в сферах производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска и т.д.

Второй этап (70-е годы). Два крупных подхода: стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Проблематика отечественных исследований малых групп связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью, эффективностью и психотерапией.

Трети этап (80-е годы) продолжались и усиливались тенденции предыдущих лет. Монографии: руководству и лидерству; групповой интеграции и эффективности; социально-психологическому тренингу; психологическому климат; внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

Заключительный  период.  Тематика - педагогическое руководство, различные аспекты межличностных отношений в спортивных и ученических коллективах, коммуникативные процессы в малых экспериментальных группах, лидерство в детских группах, подбор и формирование управленческих команд, работа тренинговыми и психотерапевтическими группами.

В 90-е годы исследования, выявляющие особенности личности и поведения предпринимателей, менеджеров и других представителей сферы бизнеса, феноменами группового функционирования. Основные подходы к разработке групповой проблематики в современной отечественной психологии.  
- деятельностный подход;  
- социометрическое направление;  
- параметрическая концепция;  
- организационно-управленческий подход;  
- тренингово-терапевтическое направление.

 

4. Структурные  характеристики малой группы

Понятие «структура» теснейшим  образом сопряжено с понятием «система». В связи с этим М. С. Каган замечает, что «не существует бесструктурных систем и внесистемных структур». В социальной психологии принято выделять поуровневый и многомерный анализы групповой структуры.

Поуровневый анализ групповой структуры 

Поуровневое расположение систем отношений в малой группе схематически может быть описано следующим  образом: официальные отношения, неофициальные  деловые отношения, неофициальные  эмоциональные отношения.

Развернутая модель многоуровневой структуры межличностных отношений  представлена А. В. Петровским в его стратометрической концепции коллектива. Модель включает несколько слоев (страт), каждый из которых характеризуется определенным принципом построения межличностных отношений и соответственно своеобразием проявления тех или иных групповых феноменов и процессов. В качестве центрального (ядерного) звена берется сама предметная деятельность группы, ее содержательные общественно экономические и социально-политические характеристики. По существу данный слой определяет, как можно думать, своеобразие социальных (официальных) отношений в группе.

1 страта – отношение каждого члена группы к групповой деятельности.

2 страта – межличностные отношения, опосредованные содержанием групповой совместной деятельности.

3 страта – поверхностный слой межличностных отношений, применительно к которым ни одна из целей деятельности коллектива не выступает в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

Многомерный анализ групповой структуры (групповая структура как многомерное образование).

Основа анализа – фактор престижности занимаемых индивидами позиций в системах официальных и неофициальных внутригрупповых отношений. 

К основным структурным характеристикам  малой группы относятся: формально-статусное измерение; социометрическое измерение; групповые роли; модели коммуникативных сетей; позиции социальной власти; лидерство.

Формально-статусное  измерение дает представление о субординированности позиций индивидов в системе официальных отношений в малой группе и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании социальной организации.

Социометрическое  измерение является аналогом неформальной статусной структуры группы и характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений.

Групповая роль — элемент групповой структуры, тесно примыкающий к двум предыдущим ее измерениям: роль обычно трактуется как динамический аспект статуса, как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в группе. Общепринято выделять формальный и неформальные роли.

Модели коммуникативных  сетей – коммуникативное измерение групповой структуры, указывающее на субординированность позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной касающейся группы информации. Обладание информацией тесно связано с величиной официального статуса индивида в группе.

Позиции социальной власти отражают субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Феномен социальной власти означает актуальное влияние, оказываемое одним из членов группы на другого, а также контроль над другими людьми. Ученые называют пять типов социальной власти: вознаграждающая власть; наказывающая (или принуждающая) власть; легитимная власть; референтная власть; экспертная власть.

Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы, и направленный на достижение стоящих перед группой целей. В лидерстве отражена субординированность позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и, что весьма существенно, их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

 

5. Динамические  характеристики малой группы

МГ-немногочисленная по составу  группа, члены кот. объединены общей  соц. дея-ю и нах-ся в непосредственном личном общении, что явл. основой  для возникновения эмоц-ых отношений, груп-ых норм и груп-х процессов». «МГ-группа, в кот. обществ. отношения  выступают в форме непосредственных личных контактов». Численность МГ 3-8 - 15 чел-к.

Термин «групповая динамика»(ГД) мб употреблен различных значениях: *определенное направление исследования МГ в соц. пси-и, т.е. школа К. Левина; *обозначение опр. методик, кот. можно пользоваться при изучении МГ и кот. преимущественно были разработаны в школе Левина. «ГД» в данном случае — особый вид лаб. эксперимента, специально предназначенный для изучения груп. процессов. Выделяют 3 основных свойства группы: групповая динамика, групповая сплоченность, конформность.

 ГД – совокупность тех динам-х процессов, кот. одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и кот. знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. К процессам ГД относятся: руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование; выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление; и другие способы регуляции индивидуального поведения. Все эти процессы, фиксируют и обеспечивают пси-е изменения, происходящие в группе за время ее существования. Пси-е изменения в группе бывают обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями.

   Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Показателями ГС может быть уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, – чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; степень привлекательности (полезности) группы для ее членов -  чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, тем выше сила ее притяжения и сплоченности.

  Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность.

 

Вопрос 6. Модели развития малой группы в отечественной  психологии.

 

Начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отеч исследов пси трудовых коллективов выдел стадии 1вичного синтеза (дифференциации) и 2го(нтегрирования).

*Стратометрическая концепция А. В. Петровского: 1 критерий построения типологии групп- степень опосредованности межличн отношений содерж совместной деят. 2- обществен значимость деят-и. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме,+ и - полюсами кот являются соответственно коллектив (высокие +показатели по 2м критериям) и корпорация (высокий + показ.по1у и высок-- по 2му). В центре располаг диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения занимают просоциальная и асоциальная ассоциации.

*Концепция Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы харак-я как последоват смена стадий, различ степенью пси интегрированностисти в деловой и эмоц.сферах. Параметры развития гр.: -направленность (содержание гр. целей, мотивов и ценностей), -организованность, -подготовл.к выполнению совмест. деят, -интеллект, -эмоц. и волевая коммуникативность, -стрессоустойчивость.

Целостные хар-ки гр: сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагруп. и интергр. активность.

Низшие и высшие точки разв гр.:1)Конгламерат- неорганиз, нет совместной деят-ти, нет эмоц сферы. (Метро, очередь); 
2) номинальная. (Объед-е людей вокруг цели); 
3) гр-ассоциации – интеграция в сфере эмоц отношений, гр. норм, целей; 
4) гр-кооперации. Интеграция в сфере деловых отнош. Общая цель как своя собств; 
5) гр-автономии. Хар-я высоким внутр ед-вом как в сфере деловых, так и эмоц. отнош. 
6) гр-корпорации. Закрытая. Члены гр ориентированы на удовлетв. узких гр-х целей за счет общ-ва. Обособлены, высокая совместимость членов, лояльность, спец нормы и правила. 
7) коллектив – высшая форма развития соц общности. Един-о цели, высокая организация деят-ти, стремление к объедин. с др. гр.

*По Ухтомскому гр. различаются по степени интегрированности в эмоц и деловой сферах. Этапы жизни гр:- Образование гр;- Развитие и функционирование;- Стагнация (остановка развития);- Регресс (обратное движение от порядка к хаосу);- Распад.

Вывод: Динамика развития Мгр представляет собой сложный процесс, включ. как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном уровне и даже его снижения, что сопровождается внутригр. антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью как формами проявления дезинтеграции.

 

Вопрос 7. Модели развития малой группы (Мгр) в зарубежной психологии.

 

В западной соц. пси. существует большое кол-во моделей развития группы.  Обычно включают 3 этапа: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. 
*Модель развит Мгр - Б. Такмена, выделяет 2е основные сферы груп. жизнед-и:

Деловой активности - решение груп-й задачи. Стадии: 
1. ориентировка и поиск оптимального способа решения задачи; 
2. эмоцион. реакции и противод-у членов гр. требованиям, предъявл. к ним в связи с решением задачи; 
3. открытый обмен инфор-й с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив; 
4. принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

 Межличностной - развитие гр. струк-ы. Стадии: 
1. ориент-и членов гр. в хар-ре действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения; 
2. внутреннего конфликта; 
3. развития гр. сплоченности; 
4. образование ролевой структуры гр., соответств. содерж группов-й задачи.

Информация о работе Лекции по "Психологии"