Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:36, курс лекций
1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.
Он полагал также, что взаимодействие и единство индивидов есть важнейшая характеристика социальной группы.
- принцип системности – кол. рассматривался как «социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость...»;
- принцип развития — «путь от диктаторского требования организатора до требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива», выделены стадии его развития, намечены перспективные линии жизни коллектива).
Богато представлена в работах А. С. Макаренко феноменология социальной группы:
Организация, структура и управление, включая руководство; нормативная регуляция поведения (в частности, посредством дисциплины и режима); сплоченность; мотивация (поощрения и наказания); эмоциональные и деловые («ответственная зависимость») отношения;
С конца 50-х годов социально-психологические исследования в стране возобновились в статусе самостоятельных. Тем самым открылась новая глава в истории отечественной групповой психологии.
Первый этап (60-е годы). Шло активное ознакомление с зарубежным опытом изучения малых групп. Складываются социально-психологические центры, (вначале в Ленинграде, а затем в Москве, Курске, Минске и т.д)- проблематика малых групп и коллективов, функционирующих в сферах производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска и т.д.
Второй этап (70-е годы). Два крупных подхода: стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Проблематика отечественных исследований малых групп связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью, эффективностью и психотерапией.
Трети этап (80-е годы) продолжались и усиливались тенденции предыдущих лет. Монографии: руководству и лидерству; групповой интеграции и эффективности; социально-психологическому тренингу; психологическому климат; внутригрупповым и межгрупповым отношениям.
Заключительный период. Тематика - педагогическое руководство, различные аспекты межличностных отношений в спортивных и ученических коллективах, коммуникативные процессы в малых экспериментальных группах, лидерство в детских группах, подбор и формирование управленческих команд, работа тренинговыми и психотерапевтическими группами.
В 90-е годы исследования, выявляющие особенности
личности и поведения предпринимателей,
менеджеров и других представителей сферы
бизнеса, феноменами группового функционирования. Основные подходы
к разработке групповой проблематики
в современной отечественной психологии.
- деятельностный подход;
- социометрическое направление;
- параметрическая концепция;
- организационно-управленческий подход;
- тренингово-терапевтическое направление.
4. Структурные характеристики малой группы
Понятие «структура» теснейшим образом сопряжено с понятием «система». В связи с этим М. С. Каган замечает, что «не существует бесструктурных систем и внесистемных структур». В социальной психологии принято выделять поуровневый и многомерный анализы групповой структуры.
Поуровневый анализ групповой структуры
Поуровневое расположение систем отношений в малой группе схематически может быть описано следующим образом: официальные отношения, неофициальные деловые отношения, неофициальные эмоциональные отношения.
Развернутая модель многоуровневой
структуры межличностных
1 страта – отношение каждого члена группы к групповой деятельности.
2 страта – межличностные отношения, опосредованные содержанием групповой совместной деятельности.
3 страта – поверхностный слой межличностных отношений, применительно к которым ни одна из целей деятельности коллектива не выступает в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.
Многомерный анализ групповой структуры (групповая структура как многомерное образование).
Основа анализа – фактор престижности занимаемых индивидами позиций в системах официальных и неофициальных внутригрупповых отношений.
К основным структурным характеристикам малой группы относятся: формально-статусное измерение; социометрическое измерение; групповые роли; модели коммуникативных сетей; позиции социальной власти; лидерство.
Формально-статусное измерение дает представление о субординированности позиций индивидов в системе официальных отношений в малой группе и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании социальной организации.
Социометрическое измерение является аналогом неформальной статусной структуры группы и характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений.
Групповая роль — элемент групповой структуры, тесно примыкающий к двум предыдущим ее измерениям: роль обычно трактуется как динамический аспект статуса, как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в группе. Общепринято выделять формальный и неформальные роли.
Модели коммуникативных сетей – коммуникативное измерение групповой структуры, указывающее на субординированность позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной касающейся группы информации. Обладание информацией тесно связано с величиной официального статуса индивида в группе.
Позиции социальной власти отражают субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Феномен социальной власти означает актуальное влияние, оказываемое одним из членов группы на другого, а также контроль над другими людьми. Ученые называют пять типов социальной власти: вознаграждающая власть; наказывающая (или принуждающая) власть; легитимная власть; референтная власть; экспертная власть.
Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы, и направленный на достижение стоящих перед группой целей. В лидерстве отражена субординированность позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и, что весьма существенно, их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.
5. Динамические характеристики малой группы
МГ-немногочисленная по составу
группа, члены кот. объединены общей
соц. дея-ю и нах-ся в непосредственном
личном общении, что явл. основой
для возникновения эмоц-ых отношений,
груп-ых норм и груп-х процессов».
«МГ-группа, в кот. обществ. отношения
выступают в форме
Термин «групповая динамика»(ГД) мб употреблен различных значениях: *определенное направление исследования МГ в соц. пси-и, т.е. школа К. Левина; *обозначение опр. методик, кот. можно пользоваться при изучении МГ и кот. преимущественно были разработаны в школе Левина. «ГД» в данном случае — особый вид лаб. эксперимента, специально предназначенный для изучения груп. процессов. Выделяют 3 основных свойства группы: групповая динамика, групповая сплоченность, конформность.
ГД – совокупность тех динам-х процессов, кот. одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и кот. знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. К процессам ГД относятся: руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование; выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление; и другие способы регуляции индивидуального поведения. Все эти процессы, фиксируют и обеспечивают пси-е изменения, происходящие в группе за время ее существования. Пси-е изменения в группе бывают обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями.
Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Показателями ГС может быть уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, – чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; степень привлекательности (полезности) группы для ее членов - чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, тем выше сила ее притяжения и сплоченности.
Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность.
Вопрос 6. Модели развития малой группы в отечественной психологии.
Начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отеч исследов пси трудовых коллективов выдел стадии 1вичного синтеза (дифференциации) и 2го(нтегрирования).
*Стратометрическая концепция А. В. Петровского: 1 критерий построения типологии групп- степень опосредованности межличн отношений содерж совместной деят. 2- обществен значимость деят-и. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме,+ и - полюсами кот являются соответственно коллектив (высокие +показатели по 2м критериям) и корпорация (высокий + показ.по1у и высок-- по 2му). В центре располаг диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения занимают просоциальная и асоциальная ассоциации.
*Концепция Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы харак-я как последоват смена стадий, различ степенью пси интегрированностисти в деловой и эмоц.сферах. Параметры развития гр.: -направленность (содержание гр. целей, мотивов и ценностей), -организованность, -подготовл.к выполнению совмест. деят, -интеллект, -эмоц. и волевая коммуникативность, -стрессоустойчивость.
Целостные хар-ки гр: сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагруп. и интергр. активность.
Низшие и высшие
точки разв гр.:1)Конгламерат- неорганиз, нет
совместной деят-ти, нет эмоц сферы. (Метро,
очередь);
2) номинальная. (Объед-е людей вокруг цели);
3) гр-ассоциации – интеграция в сфере
эмоц отношений, гр. норм, целей;
4) гр-кооперации. Интеграция в сфере деловых
отнош. Общая цель как своя собств;
5) гр-автономии. Хар-я высоким внутр ед-вом
как в сфере деловых, так и эмоц. отнош.
6) гр-корпорации. Закрытая. Члены гр ориентированы
на удовлетв. узких гр-х целей за счет общ-ва.
Обособлены, высокая совместимость членов,
лояльность, спец нормы и правила.
7) коллектив – высшая форма развития соц
общности. Един-о цели, высокая организация
деят-ти, стремление к объедин. с др. гр.
*По Ухтомскому гр. различаются по степени интегрированности в эмоц и деловой сферах. Этапы жизни гр:- Образование гр;- Развитие и функционирование;- Стагнация (остановка развития);- Регресс (обратное движение от порядка к хаосу);- Распад.
Вывод: Динамика развития Мгр представляет собой сложный процесс, включ. как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном уровне и даже его снижения, что сопровождается внутригр. антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью как формами проявления дезинтеграции.
Вопрос 7. Модели развития малой группы (Мгр) в зарубежной психологии.
В западной соц. пси. существует
большое кол-во моделей развития
группы. Обычно включают 3 этапа: ориентировки
в ситуации, конфликта и достижения
согласия или равновесия.
*Модель развит Мгр - Б. Такмена, выделяет
2е основные сферы груп. жизнед-и:
Деловой активности - решение груп-й задачи. Стадии:
1. ориентировка и поиск оптимального способа
решения задачи;
2. эмоцион. реакции и противод-у членов
гр. требованиям, предъявл. к ним в связи
с решением задачи;
3. открытый обмен инфор-й с целью достижения
более глубокого понимания намерений
друг друга и поиска альтернатив;
4. принятие решения и активные совместные
действия по его реализации.
Межличностной
- развитие гр. струк-ы. Стадии:
1. ориент-и членов гр. в хар-ре действий
друг друга и поиск взаимоприемлемого
поведения;
2. внутреннего конфликта;
3. развития гр. сплоченности;
4. образование ролевой структуры гр., соответств.
содерж группов-й задачи.