Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:36, курс лекций
1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.
Проблема малой группы
является наиболее традиционной и хорошо
разработанной проблемой
Однако из того обстоятельства,
что феномен малой группы очевиден,
отнюдь не следует, что ее проблемы
относятся к простым в
В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно на факте простого присутствия других, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция).
Результаты исследования
таких "коактных" групп показали,
что в присутствии других людей
возрастает скорость, но ухудшается качество
действий индивида (даже если условиями
эксперимента снимался момент соперничества).
Эти результаты были интерпретированы
как возникновение эффекта
Второй этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так, в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Так средняя скорость решения задач группой была сопоставлена со средней скоростью решения тех же задач, выполняемых индивидуально, и результат получился в пользу группы. При более детальном анализе, правда, было выявлено, что результаты зависят также и от характера деятельности, но эта идея не получила развития и твердо был установлен лишь факт, что важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто "соприсутствие" членов группы.
На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы.
Совершенствовались и
методы измерения различных групповых
характеристик. Вместе с тем обозначился
такой методологический принцип, как
отказ от выявления связи группы
с более широкими социальными
общностями, в которые она входит,
отсутствие вычленения ее как ячейки
социальной структуры, а значит, и
уход от решения вопроса о
Что же касается интереса социальной
психологии к малым группам, то он
настолько велик, что в каком-то
смысле всю традиционную социальную
психологию можно рассматривать
как социальную психологию малых
групп. Существует ряд причин, как
объективных, так и субъективных,
почему малая группа стала своеобразным
фокусом интереса социальной психологии.
М.Г.Ярошевский справедливо характеризует
причины этого явления как
моменты общей познавательной ситуации
в психологии XX в. (Ярошевский, 1974. С.
413).Во-первых, это общее усложнение
общественной жизни, вызванное усиливающейся
дифференциацией видов
Во-вторых, более специальной
причиной является тот факт, что
проблема малой группы оказалась
на перекрестке, который образован
пересечением психологии и социологии.
Поэтому образование социальной
психологии на стыке этих двух наук
"покрыло" собой прежде всего
именно данную сферу реальности. К
сказанному можно добавить еще и
третью причину – методологического
порядка. Сама специфика социально-
Все названные причины
обострения интереса к малым группам
имеют определенный резон. Однако при
некоторых условиях законный интерес
к малым группам перерастает
в абсолютизацию их значения. Таким
образом, ситуация в этой области
исследования весьма противоречива. С
одной стороны, поставлены многие действительно
важные вопросы, проведены сотни
часто весьма интересных и изощренных
в техническом отношении
В частности, до сих пор
является дискуссионным вопрос о
самом определении малой
Вопрос 2. История исследования малых групп в зарубежной социальной психологии.
Ранние
этапы. 1897 г. амер психолог
Н. Триплет опубликовал результаты эксперимент
исследования, в кот сравнивал эффективность
индивид действия, выполняемого в одиночку
и в условиях груп. По мнению Ф. Оллпорта,
это была1я эксперимент проблема соц пси:
«Какие изменения происх во всяком отдельном
действии индивидуума, когда присутст.
др люди?».
В 20-е годы.
в Германии В. Мёде, начинал эксперименты
еще в 1913 г. в Лейпциге, и в США Ф. Оллпорт
продолжили линию исследований, начатую
Н. Триплетом. Кроме того, Ф. Оллпорт сформулировал
весьма своеобразное понимание группы:
"реально сущ лишь отдельные индивидуумы;
гр. трактовались как совокупность идеалов,
представлений и привычек, повторяющихся
в каждом индивид сознании и сущ только
в этих сознаниях».
30
– нач 40-х г. - проводятся эксперимент
исследов. в лабораторных и полевых условиях.+
первые серьезные попытки разработки
теории груп. поведения. М. Шериф проводит
изобретательные лабор. эксперименты
по изучению груп. норм, а Т. Ньюком исслед
аналогичную проблему в полевых условиях.
Изучаются Мгр в промышленности, оформляется
социометрическое направление исследования
групп. В течение нескольких лет Р. Уайт
посредством метода включенного наблюдения
реализует программу изучения «живых»
групп в трущобах большого города, очерчивая
контуры интеракционистского подхода
к изучению групповых процессов. Окончательно
складывается печально известная «теория
черт» лидерства или, в более точном значении,
руководства, но одноврем. Особый вклад
внес К. Левин, эмигрировавший в начале
30-х гг. в США из фашистской Германии, стал
основопол. научного направления, «груп.
динамика». Под его руководством проведены
опыты Р. Липпитта и Р. Уайта по изучению
груп. атмосферы и стилей руководства
и оригинальное исследование изменения
стандартов группового поведения в процессе
дискуссии. Одним из первых он подверг
рассмотрению пси. феномен социальной
власти (влияния), внутри групповые конфликты,
динамику групповой жизни. При этом он
подчеркивал необходимость работы с естественными
группами в реальных ситуациях их жизни,
полагая, что таким образом открывается
возможность действительной проверки
валидности теорет. положении и нахождения
путей решения различных практических
проблем.
Послевоенное
вр. 2МВ явилась переломным моментом
в развитии пси Мгр за рубежом. Первое
послевоен. двадцатил - период безмятежного
развития и надежд, , оформились основные
направления исслед Мгр, сложились важнейшие
теорет подходы, а эксперимент. парадигмы
достигли высокой степени совершенства.
Нач 80-х,
Д. Макгрет и Д. Кравитц указ. на рост исследований
Мгр в полевых условиях, в кач-ве +факта
последних лет, использ.математ. моделей
и компьютерного моделир.
Подходы:
*Теор поля.
Основыв. на тезисе Курта Левина: "поведение
личн есть продукт поля взаимозависимых
детерминант". Дала импульс к разработке
частных теор груп.пси: т.сплоченности;
т. соц власти; т. соперничества-сотрудн;
т. образования гр; т. внутригр давления;
т. груп. притязаний.
*Интеракционистская
концепц. Суть - гр. есть система
взаимодейст-х индивидов, функционир.
кот описывается 3понятиями: индивидуальная
активность, взаимод-е, отношение.
*Теор.систем.
Группа рассм.я как открытая система взаимосвязанных
позиций и полей. Акцент на групповых «входах»
и «выходах».
*Социометрическое
направ. Представляет гр через анализ
внутригр. отношений.
*Психоаналитическая
ориентация. Базируется на идеях 3.
Фрейда, фокусируя вним. на мотивационных
и защитных мех-х личности.
*Общепсихологич
подход. Предполаг, что многие представления
о чел-м повед, накопленные в общей пси,
применимы в анализе груп действия и ряда
индивид процессов - научения, явлен когнитивной
сферы, мотивации.
*Эмпирико - статистическое
направл. Главные понятия теор.групп
определяются результатами статистических
процедур. =>Р. Кэттел предложил одну
из теорий груп. поведения.
* Формально
- модельный подход. Основа - формальное
моделирование гр. поведения с использованием
математ аппарата теор.моделей и теор..множеств.
*Теор. подкрепления.
Основа - концепц Скиннера об оперантном
обусловливании. Поведение индивидов
в груп. есть функция 2х перемен: вознаграждений
(+подкрепл) и расходов, наказаний (- подкр).
Вывод: Преобладающая
на сегодня за рубежом тенденция состоит
в интеграции и взаимопроникн. подходов,
в стирании строго очерченных концепт-х
рамок, в разработке локальных теоретич.
конструкций, не претендующих на широкие,
общегруп-е обобщения. Но объясняющие
узкий круг эмпирических фактов, относящихся
к тому или иному отдельному груп. феномену,
реже – к нескольким.
№3 История социально-
Ранние этапы. В нашей стране М.Г. рассматривалась, как — коллективов (заметим, что в данном случае речь идет об обиходной трактовке коллектива как аналога социальной.
Конкретные эмпирические факты, характеризующие групповое поведение людей в боевых армейских условиях, содержатся и в публикациях ряда авторов — участников русско-японской войны 1904—1905 гг. Но все же это были довольно-таки случайные работы, не оказавшие сколько-нибудь значительного влияния на складывание интересующей нас исследовательской области.