Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:36, курс лекций

Описание работы

1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.

Работа содержит 1 файл

пс-гия малых групп.docx

— 111.86 Кб (Скачать)
  1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении  личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая  группа "схватывается" как та первичная  среда, в которой личность совершает  свои первые шаги и продолжает далее  свой путь развития. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через  них получает первую информацию о  внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен  малой группы лежит на поверхности  и непосредственно дан социальному  психологу как предмет анализа,

Однако из того обстоятельства, что феномен малой группы очевиден, отнюдь не следует, что ее проблемы относятся к простым в социальной психологии. Прежде всего и здесь  так же весьма остро стоит вопрос, какие же группы следует рассматривать  в качестве "малых". Иными словами, необходимо ответить на вопрос о том, что такое малая группа и какие  ее параметры подлежат исследованию в социальной психологии? Для этой цели полезно обратиться к истории  изучения малых групп. Эти исследования прошли ряд этапов, каждый из которых  привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности.

В самых ранних исследованиях, а они были проведены  в США в 20-е гг. XX века, выяснялся  вопрос о том, действует ли индивид  в одиночку лучше, чем в присутствии  других, или, напротив, факт присутствия  других стимулирует эффективность  деятельности каждого. Акцент делался  именно на факте простого присутствия  других, а в самой группе изучалось  не взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция).

Результаты исследования таких "коактных" групп показали, что в присутствии других людей  возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если условиями  эксперимента снимался момент соперничества). Эти результаты были интерпретированы как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида оказывали влияние  сам вид и "звучание" других людей, работающих рядом над той  же самой задачей. Этот эффект получил  название эффекта социальной фацилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других облегчает  действия одного, способствует им. В  ряде экспериментов было, правда, показано наличие и противоположного эффекта  – известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия  других, что получило название эффекта  социальной ингибиции. Однако гораздо  большее распространение приобрело  изучение именно социальной фацилитации, и главным итогом первого этапа  исследований малых групп было открытие именно этого явления.

Второй этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так, в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях  решения задач группа совершает  меньше ошибок, демонстрирует более  высокую скорость их решения и  т.д. Так средняя скорость решения  задач группой была сопоставлена со средней скоростью решения  тех же задач, выполняемых индивидуально, и результат получился в пользу группы. При более детальном анализе, правда, было выявлено, что результаты зависят также и от характера  деятельности, но эта идея не получила развития и твердо был установлен лишь факт, что важным параметром групповой  деятельности является именно взаимодействие, а не просто "соприсутствие" членов группы.

На третьем этапе исследования малых групп стали значительно  более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в  группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы.

Совершенствовались и  методы измерения различных групповых  характеристик. Вместе с тем обозначился  такой методологический принцип, как  отказ от выявления связи группы с более широкими социальными  общностями, в которые она входит, отсутствие вычленения ее как ячейки социальной структуры, а значит, и  уход от решения вопроса о содержательной стороне тех социальных отношений, которые даны в малой группе. Именно по этим параметрам подход к исследованию малых групп в европейской традиции социального психологического знания принципиально отличается от подхода, свойственного ранней американской социальной психологии.

Что же касается интереса социальной психологии к малым группам, то он настолько велик, что в каком-то смысле всю традиционную социальную психологию можно рассматривать  как социальную психологию малых  групп. Существует ряд причин, как  объективных, так и субъективных, почему малая группа стала своеобразным фокусом интереса социальной психологии. М.Г.Ярошевский справедливо характеризует  причины этого явления как  моменты общей познавательной ситуации в психологии XX в. (Ярошевский, 1974. С. 413).Во-первых, это общее усложнение общественной жизни, вызванное усиливающейся  дифференциацией видов человеческой деятельности, усложнением общественного  организма. Сам факт включенности людей  в многочисленные образования по видам их деятельности, по характеру  их общественных связей становится настолько  очевидным, что требует пристального внимания исследователей. Можно сказать, что роль малых групп объективно увеличивается в жизни человека, в частности, потому, что умножается необходимость принятия групповых  решений на производстве, в общественной жизни и т.д.

Во-вторых, более специальной  причиной является тот факт, что  проблема малой группы оказалась  на перекрестке, который образован  пересечением психологии и социологии. Поэтому образование социальной психологии на стыке этих двух наук "покрыло" собой прежде всего  именно данную сферу реальности. К  сказанному можно добавить еще и  третью причину – методологического  порядка. Сама специфика социально-психологического знания как бы оправдывает преувеличенный интерес к малой группе. Потребность  в получении все более точных фактов, успехи экспериментального метода в других отраслях психологии заставляют социальную психологию искать такой  адекватный объект, где были бы приложимы  экспериментальные методы, в частности  метод лабораторного эксперимента. Малая группа оказалась той самой  единицей анализа, где более всего  возможен и уместен эксперимент, что как бы "помогло" социальной психологии утвердить свое право  на существование в качестве экспериментальной  дисциплины.

Все названные причины  обострения интереса к малым группам  имеют определенный резон. Однако при  некоторых условиях законный интерес  к малым группам перерастает  в абсолютизацию их значения. Таким  образом, ситуация в этой области  исследования весьма противоречива. С  одной стороны, поставлены многие действительно  важные вопросы, проведены сотни  часто весьма интересных и изощренных в техническом отношении экспериментов, изучены в деталях многочисленные процессы и эффекты малых групп. С другой стороны, – не говоря уже  об отсутствии интеграции этих данных, об отсутствии адекватных теоретических  схем, – многие элементарные вопросы  оказываются нерешенными. Это часто  коренные проблемы, определение исходных принципов, так что отсутствие ясности  по ним представляется даже парадоксальным в условиях бесконечного множества  проведенных исследований.

В частности, до сих пор  является дискуссионным вопрос о  самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке (а следовательно, о принципах  выделения малых групп). Также  не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и  верхнем пределах. Одна из причин этого  заключается, несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода; проблема малой группы в равной степени  интересует представителей разных теоретических  ориентации, а пестрота и противоречивость интерпретаций стимулирует, по-видимому, сохранение белых пятен в самых  кардинальных частях разработки проблемы. Таким образом, ситуация, с которой  столкнулась социальная психология, требует серьезного пересмотра положения  в области, казалось бы, детально разработанной.

 

Вопрос 2. История  исследования малых групп в зарубежной социальной психологии.

 

Ранние  этапы. 1897 г. амер психолог Н. Триплет опубликовал результаты эксперимент исследования, в кот сравнивал эффективность индивид действия, выполняемого в одиночку и в условиях груп. По мнению Ф. Оллпорта, это была1я эксперимент проблема соц пси: «Какие изменения происх во всяком отдельном действии индивидуума, когда присутст. др люди?».  
      В 20-е годы. в Германии В. Мёде, начинал эксперименты еще в 1913 г. в Лейпциге, и в США Ф. Оллпорт продолжили линию исследований, начатую Н. Триплетом. Кроме того, Ф. Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы: "реально сущ лишь отдельные индивидуумы; гр. трактовались как совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивид сознании и сущ только в этих сознаниях».      

30 – нач 40-х г. - проводятся эксперимент исследов. в лабораторных и полевых условиях.+ первые серьезные попытки разработки теории груп. поведения. М. Шериф проводит изобретательные лабор. эксперименты по изучению груп. норм, а Т. Ньюком исслед аналогичную проблему в полевых условиях. Изучаются Мгр в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп. В течение нескольких лет Р. Уайт посредством метода включенного наблюдения реализует программу изучения «живых» групп в трущобах большого города, очерчивая контуры интеракционистского подхода к изучению групповых процессов. Окончательно складывается печально известная «теория черт» лидерства или, в более точном значении, руководства, но одноврем. Особый вклад внес К. Левин, эмигрировавший в начале 30-х гг. в США из фашистской Германии, стал основопол. научного направления, «груп. динамика». Под его руководством проведены опыты Р. Липпитта и Р. Уайта по изучению груп. атмосферы и стилей руководства и оригинальное исследование изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии. Одним из первых он подверг рассмотрению пси. феномен социальной власти (влияния), внутри групповые конфликты, динамику групповой жизни. При этом он подчеркивал необходимость работы с естественными группами в реальных ситуациях их жизни, полагая, что таким образом открывается возможность действительной проверки валидности теорет. положении и нахождения путей решения различных практических проблем.  
            Послевоенное вр. 2МВ явилась переломным моментом в развитии пси Мгр за рубежом. Первое послевоен. двадцатил - период безмятежного развития и надежд, , оформились основные направления исслед Мгр, сложились важнейшие теорет подходы, а эксперимент. парадигмы достигли высокой степени совершенства. 
Нач 80-х, Д. Макгрет и Д. Кравитц указ. на рост исследований Мгр в полевых условиях, в кач-ве +факта последних лет, использ.математ. моделей и компьютерного моделир.

Подходы:

*Теор поля. Основыв. на тезисе Курта Левина: "поведение личн есть продукт поля взаимозависимых детерминант". Дала импульс к разработке частных теор груп.пси: т.сплоченности; т. соц власти; т. соперничества-сотрудн; т. образования гр; т. внутригр давления; т. груп. притязаний. 
*Интеракционистская концепц. Суть -  гр. есть система взаимодейст-х индивидов, функционир. кот описывается 3понятиями: индивидуальная активность, взаимод-е, отношение. 
*Теор.систем. Группа рассм.я как открытая система взаимосвязанных позиций и полей. Акцент на групповых «входах» и «выходах». 
*Социометрическое направ. Представляет гр через анализ внутригр. отношений. 
*Психоаналитическая ориентация. Базируется на идеях 3. Фрейда, фокусируя вним. на мотивационных и защитных мех-х личности.  
*Общепсихологич подход. Предполаг, что многие представления о чел-м повед, накопленные в общей пси, применимы в анализе груп действия и ряда индивид процессов - научения, явлен когнитивной сферы, мотивации. 
*Эмпирико - статистическое направл. Главные понятия теор.групп определяются результатами статистических процедур. =>Р. Кэттел предложил одну из теорий груп. поведения. 
* Формально - модельный подход. Основа - формальное моделирование гр. поведения с использованием математ аппарата теор.моделей и теор..множеств. 
*Теор. подкрепления. Основа - концепц Скиннера об оперантном обусловливании. Поведение индивидов в груп. есть функция 2х перемен: вознаграждений (+подкрепл) и расходов, наказаний (- подкр).  
      Вывод: Преобладающая на сегодня за рубежом тенденция состоит в интеграции и взаимопроникн. подходов, в стирании строго очерченных концепт-х рамок, в разработке локальных теоретич. конструкций, не претендующих на широкие, общегруп-е обобщения. Но объясняющие узкий круг эмпирических фактов, относящихся к тому или иному отдельному груп. феномену, реже – к нескольким.

 

№3 История социально-психологических  исследований малой группы. История  отечественных исследований малой  группы

Ранние этапы. В нашей стране М.Г. рассматривалась, как — коллективов (заметим, что в данном случае речь идет об обиходной трактовке коллектива как аналога социальной.

Конкретные эмпирические факты, характеризующие групповое  поведение людей в боевых армейских  условиях, содержатся и в публикациях  ряда авторов — участников русско-японской войны 1904—1905 гг. Но все же это были довольно-таки случайные работы, не оказавшие сколько-нибудь значительного  влияния на складывание интересующей нас исследовательской области.

  • Решающую роль в становлении изучения группового поведения людей в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В. М. Бехтерева, в 1910 г. первым в русской психологической науке сформулировавшего предмет и задачи социальной психологии. Его мысли о группе: 
    - о функции коллективных целей как интеграторе коллектива, условии его единения и сплочения; 
    - о факторах согласования индивидуальных и выработки коллективных действий, это взаимоподражание, взаимовнушение и индукция); 
    - о возникновении специфически коллективного образования — «соборного ума», влияющего на индивидуальную творческую активность членов коллектива;  
    - о типологии коллективов; о повышении мотивации коллективной трудовой деятельности путем, в частности, введения в нее соревновательного момента.

Информация о работе Лекции по "Психологии"