Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:36, курс лекций

Описание работы

1. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.

Работа содержит 1 файл

пс-гия малых групп.docx

— 111.86 Кб (Скачать)

У. Макдауголл настаивал  на врожденном характере подражания, считая его одной из форм духовного  взаимодействия людей, наряду с симпатией  и внушением. Фундаментальную основу изучения подражания составило исследование И. П. Павловым условных и безусловных  рефлексов, взаимодействия первой и  второй сигнальных систем. В работах  Л. С. Выготского подражание рассматривается как один из важнейших факторов развития высших форм поведения человека, особенно в онтогенетическом развитии.

Сам феномен подражания в социально-психологическом смысле — это в большей или меньшей  степени осознанное и буквальное следование чужим поведенческим  образцам, воспроизведение воспринимаемого поведения. Понятно, что подражание бывает осознанным или неосознанным; буквальным (простая репродукция) или относительно творческим; полным или частичным; добровольным или принудительным и т. д. Особенностью подражания как феномена психологии масс является то, что оно возникает, как правило, при определенном снижении уровня индивидуального сознания.

 

28. Ситуационный  подход в исследовании межгрупповых  отношений

 

Межгрупповые  отношения - совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное восприятие многообразных связей, возникающих между социальными группами.

 

Проблемой межгрупповых конфликтов занимался М.Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном  конфликте целей и интересов  различных групп, неизбежно возникающем  в ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп. Если организовать между группами большое количество взаимодействий, то межгрупповые отношения  будут носить более благоприятный  характер, однако само взаимодействие не должно быть конфликтным.

 

Эксперимент, проведенный  М.Шерифом (1954) в американском лагере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (одна группа была названа «Орлы», другая «Гремучие змеи»). При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Замер отношений «бывших» групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью.

Важно подчеркнуть тот  принципиалный вклад, который был  сделан в изучение области межгрупповых отношений. В отличие от «мотивационных»  подходов, свойственных фрейдистским ориентированным исследователям, когда  центральным звеном оставалась отдельная  личность в ее отношениях с представителями  других групп, Шериф предложил собственно «групповой» подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Это было новым шагом в понимании межгрупповых отношений, но при предложенном понимании взаимодействия были утрачены чисто психологические характеристики — когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие различные аспекты этого взаимодействия.

 

29. Когнитивный  подход Г. Тэшфела.  
Изучая межгрупповую дискриминацию с Шерифом полемизирует Тэшфел по вопросу о том, что является причиной этих явлений. В эксперименте студентам показали две картины художников В. Кандинского и П. Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине. Затем разделили участников эксперимента на две группы. В одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как “сторонники” Кандинского и Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект “своих” и “чужих” и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе. Отсюда был сделан вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений - это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных когнитивных процесса:  
·социальную категоризацию,  
·социальную идентификацию,  
·социальное сравнение,  
·социальную (межгрупповую) дискриминацию.  
Социальная категоризация - это процесс группировки субъектом социальных объектов и явлений по их значению в системе действий, намерений и убеждений индивида. Социальная категоризация в межгрупповых отношениях есть частный случай классификации индивидом окружающей действительности, характеризующийся ярко выраженным положительным или отрицательным отношением субъекта к классифицируемым объектам, влиянием сформировавшихся у него ценностных ориентации.  
Социальная категоризация и идентификация немыслимы без постоянно сопутствующего им процесса социального сравнения. Характеристики группы, будь то социальный статус, экономическое положение, цвет кожи или способность добиваться своих целей, обретают значимость большей частью в ценностно насыщенном сопоставлении с другими группами.  
В силу ряда причин группы стремятся фиксировать и поддерживать свое позитивное отличие от других групп. Эту функцию призваны выполнять различные психологические процессы, среди которых ведущую роль играет социальная стереотипизация. Они и обеспечивают то, что Тэшфел называет психологическим групповым отличием, или социальной дискриминацией.  
По мысли Тэшфела, независимо от объективных отношений, наличия или отсутствия противоречий между группами, факт группового членства сам по себе обуславливает развитие этих четырех когнитивных процессов, приводящих в конечном счете к межгрупповой дискриминации. Но оказывается опущенным вопрос о том, насколько адекватной является фиксация межгрупповых различий, то есть насколько воспринимаемые различия соответствуют действительному положению дел. 

 

30.Социальные движения.

Массовое  соц.движение- устойчивая широкая общность людей, осознающих соц.проблему, возникшую перед обществом, разделяющих единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и объединяющихся для определенных действий ради внесения в жизнь общества соответствующих изменений.

Классификации: *По цели:

-нормоориентированные, руководствующиеся утилитарными целями, н-р направленные на улучшение условий труда и повышение зар.платы;

-ценностноориентированные. Характерно развитые идеологии, содержащие обоснование их целей и методов, перспективные программы и харизматические лидеры.

*По отношению к фундаментальным  соц.ценностям:

-революционные, стремятся к полной отмене существующей системы ценностей;

-реформаторские, стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному ее функционированию.

*По отношению к религии:

-секулярные (или светские), отличающиеся программной антирелигиозностью и атеизмом.

-религиозные, отличаются стремлением возрождения или обновления людей изнутри.

*По Э. Гидденсу:

-демократические  движения, направленные на сохранение или защиту политических прав;

-рабочие (профсоюзные) движения, цель- контроль за рабочими местами, охрана экономических и трудовых прав работников, отстаивание более справедливого распределения экономической власти;

-экологические  движения, направленны на ограничение загрязнения природной среды и истребления живых существ;

-движения за мир, направленны на отказ от производства и испытания средств массового уничтожения, от силовых методов решения межнациональных конфликтов.

Ф-и: *познавательная функция: участвуя в соц. движении, люди получают новую социально-политическую картину мира и информацию;*инструментальная функция: в движении люди обычно быстро овладевают новыми для себя способами активного влияния на социально-политическую жизнь, овладевают новыми поведенческими навыками;*идеологическая функция: взамен прежних, старых утраченных иллюзий, люди обретают новые верования и убеждения.

Механизмы присоединения: 
1)теория относительной депривации – ч-к испытывает потребность достижения цели не в том случае, когда он  абсолютно лишен какого-то блага (права, ценности), а только тогда, когда он этого лишен частично и может сравнить свое положение с положением других.

2) теория мобилизации  ресурсов – ч-к испытывает потребности идентифицироваться с группой, ощутить себя ее частью и тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы.

Важным является вопрос о характеристике лидера массового движения: кроме умения наиболее полно выражать и отстаивать цели движения, он должен и чисто внешне импонировать большинству членов движения. Имидж лидера должен быть предметом его повседневного внимания. Прочность позиции и авторитета лидера обеспечивает успех движения.

Мотивы  участия в движении:

*Эмоционально-аффективная  мотивация.- Цель: эмоциональное соучастие в тех акциях и действиях, которые устраивает движение. Их привлекают яркие лозунги, видные лидеры, митинги и демонстрации. Стремятся в движение, чтобы компенсировать эмоциональный дефицит. Они составляют большинство в любом движении. Эти люди никогда не будут учить уставы и изучать программы движений.

*Ценностно-рациональная  мотивация. Осознанный, рациональный выбор именно ценностей и идеалов, достижением которых занято данное движение. Такие люди - и есть «правящее меньшинство».

*Традиционные  цели. Люди идут в движение потому, н-р,что их родители, родственники, друзья и знакомые участвуют или участвовали в этом ему движении. Люди часто голосуют за кандидатов такого движения на выборах, потому что так было принято голосовать в их семье, среди знакомых.

*Рационально-преднамеренная  мотивация. Обычно сводится к личным выгодам, которые может обрести человек, вступив  в движение. Данная мотивация редко признается со стороны увлеченных ей людей - она или глубоко скрыта или рационализирована под ценностно-рациональную мотивацию, причем иногда неосознанно для самих людей.

 

31. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ  МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (МГО). ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ  ПОДХОД

История исследования псих-ой проблематики МГО не велика. Первые экспериментальные исследования были проведены М.Шерифом (1954) в американском лагере для подростков.

Эксперимент состоял  из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили  на две группы так, чтобы разрушить  естественно сложившиеся дружеские  отношения (одна группа была названа "Орлы", другая "Гремучие змеи"). При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей  стадии группам была задана различная  деятельность на условиях соревнования и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой  стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Замер  отношений "бывших" групп друг к другу на этой стадии показал, что  межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью.

Было выявлено, что источником меж.груп. враждебности или сотрудничества находятся в ситуации группового взаимодействия. «-»: утрачены псих. характеристики когнит-ые и эмоц-ые=>критика. Позднее А.Тэшфел изучал межгрупповую дискриминацию(фаворитизм к своей-враждебность к чужой). Выявляя причины данного явления показал, что установление позитивного отношения к своей группе выступает как универсальная константа МГО.

В эксперименте студентам  показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла  манера письма). Затем произвольно  разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто  зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую – те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как "сторонники" Кандинского  или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект "своих" и "чужих" и были выявлены приверженность своей  группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к  чужой группе. Это позволило Тэшфелу  заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере  взаимодействия, а в простом факте  осознания принадлежности к своей  группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

 МГО это преимущественно  когнитивная сфера, которая вкл. 4 основ.  процесса:*соц.идентификацию*соц.категоризацию*соц.сравнение*соц.дискриминацию.  Независимо от объективных отношений,  наличия или отсутствия противоречий  между группами факт группового  членства обуславливает развитие  этих процессов=>межгрупповая дискриминация.

МГО в рамках  деятельностного подхода

Данная проблема в отеч.псих. рассматривалась Агеевым. Отличие  от других подходов в том, что в  центре внимания не межгрупповые процессы и явления, а внутреннее отражение  этих процессов,т.е. когитив.сфера, связанная  с различными аспектами МГО. Соц-псих. анализ концентрирует внимание  на процессе  отношений, возникающих  в ходе взаимодействия между группами как внутренней псих-ой категории. В отличие от когнитивных ориентаций предполагается  не только связь субъектного отражения МГО с реальной деятельностью, но и детерминация всех его когнитивных процессов, сопровождающих эти отношения. Межгрупповое восприятие – групповое образование, обладающее 2-мя хар-ми:для группы-субъекта восприятия – «целостность» (все или не все думают о другой группе так-то) для группы-объекта восприятия – «унифицированность»(все или не все в другой группе такие-то). Образ другой группы форм-ся  непосредственно в зависимости от ситуации совметной межгрупповой деятельности. Межгрупповая деятельность может выступать как в форме непосредственного взаимодействия, так и в своих безличных формах (обмен ценностями культуры).

В серии экспериментов, выполненных  в рамках изложенного подхода, проверялось  предположение о зависимости  межгруппового восприятия, в частности, его адекватности, от характера совместной групповой деятельности.

Информация о работе Лекции по "Психологии"