Контрольная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

Данную практику я проходила в СОШ № 9 города Инта республики Коми, которая расположенной по адресу: р. Коми, г. Инта, ул. Горького, д. 8.

Полное наименование образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9». Учредитель образовательного учреждения: муниципальное образование городского округа «Инта» в лице администрации муниципального образования городского округа «Инта».

Администрация школы: директор - Пакшина Нина Петровна, заместитель директора по учебной части - Багаутдинова Галина Александровна, заместитель директора по учебной части - Борткевич Елена Григорьевна, заместитель директора по воспитательной работе - Бритвина Ирина Александровна, АХЧ - Сметанина Ольга Ивановна, секретарь - Кувшинова Светлана Сергеевна.

Работа содержит 1 файл

Практика по психологии школа.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

       Кроме того, мы провели более качественный анализ ответов ребенка (см. приложение 4) по данной методике и сделали ряд выводов:

        - ребенок положительно относится  к процессу обучения и учится  с определенной долей желания,  потому что обучение для него  не сложный процесс;

        - ребенок не страдает «вслух» от чрезмерной перегруженности и не переутомляется от перегрузок при обучении в школе, то есть девочка испытывает некоторое напряжение;

        - ребенок в достаточной степени  открыт для своих родителей  и получает от них должную  поддержку при возникновении проблем в учебном процессе;

        - отношения между учителем и  самой Настей складывают достаточно  доброжелательно и процесс взаимодействия  между ними всегда носит положительное  эмоциональное взаимоотношение;

        - в классе Алисия ощущает себя достаточно свободно, не имеет серьезных конфликтов с одноклассниками и обладает некоторым авторитетом среди сверстников.

       Для наиболее полного получения информации по данному вопросу мы использовали опросник  У.В. Кала, В.В. Раудика «Значимость  различных сфер жизни для учащихся школьного возраста», описание которой представлено в приложении (см. приложение 5).

       Данная  методика приемлема в данной ситуации, потому что ребенок все еще находится в пограничном возрасте между периодом дошкольного возраста и младшего школьного возраста, то есть возможны еще проявления кризиса 7 лет.

       В ходе обработки опросника получены следующие данные:

        - учебная деятельность, друзья, семья,  искусство, театр, литература  и музыка являются ведущими  среди иерархии сфер жизни,  то есть получили максимальное количество баллов (от 8 до 10), на низшей ступени, с достаточным разрывом между сферами находятся одежда, телевидение, кино, радио, которые получили меньшее количество балов (от 3 до 4 баллов).

       Среди пунктов, заполненных самостоятельно у ребенка  можно отметить наличие  познания нового и интересного, получение достаточной суммы знаний для дальнейшего роста и развития, что было уточнено при общении с ребенком. Это ценности так же находятся на высшей ступени иерархии (10 баллов);

       - эти показатели могут говорить о благоприятном развитии личности ребенка и полноценном ее формировании, что дает оптимальные возможности для самоутверждения личности.

     Таким образом, мы видим, что Алисия имеет вполне положительные отношения со всеми предметами образовательной программы, о чем свидетельствует не только успеваемость ребенка, но и отношение к каждому предмету, стремление к проявлению самостоятельности при его изучении.

     Таким образом, ребенок четко знает, что  необходимо ему в жизни и каким  образом этого добиться. Причиной такого отношения можно назвать статус семьи в обществе и значимость родителей для ребенка, их мнение и отношение к жизни, к самому ребенку.

6.Уровень  притязаний и самооценка

     О правильности выводов говорит так  же и наличие положительной и  вполне объективной, то есть адекватной самооценки ребенка о самой себе. Для подтверждения мы провели изучение самооценки при помощи методики «Изучение самооценки и ее адекватности» Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна (модификация А.М. Прихожан). Она широко представлена во многих источниках практической направленности.

     Ее  цель – изучение самооценки ребенка  и ее адекватности. При ее применении строятся определенные лестницы: здоровья, умственного развития, характера, умение все делать своими руками, внешность, уверенность в себе.

     Приведем  пример лестницы «здоровье» (см. приложение 6). А так же есть ряд вопросов для того, чтобы определить, понимает ли ребенок то, что он сейчас оценивает:

  1. Каких людей вы считаете здоровыми? Умными? С хорошим характером? И т.д.
  2. Каких людей вы считаете больными? Глупыми? С плохим характером? И т.д.
  3. Как вы понимаете здоровье? Ум? Характер? И т.д.
  4. Почему вы выбрали эту ступень лестницы «здоровье», лестницы «ум», лестницы «характер», лестницы «умение делать все своими руками», лестницы «внешность», лестницы «уверенность в себе»?
  5. Чего вам не хватает, чтобы быть здоровым, умным, с хорошим характером,  и т.д.?

     В целом можно отметить, что у  Алисии уровень притязаний практически полностью совпадает с уровнем развития самооценки, что ребенок объясняет тем, что она вполне счастлива, ощущает себя хорошо в том состоянии и с тем уровнем развития, что есть у нее сейчас. То есть, анализируя данные по методике, можно сказать, что Алисия в остаточной степени адекватно оценивает себя, и вполне объективно, так как показатели находятся на 4-5 ступенях «лестниц». При ответе на вопросы девочка давала достаточно обоснованные ответы, что говорит о понимании оцениваемых категорий, об основательном подходе к оцениванию.

     Кроме того, при обосновании ответов, касающихся здоровья ребенка заметно влияние мамы, воспитывающей Алисию в стиле общего укрепления организма через закаливание, активное катание на лыжах и бег и т.п., а так же активное влияние в работе по данному направлению самой школы, которая одной из задач своей работы выдвигает именно формирование ЗОЖ и ценностное к нему отношение.

     При анализе уровня притязаний по данной методике мы получили следующее: уровень  притязаний почти полностью совпадает  с самооценкой ребенка, несколько  превышая ее, что является вполне нормальным явлением, так как ребенку необходимо стремиться к чему-то более высокому, нежели имеющемуся здесь и сейчас.

     Таким образом, мы видим, что девочка хорошо адаптирована к жизни коллектива и к взаимоотношениям с учителем, умеет оценивать себя и свои возможности внутри данного коллектива, объективно относится и к другим детям, то есть вполне объективен.

7. Познавательная деятельность

     Следующим этапом при написании характеристики явился анализ познавательной деятельности. Для данного анализа необходим анализ успеваемости, который представлен выше, а так же анализ внеклассной работы ребенка, участие в конкурсах и т.д. Итак, Алисия Совкова вполне успевающий ребенок, имеющий стремление к процессу обучения, и достаточно хорошо  владеющий науками гуманитарного раздела.

     Девочка  не пропускает занятия, только по болезни. Ребенок достаточно дисциплинирован, о чем говорит отсутствие опозданий  на уроки и постоянное присутствие  сменной обуви, спортивной формы, наличие  учебников и тетрадей к каждому  предмету. Это все подтверждается не только самим ребенком, но и классным руководителем. Алисия не очень активна, что не мешает ей успешно учиться. Так как девочка не очень активна, но достаточно  инициативна, то она охотно принимает участие в различных мероприятиях внешкольного характера: это посещение выставок, киносеансов, участие в походе и т.п. мероприятиях.

     Алисия не значительно творческая личность с точки зрения педагога класса, так как она не очень охотно творит своими руками разнообразные поделки к праздникам, не стремится участвовать в постановке сценок и т.д.

     Кроме того, она не очень спортивный ребенок, так как Алисия не очень охотно занимается на уроках физкультуры, но при этом активно работает на занятиях по ритмике и работает на уроке по ЗОЖ. Кроме того, о достаточном развитии говорят и данные психолога школы, которые показывают наличие достаточно среднего, ближе к высокому уровня развития по таким познавательным процессам, как память, внимание, мышление, воображение, речь, восприятие, ощущение, особенно умение произвольно запоминать и умение синтезировать и делать выводы.

     В изучении данного вопроса помощь нам оказал педагог класса, данные наблюдений и диагностирование отдельных  параметров. Сенсорное развитие ребенка  находится на должном для данного  возраста уровне. С помощью методики изучения восприятия цвета (см. приложение 7) можно увидеть, что у Алисии восприятие цвета, знание всех цветов спектра и оттенков находится на высоком уровне. И это выражается в процессе рисования, в конструировании и на уроках труда. При изучении восприятия формы (см. приложение 8) было замечено, что зрительное и осязательное восприятие формы развито на высоком уровне. Изучение навыка ориентировки в пространстве (см. приложение 9) показало, что данный навык развит у девочки на среднем уровне. Недостатком является лишь то, что на начальном этапе ребенок однажды перепутала правую и левую стороны. В дальнейшем ориентировка на себе и в пространстве происходила безошибочно.

      Из  наблюдений за девочкой во время занятий в классе можно сделать вывод, что ее внимание находится на среднем уровне развития, в том числе и произвольное внимание. С помощью методик, направленных на диагностику внимания (см. приложение 10) получены следующие результаты: ребенок целенаправленно, заинтересованно фиксирует свое внимание. Показан высокий уровень наблюдательности, а также высокий уровень устойчивости и концентрации внимания. В целом, сопоставив данные всех проведенных методик, можно сделать заключение по результатам психодиагностического обследования свойств внимания:

  - уровень  развития внимания у ребенка  находится в рамках возрастной  нормы; во время обследования  наблюдалась достаточная устойчивость внимания, незначительная отвлекаемость от работы, средняя продуктивность.

     Благодаря результатам методики направленной на изучение непроизвольной и произвольной памяти (см. приложение 11) можно говорить о том, что у девочки непроизвольная и произвольная память развиты на высоком уровне. Объем непроизвольной активной памяти больше, чем объем непроизвольной пассивной памяти и больше, чем объем произвольной памяти. То есть ребенок запоминает лучше те предметы, с которыми взаимодействует.

     Познавательная  деятельность у Алисии развита хорошо, но не на самом высоком уровне, что подтверждается методикой «Нелепицы» (см. приложение 12). Хорошо развито наглядно-образное мышление, начинает развиваться образно-логическое мышление, что также подтверждается методикой «Что здесь лишнее?» (см. приложение 13). В результате данной методики получены данные о среднем уровне развития образно-логического мышления, о наличии хорошо развитых мыслительных операций анализа и синтеза.

     Из  наблюдений за ребенком сделан вывод, что речь девочки развита хорошо. Преобладает монологическая речь, которая  богата рассуждениями по поводу собственной  деятельности. Словарный запас, в сравнении с другими детьми, средний. Предложения строит правильно. Речь ребенка очень выразительная, яркая, не  монотонная.

     Воображение у девочки развито на высоком  уровне, что подтверждается наблюдениями  во время занятий в классе (изобразительная деятельность, музыкальное воспитание, трудовая деятельность). Алисия легко и оригинально составляет рассказы по картинкам, но не достаточно охотно.

     При дальнейшем изучении личности Алисии для написания характеристики на ребенка необходимо обратить внимание на интеллектуальное развитие ребенка. Рассмотрим методику Д. Векслера, состоящую из ряда субтестов. Так как в нашей характеристике нас больше интересует понимание ребенком социальных отношений, то мы коснемся именно субтеста № 2 (см. приложение 14).

     Проанализировав полученные данные, можно сказать, что  ребенок показал себя  в достаточной  степени знающей и понимающей девочкой, то есть она практически  правильно оценила большинство  высказываний, получив среднее количество баллов почти на каждый вопрос субтеста, показала  умение анализировать информацию и попытку анализа при отсутствии знания об объекте, правильного представления о чем-либо, не высказывая только умозаключения.

8. Особенности эмоционально-волевой  сферы

     Важно отметить, Алисия достаточно эмоционально реагирует на классный коллектив, испытывает определенную тревожность по отношению к детям (точнее, из-за отсутствия очень близких подруг в классе (кроме Алены и Маргариты), так как дети только собрались в единый классный коллектив и недостаточно хорошо друг друга знают), а так же желание получать значительную долю внимания от педагога класса. Следовательно, необходимо провести методику, направленную на изучение эмоционально-волевой сферы ребенка относительно класса и ощущения Алисии в данном классном коллективе. Для этого была использована методика «Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников» А.О. Прохорова и Г.Н. Генинга. При анализе данных ребенка было отмечено, что девочка при изображении настроения использовала красный цвет, свидетельствующий об определенной активности, при этом красный цвет перемежался желтого, который сам по себе свидетельствует об искренность и определенной радости.

Информация о работе Контрольная работа