Картина мира ребенка

Автор: Ирина Перевалова, 07 Июня 2010 в 16:52, реферат

Описание работы

Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы бываем удивительно слепы по отношению к жизни и культуре "племени детей". Нам взрослым кажется невероятно просто оценить, например, те усилия, которые нужно приложить, чтобы взять в руку ложку, или, допустим, точно определить, где край кровати и какое движение телом нужно сделать, чтобы не упасть. Для ребенка, который еще и понятия не имеет, что такое ложка и край, не говоря уже о более сложных вещах, это целая наука. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, а потом перевести его в знание.
Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути (разумеется, кроме родителей) оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Практически все мы в той или иной степени были когда-то причастны к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.

Содержание

Введение
Глава 1.Детская субкультура
1.1. Содержание, функции, значение в культуре.
1.2.УНИКАТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Глава 2.Значимость картины взрослого в развитии ребенка.
2.1. .Влияние взрослых и сверстников на формирование картины мира
ребенка
2.2. Информационная среда и ее влияние на эмоционально- смысловое
поле картины мира ребенка

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 354.00 Кб (Скачать)
 

 

Вероятно, потребует  специального исследования вопрос о  причинах столь парадоксальных выборов  самыми маленькими учащимися, проходящими обучение, кстати, с шести лет, - современных технократических ценностей вместо традиционно- детских, однако сам факт такого противопоставления в сознании детей заставляет задуматься. Ребенок, оказавшись (пусть в воображаемой ситуации) один на необитаемом острове (даже при отсутствии всяких опасностей), выбирает прежде всего для себя то, что более всего ему необходимо - оказывается, это компьютер как максимально отвечающий его потребности.

Если рассматривать  более укрупненные возрастные группы во временной динамике и по максимальным показателям % - не ниже 30-ти, то обобщенная картина “рая на необитаемом острове” может быть представлена в следующем виде: для второклассников - это мама, папа и компьютер, а остальное не важно; для семиклассников - это сверстник, мама, папа и телевизор; для девятиклассников - это сверстник, телевизор, книги, радио, мама.

Каким образом  представлены выделенные нами ценности, за которым стоят определенные потребности, в детской субкультуре сегодня в зависимости от поло- возрастных характеристик детей ? Напомним, что это за ценности:  

1 - социогенная ценность человеческого общения и взаимодействия (выбор мамы, папы и сверстника),  

2 - гедонистическая ценность удовольствия от игрушек и лакомств    (выбор игрушек, игр, сладостей и мороженого),  

3 - ценность познания, узнавания нового (выбор книг, журналов, газет и радио),

4 - ценность Экрана (выбор телевизора, “видика”, компьютера).

Анализ данных свидетельствует о том, что потребность в человеческом общении в целом оказывается преобладающей ценностью для детей, в особенности для подростков - семиклассников - с акцентом на потребности в общении со сверстниками, в то время как для второклассников - с акцентом на общении со взрослыми - родителями. Самыми низкими показателями являются показатели девятиклассников (для них оказывается более высокой ценность познания), причем менее всего на необитаемом острове пятнадцатилетние хотят видеть своих отцов.

Гедонистическая ценность лакомства и беззаботных  игр оказывается наименее выражена для всех возрастов и равномерно снижается от семилеток к пятнадцатилетним, в то время как ценность печатного слова и радио повышается с возрастом. 

Рис.  

Технократическая  ценность Экрана, содержание которой для нас остается загадкой, приобретает максимальное значение в самом нежном возрасте - у второклассников и преобладает над всеми другими ценностями в этом возрасте (!?)

Если говорить обобщенно о половой дифференциации, т.е. о мальчиках и девочках в о о б щ е, без возрастных различий, то оказывается что женский пол в целом более активно, чем мужской, выражает свои потребности - гедонистические,познавательные и более четко обозначает ценность общения и взаимодействия, в особенности с мамой, в то время мужской пол обнаруживает большую приверженность к технократическим ценностям Экрана.

Подводя итоги  исследованию, следует сказать, явление, обозначенное нами, как Экран, прочно вошло в образ жизни и сознание современного ребенка. Экран - это не только телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры это целая система глобального воздействия на многомиллионную детскую аудиторию. Что несет в себе Экран?

Во-первых, изменения  в системе ценностей - живое человеческое, непосредственное уступает место технократическому, опосредствованному (через Экран) общению и обучению, когда партнер как собеседник или учитель оказывается не нужен. Изменяются базовые потребности ребенка, такие, как потребность в игре, общении со взрослым и сверстником и др.

Во-вторых, Экран посредством оптических эффектов, клиповости и других приемов трансформирует традиционную детскую картину мира в иную (виртуальную) реальность, погружая ребенка в особые измененные состояния сознания. Можно сказать, что посредством Экрана ребенок э к р а н и р у е т с я от реального мира.

В третьих, Экран является конструктором “новой морали”, новых этических норм, новых этических норм, далеких от нравственых ценностей и христианских заповедей.

Перед началом  будущего тысячелетия мы действительно  стоим на пороге глобальных изменений системы социальных связей, установок, ценностей. Важнейшим фактором этих изменений оказывается Экран. Политолог А. Новиков назвал его Драконом - в шварцевском смысле, конечно. И в отличии от Китахары о котором я упоминала в начале, он не утверждает, а задает вопрос: “Станет ли ТВ новой религией. Новой идеологией - Драконом Будущего? То, что мы видим сейчас, есть лишь чешуи этого грядущего Дракона. Мы весело играем ими, катаемся на компьютерных горках виртуальной реальности, не сознавая размеров этого чудовища, не видя его лика, не ведая его предназначения...” [Новиков, 1997 с.126]. Отвечать на этот вопрос придется нашим детям.

Влияние Экрана на трансформации детской картины  мира особенно рельефно проявляется  в детских рисунках, в которых  часто независимо от заданной темы выступают запечатленные в сознании ребенка теле-экранные образы - (см. Приложение ). Экран как абстрактный взрослый (совокупный субъект) активно осуществляет «телеэкранную социализацию», трансформирует детскую картину мира, постепенно вытесняя традиционные формы и институты социализации современного ребенка, порождая квази отношения вместо гуманных отношений к миру. 

      Экран как воплощение информационной среды  является важнейшим агентом социализации в современной социальной ситуации развития ребенка. В настоящее время почти во всех странах мира существует проблема воздействия Экрана (телевизионного, видео и компьютерного) на психическое развитие и личность ребенка. Современная цивилизация по сути своей навязала ребенку Экран в качестве и средства развлечения и обучения, но более всего - как средство его отвлечения от взрослых.

В нашем исследовании мы использовали различные методические средства, позволяющие с различных  сторон проанализировать отношение  к Экрану как информационной среде в картине мира современного ребенка. Это традиционная анкета социологического плана, дополненная визуальной методикой «Руны», которые позволили сопоставить вербальные ответы с графическими символами - с одной стороны и увидеть различия/сходства представлений о месте Экрана в жизни современного ребенка у самого ребенка и его родителей.

Для современных подростков 12- 13 и 14- 15 лет предпочтительнее   инокультурные, прежде всего американские, образцы кино-, теле- и видеопродукции, чем отечественные кинофильмы и мультфильмы. Однако, судя по ответам вопросы анкеты, традиционные ценности общения со взрослыми (родителями) и сверстниками остаются превалирующими у подростков перед пассивным времяпрепровождением у экрана. С другой стороны, несмотря на доступность техники для большинства детей (ее наличие в доме), «компьютерная» или медиа-ориентация на приобретение оказывается все же преобладающей : для подарка дети выбирают именно технику, а не традиционные подарки типа игрушек, велосипеда, музыкального инструмента и пр.. Графический образ Экрана в сознании подростков представлен символами в основном позитивной модальности, порой амбивалентными с некоторыми вкраплениями тревожной символики.       

  В то же время графический образ Экрана у родителей оказался более благодушно- позитивным, чем у детей, почти вся позитивная символика была задействована в предпочтениях взрослых, что оказывается в прямом противоречии с бытующим мнением о тревоге старшего поколения по поводу растущей «телеманией» у детей и негативным отношением общества к Экрану. Компьютер для родителей - прежде всего средство отвлечения от «дурных компаний». Родители показали значительную неосведомленность о визуальных пристрастиях своих детей, времени затраченном на Экран и продемонстрировали проекцию своих вкусов по поводу содержания просмотра и программ. Кроме того, не все родители считают, что порнография и насилие должны быть исключены с экрана, а некоторые мамы высказались за необходимость показа драк и жестокости с экрана в качестве средства воспитания.        

 Данные проективной  методики «Робинзон», представляющей  выбор ценностей, свидетельствуют  о том, что в целом потребность  в человеческом общении оказывается  преобладающей ценностью для  подростков- семиклассников (с акцентом  на потребности в общении со сверстниками), в то же время для второклассников несколько ниже и - с акцентом на общении со взрослыми - родителями. Самыми низкими показателями являются показатели девятиклассников (для них оказывается более высокой ценность познания), причем менее всего пятнадцатилетние испытывают потребность в общении со своими отцами. Гедонистическая ценность лакомства и беззаботных игр оказывается для всех возрастов и равномерно снижается от семилеток к пятнадцатилетним, в то время как ценность печатного слова и радио повышается с возрастом.

Ценность Экрана, содержание которой для нас остается загадкой, приобретает максимальное значение в самом нежном возрасте - у второклассников и преобладает над всеми другими ценностями в этом возрасте (!?), т.е. подростки значительно отличаются от младших школьников в приверженности к Экрану, следовательно, за короткий срок (5 - 6 лет) произошли существенные сдвиги в ценностных ориентациях детей: от традиционных - к технократическим.

Если говорить обобщенно о половой дифференциации в данном исследовании, то оказывается, что женский пол (девочки/девушки) в целом более активно, чем мужской, выражает свои потребности (гедонистические, познавательные, социогенные коммуникативные) и более четко обозначает ценность общения и взаимодействия, в особенности с мамой, в то время мужской пол (мальчики/юноши) обнаруживает большую приверженность к технократическим ценностям Экрана, однако почему-то половина самых маленьких девочек- семилеток высказывают потребность прежде всего в компьютере, и лишь затем в общении с мамой. Эти парадоксальные данные свидетельствуют, на наш взгляд, о существенных трансформациях в детской картине мира в последние годы.

Экран как информационная среда - это целая система глобального  воздействия на многомиллионную детскую аудиторию, он, во-первых, несет с собой изменения в системе ценностей - живое человеческое, непосредственное уступает место технократическому, опосредствованному (через Экран) общению и обучению, трансформируются базовые потребности ребенка, такие, как потребность в игре и общении со взрослым и сверстником и др. Во-вторых, Экран посредством оптических эффектов, клиповости и других приемов трансформирует традиционную детскую картину мира в иную (виртуальную) реальность. Можно сказать, что посредством Экрана ребенок э к р а н и р у е т с я от реального мира. В третьих, информационная среда по сути заменяет традиционную социализацию семьи «телеэкранной социализацией», конструирующую “новую мораль”, новые этические нормы , весьма далекие от общечеловеческих нравственных образцов и христианских заповедей.

Итак,  

1.Информационная  среда в виде Экрана (телевизионного, видео и компьютерного) не может  не оказывать определенное воздействие  на формирование детской картины  мира в современной социальной  ситуации развития.        

2.Представленность  Экрана в детской картине мира  и его влияние обратно пропорциональны  возрасту детей, т.е. чем младше  ребенок, тем выше его «захваченность»  Экраном.        

3.Отношение  к Экрану родителей оказалось более благодушно- позитивно, чем у детей, причем взрослые показали значительную неосведомленность о визуальных пристрастиях своих детей, часть родителей , преимущественно мамы, высказались за необходимость показа драк и жестокости с экрана в качестве средства воспитания. Компьютер для родителей - прежде всего средство отвлечения от «дурных компаний».

4.Ценностные  ориентации детей в целом лежат  в области традиционных ценностей  (познавательных, коммуникативных) , однако  технократическая ценность Экрана  противостоит у самых маленьких семилетних - второклассников и преобладает над всеми другими ценностями в этом возрасте, что говорит о существенных сдвигах в ценностных ориентациях детей в последние несколько лет.

5.Половая дифференциация оказывает влияние на ценностные ориентации детей: девочки/девушки в целом более активно выражают свои потребности (гедонистические, познавательные, социогенно- коммуникативные) и более четко обозначает ценность общения и взаимодействия, в особенности с мамой, в то время мальчики/юноши обнаруживают большую приверженность к технократическим ценностям Экрана, однако половина самых маленьких девочек- семилеток высказывают потребность прежде всего в компьютере, и лишь затем в общении с мамой.  
 

Заключение.   

   

 Цель данной  работы состояла в выяснении  существующих у взрослого представлений  о детской субкультуре и сопоставление  различных их аспектов. Эта тема  актуальна и значима, так как  эти представления влияют на  отношение к детству вообще, а  взаимодействие взрослой и детской субкультур оказывают огромное влияние на психическое развитие ребенка.   

 В результате  проведенного исследования были  подтверждены все гипотезы выдвинутые  в начале работы, описаны особенности  восприятия детской субкультуры  и различных её элементов взрослыми, предпринята попытка анализа этих особенностей.   

Информация о работе Картина мира ребенка