Картина мира ребенка

Автор: Ирина Перевалова, 07 Июня 2010 в 16:52, реферат

Описание работы

Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы бываем удивительно слепы по отношению к жизни и культуре "племени детей". Нам взрослым кажется невероятно просто оценить, например, те усилия, которые нужно приложить, чтобы взять в руку ложку, или, допустим, точно определить, где край кровати и какое движение телом нужно сделать, чтобы не упасть. Для ребенка, который еще и понятия не имеет, что такое ложка и край, не говоря уже о более сложных вещах, это целая наука. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, а потом перевести его в знание.
Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути (разумеется, кроме родителей) оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Практически все мы в той или иной степени были когда-то причастны к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.

Содержание

Введение
Глава 1.Детская субкультура
1.1. Содержание, функции, значение в культуре.
1.2.УНИКАТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Глава 2.Значимость картины взрослого в развитии ребенка.
2.1. .Влияние взрослых и сверстников на формирование картины мира
ребенка
2.2. Информационная среда и ее влияние на эмоционально- смысловое
поле картины мира ребенка

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 354.00 Кб (Скачать)

Социогенетические инварианты, выросшие из коллективного  бессознательного, с которым ребенок на “ты” – это вневременной, мета- культурный “вечный” образ мира, противостоящий конкретной “здесь и теперь” картине мира. И если архетипы составляют образ мира в его богатстве и сложности, то трансформированные из них социотипы, а особенно “окаменевшие” стереотипы, отражают часто бледную и неодухотворенную картину мира современного урбанизированного сознания - “мир образов”.[3]

Визуальная картина  мира представляет собой совокупность различных взаимопересекающихся сфер, социально- психологических смысловых пространств, раскрывающих отношения ребенка в системе “Я - МИР”: это 1).пространство окружающей среды, 2).социальное пространство взрослых и сверстников, 3). моральное пространство (категории добра и зла) и 4).пространство представлений о себе и мире в будущем.

По оценкам  экспертов, символом XXI в. станет широкомасштабное телевидение. Возможности этой новейшей технологии, с которой только начинают осваиваться конструкторы, действительно  безграничны. Если еще учесть расширение компьютерных сетей, то становится очевидным, что мы, вероятно, стоим на пороге глобальных изменений системы социальных связей, установок, ценностей в детской субкультуре.  

      Проблема воздействия информационной среды на ребенка  

      В настоящее время в детской  субкультуре происходят изменения, вызывающие растущую озабоченность специалистов, например, психологами многих стран и отечественными специалистами отмечается деградация традиционной детской игры, столь необходимой для психического развития и личностного становления ребенка [Григорьев, 1994; Менджерицкая, 1982; Шамаева, 1996; Television...,1990; Абраменкова, 1999]. Существенным фактором подобных негативных изменений оказывается внедрение в современную жизнь “чуда ХХ века” - средств массовой телеинформации [1].

В настоящее  время почти во всех странах мира существует проблема воздействия Экрана (телевизионного, видео и компьютерного) на психическое развитие и личность ребенка. Если 20 лет назад можно было услышать: “ дети знают больше нас, благодаря телевизору”, то теперь: “компьютер и видак им дороже родителей”, эти фразы дают возможность уловить не только расширение сферы Экрана в жизни детей, но и определенную смену ценностей современного поколения. Педагогические наблюдения и специальные исследования показали исключительность воздействия   экранных образов на детское сознание, не только в следствие особых технических эффектов (таких, как эффект Кулешова и пр.), но и в силу повышенной возрастной сензитивности, обуславливающей эффективность   формирования социальных установок и мотивацию поведения ребенка.

Информационно-знаковая сущность мира предопределила появление  особого раздела в образовании - медиаобразования и в современной педагогике - дидактики экранно-звуковых средств обучения [Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка..., 1993]. Появились зарубежные и отечественные концепции медиаобразования, первоначально еще в 60-е г. ставящие перед собой цели обучения визуальным формам коммуникаций - это в США - и цели развить иммунные качества личности против манипулирования ею средствами масс-медиа - это в Европе. В начале 80-х гг. родился проект “Введение в теорию коммуникации”, целью которого было развить способность личности ответственно и критически воспринимать информацию и обобщать ее в учебном процессе [Зазнобина, 1996]. Современная цивилизация по сути своей навязала ребенку Экран в качестве и средства развлечения и средства обучения. Ребенок оказался хорошим учеником, более способным, чем учителя, которым приходится срочно ликвидировать медиа- безграмотность, чтоб не отстать от века и своих учеников. Однако Экран как благо цивилизации порождает такие явления, как “информационный тоталитаризм” - агрессивную информационную среду, где нет границ реального и виртуального мира, а так же “клиповое сознание”, которое отчуждает человека от созерцания и размышления (так характерного, кстати, для российской ментальности) [А.М. Орлов, 1995].

Восприятие ребенка (как и любого нормального человека) тяготеет к созданию целостного образа (целомудрию), к формированию гештальта, к единой смысловой единице мира. Экран с его оптическими эффектами (оп-артом) противится этому оцельнению, предлагая алогичное, парадоксальное, противоестественное представление о мире, например, сочетание невозможного - тягучести и жесткости (как в картинах С. Дали - мягкий часовой циферблат). Предельно явно обнаруживается подобное при воздействии клипа, мгновенные образы которого способны как бы просачиваться сквозь барьер осознанного восприятия, минуя сознание, воздействуя на бессознательные структуры [Ермаков, 1996; А. Орлов, 1995]. Оптические приемы, воздействие цвета в рекламе и фильмах, компьютерная графика с ее возможностями невозможного легко впечатываются в бессознательное, снимая противоречия между реальностью и иллюзией, явью и сном объектом и субъектом, жизнью и смертью [Средства коммуникации...,1993; Television and American...,1990]. С какими последствиями воздействия Экрана на детское сознание столкнемся мы в недалеком будущем? Специалисты по виртуальным исследованиям говорят о создании “виртуального сообщества людей” с виртуальными городами и виртуальной жизнью, где можно вступать в браки, общаться, развлекаться и пр. (интересно, дети будут рождаться тоже - виртуально?). Речь идет о возникновении в наши дни особого виртуального мира, где “...новая виртуальная цивилизация с ее киберкультурой и виртуальной психологией начинает “разъедать” и заменять новоевропейский тип культуры” [Технологии виртуальной реальности..., 1996. c.14].

Уже с начала 70-х гг. на Западе появляются исследования ученых, предостерегающие о губительных последствиях воздействия телеэкрана на здоровье человека. Эти исследования делали акцент, главным образом, на влияния технических параметров теле-, видео- и, особенно, компьютерного экрана (воздействие электромагнитного излучения, сверхнизких частот, пульсации и пр.),а так же эргономических характеристик (расположения прибора, позы оператора, положения его рук, глаз и пр.) на физиологические показатели здоровья человека. Например доктор Деннисон полагает, что электронные устройства могут усугублять зрительный, слуховой, и др. физиологические стрессы: Видеоэкран обеспечивает только одну визуальную плоскость, ограничивая этим использование бинокулярного и периферийного зрения, а также глубокого восприятия. Этот стресс может вызывать отключение полушарных функций головного мозга, вхождение в особые состояния сознания - транс различной степени глубины [Ермаков, 1996; Television and...1990].  

Между тем, очень  скоро стало очевидно, что не только излучение телеэкрана и его физические характеристики, но и содержание самих экранных образов воздействует на взрослое сознание, приводя к определенным его деформациям.

Эрих Фромм  еще в середине 50-х гг. писал  об американском обществе: “...вместо того, чтобы дать нам все лучшее, что имеется в литературе и музыке прошлого и настоящего, средства массовой информации и рекламы забивают людям головы мусором, не имеющим ничего общего с реальностью, и садистскими фантазиями, которые любой мало-мальски культурный человек постыдится смотреть даже время от времени. Умы людей, как юных, так и зрелых подвергаются непрерывному отравлению, а мы беспечно продолжаем игнорировать безнравственность, царящую на экране.” [Fromm, 1955, с. 14],- с полным основанием эти слова применимы для России в конце 90-х. 

Появившиеся в  последствии исследования на детях  обнаружили специфику восприятия экранных образов: информация, получаемая ребенком с экрана, воспринимается им как истина, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания, в связи с чем на государственном уровне во многих странах был установлен законодательный контроль за содержанием телепрограмм в контексте детства. 

      В Германии, Швеции и других странах Европы появились специальные законы, ограничивающие доступ ребенка к телепрограммам, содержащим порнографию, насилие, рекламу алкоголя и табака, а также запреты на рекламные ролики, ориентированные на детей младше 12 лет. Исследование Мюнхенского института изучения проблем молодежи о влиянии детей на родительские покупки показывает, что ежегодно граждане Германии тратят до 33 млрд. марок на покупки, руководствуясь советами своих отпрысков; это не только новые игрушки, детская одежда и пр., но и товары длительного пользования. 70% детей от 10 до 12 лет имеют право голоса при решении семейных вопросов о приобретении дорогих товаров, например, автомобиля. По мнению психологов, это следствие воздействия рекламы, поскольку любая детская передача прерывается рекламными роликами, которые снимаются с учетом детской психологии и рассчитаны на восприятие детьми, при этом в Германии существует закон, запрещающий скрытую рекламу. Наряду с негативным общественным мнением по поводу рекламы (грешно прививать детям страсть к потребительству !), существует и другая точка зрения о том, что раннее рекламное засилье формирует рекламоиммунитет у детей и непредвзятый взгляд на мир вещей. Однако в одном взрослые единодушны: в большинстве стран ЕС действуют запреты на пропаганду насилия, секса, алкоголя и пр. с экрана. 

      В России таких законов не существует, несмотря на то, что практически в каждом современном теле- или видео- фильме присутствует сцены насилия, жестокости, секса, мистики; рекламой скрыто и открыто пропагандируется “красивая жизнь” в товарах и услугах, при этом детские образы и сами дети цинично используются в рекламных целях. Практически все телевизионные каналы безответственно дают информацию без учета специфики детского восприятия и психологии детской аудитории, включая детские передачи и программы. Ситуация усугубляется распространением бесконтрольной видеопродукции и “пиратских” компьютерных игр, за которыми дети и подростки проводят значительное количество времени. Тотальная захваченность детей Экраном вызывает озабоченность родителей, ученых, специалистов.

В результате нынешней американской киноэкспансии в орбиту западного кино вовлекаются прежде всего юные зрители. Их киноинтересы и вкусы во многом американизируются. Однако американское кино, как известно, изрядно отличается от европейского, а тем более — от нашего. Что смотрят и что усваивают в кинозалах российские школьники? Как показало исследование, “киноменю” школьников оказалось довольно однообразным: каждый третий фильм — боевик, каждый пятый — эротический. Почти все основные персонажи фильмов, которые смотрят школьники, — мужчины, преимущественно молодые. Женские персонажи встречаются редко — всего в 18% фильмов. Они также молоды, но роли им отводятся более пассивные и менее значимые (в большинстве случаев в качестве объектов сексуальных притязаний). Основные персонажи как бы выпадают из семьи. Она имеется только у 10% из них. С экрана ребята практически не видят образы семьянина и семьи, мужа и жены, отца и матери.

Каковы цели и мотивы действий киногероев? Наиболее типичные из них: удовлетворить свое либидо — 41% фильмов, совершить убийство (преступников, ритуальное убийство, выполнить заказ на убийство, отомстить за убийство и т.п.)— 17%; вырваться из заключения, спасти свою жизнь — 17%, разбогатеть (найти клад, украсть драгоценности) — 10%; выполнить свой гражданский и служебный долг — 9%. Идентифицируясь с героями - маргиналами, цели и мотивы поведения которых представлены в положительном свете, иные юные зрители, надо полагать, могут приобщиться к стремлениям и чувствам, далеким от идеалов добра, сочувствия и справедливости [Рондели, 1995].

В иерархии ценностных ориентаций героев доминирует секс в различном проявлении — 74% фильмов. Далее следуют: обладание физической силой или оружием как средством добиться своей цели — 40%; деньги, богатство — 14%; месть — 10%; сохранение жизни — 10%. Такие ценности, как дружба, справедливость, достоинство и честь, представлены крайне слабо (соответственно по 3%). Погружение юных зрителей в этот искаженный ценностный мир формирует, по-видимому, определенные “скрытые мотивы” поведения. Сексуальное удовольствие может предстать в качестве высшей ценности жизни, “крутая” эротика — как наиважнейший и обязательный мотив обращения к художественному кинопроизведению. Обилие актов насилия в фильмах разных тем и жанров создает впечатление, что ради их показа верстаются все остальные эпизоды и весь фильм в целом. Натурализм экранных зарисовок этих картин усиливает впечатление от изображения, размывает грань между действительностью и вымыслом. Культ силы порой трансформируется в садизм. Авторы исследования присутствовали при показе американского фильма “Искусство смерти” в видеосалоне, где демонстрировались разные виды убийств. Маньяк заманивает к себе молодых женщин и мужчин, жестоко их истязает, убивает, мучения жертв снимаются на пленку. Весь фильм — чередование эпизодов пыток и убийств с эротикой. Во время сеанса социологи наблюдали за реакцией зала, особенно школьников и дошкольников. Общая эмоциональная атмосфера в зале была гнетущей. Дети пребывали в шоковом состоянии [Рондели, 1995].

Каковы могут  быть последствия подобного проведения “досуга” для детей? Эту задачу ученые не ставили перед собой, однако существуют тысячи исследований в США и Европе, которые свидетельствуют, что сцены насилия на психику детей могут оказывать лишь негативное воздействие.

Детские психиатры  и психологи убеждены в следующем:    

-дети часто  в игре или жизненных ситуациях  подражают насилию, увиденному  на экране,   

-дети склонны  отождествлять себя с отдельными  жертвами или агрессорами и  переносить эти роли в реальные  ситуации,  

-дети могут  в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем [Эмоциональное здоровье вашего ребенка, 1996].

Ужасающая статистика детской и подростковой жестокости в России свидетельствует о правомерности  выводов зарубежных ученых: подавляющее большинство несовершеннолетних преступников при выяснении мотивов истязаний, убийств, изнасилований и других преступлений против личности указывали прямо или косвенно на “экранные аналогии” [Дети - преступники..., 1996; Пирожков, 1994, Стурова, 1998].

Современная информационная среда, построенная на антигуманных принципах, в последние годы становится все более и более мощным фактором агрессивного поведения [Мдивани, Кордюкова, 1996].  

      Экран и становление детской картины мира 

      Детская картина мира как особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в отличие от прежних эпох формируется в условиях “информационного бума” в большей степени под мощным влиянием средств массовой информации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.

Именно   сегодня предельно остро встают вопросы о последствиях влияния Экрана - его физических, эстетических, психологических и др. параметров на, во-первых, соматическое развитие ребенка, во-вторых, на его ментальное развитие и,в-третьих, на его нравственное (духовное) становление. Основные тенденции  подобного влияния нам представляются в следующем:

1. Преобладание  визуальной информации, идущей от  плоского теле-, видео- и компьютерного экрана не может не вызывать определенные деформации в складывающейся сенсорной системе ребенка, в процессах его восприятия и понятийного мышления.

Информация о работе Картина мира ребенка