Картина мира ребенка

Автор: Ирина Перевалова, 07 Июня 2010 в 16:52, реферат

Описание работы

Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы бываем удивительно слепы по отношению к жизни и культуре "племени детей". Нам взрослым кажется невероятно просто оценить, например, те усилия, которые нужно приложить, чтобы взять в руку ложку, или, допустим, точно определить, где край кровати и какое движение телом нужно сделать, чтобы не упасть. Для ребенка, который еще и понятия не имеет, что такое ложка и край, не говоря уже о более сложных вещах, это целая наука. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, а потом перевести его в знание.
Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути (разумеется, кроме родителей) оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Практически все мы в той или иной степени были когда-то причастны к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.

Содержание

Введение
Глава 1.Детская субкультура
1.1. Содержание, функции, значение в культуре.
1.2.УНИКАТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Глава 2.Значимость картины взрослого в развитии ребенка.
2.1. .Влияние взрослых и сверстников на формирование картины мира
ребенка
2.2. Информационная среда и ее влияние на эмоционально- смысловое
поле картины мира ребенка

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 354.00 Кб (Скачать)

2. Формирующаяся  у ребенка психологическая зависимость  от Экрана отчуждает его от  живого общения со взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье[1].

3. Экран вытесняет  традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления.

4.Экранные образы, запечатлеваясь в сознании, из  источника информации превратились  в источник т р а н с  ф о р м а ц и и картины мира современного ребенка, знаменуя собой переоценку традиционной системы ценностей и образа жизни. Это следующие духовные подмены:

а) мозаичность, “распадаемость” образов как  агрессия по отношению к живым  существам и материальным предметам - вместо ценности живого и целостного мира;

б) конвейер шаблонных приемов и образов порождает к и т ч вместо высокой эстетической потребности ребенка в прекрасном;

в) облегченное  отношение к   жизни и смерти вместо благоговения перед их тайной; размывание границ дозволенного в представлениях о моральном поведении вместо четкой системы заповедей (“если Бога нет, то все дозволено”);

г) ранняя сексологизация и эротизация детского сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни;

д) инокультурные  нормы и образцы вместо национальных традиций и ритуалов (например, предприимчивые герои мультфильмов Диснея вместо   образов русских сказок или   чудовищные Барби и Синди - (ни дочки, ни подружки, а символы “общества потребления”!), воплощающие архетип блуда, вместо кукол - голышей, воплощающих исконный архетип материнства;

5. Экран для  современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее   к о н с т у к т о р о м, агрессивно программирующим образ жизни, “новую мораль” и систему ценностей.    

 Для реализации  исследовательских задач нами были использованы следующие   м е т о д и к и :

А. Диагностический  рисунок “Моя семья” и “Наше  будущее” с целью выявления визуальной картины мира, представляющей собой  систему графических и цветовых значений, “перцептивного высказывания” о мире и места Экрана в нем. 

Б. Методика “Робинзон”, позволяющая определить степень предпочтительности для ребенка от 7 до 15 лет “вещных ценностей” типа телевизора и компьютера по сравнению с ценностями живого общения со взрослыми и сверстниками.  

 В. Две  социально-психологическая   а н к е т ы “Влияние теле-, видео-, компьютерного экрана на психоэмоциональное состояние детей и их родителей” и др.методы.        

 Экспериментальная  работа была проведена в московской  школе с детьми первых - пятых, седьмых - девятых классов , а также подмосковных школах - общее количество испытуемых - свыше 500 человек.

Анкеты для родителей содержали как традиционные для массовых опросов пункты, вроде пола, возраста , вероисповедания ,числа детей в семье и т.п., так и ряд чисто психологических вопросов, которые отражали некоторые социальные установки родителей на воспитание, роли медиаобразования, а также восприятие родителями уровня тревожности и депрессии детей и методику “Руны”. Последняя, после обработки позволяет выявить эмоциональные составляющие отношения человека к тому или иному объекту или предмету его оценки в графических образах, в данном случае в инструкции содержалась просьба к отвечавшему (и для детей и для взрослых) выбрать визуальные символы, навеянные экраном. 

      Исследование влияния Экрана в онтогенезе с помощью  социально- психологической анкеты 

      Ряд вопросов анкет для детей и  родителей либо прямо дублирует  друг друга (к примеру вопрос о  предпочтительном для ребенка подарке), либо позволяет сопоставить вкусы детей и родителей (предпочтение выбора программ телевидения или видеофильмов), либо выявить степень схожести восприятия одних и тех же фактов, событий или особенностей поведения.

Связи ответов детей с возрастом и полом. Вряд ли вызовет удивление, что среди учебных предметов, которые больше всего нравятся детям, мальчики чаще девочек называют математику и физкультуру, а девочки иностранный язык и историю. В 9 классе растет внимание к русскому языку и чуть падает интерес к иностранному и математике. Странно, что исчезла литература как любимый предмет, по опросам 1981 года 85% школьников считали именно литературу своим любимым предметом и книгу ставили выше фильма - экранизации [Егоров, 1982].

В свободное  от школы время все опрошенные дети больше всего любят гулять на улице с друзьями (55,%). При этом незначимо больше девочки и семиклассники. Однако девочки и семиклассники заметно чаще выбирают как второе по значимости занятие чтение. Мальчики на второе место по частности выбора поставили игру на компьютере. У всех групп на третьем месте стоит просмотр телевизора. Только девочек среди опрошенных интересует лепка, занятия музыкой, а так же готовка, шитье, и т.п. Мальчики заметно чаще девочек (9:1) предпочитают заниматься спортом, а девочки - чаще смотреть видеофильмы (4:6). По данным опроса 1991 года образа жизни детей и подростков 12-16 лет, 52 % детей в свободное время более всего любят гулять с друзьями (практически совпадает с нашими данными) ,однако, что касается чтения, то наши данные показали традиционную любовь детей к чтению, сопоставимую с любовью к теле- и видео-просмотрам (48 и 46 % соответственно - против 19 и 51% в 1991 году) [ Положение детей в России, 1993; Данилов, Лутовинов, 1997].

При этом нельзя не отметить, чтобы не делать поспешных  выводов, что, если телевизор есть во всех семьях, то компьютер (не игровой) имеется в половине семей мальчиков и только у 14 % семей девочек. Две трети семей имеют видеомагнитофон и примерно в таком числе семей есть игровой компьютер.

Однако треть  девочек почти не смотрят телевизор ( таких только 13% среди мальчиков). Мальчиков больше среди тех, кто смотрит телевизор 1-2 и 3-4 часа в день, но больше 5 часов смотрит только одна девочка. При этом чуть больше половины детей смотрят телевизор вместе с родителями. Среди передач, которые смотрят вместе, дети назвали прежде всего развлекательные, затем познавательные и музыкальные, а так же мультфильмы. Девочки (31.8%) отметили так же телесериалы типа “Санта Барбара”. Обращает на себя внимание то, что треть детей отметила, что выбор передач обычно случаен.

Надо так же отметить, что те дети, которые практически  не смотрят телевизор, любят в  свободное время читать (80%) и гулять на улице с друзьями (70%) не забывая  и о других делах, при этом не отказываясь и от просмотра видеофильмов (40%).

В целом треть  детей предпочитают смотреть телевизор  в одиночестве, когда никого нет  дома. Треть вместе с родителями, затем вместе с другом или приятелем. Немногие в большой компании. Среди  компьютерных игр наибольший интерес  вызывают игры приключения (замки, мистика), затем игры типа тетрис, « ходилки» и игры на внимание. Но есть заметные отличия среди мальчиков и девочек. Только мальчиков привлекли имитации военных действий и игры с убийствами и т.п. типа “DOOM”. Заметно чаще девочки выбирают игры типа тетрис и на внимание. Только 17.4% мальчиков предпочтет игру на компьютере игре с друзьями во дворе, еще меньше таких девочек (4.5%).

Половина детей  часто сами выключают компьютер  или телевизор, потому что им надоедает  это занятие, другие делают это не очень часто или редко. И у десятой части родителям приходится напоминать или даже заставлять выключать телевизор или компьютер.

После телевизора или компьютера дети в основном делают уроки, едят, читают книги, отправляются спать или идут на улицу к друзьям. Перечисление идет от наиболее частого варианта к более редкому.

Две трети мальчиков  и треть девочек согласны с  высказыванием. что они любят  смотреть фильмы, где много драк и т.п. Соответственно треть мальчиков и две трети девочек с таким высказыванием не согласны.

Половина детей  согласны с высказыванием о том, что телевизор не мешает учиться, а наоборот дает много новых знаний. Однако все девочки и подавляющее  большинство мальчиков не согласны с утверждение о том. что кто  много смотрит телевизор и  видео, тот и лучше учится. Так же дети мало (21.7% мальчиков и 9.1% девочек) согласны с тем, что компьютер и телевизор лучшие учителя - много рассказывают и никогда не наказывают.

Чуть больше трети согласны с тем, что самый  лучший отдых, когда вместе с родителями смотрят интересные фильмы по телевизору или видику. И здесь дело не столько в просмотре, сколько в совместности, потребность в которой у детей достаточно стабильна, особенно у девочек.

Половина мальчиков  и только одна девочка согласны с  тем, что со взрослыми бывает скучно, а с компьютером никогда. Подростки 45% девочек и только 21.7% мальчиков согласны с тем, что особенно любят смотреть фильмы про любовь.

При просьбе  оценить фильмы разных стран выявились  следующие предпочтения детей. Наиболее высоко были поставлены мультфильмы Диснея, затем наши отечественные художественные фильмы прошлых лет, затем идут художественные фильмы США, а за ними идут отечественные мультфильмы. Современные российские фильмы оценены несколько ниже, но балл 4 (из 5) превалирует. Превалируют оценки 1,2 и 3 балла у фильмов Индии, Китая, Японии, телесериалов Мексики и Бразилии, хотя и находятся немного детей оценивших их на 4 балла.

Три четверти детей  при возможности выбирать (два  варианта ответа), как провести выходной с родителями, проявили тягу к природе и предпочли бы отправиться в лес, на речку, за город. На втором месте просто погулять по Москве, сходить в магазины. Затем идет поход в гости к родственникам или знакомым (предпочитают мальчики) и затем возможность сходить в театр или на выставку (это предпочтение девочек).Времяпрепровождение у телевизора оказалось на предпоследнем месте.

В проективной  ситуации придумать себе самое “страшное” наказание - лишиться чего-то важного в жизни, чаще всего было сказано (65% мальчиков и 90% девочек), что труднее всего было бы им обойтись без общения с родителями. Затем (60%) - без улицы и друзей, затем без любимых книг и без телевизора.

Среди предпочитаемых подарков (если не думать о цене) наиболее часто дети называют магнитофон, плеер, девочки красивую одежду. обувь. Затем по частности упоминания идет компьютер. Только мальчики упоминают снегокат, новую игру для компьютера, игровую приставку, видео. Только девочки назвали много вкусностей и сладостей. В разделе другое наиболее часто упоминают животных (собаку и т.п.)

Таким образом, для современных подростков 12-13 и 14 - 15 лет , участвующих в исследовании, традиционные ценности общения со взрослыми (родителями) и сверстниками остаются превалирующими. Несмотря на доступность техники для большинства, «компьютерная» или медиаориентация на приобретение оказывается преобладающей , для подарка дети выбирают именно технику, а не традиционные подарки типа велосипеда, музыкального инструмента и пр.

Методика “Руны” представляет собой попытку визуализации социологической информации с цель получения данных на уровне неосознаваемых социальных установок детской субкультуры (см. 11 главу настоящей работы). Методика построена так, что внутри каждого из 14 рядов символов, знаков, изображений представлены вариации того или иного признака, свойства, визуальной темы , т.е. от символа А до символа Е (ABCDE) в ряду идут графические формы различной интенсивности, насыщенности психологической эмоциональной модальности, от минимальной выраженности модальности до максимальной [Абраменкова, 1997 а, б].

В первом ряду выбор  символов был довольно равномерным, хотя несколько больше детей выбрало  А (35.6%) - многоугольную неправильную звезду.. Выбор этот связан, вероятно, с психофизическим воздействием острого угла как несущего определенный энергетический заряд, при этом выраженная асимметричность усугубляет данную характеристику .

Во втором ряду наиболее предпочтительным оказался символ В (44.4%), особенно среди семиклассников (66.7%). Экран для детей ассоциируется  почему-то с шаблонным изображением многоквартирного дома ,как чего-то привычного и доступного.

В третьем ряду явно превалирует символ С (у 64.4%). Этот ряд представляет рунические архетипические знаки-символы, наиболее употребительным  из них является выбранный детьми молния - зигзаг, означающий в рунической традиции - жизненные силы, энергию солнца.

В четвертом  ряду популярен выбор символа D - солнышко - (46.7%), особенно среди девочек (63.6%).

В пятом ряду ( кресты различной конфигурации и  символики) нет явного предпочтения, хотя А-С забрали 75% выборов. Крест как известно, с древнейших времен воплощает идею зримого центра, символизирует фигуру человека и стремления к божественному, предполагает единство жизни и смерти и пр..

В шестом ряду - грушеобразные социотипические  изображения экологических социокультурных символов, напоминающие лампочку, дерево, череп - здесь так же отсутствует предпочтение выбора того или иного символа.

В седьмом ряду - квадраты различной степени затемненности - у детей более популярен символ С - пустой белый квадрат - (40%) , особенно среди старшеклассников (52.4%). Остальные символы представлены достаточно равномерно.

В восьмом ряду - это графические выражения человеческих эмоций (радости, грусти, страха и пр.) дети предпочли символы С и D ( нейтрального и радостного состояний) - соответственно 42.2% и 35.5% .

Информация о работе Картина мира ребенка