Картина мира ребенка

Автор: Ирина Перевалова, 07 Июня 2010 в 16:52, реферат

Описание работы

Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы бываем удивительно слепы по отношению к жизни и культуре "племени детей". Нам взрослым кажется невероятно просто оценить, например, те усилия, которые нужно приложить, чтобы взять в руку ложку, или, допустим, точно определить, где край кровати и какое движение телом нужно сделать, чтобы не упасть. Для ребенка, который еще и понятия не имеет, что такое ложка и край, не говоря уже о более сложных вещах, это целая наука. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, а потом перевести его в знание.
Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути (разумеется, кроме родителей) оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Практически все мы в той или иной степени были когда-то причастны к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.

Содержание

Введение
Глава 1.Детская субкультура
1.1. Содержание, функции, значение в культуре.
1.2.УНИКАТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Глава 2.Значимость картины взрослого в развитии ребенка.
2.1. .Влияние взрослых и сверстников на формирование картины мира
ребенка
2.2. Информационная среда и ее влияние на эмоционально- смысловое
поле картины мира ребенка

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 354.00 Кб (Скачать)

В девятом ряду - изображение глаза с различной  степенью открытости зрачка, (что также  характеризует наличие определенных эмоциональных состояний) чаще других был выбран символ Е - глаз самого обычного нейтрального состояния, но произошло это только в 37.8% случаев. Остальные символы ряда представлены достаточно равномерно.

В десятом ряду - овальные фигуры с различной степенью уравновешенности и симметричности -    треть детей выбрала С - разбалансированная несимметричная фигура неприятного вида - , треть выбрала В - симметричный символ бесконечности.

В одиннадцатом ряду , где даны изображения треугольников  различной степени устойчивости, наиболее популярен выбор символа  А - равносторонний треугольник, стоящий на своем основании - (44.4%), затем - символа В - перевернутый треугольник вверх основанием - (26.7%).

В двенадцатом  ряду - округлые символы - были выбраны  символ В -окружность - 35.6%, символ С - спираль - 26.6%.

В тринадцатом  ряду - различные виды рассеяния -явно предпочитается символ D - равномерное рассеяние звездного неба (51.1%). Остальные символы представлены равномерно.

И наконец, в  четырнадцатом ряду стереотипизированные изображения людей, детей, мужчин и женщин ;среди детей наиболее популярен символ С - стилизованное изображе6ние мужчины и женщины (либо мальчика и девочки), держащихся за руки - 53.3%.

Таким образом, графический образ Экрана в сознании подростков представлен символами в основном позитивной модальности, порой амбивалентными с некоторыми вкраплениями тревожно-нейтральной символики

Анализ данных социально- психологической анкеты для родителей

Половина отвечавших родителей имеет в своей семье  двое детей, 30% одного, 17% имеет трех детей, один из отвечавших имеет четырех  детей в семье. Две трети отвечавших родителей - женщины. 64.3% отвечавших имеют высшее и незаконченное высшее образование, остальные среднее или среднее специальное. При этом все отвечавшие родители, кроме троих (украинец, мордвин и чуваш) относят себя к русским, 21.4% относят себя к атеистам, остальные считают что их следует отнести к тем, кто придерживается православного вероисповедания. Однако детализации степени знания канонов веры, соблюдения обрядности, выяснение доли реально хоть изредка посещающих церковь и доли воцерковленых и т.п. в этой анкете не предусматривалось.

Сообщения родителей  о фактическом наличии или  отсутствии в доме различной бытовой  видео и аудио техники совпадает , где это можно было проверить, с сообщениями детей. Четверть родителей  практически не смотрят телевизор, а 60 % отводят на него 1-2 часа в день и меньше, только 14% проводят у телевизора 3-5 часа в день (это неработающие матери). Из тех двух третей, что имеют дома видеомагнитофон, 54% практически не смотрят видеофильмы.

Оценивая время, которое дети проводят у телевизора, часть родителей переоценивает это время у тех детей, кто мало или практически не смотрят телевизор, и недооценивает время, проводимое у экрана теми из детей, которые сами указали, что смотрят телевизор не менее 3-4 часов в день, что говорит о неосведомленности родителей в аспекте этой проблемы.

Судя по ответам  родителей на шкалу депрессии  ребенка, можно быть спокойными за их эмоциональное здоровье. В двух случаях, возможно, имеет место некоторая неприспособленность ребенка, у небольшой части детей наблюдаются отдельные признаки нарушений в виде переутомления или истощения нервной системы, но для большинства говорить о сколь-нибудь заметных признаках депрессии не приходится.

Оценивая, какие  телепередачи и видеофильмы любят их дети, родители в основном проецируют свои вкусы. Например, считают, что не только они сами, но и дети предпочитают из видеофильмов комедии. Однако все же замечают, что отношение к телесериалам у детей более прохладное, а мультфильмы напротив очень для детей привлекательны.

За компьютером, считают родители, дети проводит 1-2 часа в день (70% ответивших). При этом оценка предпочтения детьми компьютерных игр несколько смещена, но не сильно. Отвечая на вопрос о возможных  преимуществах компьютера перед другими способами обучения, родители на первое место (35.7%) ставят его как способ отвлечения от улицы и дурных компаний. 28.6% отметили его эмоциональную привлекательность.

После воздействия  экрана только один ребенок ночью  плохо спит, также только одни кричит и прыгает, 6 детей выглядят усталыми и бледными. Остальные же, словам родителей, выглядят веселыми, довольными и спокойно играют.

Наиболее эффективными средствами для развития. обучения и воспитания детей родители считают  книги и учебные пособия (69% родителей). Часто упоминаются (можно было выбрать до трех вариантов) театры. концерты. музеи выставки. экскурсии по стране, беседы и рассказы авторитетных взрослых людей, развивающие игры (от 40 до 26 %). Только 16.7% упомянули занятия на компьютере. Действительно это только инструмент, хотя и важный и с большими возможностями.

При ответе на вопрос о подарке ребенку (если не думать о цене) родители сделали выборы близкие к выбору детей, достаточно правильно оценив их предпочтения. Единственно только переоценили заинтересованность в первоочередности приобретения компьютера. Видимо, их жизненный опыт подсказал важность овладения этим инструментом.

Половина родителей  не согласны с утверждением, что  экран это незаменимое средство общения детей и взрослых. Только 14.3% согласились с ним. Остальные затруднились ответить или не дали ответа. При этом 38.1% родителей согласны с утверждением, что подавляющее большинство экранных образов воспитывает в ребенке дурной эстетический вкус, одновременно столько же родителей с этим не согласны.

Треть родителей  согласилась с утверждением, что  Экран - прекрасное средство обучения детей. Столько же согласилось, что  экран помогает поддерживать семейный очаг. Не согласны с этим соответственно 28.6% и 38.1 родителей. Согласны с тем, что эротические эпизоды в фильмах подготавливают ребенка к будущей взрослой жизни 23.8% и не согласны с этим 47.6 %.

Явно не согласны родители (78.6%) со столь крайним утверждением о том, что, если у ребенка есть видеомагнитофон и компьютер - за его воспитание можно быть спокойным. Только двое родителей согласились с ним. Так же не согласны родители, но уже не столь единодушно (66.7), что фильмы, где присутствуют жестокость и драки необходимы. Согласны с таким утверждением 11.9%, учитывая при это, что две трети отвечавших были женщины. Достаточно единодушно согласились родители (69%) с тем, что насилие, порнография и черная магия на экране должны быть исключены полностью. Однако 11.9% с эти не согласны (?!). В целом ровно треть родителей согласны и ровно треть не согласны с тем. что экран разрушает психику ребенка.

Сопоставление символов, навеянных экраном у детей и родителей показывает, что в отличие от детей не отказавшихся отвечать на методику, нашлось 19% родителей, которые иногда по неизвестным причинам не дали ответов. Далее приведены проценты не от всего числа родителей, а от числа отвечавших. 

Как и у детей  выбор родителями символов из первого  ряда оказался без явного предпочтения.

Во втором ряду у родителей, в отличии от детей  наиболее популярен символ А - деревенский домик - (44.1%), а не В -многоквартирный городской дом - (38.21%) как у детей.  

В третьем ряду как и у детей превалирует  символ С, хотя и не столь явно (50%). Выбор родителей и детей в четвертом ряду совпадает - это символ D (70.6%).

В пятом ряду у родителей так же нет явного предпочтения среди символов.

В шестом символы  выбираются почти с равной частотой, кроме небольшого предпочтения А (32.4%).  

      В седьмом ряду как и у детей  наиболее популярен выбор символа  С (52.9%), а в отличии от детей многие выбрали символ D (29.4%). В восьмом ряду в отличии от детей другой порядок превалирования частотности выбора. Родители чаще выбирали D (55.9%), а не С (26.5%).

В девятом ряду в отличии от детей наиболее выбираем символ А (44.1%), и только затем символ Е (29.4%). В десятом ряду выбор родителей тяготеет к символам А и В. Как и у детей в одиннадцатом ряду наиболее выбираемы символы А (47.1%) и В(35.3%). 

      В двенадцатом ряду родители как и  дети не выбирали символ А, но в отличии  от детей немного больше предпочли символ С (44.1%), а не В (38.2%). В тринадцатом ряду у родителей символы А и D оказались равно предпочитаемыми (по 29.4%). В отличие от детей в 14 ряду наиболее популярен символ Е (41.2%), хотя и С так же довольно часто был выбран (35.3%).       

 Таким образом,  графический образ Экрана у  родителей оказался более благодушно- позитивным, чем у детей, почти вся позитивная символика была задействована в предпочтениях взрослых. Эти данные оказываются в прямом противоречии с известной, якобы озабоченностью старшего поколения растущей «телеманией» у детей и общим негативным отношением к Экрану.

Исследование места Экрана в картине мира современного ребенка с помощью проективной методики «Робинзон» 

      Для выявления ценностных ориентаций современного ребенка в связи с Экраном была разработана Методика “Робинзон”.

Она представляла собой проективную ситуацию, в результате которой ребенок, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, может заказать по рации, которая работает в определенное время, что-либо себе из следующего списка:

·      сладости, мороженое,

·      книги, журналы, газеты,

·      игры, игрушки,

·      радиоприемник,

·      телевизор,

·      компьютер,

·      “видак” с кассетами,

·      сверстник (друг, подруга),

·      мама,

·      папа.

Инструкция заканчивается обращением: “По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц  и в последний раз - через год, ты сможешь заказать из списка все,что ты хочешь, но только что-то о д н о. Что ты хочешь, чтобы тебе доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год ?”

За приведенными 10 названиями стоят определенные ц е н н о с т и: традиционные  для любой социальной ситуации развития в детской субкультуре, - реализующие потребность в общении с родителями и сверстниками (мама, папа, сверстник); потребность в игре (игры, игрушки) и лакомстве (сладости, мороженое), т.е. потребность в удовольствии. Кроме этого, представлены ценности и культурные атрибуты прошлого поколения (родителей) - книги, журналы, радио, отчасти телевизор, за которыми стоит потребность в познании, и наконец, ценности сегодняшнего дня - это прежде всего компьютер, “видак” и отчасти телевизор, т.е. Экран.

Каким потребностям отвечает и какие ценности реализует Экран?

Попытаемся ответить на некоторые вопросы. Какова динамика выборов всех детей в зависимости от времени пребывания на “необитаемом острове”?

Через час 25.7% детей - робинзонов хотят видеть маму, 19% -сверстника и 16% компьютер. Через день - папу и телевизор, а через месяц - сладости. Достаточно представленный возрастной диапазон позволяет эту картину уточнить. Для возрастной группы самых маленьких учащихся -второклассников с самого начала основной выбор отдан в пользу мамы - 36%, затем в пользу компьютера - 28%, на третьем месте - “видак” -12%. Подростки-семиклассники 34% своих выборов отдают сверстнику, второе место поделили книги и телевизор - 17% и на третьем все же мама -15% выборов. Девятиклассники 40% выборов отдают сверстникам, 20% - телевизору,10% делят мама, компьютер, радио и книги.

Таким образом, наметились две основные оппозиции, за которыми по сути стоят две базовые  системы ценностей: традиционная человеческая (мама, папа, сверстник) и современная технократическая (компьютер, телевизор, “видак”). По мере движения в воображаемой временной перспективе - от часа до года - эти две системы ценностей претерпевают определенные изменения: первая снижается, а вторая растет; если же посмотреть эти две предельно выраженные оппозиции через призму возраста (7 - 13- 15лет), то обнаруживается следующая картина: м а м а -36 - 15 - 10 % выборов, к о м п ь ю т е р - 28 - 14 - 10 %. В результате:   Мама против компьютера - ничья?  

      Если включить фактор половой принадлежности, то окажется, что, как ни парадоксально, девочки более однозначны в своих выборах, чем мальчики, и хотя все же чаще предпочитают маму (восьмилетки - второклассницы - 66.7% выборов через час, а 13-тилетки - семиклассницы аж 75% ! - через день), все же почему-то половина самых маленьких девочек-семилеток в первую очередь затребовала на необитаемый остров... компьютер (!?), в то время, как маме было отдано лишь 19% выборов; треть девочек захотели видеть маму на другой день, а папу - только через год. Их сверстники-мальчики так же отдали предпочтение сначала компьютеру (37,5%), а на другой день папе и телевизору (по 25% выборов). Если по максимальным выборам в воображаемой временной перспективе построить своеобразную иерархию ценностей детей - «робинзонов» , то она окажется следующей (см. Табл.).  

Таблица иерархии ценностей детей во временной перспективе

Место предпочтения ценностей у детей (в % к общему числу выборов)  
Семилетние  мальчики
 
Семилетние  девочки
 
15-тилетние  девочки
I (через  час) компьютер - 37.5% компьютер - 50% сверстник - 40%
II (через  день) папа и телевизор - по 25% мама - 33% телевизор - 40%
III (через  неделю) мама и «видак» - по 25% книги - 33% книги - 30%
IV (через месяц) сладости - 25% сладости - 33% радио - 30%
V (через  год) игрушки -  25% папа - 33% мама - 30%

Информация о работе Картина мира ребенка