Картина мира ребенка

Автор: Ирина Перевалова, 07 Июня 2010 в 16:52, реферат

Описание работы

Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы бываем удивительно слепы по отношению к жизни и культуре "племени детей". Нам взрослым кажется невероятно просто оценить, например, те усилия, которые нужно приложить, чтобы взять в руку ложку, или, допустим, точно определить, где край кровати и какое движение телом нужно сделать, чтобы не упасть. Для ребенка, который еще и понятия не имеет, что такое ложка и край, не говоря уже о более сложных вещах, это целая наука. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, а потом перевести его в знание.
Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути (разумеется, кроме родителей) оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Практически все мы в той или иной степени были когда-то причастны к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.

Содержание

Введение
Глава 1.Детская субкультура
1.1. Содержание, функции, значение в культуре.
1.2.УНИКАТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Глава 2.Значимость картины взрослого в развитии ребенка.
2.1. .Влияние взрослых и сверстников на формирование картины мира
ребенка
2.2. Информационная среда и ее влияние на эмоционально- смысловое
поле картины мира ребенка

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 354.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение

Глава 1.Детская  субкультура 

1.1. Содержание, функции, значение в культуре.

1.2.УНИКАТИВНЫЕ  ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Глава 2.Значимость картины взрослого в развитии ребенка.

             2.1. .Влияние взрослых и сверстников  на формирование картины мира

                     ребенка

             2.2. Информационная среда и ее влияние на эмоционально- смысловое

                    поле картины мира ребенка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

 Мир детей  сосуществует с миром взрослых  в одном и том же физическом пространстве, однако мы бываем удивительно слепы по отношению к жизни и культуре "племени детей". Нам взрослым кажется невероятно просто оценить, например, те усилия, которые нужно приложить, чтобы взять в руку ложку, или, допустим, точно определить, где край кровати и какое движение телом нужно сделать, чтобы не упасть. Для ребенка, который еще и понятия не имеет, что такое ложка и край, не говоря уже о более сложных вещах, это целая наука. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, а потом перевести его в знание.   

 Главными  помощниками и спутниками ребенка  на этом пути (разумеется, кроме  родителей) оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя  традициям детской субкультуры,  дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Практически все мы в той или иной степени были когда-то причастны к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.   

 Понимание  собственных детей и детского  мира вообще связано, прежде  всего, с интересом, с желанием узнать, почему происходят те или иные события детской жизни. Зачем дети ходят в "страшные" места? Что происходит, когда они сидят в "штабе"? Чем привлекательна свалка? Каков психологический смысл детских секретов и тайников? Отчего детям нравится играть в одних местах и не нравится в других?   

 Детство как  субкультура сохраняло статус terra incognita до самого конца XIX века. Только в последние 70-80 лет  исследователи стали проявлять  к ней серьезный интерес. Про  детей как особенное "племя"  в 1930-е годы одним из первых писал выдающийся русский исследователь детской культуры Виноградов. Однако впервые преставление про детей как субэтнос было высветлено в работах известного американского этнографа детства Маргарет Мид. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях русского философа И. Кона и психолога В.М. Осориной.   

 В России  открытие детского фольклора  началось во второй половине XIX столетия с появлением сборников  "Детские песни" П. Бессонова  (1868), "Детские игры, преимущественно  русские" Е. Покровского (1887), "Народные колыбельные" А. Ветухова (1892). Однако первым, кто выделил детский фольклор в самостоятельную ветвь народной словесности, сделал попытку классифицировать собранный фольклорно-этнографический материал, был П.В. Шейн. Образцы фольклора из его сборников до сих пор имеют величайшее значение для достижения генезиса отдельных элементов детской культуры.   

 Первым ученым, который основательно подошел  к проблеме изучения детства  и его культуры на территории  бывшего СССР, привел накопленные знания в упорядоченную систему и начал исследование новых составляющих детской субкультуры, стал Г.С. Виноградов (1886-1945). Его работы "Русский детский фольклор", "Детский быт и фольклор", "Детская сатирическая лирика", "Детский народный календарь", "Детские тайные языки" и другие, которые аккумулировали собирательский исследовательский опыт, представляют величайшую научную ценность.   

 Для Г.С.  Виноградова безусловной является  релевантность детской этнографии: одним из первых он высказал мысль про то, что субкультура детства имеет самобытные, не свойственные взрослым черты и особенности, обусловленные совокупностью особенностей детского возраста. "Неизвестную страну, - писал он, - населяет недолговечное племя, каждый представитель которого живет по 12-14 лет. У него имеются свой жизненный устав, своя общественность, определенный круг знаний, достаточно своеобразный язык, свое искусство".   

 На советскую  фольклористику и этнографию  детства повлиял тот факт, что  в 1950-е годы мировая наука  переживала "культ детства", появились новаторские работы (которые изучали по большей части местных детей), английских фольклористов Айоны и Питера Опи "Фольклор и язык школьников", "Детские игры на улице и игровой площадке", монография американских фольклористов Мэри и Герберта Кнапп "Детский фольклор Америки", работа финской фольклористки Леа Виртанен.   

 В 1960-е  годы печатаются работы выдающегося  русского психолога Л.С. Выготского. На русский язык переводятся  книжки известных исследователей  детства - Маргарет Мид, Жана Пиаже, Эрика Эриксона и других.   

 С конца  80-х в России регулярно проводятся  Виноградовские чтения, посвященные  проблемам субкультуры детства,  в частности одно из первых  мест занимает вопрос генезиса  и мифологическо-ритуальных истоков  детского фольклора и обрядов.   

 Детское сообщество, как показывают историко-культурные  исследования, является самым первым  и наиболее древним институтом  социализации ребенка, поскольку  первые детские объединения возникали  уже в эпоху первобытности  в связи с половозрастным разделением общества и предшествовали моногамной семье. Они обладали своим особым статусом, своим специфическим местом в половозрастной социально-иерархической системе. Возникновение детской субкультуры как целостного историко- культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность. Поэтому детская субкультура вбирает в себя логическую квинтэссенцию истории детства, в которой отражены основные социокультурные и психологические завоевания последней. Современная детская субкультура является весьма сложной системой, во многом закрытой для традиционных средств научного анализа. Если раньше детская субкультура изучалась преимущественно фольклористами (Г.С. Виноградов, О.И. Капица, Е.А. Покровский), то сегодня она бросает вызов психологии и педагогике. Нельзя сказать, что этот вызов окончательно принят, но некоторые сдвиги в данной области уже наметились (И. С. Кон, В. Т. Кудрявцев, В. Кудрявцев, Т. Алиева, Н. Михайленко, Н. Короткова). Свидетельством того, что в последнее время возрастает интерес к изучению детской субкультуры, является то, что емкое понятие "детская субкультура" имеет место в психологическом словаре.   

 Сегодня,  исследованию детской субкультуры,  мифов и стереотипов в сознании современного ребенка, посвящены труды М. В. Осориной, Н. Ивановой, И. В. Носко, В. В. Абраменковой, М.П. Чередниковой и др.   

 Актуальность  темы обусловлена тем, что детская  субкультура, обладая неисчерпаемым  потенциалом вариантов становления  личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.   

 Целью данной  работы является выяснение существующих  у взрослого представлений о  детской субкультуре и сопоставление  различных их аспектов.   

 Объект работы - детство как социокультурный феномен.   

 Предмет - особенности восприятия взрослыми  детской субкультуры.   

 Для достижения  цели требовалось решение следующих  задач:   

-- выделить наиболее  существенные элементы детской  субкультуры   

-- определить их распространенность среди современных детей   

-- изучить представления  об этих элементах у взрослых    

 Исследование  было направлено на проверку  следующей гипотезы:   

 предполагается, что восприятие взрослым детства  и детской субкультуры в большей степени обусловлено социальными установками, нежели личным опытом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Глава 1.Детская субкультура 

Содержание, функции, значение в культуре  

   

 Специфика  сферы взаимоотношений взрослых и детей состоит в том, что ребенок изначально выступает как представитель одновременно двух больших социальных сообществ - взрослых и детей, каждый из которых оказывает серьезное влияние на становление его личности. В своем сочетании они образуют уникальную социальную ситуацию развития ребенка. Актуальность проблемы взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми обусловлена значительными изменениями, которые произошли в детских и взрослых сообществах. В частности, речь идет о снижении воспитательного потенциала семьи, ухудшении ее социального положения, отчуждении детей от родителей в связи с резким ухудшением социально-экономических условий жизни, плюрализации ценностей. Налицо серьезные перемены и в детской субкультуре, носителем которой является современное детское сообщество, имеющее свои нормы, ценности, особенности вербального и невербального общения, пространственно-временной организации жизни. В целом в современном обществе наблюдается ситуация разрушения естественных институтов социализации - семьи и детского сообщества, что является важнейшим фактором риска духовного, психического развития ребенка.   

 В современных  исследованиях проблем семьи  и семейного воспитания семья  выступает не как фон, контекст  индивидуального развития ребенка, а как единый психологический субъект. Как следует из научной концепции Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, система "родитель-ребенок" представляет собой "полисубъект развития", единый субъект психолого-педагогического взаимодействия. Понимание семейного воспитания как одностороннего воздействия родителей на детей теряет свою актуальность. Акцент делается на семейной общности, где взаимодействие детей и родителей обеспечивает, с одной стороны, освоение ребенком пространства развития, а с другой, взаимодействие и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей. Наряду с этим признание декларируемой сегодня идеи самоценности и самобытности периода детства требует ее реального воплощения в воспитательной практике. [4]  

 Детская субкультура (от лат. sub -- под и cultura -- возделывание, воспитание, развитие) -- в широком значении -- все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком -- смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.   

 Понятие детской  субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959 г. принята "Декларация прав ребенка", 1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная Конвенция о правах ребенка -- все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни. [3]  

   

 Понятие возрастной  субкультуры раскрывается в отечественной  литературе как специфический  набор признаков и ценностей,  по которым представители данного  возрастного слоя, класса или  группы осознают и утверждают себя в качестве возрастных общностей" В таких феноменах, как общечеловеческая культура и возрастная субкультура относительно автономная детская субкультура занимает подчиненное место и означает смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Детская субкультура, отражая смысл детского бытия, является не менее содержательной, чем культура взрослых. Она имеет право на самостоятельное существование.[3]   

Информация о работе Картина мира ребенка