Картина мира ребенка

Автор: Ирина Перевалова, 07 Июня 2010 в 16:52, реферат

Описание работы

Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы бываем удивительно слепы по отношению к жизни и культуре "племени детей". Нам взрослым кажется невероятно просто оценить, например, те усилия, которые нужно приложить, чтобы взять в руку ложку, или, допустим, точно определить, где край кровати и какое движение телом нужно сделать, чтобы не упасть. Для ребенка, который еще и понятия не имеет, что такое ложка и край, не говоря уже о более сложных вещах, это целая наука. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, а потом перевести его в знание.
Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути (разумеется, кроме родителей) оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Практически все мы в той или иной степени были когда-то причастны к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.

Содержание

Введение
Глава 1.Детская субкультура
1.1. Содержание, функции, значение в культуре.
1.2.УНИКАТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Глава 2.Значимость картины взрослого в развитии ребенка.
2.1. .Влияние взрослых и сверстников на формирование картины мира
ребенка
2.2. Информационная среда и ее влияние на эмоционально- смысловое
поле картины мира ребенка

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 354.00 Кб (Скачать)

 Сверхъестественные  силы, главные демонологические  персонажи детских мифологических  сказаний подразделяются на две  групы. Первую группу, более многочисленную, составляют обычные, знакомые  ребенку предметы: рукавичка, пятно,  занавески, платок, печенье, туфли, нитки, ленточка, кукла и т.д. Они двигаются ("побежал на кухню, а пистолет за ним"), разговаривают, предупреждают (по радио объявляют: "Девочка, закрой дверь, к твоему дому движется желтая тумбочка"), угрожают (пластинка поет: "Бегут, бегут по стенке зелёные глаза, сейчас они задушат тебя, тебя, тебя") душат ("утром оказалось, что черная простыня задушила девочку"), убивают ("занавески схватили деда и съели на глазах у бабушки").   

 Ю.М. Лотман  и Б.А. Успенский называли типически мифологичным мышление ребенка, которое не знает разнородности явлений, логической иерархии и подразделенности на признаки. Способность к "наивному очеловечиванию", "общей персонализации", что является, по словам Мелетинского, принадлежностью к первобытному и "характерной чертой для детского мышления", обуславливает то, что повседневные вещи перестают быть таковыми, приобретая символическое значение.[5]   

 Согласно  М.П. Чередниковой, предметный мир  детских страшных историй углубляется  корнями в "наидревнейшие универсальные архетипы, которые не утратили своей актуальности от палеолита до наших дней". Такие предметы можно подразделить на несколько групп:   

1. Существа, которые  представляют собой часть целого  и поддерживают, по Фрейзеру, "симпатическую  связь" с ним и "после прекращения физического контакта": рука, глаза, голова, зубы, мясо. Сюда относятся и части "неживого": пятно, дырка.   

2. Предметы одежды (рукавичка, парик, плащ, платок, ленточка, туфля и т.д.)   

3. Кукла (один  из самых распространенных персонажей страшных историй). Надлежит отметить, что в традиционной культуре разных народов кукла мыслилась как двойник человека, его символический заступник; в детской игре кукла также функционирует как живое существо. В "страшилке" роль куклы двояка. С одной стороны это вредоносное создание, которое нападает на ребенка, убивает людей ("Мать заглянула под кровать, а там кукла в черном платье доедала горло девочки."). С другой стороны мы видим и выполнение роли заступника: куклу подсовывают силе-вредителю вместо намеченной жертвы, после чего вредитель уничтожается.   

4. Портрет, статуя, картина - предметы с отпечатком  таинственности, которые способны  оживать и вредить людям. Здесь  интересно заметить, что картина  сама по себе крайне редко  выступает вредоносным предметом, чаще она выполняет роль своеобразного портала, двери, через которую в наш мир проходит существо, несущее угрозу.   

5. Демонологические  персонажи, связанные в народном  сознании с чародейством и  черной магией (тень, черные нитки).   

 Наряду с предметами, которые составляют архетипический слой, в страшных историях фигурируют и предметы другого исторического уровня, отображающие атмосферу современного индустриализированного мира (радио, телевизор, магнитофон, компьютер, робот и т.д.). Вспоминая про негативное отношение народной культуры к техническим нововведениям как к "бесовским искушениям" можно сказать, что в мифологизации этих предметов в детских страшных историях отпечатались как особенности собственно детской психологии (стремление к персонализации), так и определенные "общекультурные механизмы порождения представлений". [5]  

 Одна из  основных характеристик демонического  персонажа в страшных историях - его цвет (черная рука, желтая  штора, белое пятно, черное  покрывало, зеленые глаза, красное печенье, синий ноготь). Цветов в детских рассказах, как правило, семь: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, голубой; прочие встречаются очень редко. Среди на первом месте - черный, красный и белый, которые составляют "основной общечеловеческий треугольник словесных названий цветов, что совпадает с треугольником, выявленным в ритуалах и мифологии разных народов".   

 Как правило,  действие страшных историй происходит  ночью. Про "ночное сознание" как мифологическое, когда человека  обступают "ночные демоны", писал П.Флоренский.   

 Ранее речь  шла о первой группе персонажей  детских страшных историй. Вторую  же группу составляют те, что  генетически восходят к мифологическим  рассказам взрослых и традиционным  жанрам фольклора. Персонажи эти  заимствованы из быличек, бывальщин, сказок, заговоров. Это ведьма, чёрт, привидение, покойник. Однако функционируют эти персонажи в "страшилках" и "взрослых" мифологических рассказах по-разному.   

 Перекличка  страшных историй детей с народными  мифологическими рассказами прослеживается в целом ряде мотивов. Наиболее распространенный среди них - оборотничество, другой - магия подобия.   

 Усвоив мотивы  и образы суеверных рассказов  взрослых, персонифицировав явления,  предметы, вещи окружающего мира, дети создали свою традицию, отразившую комплекс их представлений о смерти, страхе, угрозе жизни.   

 В отличие  от "взрослых" мифологических  рассказов, детские истории художественно  оформлены. Они имеют определённое  начало, четкую и однотипную сюжетную  структуру, во многом напоминающую структуру традиционной волшебной сказки.   

 Вместе со "страшилками" существуют и  противоположные им "антистрашилки". Это истории, в которых сюжет  до определенного момента развивается  по канонам "страшилки", чтобы  затем перейти к анекдотическому финалу. (Например, такая коротенькая история: Проснулась девочка ночью, смотрит - на потолке желтое пятно. Пошла на следующий день - пятно еще больше. Испугалась она, вызвала милицию. Милиционер на чердак, а там котенок сидит и писает.). Большинство исследователей склонны считать их пародиями на "страшилки". [5]  

 Наряду с  рассмотренными ранее жанрами,  направленными прежде всего на  взаимодействие с другими детьми  и освоение мира, в детской  субкультуре представлены и другие  элементы. Для их характеристики нами был выбран термин "асоциальные", так как именно в этих текстах наиболее заметно расхождение с общепринятой системой ценностей. К этой группе мы отнесли "садистские" тексты: гиперболизированные описания смертей и разрушений; а также тексты с использованием обсценной лексики и содержащие описания эротического характера.     

 Анализ становления,  развития и преодоления детского  мифологического сознания был бы неполным без обращения к самому молодому жанру современного детского фольклора, который и собирателями, и детьми определяется как "садистский стишок".   

 Герои этих  стихов - чаще всего дети. Вступая  во взаимодействие с миром,  с другими людьми, они либо  гибнут сами, либо становятся  причиной множества смертей и  разрушений. Нередко текст содержит в себе таже и философское размышление, лирическую нотку, которые затем резко сменяются "ужасом"   

 ...Маленький мальчик на сене лежал,   

 Маленькой ручкою звезды считал.   

 Много дорог у него впереди...   

 Только бы вилы достать из груди!   

   

 Существует два наиболее распространенных подхода к этому жанру.   

 Один из  них заключается в том, что  "садюжка" воспринимается как  пародия, создание в крайней  степени условного мира. М.П. Чередникова,  описывая этот жанр, неоднократно  приводит такие фразы детей, как "смешно, потому что так не бывает", "такого просто не может быть".   

 В том случае, если подросток воспринимает  условное пространство "садистских стишков" серьезно как реальность и моделирует свое поведение по этому "образчику", можно говорить о примитивизме как признаке его психического развития.   

 Подросток  с трудом определяет, что значит "норма", идеал человеческих взаимоотношений. Однако, что такое "отклонение от нормы" он уже хорошо знает. Когда ребенок по поводу "садистских стишков" говорит: "Смешно, потому что не может такого быть", - это значит, что он не допускает ничего подобного в горизонте собственного культурного поведения.[6]   

 Таким образом,  бытование жанра "садистских  стишков" - свидетельство нового уровня сознания и самосознания, при котором поступки ребенка определяются уже не внешними (извне идущими) постулатами, а самостоятельным выбором, основанным на самоовладении поведением.   

 Жанр "садистских  стишков" свидетельствует о  том, что ребенок вполне сознательно  создает поэтический универсум, в котором насмешке и отрицанию подвергается детская доверчивость к "прописям" "правил безопасности", созданным взрослыми людьми. Остраняются представления, которые совсем недавно не вызывали у ребенка никаких сомнений. Однако в соответствии с новым уровнем сознания у подростка появляется потребность в поисках собственных истин, а следовательно и новой картины мира.   

 С другой  стороны, нередко именно этот  жанр вызывает возмущение. "Например, эволюция детской страшилки от "пугалки" к садистским стишкам свидетельствует о процессах дегуманизации в детской субкультуре, когда остроумная смесь жестокости и радостного смеха ближе ребенку, чем сострадание." "Чудовищное сочетание страшного и смешного в этих стишках, кощунственное обращение подростков к запретным темам и нарушение нравственных норм в словесной форме обеспечивает переживание "радостного ужаса", свидетельствуя о дегуманизации общественной жизни и демонизации детского сознания в последние десятилетия." [3]   

    Из поколения в поколение существует и процветает детский эротический фольклор. Характерно, что, вырастая из детства, люди, как правило, старательно забывают его. Дети же скрывают свой эротический фольклор от взрослых. Таким образом, получается, что он пребывает в детской среде невидимым и неслышимым для взрослого литературного мира. Этому скрытому от взрослых существованию способствует ходячее заблуждение о так называемой "моральной чистоте" детей. При таком отношении к детству, разговор о детском эротическом фольклоре может осквернить "святой образ ребёнка" для всякого ханжи с зычным голосом или ощутимой властью, чем они резво пользуются, чтобы пресечь в корне всякое о нём упоминание.   

 Несмотря  на идиллический образ ребёнка,  которому умиляются взрослые, его  речь полнится эротическими образами, часто заимствованными от старших детей или взрослых, и которые усваиваются детьми с поразительной лёгкостью. Процесс обучения взаимоотношениям полов происходит у ребёнка наглядно и изустно. Ребёнок иногда становится свидетелем сексуальных игр взрослых и прежде всего родителей или наталкивается на порнографические изображения. Но систематическое обучение проводит лишь речь, которая постоянно окружает ребёнка, и фольклор становится исключительно важным в становлении его эротического сознания. Более того, с помощью фольклора, заимствованного у старших, и происходит основной эротический контакт детей со взрослым миром.   

 Познавая  себя через ощущения, возникающие  от прикосновения к своим половым  органам, ребёнок выходит на  внешний мир с помощью слов. С их помощью он пытается раскрыть тайну бытия. В языке появляются обозначения сексуальных реалий, а так как на них налагается взрослыми запрет, то дети затевают словесную игру, которая представляет из себя подтрунивание над запретами. При общении детей со сверстниками и старшими по возрасту детьми речь всё больше наполняется стишками, поговорками, недоговорками, шутками, связанными с сексом. Этот фольклор не только выводит ребёнка на внешние сексуальные объекты: девочек и мальчиков, но также и обучает теоретическим основам половой жизни, которые при декларировании воспринимаются в детстве как сама практика. [7]  

   

 Таким образом  , рассмотрев основные факторы  формирования субкультуры ребенка  можно сделать следующие выводы:   

- Детская субкультура оказывает большое влияние на дальнейшее развитие ребенка, выполняет социализирующую, развивающую, в определённой степени психотерапевтическую функции.   

- Специфика  и содержание десткой субкультуры  изменяются в зависимости от  возрастной группы, а так же отражают изменения, происходящие в обществе.   

- Детская и  взрослая субкультуры взаимодействуют  между собой, и их взаимоотношения  носят непростой, конфликтный  характер. Различия между ними  наиболее ярко проявляются при  сравнении картины мира и системы ценностей.   

- Содержание  детской субкультуры можно классифицировать  различными способами. Для проведения  исследования в нашей работе  были выделены следующие группы: игра; фольклор, языковое творчество; детская магия; детский миф; "асоциальный"  фольклор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 

В младшем школьном возрасте проблема самоактуализации –  это проблема того, в каком образе и в каких поступках наиболее безопасно и эффективно можно  явить себя людям в качестве активного участника социальных ситуаций. Наиболее слабыми и уязвимыми сторонами личности ребенка в этот период является его коммуникативная неопытность, застенчивость, неумение одномоментно учитывать несколько ситуативных факторов, недостаточная психическая регуляция, не позволяющая параллельно осуществлять два процесса – справляться со своими эмоциями и разумно просчитывать свои действия и слова.

Информация о работе Картина мира ребенка