Автор: Ирина Перевалова, 07 Июня 2010 в 16:52, реферат
Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы бываем удивительно слепы по отношению к жизни и культуре "племени детей". Нам взрослым кажется невероятно просто оценить, например, те усилия, которые нужно приложить, чтобы взять в руку ложку, или, допустим, точно определить, где край кровати и какое движение телом нужно сделать, чтобы не упасть. Для ребенка, который еще и понятия не имеет, что такое ложка и край, не говоря уже о более сложных вещах, это целая наука. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, а потом перевести его в знание.
Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути (разумеется, кроме родителей) оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Практически все мы в той или иной степени были когда-то причастны к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.
Введение
Глава 1.Детская субкультура
1.1. Содержание, функции, значение в культуре.
1.2.УНИКАТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Глава 2.Значимость картины взрослого в развитии ребенка.
2.1. .Влияние взрослых и сверстников на формирование картины мира
ребенка
2.2. Информационная среда и ее влияние на эмоционально- смысловое
поле картины мира ребенка
Сверхъестественные
силы, главные демонологические
персонажи детских
Ю.М. Лотман
и Б.А. Успенский называли
Согласно
М.П. Чередниковой, предметный мир
детских страшных историй
1. Существа, которые
представляют собой часть
2. Предметы одежды (рукавичка, парик, плащ, платок, ленточка, туфля и т.д.)
3. Кукла (один из самых распространенных персонажей страшных историй). Надлежит отметить, что в традиционной культуре разных народов кукла мыслилась как двойник человека, его символический заступник; в детской игре кукла также функционирует как живое существо. В "страшилке" роль куклы двояка. С одной стороны это вредоносное создание, которое нападает на ребенка, убивает людей ("Мать заглянула под кровать, а там кукла в черном платье доедала горло девочки."). С другой стороны мы видим и выполнение роли заступника: куклу подсовывают силе-вредителю вместо намеченной жертвы, после чего вредитель уничтожается.
4. Портрет, статуя,
картина - предметы с отпечатком
таинственности, которые способны
оживать и вредить людям.
5. Демонологические
персонажи, связанные в
Наряду с предметами, которые составляют архетипический слой, в страшных историях фигурируют и предметы другого исторического уровня, отображающие атмосферу современного индустриализированного мира (радио, телевизор, магнитофон, компьютер, робот и т.д.). Вспоминая про негативное отношение народной культуры к техническим нововведениям как к "бесовским искушениям" можно сказать, что в мифологизации этих предметов в детских страшных историях отпечатались как особенности собственно детской психологии (стремление к персонализации), так и определенные "общекультурные механизмы порождения представлений". [5]
Одна из
основных характеристик
Как правило,
действие страшных историй
Ранее речь
шла о первой группе
Перекличка
страшных историй детей с
Усвоив мотивы и образы суеверных рассказов взрослых, персонифицировав явления, предметы, вещи окружающего мира, дети создали свою традицию, отразившую комплекс их представлений о смерти, страхе, угрозе жизни.
В отличие
от "взрослых" мифологических
рассказов, детские истории
Вместе со
"страшилками" существуют и
противоположные им "антистрашилки".
Это истории, в которых сюжет
до определенного момента
Наряду с
рассмотренными ранее жанрами,
направленными прежде всего на
взаимодействие с другими
Анализ становления,
развития и преодоления
Герои этих стихов - чаще всего дети. Вступая во взаимодействие с миром, с другими людьми, они либо гибнут сами, либо становятся причиной множества смертей и разрушений. Нередко текст содержит в себе таже и философское размышление, лирическую нотку, которые затем резко сменяются "ужасом"
...Маленький мальчик на сене лежал,
Маленькой ручкою звезды считал.
Много дорог у него впереди...
Только бы вилы достать из груди!
Существует два наиболее распространенных подхода к этому жанру.
Один из них заключается в том, что "садюжка" воспринимается как пародия, создание в крайней степени условного мира. М.П. Чередникова, описывая этот жанр, неоднократно приводит такие фразы детей, как "смешно, потому что так не бывает", "такого просто не может быть".
В том случае, если подросток воспринимает условное пространство "садистских стишков" серьезно как реальность и моделирует свое поведение по этому "образчику", можно говорить о примитивизме как признаке его психического развития.
Подросток с трудом определяет, что значит "норма", идеал человеческих взаимоотношений. Однако, что такое "отклонение от нормы" он уже хорошо знает. Когда ребенок по поводу "садистских стишков" говорит: "Смешно, потому что не может такого быть", - это значит, что он не допускает ничего подобного в горизонте собственного культурного поведения.[6]
Таким образом, бытование жанра "садистских стишков" - свидетельство нового уровня сознания и самосознания, при котором поступки ребенка определяются уже не внешними (извне идущими) постулатами, а самостоятельным выбором, основанным на самоовладении поведением.
Жанр "садистских
стишков" свидетельствует о
том, что ребенок вполне
С другой стороны, нередко именно этот жанр вызывает возмущение. "Например, эволюция детской страшилки от "пугалки" к садистским стишкам свидетельствует о процессах дегуманизации в детской субкультуре, когда остроумная смесь жестокости и радостного смеха ближе ребенку, чем сострадание." "Чудовищное сочетание страшного и смешного в этих стишках, кощунственное обращение подростков к запретным темам и нарушение нравственных норм в словесной форме обеспечивает переживание "радостного ужаса", свидетельствуя о дегуманизации общественной жизни и демонизации детского сознания в последние десятилетия." [3]
Из поколения в поколение существует и процветает детский эротический фольклор. Характерно, что, вырастая из детства, люди, как правило, старательно забывают его. Дети же скрывают свой эротический фольклор от взрослых. Таким образом, получается, что он пребывает в детской среде невидимым и неслышимым для взрослого литературного мира. Этому скрытому от взрослых существованию способствует ходячее заблуждение о так называемой "моральной чистоте" детей. При таком отношении к детству, разговор о детском эротическом фольклоре может осквернить "святой образ ребёнка" для всякого ханжи с зычным голосом или ощутимой властью, чем они резво пользуются, чтобы пресечь в корне всякое о нём упоминание.
Несмотря
на идиллический образ ребёнка,
Познавая
себя через ощущения, возникающие
от прикосновения к своим
Таким образом
, рассмотрев основные факторы
формирования субкультуры
- Детская субкультура оказывает большое влияние на дальнейшее развитие ребенка, выполняет социализирующую, развивающую, в определённой степени психотерапевтическую функции.
- Специфика
и содержание десткой
- Детская и
взрослая субкультуры
- Содержание
детской субкультуры можно
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
В младшем школьном возрасте проблема самоактуализации – это проблема того, в каком образе и в каких поступках наиболее безопасно и эффективно можно явить себя людям в качестве активного участника социальных ситуаций. Наиболее слабыми и уязвимыми сторонами личности ребенка в этот период является его коммуникативная неопытность, застенчивость, неумение одномоментно учитывать несколько ситуативных факторов, недостаточная психическая регуляция, не позволяющая параллельно осуществлять два процесса – справляться со своими эмоциями и разумно просчитывать свои действия и слова.