Этические принципы и нормы деятельности социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 96.15 Кб (Скачать)

Толерантность - свойство культуры индивида и общества, формируемое  всем ходом исторического развития.

Толерантность в современном  обществе играет значительную роль в  профессиональной подготовке специалистов по социальной работе. В случае если профессиональная дисциплина заставит социального работника взаимодействовать  с клиентом вызывающим у него неприятную, отталкивающую, фобическую реакцию, такое  самопринуждение может иметь  негативные последствия для его  психосоматического здоровья. Поэтому, не отрицая значения воспитания долга  социального работника по отношению  ко всем категориям клиентов, следует, во-первых, внутри профессии ориентировать  сотрудников на определенные специфические  разделы деятельности, внутренне  более близкие каждому из них. В то же время развитие общей и  профессиональной культуры, формирование специалиста по социальной работе на принципах толерантности как  принятия и признания существующих между людьми различий в качестве важнейшего личностного качества специалиста  по социальной работе позволит ослабить необходимость самопринуждения.

Толерантность в современном  обществе имеет свои рамки и границы. Оно в значительной мере, в значительной степени диктуется особенностями  воспитания, традициями, даже особенностями  психофизиологической конституции  человека. Неуважение к человеку, посягательство на его честь и достоинство  вряд ли могут восприниматься терпимо.

Для всех очень важно придать  слову "толерантность" новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой…

Этические знания - необходимая  часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность  действовать в соответствии с  этическими нормами существенно  повышает качество услуг, предлагаемых клиентам.

Основой для дальнейшей разработки этических принципов  может послужить "Этика социальной работы: принципы и стандарты"9, состоящая из двух документов: "Международная декларация этических принципов социальной работы" и "Международные этические стандарты социальных работников".

В этих документах представлены основные этические принципы профессии  социального работника, рекомендации поведения с клиентами, с коллегами  и представителями других сфер.

МФСР признает необходимость  в декларировании этических принципов, которыми следует руководствоваться  при решении этических проблем, возникающих в процессе социальной работы.

Целями Международной  декларации этических принципов  являются:

1. Сформулировать систему  основных принципов социальной  работы, которую возможно адаптировать  к культурным и социальным  обстоятельствам.

2. Идентифицировать сферы  возникновения этических проблем  в практике социальной работы (ниже о них будет говориться  как о "проблемных областях").

3. Служить руководством  в выборе методов решения этических  проблем (ниже они будут называться "методы решения этических  проблем").

В Международной декларации этических принципов утверждается, что ассоциации-члены МФСР и входящие в их состав социальные работники  придерживаются принципов, которые  приводятся ниже.

МФСР предполагает, что  член ассоциации помогает другим членам в выделении и решении этических  проблем в процессе практической деятельности.

Национальные ассоциации, испытывающие трудности с принятием  этих принципов, должны информировать  об этом Исполнительный комитет МФСР. Исполнительный комитет может обязать  выполнять положения Декларации этических принципов те ассоциации, которые их не придерживаются. Если этого будет недостаточно, Исполнительный комитет может в качестве следующего шага приостановить членство в Федерации  такой организации или исключить  ее из МФСР.

Международная декларация этических  принципов должна быть обнародована. Это позволит клиентам, служащим, представителям других профессий и общественности в целом ожидать, что социальная работа будет строиться на основе этических принципов.

Мы признаем, что декларированное  описание системы этических стандартов для ассоциаций-членов было бы нереалистичным, учитывая различия в законодательстве, культуре, управлении в странах - членах МФСР.

Социальные работники  служат на благо людей, действуя на основе следующих основных принципов:

Каждый человек ценен  своей уникальностью, которую следует  учитывать и уважать.

Каждый человек имеет  право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права  других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества.

Каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать  так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам.

Социальные работники  привержены принципам социальной справедливости.

Социальные работники  обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным  людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом.

Предполагается, что социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью  и советом, без несправедливой дискриминации  на основе пола, возраста, физических и  умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации.

Социальные работники  уважают основные человеческие права  индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН  и другими международными конвенциями, вытекающими из этой Декларации.

Социальные работники  соблюдают принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей  работе. Социальные работники уважают  оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран  входит в противоречие с этими  требованиями.

Предполагается, что социальный работник работает в тесном сотрудничестве со своими клиентами на благо клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты  поощряются к участию в работе и должны предупреждаться о риске  и выгодах предполагаемого курса  действий.

Социальные работники  обычно ожидают, что клиенты вместе с ними принимают на себя ответственность  за выработку плана действий, направленных на изменение их жизни. К принуждению  в решении проблем одной из сторон за счет ущемления интересов другой стороны можно прибегать только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон. Социальным работникам следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента.

Социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей.

Социальные работники  принимают этически оправданные  действия и придерживаются их в соответствии с "Международными этическими стандартами  социальных работников", принятыми  их национальными организациями.

Социальная работа во многом исходит из гуманитарных, религиозных  и демократических идеалов и  философских теорий и является универсальной  возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью  и обществом, а также развития потенциала человека. Предназначением  социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, достижении социальной справедливости. На основе "Международной декларации этических принципов социальной работы" социальный работник обязан признавать стандарты этического поведения.

 

2. Основные личностные  характеристики социального работника

2.1 Личностно-нравственные  качества социального работника

 

В процессе обучения социального  работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит  в работе с людьми. Более того, следует признать, что настоящий  социальный работник обязательно сочетает в себе профессиональные знания и  навыки и личностные характеристики.

Основой личности социального  работника должна являться нравственность как внутренне, духовное качества человека, его потребность поступать в  соответствии с требованиями этики  и морали, потребность творить  добро, приносить людям благо. Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента10:

  1. Нравственные знания. Основы знаний об этике, морали и нравственности, в том числе и в области профессиональной деятельности, социальный работник получает в процессе обучения.

Практический социальный работник, не прошедший курса обучения, руководствуется собственным интуитивным  пониманием добра и зла.

  1. Нравственные убеждения - это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения являются более высокой ступенью развития личности специалиста, его сознания, поскольку основаны на оценке личностью моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном принятии как единственно правильных и возможных.
  2. Нравственная потребность - наивысшая степень нравственного сознания социального работника. Она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики. Когда это становится внутренней потребностью человека, он в соответствии с этическими принципами организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение проблем с точки зрения нравственности.

Роль профессиональной морали в формировании нравственных знаний, убеждений и потребностей социального  работника велика. Она помогает ему  сопоставить собственные нравственные позиции с теми действиями, которых  ожидают от него как от представителя  профессии, помогает ориентироваться  в многообразии моральных требований и предписаний.

Некоторые ситуации требуют  от социального работника творческого  подхода к решению моральных  проблем, в связи с чем внутренняя потребность поступать всегда нравственно, регулировать свои действия с учетом нравственных норм и усвоенной системы  ценностей приводит к соответствующей  мотивации деятельности. При этом нравственные потребность и мотивация  характеризуют социального работника  как личность. Таким образом, нравственное поведение социального работника  определяется вполне определенными  нравственными и душевными качествами его личности11.

Честность - необходимое качество для социального работника. Социальный работник должен говорить правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, о тех затруднениях, которые встречаются в работе, о совершенных ошибках. Однако честность должна проявляться не только на словах - честным надо быть на деле. Социальный работник не имеет права обмануть ожидания клиента, если сам дал ему повод к ним, связал себя обещанием помочь.

Совесть - социального работника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм.

Объективность: социальный работник - человек, и полностью исключить человеческий фактор в его взаимоотношениях с клиентом невозможно; однако по оценке проблем клиента и его качеств социальный работник должен соблюдать объективность, отрешившись от собственных эмоций. В группе социальный работник также не имеет права недооценивать или переоценивать всей совокупности обстоятельств каждого из клиентов.

Справедливость должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях социального работника с клиентами, их близкими и коллегами. Социальный работник может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными клиентами; какие бы чувства клиент не вызывал у социального работника, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оцениваться адекватно.

Тактичность - это качество предполагает умение социального работника предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами и другими людьми. Тактичность как качество личности социального работника необходима вследствие того, что его поведение всегда требует одновременного соблюдения множества нравственных требований, которые могут противоречить друг другу; и, что ему приходится иметь дело с людьми слабыми, больными, униженными, чье самолюбие итак задето теми обстоятельствами, в которых они находятся.

Внимательность и наблюдательность. Работая с клиентом, социальный работник обязан обращать внимание на малейшие изменения в его настрое, как положительные, так и отрицательные. И если надо, вовремя доказать свою правоту, более веско аргументируя предложения, подбодрить клиента, поддержать его. Наконец, внимательность и наблюдательность помогут социальному работнику уловить неискренность клиента и подтолкнуть к проверке полученной информации.

Терпимость - непременное качество личности социального работника. Социальный работник должен быть терпимым, если стремится достигнуть соглашения со своим клиентом. Терпимость социального работника основывается на устойчивом навыке принимать человека таким, каков он есть, не признании его права быть самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убеждения, вести тот образ жизни, который он считает целесообразным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или иной социально опасной деятельности.

Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника