Этические принципы и нормы деятельности социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 96.15 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: "Этические  принципы и нормы деятельности социального  работника"

 

Содержание

 

Введение

1. Проблема нравственности в деятельности социального работника

1.1 История становления этических традиций на Руси

1.2 Этические принципы в социальной работе

2. Основные личностные характеристики социального работника

2.1 Личностно-нравственные качества социального работника

2.2 Профессионально-этический кодекс социального работника

3. Современные требования к социальному работнику

3.1 Деонтология отдельных видов взаимодействия в социальной работе

3.2 Долг, ответственность и этические дилеммы в социальной работе

3.3 Этический аспект профессиональной подготовки социальных работников для пенитенциарной системы

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

Введение

 

В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности  государства и общества, когда  социальные работники включены в  политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность  в том, чтобы этические нормативы  деятельности в сфере социальной защиты населения были бы упорядочены  и формализованы.

Социальная работа этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением  высокого гуманизма и общественной нравственности. В ней не существует таких ограничений, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Но все-таки необходимость  этической регламентации профессионального  поведения наблюдается в современном  российском обществе.

Основными причинами этого  явления можно считать следующие:

  • Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентаций не может не сказаться на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума.
  • Использование зарубежных моделей социальной защиты порождает неоднозначность понимания представителями различных научных школ самой сущности социальной защиты, ее целей и задач, ценностных ориентаций и т.д. и вызывает различное толкование подходов к деятельности и взаимодействию - как с клиентом так и внутри системы социальной защиты, в том числе и в области моральных отношений между субъектами и объектами социальной работы.
  • Зависимость социальной работы от государства и местных органов власти, определяющих порядок, объемы и условия финансирования и имеющих систему ценностей многим отличающуюся от принципов и ценностей социальной работы.
  • Являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее представителей.
  • Социальный работник должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован против людей.
  • Для успешной работы в сфере социальной работы от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему быть чутким и деликатным. и проблем
  • Социальный работник чаще работает один на один с клиентом и представляет перед ним интересы учреждения социальной защиты и интересы государства. Это требует от социального работника особых навыков и сугубого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом.
  • Поскольку мы имеет дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку исключить появление в профессии людей "случайных" пока невозможно, постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, обуславливающая нормативное поведение и действия специалистов.

Эти причины являются достойными для актуализации вопроса об изучении этических норм и правил, регламентирующих профессиональную деятельность каждого  конкретного социального работника, деятельность и взаимодействие различных  социальных служб и органов социальной защиты населения, их взаимоотношения  с другими институтами и принимающих  во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета российского народа и ожиданий общества.

Реформирование экономики  в нашей стране обострило значимость моральных отношений в обществе. Стремление человека руководствоваться  в своих действиях этическими нормами естественно, однако, в силу различных внешних обстоятельств, оно может быть полностью или  частично подавлено. Поэтому готовность социальных работников выступать с  высоких этических позиций, нравственное отношение к клиентам является их весомым вкладом в дело морального оздоровления нашего общества.

Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых им исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию непосредственных социальных услуг клиентам или группам клиентов, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями "внешних" по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности здесь обусловлены в основном тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социального, экономического и политического неравенства, нарушениями принципа социальной справедливости. Долг социального работника - всемерно способствовать восстановлению справедливости, помогать клиенту реализовать основные права человека, - что в интересах как самого клиента, так и всего общества.

Актуальность данных проблем определяет выбор темы дипломной работы - "Этические принципы и нормы деятельности социального работника".

Объект исследования - деятельность социального работника.

Предмет исследования - этические требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе.

социальный  работник этический кодекс

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.

В соответствии с целью, предметом  и объектом нами определены задачи исследования:

  • изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
  • исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
  • разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Гипотеза исследования: если социальный работник в своей повседневной деятельности будет руководствоваться этическими нормами и правилами, то будет повышаться уровень нравственности всего российского общества.

В основу исследования положены труды Е.А. Холостовой, Г.П. Медведевой и Е. Ярской-Смирновой. Однако этический  аспект проблемы социального обслуживания населения в вышеназванных источниках недостаточно хорошо освящен.

В ходе нашего исследования нами были использованы следующие теоретические  и общелогические методы: анализ научных  источников, обобщение и анализ научной  литературы применительно к данной теме и другие.

Структура работы: дипломная работа включает в себя: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложение.

 

1. Проблема нравственности  в деятельности социального работника

1.1 История становления  этических традиций на Руси

 

Мораль является одной  из наиболее ранних форм общественного  сознания и регуляторов человеческого  поведения.

Относительно происхождения  морали имеются две основные точки  зрения. Одна из них связывает происхождение  морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная трудовая деятельность порождает необходимость  нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума. Вторая точка  зрения мнений состоит в том, что  мораль как форма регулирования  поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в  тот период, когда не существовало общественного разделения труда. Эта  точка зрения считается более  предпочтительной, поскольку "человеческое общество предшествует любой теории; оно имеет свою природу, свои потребности, инстинкт самосохранения, свои неписаные  законы и свои условия существования, от которых не может отказаться, не разрушая само себя", даже если это  не собственно общество в современном  понимании, а его прообраз1.

Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил в обществе себе подобных, поскольку индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми. Известно, что изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с место на место в поисках пищи. В те времена предок человека был жесток, а в обществе выживали сильнейшие. Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей. Л. Крживинский называет первобытное общество-орду - "обществом без стариков" и "обществом сильных людей". Происходил действующий в животном мире естественный отбор, в результате которого выживали наиболее молодые, ловкие и сильные.

Ценности первобытного общества определялись эмпирически, ощущались  инстинктивно и носили явную биологическую  окраску в полном соответствии с  коллективными потребностями выживания. Это не были ценности в нашем современном  понимании, но на уровне примитивных  полуживотных инстинктов человек дифференцировал  полезное и вредное для себя и  сообщества. Мораль носила ярко выраженный коллективистский характер и подразумевала  безоговорочное подчинение более слабых сильнейшему, и этот сильнейший имел неограниченные права, непререкаемый  авторитет и абсолютную власть, что  давало ему возможность использовать свое положение в первую очередь  в своих собственных целях  и решать силовыми методами все вопросы, возникающие в орде.

Как считает В. Вичев, "первые социальные нормы, возникшие как  отражение производственной необходимости  обуздать животный индивидуализм, как  закрепленные практикой целесообразные формы деятельности, имеют не столько  позитивный, сколько негативный характер. В них доминируют не столько предписания  к индивиду, сколько требования воздерживаться от определенный действий, опасный  характер которых уже подтвержден  практикой2".

Можно сделать вывод, что  мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и  человеческого общества: в первобытной  орде поведение каждого ее члена  соответствовало требованиям выживания  в природной среде и было направлено на удовлетворение в первую очередь  коллективных потребностей - обеспечения выживания, безопасности, продолжения рода.

По мере совершенствования  орудий труда возникло первое примитивное  разделение труда между членами  племени и между полами и возрастными  группами, причем в этих новых условиях полезными оказались и слабые члены племени - дети и старики. Человек  становится действительно человеческим, социальным существом, а не является только одним из биологических видов, существующих на земле. Как указывал Г. Спенсер, "любое общество стремится  сформировать своих членов таким  образом, чтобы осуществление социальных функций было для них желанным3", вследствие чего становится необходимым прививать каждому наиболее целесообразные для социума нормы человеческого общения и взаимодействия.

В период образования материнского рода начинается постепенное формирование собственно моральных отношений, регулирующих взаимодействие людей и формы  их существования на основе определенных нравственных законов. К этому же периоду относят появление первых форм взаимопомощи людей, прообразов будущей  благотворительности. Исследования этнографов приводят к неизбежному выводу, что  для первобытного человека забота о  нуждающемся была нормой.

Однако в значительно  большей степени нравственное регулирование  отношений между людьми требовалось  и, соответственно, развивалось с  появлением семьи и собственности. А.Г. Харчев считает, что мораль возникает и функционирует в этот период "как способ преодоления противоречия между личностью и обществом4", между интересами собственников и сообщества в целом.

Выводы Л.Н. Гумилева о  биологически и социально-обусловленном  коллективизме и альтруизме относятся  к более позднему образованию - этосу: "Для того, чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, необходимо, чтобы внутри этоса возникла альтруистская этика, при которой интересы коллектива становятся выше личных"5, при этом имеется в виду что альтруизм и коллективизм подразумевают обязательную взаимопомощь членов сообщества.

Первые, наиболее общие и  объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности людей, моральные принципы получили в дальнейшем закрепление в религиозных  нормах и заповедях, а впоследствии - в светских законах. Введение на Руси православия в качестве официальной  государственной религии и идеологии  сделало его догматы основой  этических воззрений верующего  населения. Наиболее широко известным  сводом религиозных норм и правил, распространяющихся и на этические  основы человеческого сосуществования, является Библия.

Самый же главный этический  принцип изложен в Нагорной проповеди  Иисуса Христа: "Итак во всем, как  хотите, чтобы с вами поступали  люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф.7;12). Этот величайший нравственный закон, регулирующий человеческие взаимоотношения  во всех областях совместной деятельности и сосуществования, "золотое правило  этики" логичен в основе своей  и применим во всех сферах человеческой жизнедеятельности и совместной практики, и поэтому встречается  практически у всех народов в  той или иной формулировке.

В Древней Руси этика помощи человеку, безусловно, не оформлялась  в отдельную отрасль знаний и  не фиксировалась произведениями, посвященными этому вопросу. Этические взгляды  на проблемы помощи и взаимопомощи существовали только в самом общем  виде, в контексте норм человеческого  общежития, что доказывает обыденность  самого факта оказания помощи. Их зарождение и сущность можно до некоторой  степени проследить в древнейших памятниках русской литературы, в фольклорных произведениях.

С древнейших времен русским  народом создавались произведения, носящие характер преимущественно  морального поучения, завета и детерминирующее  поведение человека в обществе, в  семье, в его взаимоотношениях с  другими людьми, т.е. в повседневной деятельности и общении. "Поучение" Владимира Мономаха (1099 г.) представляет собой наиболее полную систему этических  воззрений, которая затрагивает  в числе прочих и проблему помощи нуждающимся.

Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника