Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа
Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: "Этические принципы и нормы деятельности социального работника"
Содержание
Введение
1. Проблема нравственности в деятельности социального работника
1.1 История становления этических традиций на Руси
1.2 Этические принципы в социальной работе
2. Основные личностные характеристики социального работника
2.1 Личностно-нравственные качества социального работника
2.2 Профессионально-этический кодекс социального работника
3. Современные требования к социальному работнику
3.1 Деонтология отдельных видов взаимодействия в социальной работе
3.2 Долг, ответственность и этические дилеммы в социальной работе
3.3 Этический аспект профессиональной подготовки социальных работников для пенитенциарной системы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы упорядочены и формализованы.
Социальная работа этична
в своих исходных моментах и по
своей сущности является проявлением
высокого гуманизма и общественной
нравственности. В ней не существует
таких ограничений, которые бы игнорировали
духовные ценности и моральные принципы,
одобряемые обществом. Но все-таки необходимость
этической регламентации
Основными причинами этого
явления можно считать
Эти причины являются достойными
для актуализации вопроса об изучении
этических норм и правил, регламентирующих
профессиональную деятельность каждого
конкретного социального
Реформирование экономики
в нашей стране обострило значимость
моральных отношений в
Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых им исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию непосредственных социальных услуг клиентам или группам клиентов, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями "внешних" по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности здесь обусловлены в основном тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социального, экономического и политического неравенства, нарушениями принципа социальной справедливости. Долг социального работника - всемерно способствовать восстановлению справедливости, помогать клиенту реализовать основные права человека, - что в интересах как самого клиента, так и всего общества.
Актуальность данных проблем определяет выбор темы дипломной работы - "Этические принципы и нормы деятельности социального работника".
Объект исследования - деятельность социального работника.
Предмет исследования - этические требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе.
социальный работник этический кодекс
Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
Гипотеза исследования: если социальный работник в своей повседневной деятельности будет руководствоваться этическими нормами и правилами, то будет повышаться уровень нравственности всего российского общества.
В основу исследования положены
труды Е.А. Холостовой, Г.П. Медведевой
и Е. Ярской-Смирновой. Однако этический
аспект проблемы социального обслуживания
населения в вышеназванных
В ходе нашего исследования нами были использованы следующие теоретические и общелогические методы: анализ научных источников, обобщение и анализ научной литературы применительно к данной теме и другие.
Структура работы: дипломная работа включает в себя: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложение.
Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.
Относительно происхождения
морали имеются две основные точки
зрения. Одна из них связывает происхождение
морали с первыми формами совместной
трудовой деятельности, указывая на то
обстоятельство, что совместная производственная
трудовая деятельность порождает необходимость
нравственной регламентации этой деятельности
как обязательного условия ее
успешного осуществления и
Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил в обществе себе подобных, поскольку индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми. Известно, что изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с место на место в поисках пищи. В те времена предок человека был жесток, а в обществе выживали сильнейшие. Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей. Л. Крживинский называет первобытное общество-орду - "обществом без стариков" и "обществом сильных людей". Происходил действующий в животном мире естественный отбор, в результате которого выживали наиболее молодые, ловкие и сильные.
Ценности первобытного общества
определялись эмпирически, ощущались
инстинктивно и носили явную биологическую
окраску в полном соответствии с
коллективными потребностями
Как считает В. Вичев, "первые социальные нормы, возникшие как отражение производственной необходимости обуздать животный индивидуализм, как закрепленные практикой целесообразные формы деятельности, имеют не столько позитивный, сколько негативный характер. В них доминируют не столько предписания к индивиду, сколько требования воздерживаться от определенный действий, опасный характер которых уже подтвержден практикой2".
Можно сделать вывод, что
мораль помощи и взаимопомощи уходит
корнями в природу человека и
человеческого общества: в первобытной
орде поведение каждого ее члена
соответствовало требованиям
По мере совершенствования орудий труда возникло первое примитивное разделение труда между членами племени и между полами и возрастными группами, причем в этих новых условиях полезными оказались и слабые члены племени - дети и старики. Человек становится действительно человеческим, социальным существом, а не является только одним из биологических видов, существующих на земле. Как указывал Г. Спенсер, "любое общество стремится сформировать своих членов таким образом, чтобы осуществление социальных функций было для них желанным3", вследствие чего становится необходимым прививать каждому наиболее целесообразные для социума нормы человеческого общения и взаимодействия.
В период образования материнского
рода начинается постепенное формирование
собственно моральных отношений, регулирующих
взаимодействие людей и формы
их существования на основе определенных
нравственных законов. К этому же
периоду относят появление
Однако в значительно большей степени нравственное регулирование отношений между людьми требовалось и, соответственно, развивалось с появлением семьи и собственности. А.Г. Харчев считает, что мораль возникает и функционирует в этот период "как способ преодоления противоречия между личностью и обществом4", между интересами собственников и сообщества в целом.
Выводы Л.Н. Гумилева о биологически и социально-обусловленном коллективизме и альтруизме относятся к более позднему образованию - этосу: "Для того, чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, необходимо, чтобы внутри этоса возникла альтруистская этика, при которой интересы коллектива становятся выше личных"5, при этом имеется в виду что альтруизм и коллективизм подразумевают обязательную взаимопомощь членов сообщества.
Первые, наиболее общие и
объективные с точки зрения потребностей
совместного проживания и деятельности
людей, моральные принципы получили
в дальнейшем закрепление в религиозных
нормах и заповедях, а впоследствии
- в светских законах. Введение на Руси
православия в качестве официальной
государственной религии и
Самый же главный этический принцип изложен в Нагорной проповеди Иисуса Христа: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф.7;12). Этот величайший нравственный закон, регулирующий человеческие взаимоотношения во всех областях совместной деятельности и сосуществования, "золотое правило этики" логичен в основе своей и применим во всех сферах человеческой жизнедеятельности и совместной практики, и поэтому встречается практически у всех народов в той или иной формулировке.
В Древней Руси этика помощи человеку, безусловно, не оформлялась в отдельную отрасль знаний и не фиксировалась произведениями, посвященными этому вопросу. Этические взгляды на проблемы помощи и взаимопомощи существовали только в самом общем виде, в контексте норм человеческого общежития, что доказывает обыденность самого факта оказания помощи. Их зарождение и сущность можно до некоторой степени проследить в древнейших памятниках русской литературы, в фольклорных произведениях.
С древнейших времен русским
народом создавались
Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника