Этические принципы и нормы деятельности социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 96.15 Кб (Скачать)

2) На какие критерии  или ориентиры можно опираться  в практической работе, если этические  обязательства и ответственность  вступают в противоречие?

Интерес к этическим противоречиям  в социальной работе был и раньше, но лишь в 1970-е годы им стало уделяться  пристальное внимание. Подобные проблемы существуют и в других профессиях.

Рассмотрим понятия долга  и ответственности в социальной работе. Долг - это превращение требований нравственности, общих для многих людей, в личную задачу человека, сформулированную применительно к его положению  и ситуации, в которой он находится  в данный момент. Если в моральных  требованиях выражено отношение  общества к человеку, то долг - это  отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, профессиональной группой, как субъект, осознающий и  реализующий их в своей деятельности.

Если долг социального  работника состоит в том, чтобы  осознать, применить к конкретному  положению, в котором он находится, и практически осуществить моральные  требования, то вопрос, в какой мере эта задача выполняется или в  какой мере человек повинен в  ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности специалиста. Ответственность  социального работника - это соответствие моральной деятельности специалиста  его долгу, рассматриваемое с  точки зрения возможностей человека.

В связи с этим проблема ответственности охватывает следующие  вопросы: в состоянии ли человек  вообще выполнять предписываемые ему  требования; в какой мере и правильно  ли он их понял и истолковал; как  далеко простираются границы его  деятельных способностей; должен ли человек  отвечать за достижение требуемого результата и за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние  внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия.

К ответственности социального  работника необходимо подходить  конкретно, исходя из ограниченного  единства прав и должностных обязанностей, учитывая, какое место занимают профессия  и специалисты в системе социальных связей современного российского общества. Чем шире социальные полномочия и  реальные возможности специалистов, тем выше мера их ответственности.

3.3 Этический  аспект профессиональной подготовки  социальных работников для пенитенциарной  системы

 

В последнее десятилетие  XX века в нашей стране зародилось и начало стремительно развиваться социальное образование. Социально-гуманитарное образование в вузах призвано способствовать распространению научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфике и общности интересов различных социальных групп и слоев, о тенденциях изменения института образования. Влияя на утверждение ценностей демократии, свободы, прав человека, правового государства, оно призвано помочь специалисту освободится от власти тоталитарной идеологии и фетишистских форм сознания, осознать себя активным, деятельным субъектом гражданского общества, раскрепостить потенциал души и интеллекта, стимулировать инициативу творчество, способствовать принятию ответственности за самостоятельные поступки18.

Социальное образование  имеет четыре функции: три из них - профессиональная, духовно-нравственная и культурная - рассчитаны на человека, четвертая - гуманитарная - на гуманитаризацию  всего общества.

В системе социального  образования субъектом обучения становится не рассудок человека, а  он сам, с его интеллектуальным, духовным, нравственным и культурным потенциалом. Именно в этом смысле справедливо представление, что образование есть руководство к изменению всего человека в его существе (Хайдеггер).

При эволюционном развитии общества образование и культура отражают две стороны единого процесса развития личности и общества. На протяжении XX столетия взаимодействие культуры и образования находилось в сложных субординационных отношениях и развивалось как в единстве, близком к генетическому, так и автономно, дифференцированно.

Принято считать, что культура является решающим условием цивилизованного  развития общества, фактором становления  социума, движущей силой социального  прогресса. Исходя из такого понимания, культура, с одной стороны, есть результат  развития общества, а с другой - важнейшая  характеристика общественно-политической, социальной и экономической системы, как неотъемлемый и один из наиболее существенных компонентов движения.

Если с древних времен и до XIX века принято было считать, что образование помогает нравственному становлению личности, то к XX столетию этот взгляд уже поставлен под сомнение. Время меняет социальный тип личности и социальные свойства человека.

Во-первых, образованный человек  не всегда обладает чертами, необходимыми для его восприятия как "хорошего" человека, во-вторых, во многих случаях  первоклассное образование используется для достижения целей, не относящихся  к числу благородных. Это происходит вследствие того, что социальное развитие разорвало триаду "образование - воспитание - культура", что создало  нишу для цинизма, бездуховности, лицемерия.

Соединить эту триаду в  состоянии лишь набирающее ныне силу социально-гуманитарное образование. Здесь процесс обучения неразрывно связан с активизацией духовной культуры личности, а содействие появлению  образованного человека сопровождается созидательным стремлением воспитать  человека культурного, нравственно  состоятельного и способного реализовать весь свой потенциал в социальной сфере, для которой и ведется его воспитание и обучение.

Социальное образование  имеет своей целью не только формирование профессиональных и нравственных качеств: речь идет о подготовке специалиста  с таким типом поведения, который  должен пользоваться авторитетом и  доверием населения.

Образование и воспитание, представляющие собою единой целое, есть процесс становления полноценного специалиста и гражданина и не может восприниматься иначе, как  высший принцип образовательной  деятельности, поскольку названное  единство готовит человека к семейной, общественной и государственной  жизни. От индивидуального состояния  образования и воспитания зависит  главное - интеллектуальный потенциал  и степень нравственного здоровья нации. В отечественной педагогике этот принцип всегда занимал особое место и воплощался в формуле "образование ума и нравов"19.

Гуманная компонента организации  воспитания в условиях социального  вуза сводится к утверждению в  поведении студентов таких свойств  духовности, как честь, совесть, достоинство, порядочность, способность сопереживать, испытывать сострадание, проявлять  бескорыстие и человеколюбие, осуждать и отвергать жестокость, насилие, стяжательство. В этой части организация  учебно-воспитательного процесса вуза, вовлеченного в развитие социального  обучения, совпадает с функциональным назначением религиозного, прежде всего  православного, воспитания.

Еще одна особенность социального  образования состоит в том, что  в этом направлении обучения и  воспитания важна роль духовности. В данном случае различия в понимании  светской духовности и религиозной  не являются существенными. Как известно, духовное всегда связывается с личностными  свойствами и ценностями, выходящими за пределы индивидуализма, эгоистических  интересов, личной выгоды.

Как категория, отражающая социально-бытовые  отношения, духовность содержит три  начала: познавательное, нравственное, эстетическое. Взаимодействуя в сфере реальных отношений, они создают качества, обладающие и в светской, и в религиозной жизни ценностями, относящимися к разряду высших: истину, добро, красоту.

В идеале истина, добро и  красота могут восприниматься как  экзистенциальные константы людей, как способы обретения высшего  смысла жизни, согласия с собой и  с миром. В гражданском выражении  духовность обладает свойствами, признание  и развитие которых является составной  частью гармонизации социальных отношений.

Социальное образование  будет неполным, если его содержание построено только на рационализме доктрин  и механизмах социальных технологий. Вне духовного измерения можно  дать знания, но нельзя подготовить  специалиста, способного понять сущность явлений, влияющих на социальное положение  и состояние человека.

Духовность, если она пронизывает  образование, переместиться и в  политику, ограничивая параметры  должностного производства, бюрократического цинизма и глумления над человеком, нуждающемся в помощи и поддержке.

С профессиональной точки  зрения социальная деятельность представляет собой служения людям, ибо в реальной жизни социальная работа - конкретная помощь тем, чьи психологические, моральные  и другие ресурсы недостаточны, материальные возможности невелики, физические - ограничены, а способности решать свои проблемы самостоятельно - неудовлетворительны.

По своей природе социальные проблемы производны не только от бедности, психики, состояния здоровья: к социальному  неблагополучию может приводить  и богатство, порождающие социальные пороки. Как и в первом случае, единственной преградой на их пути способна стать, выдержать натиск и  излечить духовность.

В процессе обучения духовность становится составной частью и нравственной основой формирования гуманной ответственности  работников социальных служб за отношение  к делу и результатам своего труда.

Важно знать и другое - моральная сила общества определяется его духовностью. Не многие народы имели  возможность это осознать. Специалисты, изучающие историю и национальный характер населения разных стран, лишь по отношению к России заметили: "России можно опасаться только тогда, когда она становится моральной  силой" (Д. Гельбрайт). Не будем дискутировать  по поводу того, какую опасность  и для кого и для кого представляет Россия: это тема для политических спекуляций. Сами россияне знают: страна не несла, не несет и не будет нести  угрозу народам мира. Противники России рассуждают о ее силе или слабости не для установления истины, а для  определения того момента, когда  Россия и ее интересы можно не учитывать  или даже игнорировать. Такой момент в результате политики "перестройки" наступил: лицемерная политика лишила Россию моральной силы.

Без преувеличения можно  сказать: духовность способна вернуть  России моральную силу и восстановить нравственность. В достижении этого  советское социальное образование  может и должно опираться на таких  могучих союзников, как истина, добро, красота и другие символы православной веры.

Согласно требованиям  Государственного образовательного стандарта  высшего профессионального образования  к уровню подготовки специалиста  по социальной работе, он должен:

осознавать личностную и  социальную значимость своей профессии; владеть системой знаний о закономерностях  и принципах образовательного процесса, обладать научно-гуманистическим мировоззрением и знать основные закономерности развития природы и общества;

владеть системой знаний и  взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества; знать формы и методы научного познания и владеть способами  познания и освоения окружающего  мира;

владеть профессиональным языком предметной области, обладая при  этом культурой мышления, речи и  общения; уметь строить взаимоотношения  с коллегами и принимать и  реализовать управленческие решения  в своей профессиональной деятельности;

владеть современными методами поиска, обработки и использования  информации, уметь при необходимости  интерпретировать и адаптировать информацию для адресата; быть способным к  проектной деятельности на основе системного анализа; психологически и методически  быть подготовленным к работе в поли - и междисциплинарных областях знаний;

знать концептуальные основы и принципы экологического образования; осознавать здоровье как ценность, владеть знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизни;

обладать организационными навыками, способностью к самоанализу, развитию своих творческих способностей и повышению квалификации;

уметь обеспечивать связь  между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; работать в условиях неформального  общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции  у клиента;

знать основные жизненные  функции и их физиологические  механизмы, соотношение природных  и социальных факторов в становлении  психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также  бессознательных механизмов в поведении  человека; уметь при этом дать психологическую  характеристику личности, владеть приемами психодиагностики и психической  саморегуляции;

владеть методикой и технологией  социального прогнозирования и  проектирования, владеть процедурой и методами социальных инноваций;

уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, применять полученные знания в решении современных  проблем занятости населения, уметь  вести работу с учетом современной  этнографической и демографической  ситуации;

знать и использовать в  практической деятельности особенности  специализированной подготовки, организации  помощи населению, социальной работы в  трудовых коллективах, особенностей работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения  населения, экономики и менеджмента  в социальной работе.

Социальный работник пенитенциарного  учреждения помимо этого, должен хорошо ориентироваться в вопросах криминологии и пенитенциарного законодательства.

Одним из современных направлений  эволюции профессионального образования  и совершенствования его содержания является дифференциация образования  в зависимости от сферы будущей  деятельности специалиста. Именно на этой основе выделилась специализация "социальный работник пенитенциарного учреждения". Стать квалифицированным специалистом в данной области можно, пройдя профессиональную подготовку либо переподготовку в соответствующих  учебных заведениях.

Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника