Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа
Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2) На какие критерии
или ориентиры можно опираться
в практической работе, если этические
обязательства и
Интерес к этическим противоречиям в социальной работе был и раньше, но лишь в 1970-е годы им стало уделяться пристальное внимание. Подобные проблемы существуют и в других профессиях.
Рассмотрим понятия долга и ответственности в социальной работе. Долг - это превращение требований нравственности, общих для многих людей, в личную задачу человека, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Если в моральных требованиях выражено отношение общества к человеку, то долг - это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, профессиональной группой, как субъект, осознающий и реализующий их в своей деятельности.
Если долг социального
работника состоит в том, чтобы
осознать, применить к конкретному
положению, в котором он находится,
и практически осуществить
В связи с этим проблема ответственности охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему требования; в какой мере и правильно ли он их понял и истолковал; как далеко простираются границы его деятельных способностей; должен ли человек отвечать за достижение требуемого результата и за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия.
К ответственности социального
работника необходимо подходить
конкретно, исходя из ограниченного
единства прав и должностных обязанностей,
учитывая, какое место занимают профессия
и специалисты в системе
В последнее десятилетие XX века в нашей стране зародилось и начало стремительно развиваться социальное образование. Социально-гуманитарное образование в вузах призвано способствовать распространению научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфике и общности интересов различных социальных групп и слоев, о тенденциях изменения института образования. Влияя на утверждение ценностей демократии, свободы, прав человека, правового государства, оно призвано помочь специалисту освободится от власти тоталитарной идеологии и фетишистских форм сознания, осознать себя активным, деятельным субъектом гражданского общества, раскрепостить потенциал души и интеллекта, стимулировать инициативу творчество, способствовать принятию ответственности за самостоятельные поступки18.
Социальное образование имеет четыре функции: три из них - профессиональная, духовно-нравственная и культурная - рассчитаны на человека, четвертая - гуманитарная - на гуманитаризацию всего общества.
В системе социального образования субъектом обучения становится не рассудок человека, а он сам, с его интеллектуальным, духовным, нравственным и культурным потенциалом. Именно в этом смысле справедливо представление, что образование есть руководство к изменению всего человека в его существе (Хайдеггер).
При эволюционном развитии общества образование и культура отражают две стороны единого процесса развития личности и общества. На протяжении XX столетия взаимодействие культуры и образования находилось в сложных субординационных отношениях и развивалось как в единстве, близком к генетическому, так и автономно, дифференцированно.
Принято считать, что культура является решающим условием цивилизованного развития общества, фактором становления социума, движущей силой социального прогресса. Исходя из такого понимания, культура, с одной стороны, есть результат развития общества, а с другой - важнейшая характеристика общественно-политической, социальной и экономической системы, как неотъемлемый и один из наиболее существенных компонентов движения.
Если с древних времен и до XIX века принято было считать, что образование помогает нравственному становлению личности, то к XX столетию этот взгляд уже поставлен под сомнение. Время меняет социальный тип личности и социальные свойства человека.
Во-первых, образованный человек
не всегда обладает чертами, необходимыми
для его восприятия как "хорошего"
человека, во-вторых, во многих случаях
первоклассное образование
Соединить эту триаду в
состоянии лишь набирающее ныне силу
социально-гуманитарное образование.
Здесь процесс обучения неразрывно
связан с активизацией духовной культуры
личности, а содействие появлению
образованного человека сопровождается
созидательным стремлением
Социальное образование имеет своей целью не только формирование профессиональных и нравственных качеств: речь идет о подготовке специалиста с таким типом поведения, который должен пользоваться авторитетом и доверием населения.
Образование и воспитание,
представляющие собою единой целое,
есть процесс становления
Гуманная компонента организации
воспитания в условиях социального
вуза сводится к утверждению в
поведении студентов таких
Еще одна особенность социального образования состоит в том, что в этом направлении обучения и воспитания важна роль духовности. В данном случае различия в понимании светской духовности и религиозной не являются существенными. Как известно, духовное всегда связывается с личностными свойствами и ценностями, выходящими за пределы индивидуализма, эгоистических интересов, личной выгоды.
Как категория, отражающая социально-бытовые отношения, духовность содержит три начала: познавательное, нравственное, эстетическое. Взаимодействуя в сфере реальных отношений, они создают качества, обладающие и в светской, и в религиозной жизни ценностями, относящимися к разряду высших: истину, добро, красоту.
В идеале истина, добро и красота могут восприниматься как экзистенциальные константы людей, как способы обретения высшего смысла жизни, согласия с собой и с миром. В гражданском выражении духовность обладает свойствами, признание и развитие которых является составной частью гармонизации социальных отношений.
Социальное образование будет неполным, если его содержание построено только на рационализме доктрин и механизмах социальных технологий. Вне духовного измерения можно дать знания, но нельзя подготовить специалиста, способного понять сущность явлений, влияющих на социальное положение и состояние человека.
Духовность, если она пронизывает
образование, переместиться и в
политику, ограничивая параметры
должностного производства, бюрократического
цинизма и глумления над
С профессиональной точки зрения социальная деятельность представляет собой служения людям, ибо в реальной жизни социальная работа - конкретная помощь тем, чьи психологические, моральные и другие ресурсы недостаточны, материальные возможности невелики, физические - ограничены, а способности решать свои проблемы самостоятельно - неудовлетворительны.
По своей природе социальные проблемы производны не только от бедности, психики, состояния здоровья: к социальному неблагополучию может приводить и богатство, порождающие социальные пороки. Как и в первом случае, единственной преградой на их пути способна стать, выдержать натиск и излечить духовность.
В процессе обучения духовность становится составной частью и нравственной основой формирования гуманной ответственности работников социальных служб за отношение к делу и результатам своего труда.
Важно знать и другое -
моральная сила общества определяется
его духовностью. Не многие народы имели
возможность это осознать. Специалисты,
изучающие историю и
Без преувеличения можно сказать: духовность способна вернуть России моральную силу и восстановить нравственность. В достижении этого советское социальное образование может и должно опираться на таких могучих союзников, как истина, добро, красота и другие символы православной веры.
Согласно требованиям
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального
осознавать личностную и
социальную значимость своей профессии;
владеть системой знаний о закономерностях
и принципах образовательного процесса,
обладать научно-гуманистическим
владеть системой знаний и взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества; знать формы и методы научного познания и владеть способами познания и освоения окружающего мира;
владеть профессиональным языком предметной области, обладая при этом культурой мышления, речи и общения; уметь строить взаимоотношения с коллегами и принимать и реализовать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;
владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, уметь при необходимости интерпретировать и адаптировать информацию для адресата; быть способным к проектной деятельности на основе системного анализа; психологически и методически быть подготовленным к работе в поли - и междисциплинарных областях знаний;
знать концептуальные основы и принципы экологического образования; осознавать здоровье как ценность, владеть знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизни;
обладать организационными навыками, способностью к самоанализу, развитию своих творческих способностей и повышению квалификации;
уметь обеспечивать связь между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции у клиента;
знать основные жизненные функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека; уметь при этом дать психологическую характеристику личности, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции;
владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, владеть процедурой и методами социальных инноваций;
уметь разрешать актуальные
проблемы геронтологии, применять полученные
знания в решении современных
проблем занятости населения, уметь
вести работу с учетом современной
этнографической и
знать и использовать в
практической деятельности особенности
специализированной подготовки, организации
помощи населению, социальной работы в
трудовых коллективах, особенностей работы
с пожилыми людьми и инвалидами,
организации пенсионного
Социальный работник пенитенциарного
учреждения помимо этого, должен хорошо
ориентироваться в вопросах криминологии
и пенитенциарного
Одним из современных направлений
эволюции профессионального образования
и совершенствования его
Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника